Большинство государственных чиновников, которые отвечают за благосостояние инвалидов, представления не имеют о проблемах этих латвийцев, говорит член Консультативного совета негосударственной организации лиц с инвалидностью Рижской думы Санта Сурвила. Что же делать, чтобы жизнь инвалидов стала хоть немного проще?

«Обращаюсь к министерствам!»

Санта Сурвила о проблемах лиц с инвалидностью знает не понаслышке, поскольку сама передвигается на инвалидной коляске. Санта недавно получила третье высшее образование (на этот раз в юриспруденции) и теперь в своем бюро и в социальной сети Facebook проводит консультации для инвалидов и помогает оформить разные заявления. Информации о затруднениях людей с инвалидностью у нашей собеседницы предостаточно.

– Я очень надеюсь, что меня услышат представители Министерства благосостояния и Министерства здравоохранения. Именно от них зависит, изменится ли жизнь лиц с инвалидностью, – сказала наша собеседница. – Из своего опыта общения с государственными службами я поняла, что большинство ответственных за благосостояние лиц о наших проблемах не имеют никакого представления, им кажется, что все в порядке.

Если спросить меня, что главное для человека с инвалидностью, я отвечу так: важно, чтобы такой человек стал налогоплательщиком, а не жил только на пособие или пенсию от государства.

Для этого государство должно обеспечить инвалидов всем тем, что им необходимо: ассистентами, своевременной медицинской помощью, реабилитацией, компенсацией транспортных расходов, доступностью среды. Кроме того, власть имущие должны изменить законы таким образом, чтобы работодателям было выгодно принимать лиц с инвалидностью на работу. Сейчас по каждому из этих пунктов есть проблемы!

А жить на что?

– Начнем с самого элементарного – доходов и расходов людей с инвалидностью, – предложила наша собеседница. – Цены за прошедший год выросли на все и для всех. Но если здоровые люди имеют возможность подзаработать и тем самым увеличить свои доходы, то у инвалидов такой возможности нет. В результате вопрос выживания в этом году для нас стал таким острым, каким раньше никогда не был.

Размер нового ежемесячного пособия, которое в этом отопительном сезоне государство начало выплачивать пенсионерам, инвалидам и лицам, потерявшим кормильца, не помогает компенсировать рост цен на энергоресурсы (размер пособия 30 евро – для лиц с доходом до 300 евро, 20 евро – с доходом от 301 до 509, 10 евро – с доходом от 510 до 603 евро).

То же самое могу сказать насчет индексации пенсий, цены на самые востребованные товары растут больше и быстрее, чем индексация. Государству следует подумать над вопросом увеличения пособий для инвалидов и более частой индексации пенсии.

Эх, дороги!

Сейчас, в начале зимы, вновь стала актуальной проблема заточения многих инвалидов в стенах своих домов.

– Каждый год люди, которые передвигаются на инвалидной коляске, сталкиваются с ужасающим состоянием дорог зимой: обледенением и заснеженностью. По такой дороге даже самая лучшая инвалидная коляска не сможет проехать. Для людей с инвалидностью это означает вынужденное сидение дома в течение трех-четырех месяцев, – вздыхает наша собеседница. – Но самое ужасное заключается в том, что от снега не убраны даже дороги к медицинским учреждениям, на коляске к ним невозможно подъехать. В конце ноября, когда выпал снег, одна женщина рассказала, что так и не смогла подъехать к Рижской 1-й городской больнице, снег налип на колеса ее инвалидной коляски и она буксовала. Ассистент, который сопровождал эту женщину, ничем не смог ей помочь.

Я рекомендую всем, кто попадает в похожую ситуацию, звонить на информационный телефoн того самоуправления, в котором они живут, и жаловаться на неочищенные от снега дороги. Похвалю сотрудников информационного телефона Рижской думы (80005055), они отзывчивы и быстро принимают меры.

Недоступная реабилитация

Следующий вопрос, который, по мнению нашей собеседницы, надо решить как можно быстрее, касается реабилитационных услуг для инвалидов.

