Живущая в Каугури многодетная мать Наталья Колесникова, инвалид-колясочник с 20-летним стажем, не скрывает своей радости – этой весной она впервые за 20 лет спустилась на лифте и выехала на улицу без посторонней помощи: в девятиэтажке по ул. Сколас, 36, где она живет с мужем и тремя детьми, наконец-то появился подъемник. Правда, добиваться установки подъемника инвалиду пришлось более 10 лет.

Наталья – сорокалетняя мать троих детей – из-за полученной в аварии травмы позвоночника вынуждена была годами проводить время в четырех стенах: в отсутствие мужа, который регулярно ездит в дальние рейсы, она была не в состоянии даже спуститься на улицу, чтобы забрать детей из детского сада и школы. Старшим детям 16 и 8 лет, а младшему ребенку всего 3 года.

– Из-за недоступности окружающей среды я фактически 20 лет не могла выехать ни в магазин, ни просто на прогулку, была вынуждена дышать через форточку. Проблема в том, что нашу квартиру на девятом этаже от лифта отделяют злополучные и непреодолимые для инвалида-колясочника шесть ступенек. Казалось бы, в XXI веке с его технологиями решение таких проблем – дело обычное, но в моем случае процесс установки подъемника затянулся на долгих 20 лет.

За эти годы семья Натальи много раз пыталась установить подъемник. По словам женщины, близкие набирались духу, начинали и забрасывали: из-за бюрократических препон этот процесс так и не удавалось запустить.

К тому же в Латвии много лет действовал закон, по которому инвалид должен был собрать подписи со всех жильцов дома – без их согласия подъемник установить было просто нельзя.

– Для меня, человека, который передвигается в инвалидном кресле и должен заботиться о трех детях, это препятствие стало задачей повышенной сложности, – вздыхает Наталья. – Как представлю, что придется объехать все квартиры нашей девятиэтажки в Каугури, всех обзванивать и уговаривать подписаться... Так и отпадает всякое желание чего-то добиваться. В общем, от этой идеи пришлось отказаться. Так и жила долгие годы без прогулок. Иногда осмеливалась просить соседей, чтобы донесли до лифта сначала коляску, затем и меня, но часто докучать просьбами неудобно – сколько можно напрягать посторонних людей? Как-то приноровилась жить в четырех стенах: старшие дети забирали младших, сами ходили в магазин за продуктами. Я же все делала по дому – и готовила, и убирала, и стирала, и гладила белье. Но порой ощущала, что начинаю задыхаться: когда дома маленькие дети, не откроешь окно. Воздуха мне не хватало.

Поиск альтернатив результатов не дал

– Не пытались пойти другим путем – обменять квартиру на другую, в доме с подъемником?

– Переехать в другой дом с подъемником нам не удавалось, в ближайшей округе таких и не было, а уезжать из привычной среды, где рядом и садик, и школа, да и квартира оборудована под мои нужды, не хотелось. И вот дождались добрых вестей: в 2022 году в Латвии отменили обязательное требование о сборе соседских подписей для установки подъемника в доме.

Наталья стала вновь пытаться пробить установку нужного ей механизма. Но оказалось, что за эти годы существенно возросла стоимость самого подъемника и его монтажа. В фирме, которая занимается поставкой такой услуги, женщине сказали, что установка подъемника будет стоить не меньше 6–7 тысяч евро.

У семьи Натальи таких денег не было. Но супруги узнали, что 5000 евро на эти нужды покрывает из городского бюджета сама Юрмальская дума, а все, что превысит этот лимит, уже придется доплатить самим.

– Наша семья с тремя детьми – не из самых богатых, живем очень экономно, едва хватает денег на проживание и оплату коммунальных услуг. Поэтому признаюсь, я молила Бога, чтобы затраты на подъемник не превысили установленный лимит, который готово покрыть самоуправление Юрмалы, и доплачивать ничего не пришлось, – признается женщина.

Но увы. После всех расчетов оказалось, что подъемник Наталье обойдется не в 5000 и не в 6000, а в 14000 евро. Юрмальчанка была в отчаянии, ведь где-то надо было добыть целых 9 тысяч евро или снова отказываться от этой идеи.

