Способна ли Латвия предложить своим жителям такие условия труда и зарплаты, чтобы те не покидали родину в поисках лучшей жизни в развитых странах? Из республики до сих пор люди разлетаются по всему миру, их место занимают мигранты из других стран. Почему же сами латвийцы не могут найти работу на родине?

Недавно прошла ежегодная ярмарка вакансий, организованная Государственным агентством занятости. В центре H2O при вузе RISEBA, где в этот день собрались сотни разных гостей – и совсем молодых, буквально вчерашних школьников, и студентов, и людей зрелого возраста, ищущих в Латвии работу.

Пришли представить себя как местные, так и международные компании. Свои вакансии представляли и всевозможные структуры – от Управления мест заключений и Государственной пожарно-спасательной службы до главного столичного домоуправления Rīgas namu pārvaldnieks, которые буквально стонут от нехватки работников, профессионалов в самых разных областях. В итоге в помещении, где проводилась ярмарка, яблоку негде было упасть.

Организовало ярмарку Агентство занятости с одной лишь целью: свести тех, кто ищет работу, и тех, кто ее предлагает. Оценили ситуацию и корреспонденты «МК-Латвии».

Глядя в глаза работодателю

Так, начальник рижского филиала Агентства занятости Иева Хахеле рассказала корреспонденту «МК-Латвии» следующее:

– То, что в Латвии и ее столице огромная проблема на рынке труда – не новость уже на протяжении многих лет. Поэтому мы, собственно, и устроили ярмарку вакансий, чтобы непосредственно лично познакомить потенциальных работодателей и тех, кто пытается в республике трудоустроиться. Очень важно, чтобы они встретились и поговорили буквально, глядя друг другу в глаза, спокойно пообщались лично. Ведь сейчас, в цифровое время, очень многое происходит через Интернет, всевозможные сайты и приложения в гаджетах, где одни коротко предлагают работу, а другие просто оставляют свои заявки. Понятно, сейчас век такой, когда общение сводится лишь к сухому обмену данными через систему Интернета, но проблема в том, что так люди толком не могут переговорить, выяснить разные подробности. В Интернете многие вопросы остаются нерешенными, а ведь личный контакт в процессе поиска работы исключительно важен.

На данный момент только в одной Риге более 17000 свободных рабочих мест – в самых разных сферах – от пекарей в кондитерских при супермаркетах до дворников в муниципальных ведомствах или операторов самых сложных систем в Рижском аэропорту.

– Однако особенно много людей нужно в строительстве и для выполнения тяжелых ремонтных работ, – продолжает наша собеседница. – Также всегда актуально – это водители общественного транспорта (что доказывает извечная проблема столичной муниципальной компании Rīgas satiksme), а также на разных фирмах что при торговых сетях, что в медучреждениях. Словом, люди очень нужны. Причем нужны не только молодые, которые теперь чуть что – сразу после школы хотят купить билет на самолет и лететь в Англию, Ирландию. Нужны и взрослые люди в основном от 40 до 55 лет, у которых есть специальное образование и опыт работы в самых разных сферах. Правда, последние долго без дела не сидят – что-то находят, поработают, уволятся, когда что-нибудь не устроит, и новое место сразу ищут. Есть у нас заявки и от людей в годах, которые просто хотят поменять что-либо в жизни. К нам в агентство люди потоком идут каждый час. У нас зарегистрировано около 16000 клиентов. Мы организуем и встречи соискателей с работодателями.    