– В Латвии есть круглосуточные реабилитационные стационары, и есть дневные и амбулаторные. В круглосуточные стационары огромная очередь, и я не вижу, чтобы государство предпринимало хоть какие-то шаги для ее уменьшения, – говорит наша собеседница. – Чиновникы от медицины не понимают, почему людям с инвалидностью важно попасть именно в круглосуточный, а не в дневной стационар. Но я объясню. Во-первых, людям с инвалидностью – как с трудностями в передвижении, так и с другими проблемами со здоровьем – чисто физически сложно ежедневно ездить в стационар. Гораздо проще один раз доехать до реабилитационного центра, провести там несколько недель и уехать назад домой.

Вторая проблема, которая косвенно связана с получением реабилитационных услуг, это оплата работы ассистента человека с инвалидностью. Какое-то время назад государство повысило количество ассистентских часов, но только для людей, у которых инвалидность с детства. А всем остальным количество оплаченных часов оставили на прежнем уровне.

Допустим, лицу с инвалидностью полагается 15 или даже 30 часов в месяц (услуг ассистента) , – продолжает наша собеседница. – Если ему каждый день надо ездить в дневной стационар за реабилитационными услугами, значит, в лучшем случае этих часов хватит только для поездки туда и обратно, а в худшем – на поездку либо в стационар, либо обратно домой. Но ни на какой другой вид помощи ассистента оплаченных часов уже не останется. Другими словами, инвалид не сможет ни в магазин сходить, ни к врачу или на прогулку. Поэтому нам так важно получать реабилитационные услуги в круглосуточном, а не в дневном стационаре.

Проблема: ассистент

По словам Санты, максимально большое количество оплаченных часов работы ассистента (160) дают только работающим инвалидам, а также тем, кто учится, имеет свой бизнес или посещает тренировки по паралимпийским видам спорта. Все остальные довольствуются малым.

– В результате у людей с инвалидностью возникает огромный дефицит в социализации, ведь без помощи ассистента они никуда не могут пойти. Я считаю, что всем людям с инвалидностью должно полагаться 160 ассистентских часов в месяц, – сказала наша собеседница. – Если ассистент начнет работать 160 часов в месяц, то для него самого это станет более выгодным занятием. А значит, гораздо большее количество людей будет заинтересовано в работе ассистентом инвалида.

На сегодняшний день после оплаты всех налогов ассистент инвалида за свою работу получает около 2,50 евро на руки, в месяц его зарплата может составить всего 100 евро. Поэтому никто не хочет работать ассистентом человека с инвалидностью.

По словам Санты, в большинстве случаев ассистентами инвалидов становятся члены семьи инвалида. Но если никто из них не может стать ассистентом либо не хочет, то найти человека со стороны – задача почти не разрешимая.

– Недавно женщина, которая передвигается на коляске, сломала плечо и стала практически полностью беспомощна. Но социальная служба не предоставила ей ассистента даже для того, чтобы добраться до реабилитационного центра, где ей бы помогли восстановить руку, – рассказала наша собеседница. – Работник социальной службы так и сказал: «Мы не знаем ни одного человека, который пошел бы на эту работу!»

Сейчас на сайте гражданских инициатив www.manabalss.lv идет сбор подписей о повышении ставки ассистента людей с инвалидностью (инвалидов) за час работы. Очень прошу ваших читателей оставить там свой голос, – призвала Санта Сурвила.

Кто последний к врачу?

Еще одна огромная проблема, по словам нашей собеседницы, связана с невозможностью своевременно попасть на прием к врачу.

– Инвалидам, по понятным причинам, чаще, чем другим людям, требуется посещать врачей. Но за государственный счет из-за огромных очередей к докторам сложно попасть, а денег на платные визиты у нас нет, – рассказала наша собеседница. – В результате инвалиды приходят на прием не тогда, когда появилась проблема, а когда подошла их очередь, их болезни оказываются запущенными.

Также люди жалуются, что во многих городах Латвии нет необходимых им специалистов, лицам с инвалидностью приходится ездить к врачам в Ригу. Мать ребенка-инвалида рассказала об отсутствии необходимого врача в Даугавпилсе, поэтому она была вынуждена на общественном транспорте возить ребенка в столицу.