Но на сей раз Наталья решила не отступать. И когда уже нашла компанию, которая берется установить подъемник, обратилась в фонд ziedot.lv с просьбой объявить сбор пожертвований. Параллельно вела переговоры и с Департаментом благосостояния Юрмальской думы. Было это в декабре прошлого года, и, честно говоря, Наталью грызли сомнения, что такую большую сумму вообще удастся собрать:

– С какой стати совершенно незнакомые люди станут жертвовать на установку подъемника какой-то жительнице Каугури, с которой они даже не знакомы? Такие мысли не давали покоя. Но случилось чудо – 20 декабря в Интернете объявили сбор, рассказали мою историю, и нужная сумма была собрана буквально за неделю! Люди накануне Рождества и Нового года были чрезвычайно отзывчивы, за что я им безмерно благодарна. Благодарна и команде ziedot.lv, ведь это они написали на сайте такой проникновенный и мотивирующий текст, рассказали о моей беде и желании выходить на улицу. В итоге масса людей не прошла мимо и меня поддержала. В считанные дни собрали около 7 тысяч евро. Радости моей не было предела!

– Почему же подъемник появился только к концу марта?

– Дальше пошли уже технические моменты. Нужно было заказать проект подъемника и согласовать его со всеми ответственными службами. Это оказалось непростой задачей. Ею уже занималась фирма-изготовитель, но все это потребовало титанических усилий и терпения. Затем подъемник изготавливался, что тоже потребовало времени, фирме Tehnovers кое-что пришлось переделать.

Наконец в управлении благосостояния Юрмальской думы Наталья забрала акт сдачи-приемки подъемника. И даже после окончательной установки семье еще нужно собрать все необходимые подписи от экспертов Стройуправы, Юрмальской думы и других ведомств. С этим тоже оказалось не все так просто: у самой Натальи электронной подписи нет, поэтому все ведомства также должны были подписать документ обычной, а не электронной подписью.

Наталья ждет не дождется, когда все будет закончено:

– Далее я сообщу в ziedot.lv, и тогда они, наконец, перечислят изготовителю всю сумму. Пока этого не сделано, но подъемником я уже могу пользоваться, поскольку прошла необходимый инструктаж и обучение.

Сложности установки

Юрий Рудницкий, представитель компании Tehnovers, которая изготавливает подъемники уже с 2002 года, рассказал, как шли работы.

– Почему установка подъемника в многоэтажке на ул. Сколас, 36, заняла так много времени? Да и процесс согласования разными инстанциями затянулся на несколько месяцев. В какой-то момент Наталья уже отчаялась...

– Изготовление подъемника – дело непростое. Его сначала нужно сконструировать, затем произвести, а потом установить в конкретном доме с учетом всех нюансов. Если производить детали на месте – цена одна, если закупать за границей – уже другая. Мы производим все нужное оборудование в Латвии.

Но стоит учитывать детали и понимать, что в каждом доме подъемник уникален, ведь в одном подъезде стенка может быть завалена в одну сторону, в другом – в другую. Поэтому нельзя заранее сделать заготовки подъемников и хранить их на складе до тех пор, пока возникнет нужда. Приходится работать по индивидуальному заказу в каждом конкретном случае. Поэтому понятно, что весь процесс занимает довольно много времени и далеко не дешев.

Кроме того, после установки подъемника в подъезде человека, который будет им пользоваться, еще надо специально обучить. Производство занимает от четырех до пяти недель в зависимости от объема заказа. Как только к нам попадает подписанный договор, мы сразу же приступаем к процессу производства. Но до этого предстоит много бюрократии и волокиты.

– В чем же она проявляется?

– Очень много времени занимает согласование проекта подъемника различными структурами. Такое ощущение, что мы строим какое-то здание или дворец президента. На самом деле процедура согласования, например в Риге, давно отработана, и в договорах, как правило, все четко и ясно – и ничего лишнего. Но в Юрмале нам потребовалось много усилий, чтобы убедить службы, что возведение подъемника не нуждается в стольких этапах согласования, а некоторые пункты договора – совершенно лишние и усложняют установку конструкции. В результате нам удалось убедить партнеров и эти пункты были из договора все-таки изъяты. С одной стороны, чиновников понять можно – госструктура или муниципальная служба заинтересована ужесточить условия приемки проекта, чтобы к ним самим потом не было лишних претензий. К тому же в Юрмале нет такого богатого опыта по установке подъемников, как в Риге. В Риге-то мы ставим их практически каждый день. И все проекты уже отработаны, в договорах на установку нет ничего лишнего, все четко по делу. В результате согласование и подписание договора идет параллельно с установкой подъемника и завершается к окончанию его возведения.

Но тут ничего не поделаешь, в каждом самоуправлении своя система согласований таких проектов, в разных муниципалитетах этим занимаются разные ведомства, где-то один департамент, где-то сразу несколько структур, от этого также зависят сроки согласования.