Не справляются с языковыми требованиями

Это верно, работы по всей Латвии много и готовы за нее платить порой весьма прилично. Тем не менее тут существует много разных нюансов, что подтверждают и истории людей, долго ищущих работу на родине, а потом отчаявшихся и улетающих за границу. Это доказывает и история Михаила Иванцова – профессионального сантехника, который тоже пришел на ярмарку вакансий, где познакомился с корреспондентом «МК-Латвии» и рассказал о своих мытарствах:

– Профессиональным сантехником я стал еще в 1990-х. Тогда известно, что происходило с теми же денационализированными домами: много жилья возвращали так называемым историческим хозяевам, обновлялись и квартиры, и целые здания, делались большие ремонты, в ходе которых меняли всю старую сантехнику и системы отопления. В то время работы у сантехников было валом. Но ближе к концу 1990-х стали ужесточать разные требования, в том числе – языковые. Например, от профессионального сантехника стали требовать отличных знаний госязыка. А зачем? Нам что – с трубами стихами говорить или рассуждать с унитазами на сложные философские темы, причем не допуская ни одной ошибки в знании латышского? В итоге от сантехников стали требовать в первую очередь именно «корочки», а не профессиональных навыков. Какое-то время мы с коллегами еще работали в Латвии по профессии, но с конца 1990-х людей из тех же муниципальных структур увольняли «пачками». Если же у тебя была своя частная фирма по обслуживанию домов, то не поступало нормальных заказов. Так примерно к 2012 году и Рига, и Латвия вообще лишилась почти всех опытных сантехников, которые один за другим улетали в ту же Норвегию, где теперь уже прочно обосновались, работают по всей Северной Европе и на родину, где твой профессионализм никому не нужен, возвращаться даже не думают. К тому же в Норвегии я, профессиональный сантехник, могу заработать, если устроюсь в большую компанию, до 5–6 тысяч евро в месяц. А в Латвии даже в столице таких денег у сантехников и близко нет. Вот, сегодня на этой ярмарке есть стенд у Rīgas namu pārvaldnieks. Cтоличное муниципальное предприятие постоянно жалуется на нехватку специалистов, тех же сантехников, однако никакого прилично заработка не предлагает. Да, 1000 евро там заработать можно, если «пахать» буквально без выходных, мало спать и быстро есть. И несложно догадаться, что предпочитают люди моей профессии: остаться в Латвии или улететь в Скандинавию либо Великобританию, где, конечно, тем же английским владеть надо, но лишь настолько, насколько это тебе важно по работе, – рассказал Михаил.

Сказка о дворниках

Сотрудники самого Rīgas namu pārvaldnieks признались, что в первую очередь нужны дворники, которым за работу готовы платить до 1500 евро в месяц. Правда ли это? Ваш автор решил уточнить непосредственно от потенциальных дворников, ищущих такую работу. Вот что рассказала, например, жительница Юглы Елена Матвеева:

– Все верно, дворники нужны. Но в реальности работодатели больше 500 евро человеку не заплатят просто за работу дворника при одном доме. Чтобы получить те самые 1500 евро, надо брать «семейный подряд», когда работает муж с женой и их дети, надо оформлять несколько объектов, скажем, четыре многоэтажных дома. Одному человеку приходится подметать и мыть подъезды плюс непосредственно убирать территорию около дома: летом – просто подметать тротуары, стоянки, осенью – сгребать опавшие листья и сорванные ветром ветки, а зимой – и снег сметать, и лед отбивать, и все кругом посыпать из тяжеленных ведер каменной крошкой (соль ведь у нас в «экологичной Европе» запретили). В общем, за 1500 евро на такой работе задействована вся семья. Поэтому неудивительно, что на должности дворника такая большая текучесть кадров, – сказала Елена.      

Еще в Rīgas namu pārvaldnieks нужны ремонтники, например, для починки крыш, замены окон, дверей, обновления фасадов домов, утепления стен многоэтажек. И всем им, по словам представителей домоуправления, готовы платить и 1000 евро в месяц и даже 2500.

Меняю Африку на Латвию

Работу в Латвии ищут не только местные, но и иностранцы. Вот, например, ярмарку вакансий посетил Патрик Сантож – молодой человек аж из далекой центральноафриканской страны Конго.