– Недоступность врачей может привести к ухудшению здоровья, и человек, например, из инвалида третьей группы может стать инвалидом второй группы. Это невыгодно не только самому человеку (что понятно), но и государству, однако оно ничего не делает для того, чтобы изменить ситуацию, – возмущается наша собеседница.

«К чему эта экономия?»

Еще одна проблема связана с компенсируемыми лекарствами. Многим лицам с инвалидностью надо регулярно принимать медикаменты с большим списком побочных эффектов, но государство отказывается компенсировать те лекарства, в которых список побочных эффектов меньше.

Причина в их высокой стоимости. «К чему эта экономия на нашем и так плохом здоровье?» – пожимает плечами Санта Сурвила.

И уж совсем плохо обстоит дело со стоматологией, государство оплачивает эти услуги только инвалидам первой группы. Но и то не всем, а тем, у кого есть проблемы с психикой.

– Но всем остальным лицам с инвалидностью тоже необходима государственная оплата стоматологических услуг. Наши пенсии и пособия не позволяют оплатить услуги стоматологов самостоятельно, – говорит наша собеседница. – Обидно, что когда-то государство выделяло нам небольшую сумму для оплаты стоматологии, но сейчас и этого не делает.

Чтобы государство не на словах, а на деле заботилось о таких людях, как мы, оно должно увеличить финансирование на медицину для инвалидов, – говорит Санта. – А еще человек с инвалидностью, который работает, должен иметь возможность пройти реабилитацию не раз в год, как сейчас, а дважды в год. Это необходимо для сохранения его здоровья и трудоспособности.

«Вечные» дети

По словам нашей собеседницы, государство должно обратить внимание на так называемых «вечных детей» – инвалидов с детства, которые имеют психические заболевания. С ними, а вернее, с их родителями, государство поступает особенно несправедливо.

– Если у ребенка есть психическое заболевание, например, глубокая умственная отсталость, то он и после достижения совершеннолетия остается «вечным ребенком». До достижения им совершеннолетия его родители получают много льгот от государства и самоуправления, это помогает семье выжить. Но после того, как ребенку исполняется 18 лет, ему выплачивают пенсию по инвалидности, и на этом все, – говорит Санта. – Прежние бонусы на совершеннолетнего инвалида не распространяются, в том числе прекращается выплата пособия по уходу за ребенком-инвалидом, которое ранее получал его родитель. Мама совершеннолетнего инвалида, как и раньше, вынуждена за ним ухаживать, вместо того, чтобы работать, но государство уже не помогает ей материально.

Кроме того, нашу собеседницу возмущает необходимость подавать документы в Сиротский суд для установления опеки над своим совершеннолетним психически больным ребенком. Но без этого родители «вечного ребенка» не могут получить его пенсию по инвалидности.

– Откуда у матери ребенка-инвалида время на хождение по разным инстанциям? Было бы проще, если бы государство продолжало перечислять пенсию ребенка-инвалида его родителю, – говорит наша собеседница. – Кроме того, даже при наличие умственной отсталости Государственная врачебная комиссия экспертизы здоровья и трудоспособности (VDEĀVK) не дает человеку пожизненную группу, только на пару лет. Я не понимаю, для чего заставлять родителей ребенка-инвалида регулярно тратить время на подачу документов для продления инвалидности? К чему вся эта бюрократия?

Вопросы к VDEĀVK

Наша собеседница не скрывает: у нее, как и у многих других лиц с инвалидностью, к VDEĀVK накопилось множество вопросов и претензий.

– Тем, у кого группа инвалидности заканчивалась во время пандемии, ее продлили автоматически. В результате сейчас во VDEĀVK образовались огромные очереди на рассмотрение документов о назначении и продлении группы инвалидности. Замечу, что во время рассмотрения документов инвалид зачастую теряет свой статус, пособия и льготы (например, на проезд в общественном транспорте), – говорит Санта. – Поэтому VDEĀVK должен срочно решить, как изменить эту систему.

Есть решение!