В случае Натальи и дома в Каугури, когда подъемник уже был установлен и опробован в действии, нас попросили кое-что переделать для удобства пользователя. Так, опробовав конструкцию в действии, спуск женщина пожелала сделать более пологим, а не таким крутым, как изначально, чтобы было более комфортно. Также уже в ходе приемки объекта нас попросили подрезать шляпки болтов, чтобы выдающиеся части не мешали другим людям. Мы учли все пожелания и все исправили, после чего объект был принят. Обычно производство подъемника занимает три-четыре недели, и два-три дня монтаж уже готовой конструкции. Так было и в этот раз. Большую часть времени заняла процедура согласования разных нюансов – сначала с техническим, затем и с юридическим департаментом.

– А почему за время согласования проекта стоимость самого подъемника возросла практически в два раза? Так все подорожало – и материалы, и услуги по установке?

– Изначально мы хотели установить самый простейший и самый экономный вариант подъемника, возможно, даже мобильный и складной, он бы обошелся в сумму до 6000 евро, но в процессе, после изучении ситуации на месте, планы пришлось пересмотреть и установить более дорогостоящую и надежную модель. Это стационарный подъемник. Это, конечно, удорожило конструкцию, и недостающие средства пришлось собирать с помощью платформы ziedot.lv.

Установка мобильного подъемника заняла бы всего две недели, но стоит понимать, что для его использования человеку все равно понадобилась бы посторонняя помощь, чего мы все в этом случае как раз и пытались избежать. Хотели сделать так, чтобы женщина смогла самостоятельно заезжать в дом и выезжать из него.

За более чем двадцать лет работы мы устанавливали, конечно, не только подъемники, еще и сами квартиры оборудовали для нужд инвалидов, монтировали там различные приспособления, которые значительно упрощают жизнь в быту. Это и различные ручки для ванн, и приспособления для бассейнов, и даже оборудование для занятий рейттерапией – лечебных упражнений с применением лошадей. Одним словом, все, что упрощает жизнь в быту человеку с особыми потребностями. Поэтому изучили ситуацию и понимаем, что ставить одинаковые подъемники, сделанные по шаблону, в разные дома, при всем желании не получится.

Пандус смастерим сами

Наталья счастлива, что между восьмым и девятым этажом у нее в доме наконец-то появилась конструкция, позволяющая чаще покидать четыре стены собственной квартиры.

Но пока она с сожалением отмечает, что до полного комфорта все-таки еще далеко: при выезде из дома еще предстоит изготовить пандус, чтобы спуск не был таким крутым. И заняться этим придется ее супругу, потому что денег в проекте на пандус не хватило. Объявлять сбор на новую сумму семья не готова, это снова время, и глава семейства решил, что смастерит пандус своими силами.

В чем препятствия?

Почему же Наталье Колесниковой до сих пор не удавалось установить в многоэтажном доме на ул. Сколас, 36, ни подъемник, ни пандус, хотя она обращалась в Юрмальскую думу с просьбой о помощи еще тринадцать лет назад? Старший социальный работник Департамента благосостояния Юрмальской думы Милана Кузнецова поясняет:

– До 2021 года в Латвии действовал порядок, который и правда предусматривал сбор подписей всех жильцов за установку в подъезде подъемника для инвалида. Конечно, не каждый человек с инвалидностью мог такой барьер преодолеть и подписи собрать. Очевидно, именно это и стало тогда препятствием для Натальи. Но теперь, к счастью, сбор подписей отменен и установка подъемников движется гораздо быстрее. У меня в разработке есть несколько обращений от жителей, и мы активно работаем над тем, чтобы установить в их домах подъемники.

Подспорье инвалидам с проблемами передвижения

Между тем 29 марта этого года Комитет по социальным вопросам Рижской думы единогласно одобрил поправки к правилам, согласно которым пособие на обустройство жилья под нужды инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению будет увеличено на 50%. Как пояснил на заседании социального комитета начальник социального управления Департамента благосостояния Рижской думы Мартиньш Моорс, инвалиды-колясочники вместо прежних 4000 евро на эти нужды будут получать до 6000 евро, а рижане с инвалидностью по зрению вместо 1500 евро получат до 2250 евро:

– Цель такого пособия – по возможности обеспечить людям с функциональными нарушениями такие условия, в которых они могли бы проживать без посторонней помощи, самостоятельно ухаживать за собой, заниматься спортом и свободно передвигаться по самой квартире. Эти люди смогут переоборудовать свое жилье так, чтобы дверные проемы были максимально расширены, пороги убраны, а сантехника и кухонное оборудование были бы обустроены для максимально удобного пользования.

Виктория СОКОЛОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.