Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Согласно последним статистическим данным, экономика Латвии вступила в фазу экономического кризиса. По неофициальным международным стандартам экономическим кризисом (рецессией) считается такая ситуация, когда ВВП падает два квартала подряд.

Недавно Центральное статистическое управление опубликовало полные данные по ВВП Латвии за третий квартал – увы, было зафиксировано снижение на 1,6%. За второй квартал ВВП тоже упал – на 0,5%. Таким образом формально действительно получается, что в Латвии начался экономический кризис.

Причем, что самое плохое, снижение ВВП у нас идет по нарастающей – во втором квартале минус 0,5%, в третьем – минус 1,6%. За девять месяцев текущего года также наблюдается совокупное снижение ВВП – минус 0,5%.

Так почему экономика Латвии перестала расти и вступила в фазу снижения?

■ ■ ■

Частично на этот вопрос может дать ответ анализ структуры латвийского ВВП. Во-первых, падение наблюдается в строительном секторе и отрасли недвижимости – на 6,9% и 4,5% процента соответственно. Высокие процентные ставки банков делают свое дело – ипотечные кредиты подорожали, спрос на недвижимость упал, строить стали меньше.

Далее, на 7,7% упала экономическая активность в транспортной отрасли. Здесь тоже все понятно – влияние геополитических факторов.

За 10 месяцев этого года латвийские порты перевалили грузов на 10% меньше, чем в прошлом году, а объем перевезенных грузов по железной дороге за восемь месяцев снизился на 23,7%.

Транзитная отрасль умирает и это, естественно, сказывается на ВВП.

■ ■ ■

В достаточно тяжелой ситуации оказалась и промышленность – в обрабатывающей промышленности снижение составило 2,1%, а в сельском и лесном хозяйствах – на 1,8%.

В данном случае косвенное негативное влияние оказала строительная отрасль: упал спрос на строительные материалы, поэтому пострадали отрасли деревообработки.

Сгладили ситуацию прочие отрасли промышленности, где рост составил 13% – в основном за счет производства электроэнергии, но это скорее сезонный фактор.

А вот дальше возникают вопросы. В отрасли образования активность снизилась на 9,3%. Частично это можно объяснить закрытием региональных школ. В отрасли здравоохранения и социального ухода падение составило 6,8%. Странная ситуация получается – вроде бы на медицину с каждым годом выделяется больше и больше денег, но при этом количество оказываемых медицинских услуг снижается. А значит, и доступность медицинских услуг также должна снижаться. Не такого результата мы ожидали от медицинской реформы.

■ ■ ■

Ну и надо отметить, что признаки замедления экономики наблюдаются по всему Евросоюзу. С той лишь разницей, что, по оперативным данным, в Латвии было зафиксировано чуть ли не самое сильное падение ВВП.

В среднем экономика еврозоны выросла на 0,9%, при этом самый большой рост был в Испании – 3,4%, а вот самое большое падение, по опубликованным данным, в Латвии.

Ну и у наших соседей дела обстоят лучше – в Литве экономика выросла на 2,3%, а в Эстонии упала только на 0,7%. В целом же слабый экономический рост в Евросоюзе объясняется высокими ценами на энергоресурсы, падением активности в строительной отрасли и влиянием войны на Украине. Только вот Латвия к этим проблемам, судя по всему, приспособилась хуже всех.

■ ■ ■

И тут возникает другой вопрос – если ВВП у нас падает и вроде бы начался экономический кризис, то почему мы его не ощущаем?

В упрощенном виде ВВП – это общее количество произведенных товаров и услуг. Если ВВП снизился, это значит, что производить мы стали меньше, а значит, стали беднее.

Далее, падение ВВП ведет к росту безработицы – много работников при снижении производства не нужно, начинаются сокращения. Далее высокая безработица вызывает снижение зарплат – высокая конкуренция на рынке труда заставляет людей соглашаться на более низкую оплату труда.

Но в Латвии сейчас все выглядит более-менее хорошо.