– Я уже четыре года живу в Риге, учусь в вашем РТУ на инженера по авионике для контроля самых сложных технических авиационных систем летательных аппаратов. Принцип тут такой: если в том же Рижском аэропорту я нужен, как молодой перспективный специалист, тогда мне оплачивают и учебу в вузе, и даже помогают с арендой жилья, плюс я на руки имею примерно тысячу евро. Это, конечно, очень хорошо, но такая удача выпадает не каждому. Правда, переехать в Латвию из Конго я решил в первую очередь потому, что у вас мирно, а у меня на родине гражданские войны идут одна за другой уже лет сто, плюс постоянно что-то делят племена разных небольших регионов. Во-первых, тебя там просто убить могут, а если ты и останешься жив, то уж точно не найдешь никакую нормальную работу, даже если из богатой семьи. В итоге, повзрослев, я решил перебраться в Европу, куда переселяется немало африканцев – в том числе и в Латвию. Пусть ваша страна бедная и дорогая, но здесь хотя бы ты можешь нормально по улицам ходить без автомата через плечо, – сказал Патрик, который на ярмарку вакансий пришел и для того, чтобы узнать, какие и от кого предложения могут быть для его близких и друзей из той же Африки.

Кстати, с корреспондентом «МК-Латвии» он говорил не только по-английски, но и на весьма сносном русском, который многие африканцы изучают с детства – и в семьях, и даже в школах.

Пекари, отзовитесь!

На ярмарке вакансий были свои стенды и почти всех торговых сетей Rimi, Maxima, Mego, которые приглашали к себе на работу самых разных специалистов: грузчиков на склады и в магазины, водителей для доставки товаров, людей, обслуживающих непосредственно залы магазинов.

Вот что «МК-Латвии» рассказала специалист по подбору персонала Mego Ундине Бушмейстере:

– Конечно, мы предлагаем работу в самых разных сферах, линейка вакансий большая, найдется дело и для людей с профессиональным образованием, и для новичков, причем по всей Латвии. Есть работа и в магазине, и на производстве – например, в цехах кулинарии и кондитерских, где мы готовим в том числе полуфабрикаты и где поэтому востребованы и кондитеры, и повара, и помощники поваров. Зарплаты у нас очень разные в зависимости от квалификации человека, но в основном расчет идет «по часам»: 5–8 евро в час брутто. Если речь идет о продавцах, то здесь зависит от района Латвии: лучше получают в больших городах, как Рига, Даугавпилс, Вентспилс, поскольку там у нас обычно крупные магазины, где много покупателей. Как вы знаете, почти во всех супермаркетах Латвии постоянные очереди к кассам, ведь очень тяжело найти людей: молодые не хотят работать «на кассе» даже по 90 евро за дневную смену. Значит, мы все очень ждем людей, готовых там работать, – приглашает Ундине Бушмейстере.

Похожие предложения для ищущих работу делали представители всех торговых сетей на ярмарке вакансий.

Кто займется сосисками?

Знакомилась с соискателями работы и Оксана Матвеева, представитель известной в Латвии сети мясных магазинов Forevers.

– Признаюсь, нам сейчас не нужны сотни людей, поскольку коллектив достаточно стабильный и нет текучки кадров. И все же мы ждем продавцов, а главное – операторов технических систем на производстве колбас, сосисок, фарша. Также очень ждем обвальщиков, которые занимаются разделкой туш и всем, что важно в мясном производстве. К сожалению, в Латвии почти нет специалистов, способных работать на сложном и современном оборудовании в мясном производстве, поэтому мы принимаем людей на работу и сразу же обучаем, причем за свой счет. К нам можно приходить работать сразу после школы – на более простую и легкую работу, например, сначала можно навешивать колбасы и сосиски на разные упаковочные станки, а параллельно с этим учиться на оператора на сложном оборудовании. Человек начинает работать медленно, постепенно увеличивая темп. У нас так: чем ты больше сделал – тем больше получил. В первое время у нас человек может достаточно гарантированно заработать 1200 евро, а профессиональный обвальщик даже – 2500, – сказала Оксана Матвеева.