6 декабря этого года на заседании правительства был принят проект поправок к Закону об инвалидности, согласно которым Государственная комиссия экспертизы здоровья и трудоспособности получит право продлить человеку ранее установленную группу инвалидности на тот период, пока комиссия рассматривает его заявление о повторном присвоении группы. Это позвонит инвалидам получать все социальные услуги даже в случае, если решение комиссии о повторном присвоении инвалидности задержится.

Заметим, что законопроект вступит в силу только после рассмотрения в Сейме. Есть основания полагать, что это случится уже к 1 января 2023 года.

Вторая претензия касается нелогичности правил по продлению группы инвалидности. Если человек, например, ослеп или передвигается на инвалидной коляске, значит, ему надо дать либо пожизненную, либо максимально продолжительную группу инвалидности. Но не надо заставлять его регулярно подтверждать наличие функциональных нарушений.

Также среди инвалидов бытует мнение, что VDEĀVK при рассмотрении их дел искусственно занижает им группу инвалидности.

– Очень многие люди не без оснований считают, что им положена более тяжелая группа инвалидности, чем им назначил VDEĀVK, – говорит Санта. – Замечу, что обжаловать решение комиссии можно только в течение одного месяца. Также можно оспорить решение комиссии о сроке, на который тебе присуждают группу. Я знаю человека, которому присудили группу лишь на пять лет, но он успешно оспорил это решение и в результате получил группу пожизненно.

Сбор подписей

Наша собеседница также полагает, что при рассмотрении функциональных нарушений, которые «тянут» как на вторую, так и на третью группу инвалидности, VDEĀVK чаще всего присваивает более легкую – третью группу.

– Это означает, что многие люди с реальными функциональными нарушениями, но с третьей группой инвалидности, не получают от государства ту помощь, которая им необходима, – говорит Санта Сурвила. – В связи с этим хочу призвать ваших читателей поставить подпись на сайте manabalss.lv под инициативой «Дать инвалидам третьей группы точно такие же льготы и привилегии, которое имеют инвалиды второй и первой групп».

Прошу вмешательства государства!

– Какие еще проблемы вы видите?

– Почти все инвалиды, живущие за пределами столицы, сталкиваются с отсутствием возможностей для социализации. В маленьких городах нет мест, где они могли бы пообщаться, надо, чтобы государство обратило на это внимание.

– Что еще должно сделать государство, чтобы улучшить жизнь людей с инвалидностью?

– Необходимо поменять закон, который касается приема на работу человека с инвалидностью. Дело в том, что многие люди с инвалидностью хотят работать на полставки, но работодателю это невыгодно, так как в этом случае он должен будет заплатить за работника столько же налогов, сколько за человека, который работает на минимальную зарплату по полной ставке.

Если говорить о социальных службах, то услуги, которые они предоставляют для лиц с инвалидностью, должны быть более персонализированы. Сейчас человек вынужден сам за себя бороться, сам искать нужных специалистов, узнавать о полагающихся ему пособиях и т. д. Помощи конкретно ему никто не оказывает, чиновники говорят о том, что полагается лицам с инвалидностью в общем порядке.

Книга жалоб и предложений

– Что вы делаете, получив жалобу от человека с инвалидностью?

– Я сообщаю о проблеме в ответственную организацию, а также рассказываю чиновникам, ответственным за медицину и благосостояние, о недостатках тех или иных законов, которые усложняют жизнь лицам с инвалидностью.

Кроме того, если я знаю, чем помочь человеку, который ко мне обратился, то подсказываю, что надо сделать. Я заметила, что в Латвии люди с инвалидностью не информированы о своих правах и возможностях, а те службы, которые должны давать информацию – Государственное агентство социального страхования, Социальная служба самоуправления – не делают этого.

Например, люди с инвалидностью часто не знают о том, что если они работали или работают на субсидированном государством рабочем месте, им все равно полагается ежегодный перерасчет пенсии. Но для этого необходимо подать заявку в Государственное агентство социального страхования.

– Расскажите, пожалуйста, что ждет инвалидов в 2023 году?

– Особых новостей нет. Но могу обрадовать: с Нового года вырастет размер государственной транспортной компенсации, сейчас она составляет 75 евро, со следующего года будет 105 евро.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.