Согласно статистике, средняя зарплата за девять месяцев этого года выросла на 9,9% и достигла 1703 евро на бумаге или 1231 евро на руки, и эти данные оказались лучше прогнозов.

Пусть и у не всех зарплата растет такими темпами, но средний показатель указывает на стабильное состояние экономики.

Жизнь становится лучше – утверждают латвийские экономисты. А по данным Службы госзанятости, безработица в конце октября составила 5,1% при зарегистрированном количестве безработных в 44 889 человек – это достаточно низкие и благоприятные показатели.

■ ■ ■

Тем не менее ВВП все же падает, и это должно настораживать. С моей точки зрения, рост зарплат и низкую безработицу можно объяснить инерционными, запаздывающими движениями.

Резкая инфляция предыдущих лет привела к тому, что благодаря росту цен у предприятий выросли доходы. Часть этих доходов теперь можно направить на повышение зарплат.

Рынок устроен таким образом, что рост зарплат обычно всегда отстает от роста цен – сначала растут цены, затем – зарплаты. Поэтому можно сказать, что текущий рост зарплат – это своеобразная компенсация за инфляцию предыдущих лет.

Также частично на потребление и повышение зарплат тратятся накопления (прибыль) прошлых лет. Но так долго продолжаться не может.

■ ■ ■

Некоторые экономисты уже начинают высказывать опасения, что это неправильно, когда при падающем экспорте, ВВП и фактически неизменной производительности труда так резко растут зарплаты. Как только у предприятий закончатся деньги, тренд может развернуться в обратную сторону.

Первые негативные сигналы уже видны – Латвийские железные дороги, как одно из наиболее пострадавших предприятий, уже проводит сокращения работников. Остальные предприятия пока держатся, но надолго ли у них хватит сил?

■ ■ ■

Согласно проведенному опросу, 25% жителей Латвии за последние шесть месяцев вообще не делали накоплений. Пока что все их надежды связаны с планируемым восстановлением экономики в следующем году. Вот начнется экономический рост и тогда опять все будет в порядке.

Но каково основание для таких надежд? Новые торговые войны, обострение геополитической ситуации могут привести только к усугублению экономического кризиса.

Ну и нельзя забывать, что очень весомый вклад в рост зарплат делает правительство через госструктуры. При этом правительство первым и чувствует первые признаки кризиса.

По данным Министерства финансов, за первые девять месяцев 2024 года налоговые доходы отстают от плана на 1,3%, или 153 миллиона евро.

■ ■ ■

Лишних денег у правительства нет, бюджет 2025 года разработан тютелька в тютельку с максимально разрешенным дефицитом в 2,9% от ВВП. Малейшее отклонение – и возникнет бюджетная дыра, закрывать которую будет нечем.

С этой точки зрения можно сказать, что наращивание зарплат в госсекторе происходит за счет увеличения государственного долга.

За последние пять лет государственный долг Латвии вырос с менее чем 13 миллиардов евро до 19 с лишним миллиардов евро. В следующем году размер госдолга вырастет еще на 2 миллиарда и приблизится к 21 миллиарду.

Для сравнения, в следующем году запланированные госрасходы составят около 17 миллиардов долларов, то есть размер госдолга уже превысил размер годового бюджета Латвии.

■ ■ ■

В следующем году только процентов по государственному долгу мы заплатим полмиллиарда евро, что в три раза больше, чем два года назад. Это расходы, которые, следовательно, мы не можем направить на другие нужды.

Например, в бюджете следующего года не были выделены запрошенные 98 миллионов евро на повышение пособия по уходу за ребенком, пособие при рождении ребенка и другие меры поддержки семьи.

Минздрав не выделил восемь миллионов евро на улучшение доступности семейных врачей в регионах, а, например, Минобразования не получило 41 миллион евро, которые оно дополнительно запросило для финансирования школ.

Но дальше уже жить в долг не получится – лимит исчерпан. И если отставание по сбору налогов продолжится, то в следующем году резко встанет вопрос о сокращении расходов, которое больно ударит по всей экономике страны.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.