Похожие заманчивые предложения звучали и от компании Orkla Latvija (ей принадлежат фабрики Laima, Staburadze, Gutta, Spilva, Ādažu čipsi и другие самые известные в стране). Специалист по подбору персонала Алисе Лаура Пуриня рассказала «МК-Латвии»:

– Вакансий у нас очень много, в среднем на каждом производстве около 100. Ждем работников в технические отделы, на склады, нужны кондитеры и пекари (как на Laima, так и на Staburadze). Зарплаты очень разные – есть и по 1500 евро, и больше, например, когда работать кондитерами приходят уже готовые профессионалы. Конечно, мы и сами обучаем людей на производстве, как правило – за свой счет с учетом последующей выработки человека уже в цехах, – говорит Алисе Лаура Пуриня. 

Женщины «за 50» чаще безработные

С одной стороны, конечно, предложений на ярмарке звучало много. Однако для всех ли была работа? Есть, например, те, кому трудоустроиться на приличные места сложнее всего в силу самых разных причин.

Так представители Агентства занятости обрисовали портрет обычного латвийского безработного. Это чаще всего женщина «за 50» со средним профессиональным образованием и без идеального знания латышского.

Сейчас процент женщин среди безработных старше 50 лет возрос почти до 60. Особенно сложная ситуация в регионах, скажем, в Латгалии и глубинке Курземе. Безработица в провинции возрастает с середины осени, а к лету спадает, поскольку в тех же регионах нужно больше людей для работ на полях и в хуторском хозяйстве. 

К кому обратиться?

В Латвии безработные постарше предпочитают искать работу непосредственно через кабинеты Агентства занятости, где, к слову, тоже имеются вакансии на самые разные места. А молодые чаще ищут, где бы устроиться, на сайтах вроде www.visidarbi.lv или на популярном по всей Европе сайте layboard.com (в разделе «Работа в Латвии). Тут также масса вакансий – от водителя международных перевозок до упаковщика шоколадных конфет с разбросом зарплат от 700 до 3000 евро в месяц.

Самые свежие вакансии в Риге от Агентства занятости

Все зарплаты указаны брутто, то есть до вычета налогов.

■ Специалист по отбору персонала

Больница им. П. Страдыня: 1950 евро

■ Микробиолог

SIA J.S. HAMILTON BALTIC: 1400–1600 евро

■ Директор

Латвийский национальный архив: 1578–1851 евро

■ Консультант по обслуживанию клиентов

SIA Imperium: 1200–1600 евро

■ Помощник повара

SIA Devaloka: 950–1000 евро

■ Руководитель службы обслуживания клиентов

SIA Bkere Trade: 1537 евро

■ Старший эксперт

Центр защиты детей: 1851–1948 евро

■ Продавец

SIA Lāči: 5,50–6 евро в час

■ Водитель грузового автомобиля

SIA Resan: 1600 евро

■ Оператор справочной службы

SIA Transcom Woldwide Latvija: 1400–1750 евро

■ Директор в сфере государственного управления

Рижский музей истории и мореходства: 1339 евро

■ Специалист по закупкам

Государственный центр оборонной логистики и закупок: 2040–2220 евро

■ Продавец на заправочной станции

Viada: 5,06–10,12 евро в час

■ Методист по образованию

Департамент образования, культуры и спорта Рижской думы: 1603 евро

■ Администратор IT

AS Augstsprieguma tīkls: 2700–3200 евро

■ Медсестра

Рижская Восточная клиническая университетская больница: 9,84 евро в час

■ Руководитель проектов

Центр профилактики и контроля заболеваний: 1483–1999 евро

■ Социальный работник

Рижское самоуправление: 1315 евро

■ Няня

Детский сад «Золотой ключик»: 700 евро

■ Делопроизводитель

Детский сад «Золотой ключик»: 1094 евро

■ Дворник

Первая городская больница: 735 евро

■ Электротехник

L-Ekspresis: 1700–2000 евро

■ Юрист

Латвийский военный музей: 1674–1752 евро

■ Председатель правления

Латвийская железная дорога: 12000 евро

Игорь МЕЙДЕН


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.