Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Вопрос о будущих пенсиях всегда будет актуальным в обществе. И, к сожалению, пока к нам приходят в основном не очень хорошие новости.

Несмотря на то, что, по мнению иностранных экспертов, в Латвии одна из лучших пенсионных систем в мире, нашим пенсионерам от этого легче не становится. Так, по данным Euronews, в Латвии одни из самых низких пенсий в Европе.

Согласно статистике, большего всего на пенсии государство тратит в Греции – 16,4% от ВВП. Далее идут Италия – 16,3%, Австрия – 15%, Франция – 14,9%. Средний показатель по Евросоюзу – 12,9%.

А Латвия, увы, находится в нижней половине списка.

■ ■ ■

Справедливости ради надо отметить, что в этот раз Латвия расположилась посередине между балтийскими соседями. В Эстонии пенсии обходятся государству в 8,1% от ВВП, в Латвии – 7,9%, Литве – 7,1%. Разрыв не такой и большой.

Что касается размеров пенсий, то тут Латвия тоже ничем похвастаться не может. По данным Euronews, самые большие пенсии (в среднем) в Европе наблюдаются в Исландии – 2762 евро в месяц, затем идут Люксембург – 2575 евро, Норвегия – 2439 евро, Дания – 2417 евро, Швейцария – 2138 евро, Австрия – 1962 евро.

По остальным развитым странам пенсия колеблется от 1900 до 1500 евро в месяц, средняя пенсия по Евросоюзу составляет 1294 евро.

В Латвии, по данным Euronews, средняя пенсия составляет 421 евро, в Эстонии – 569 евро, в Литве – 394 евро. Ну а самые маленькие пенсии в Албании – 131 евро, Болгарии – 226 евро и Боснии и Герцеговине – 237 евро.

■ ■ ■

Так почему Латвии никак не удается приблизиться к европейским пенсиям? Увы, ответ обычно стандартный – Латвия слишком бедная страна для высоких пенсий.

Согласно законам экономики, средняя зарплата, пенсия, да и вообще уровень благосостояния пропорционален уровню экономического развития страны. Говоря простым языком, чем богаче и развитее государство, тем выше будут и пенсии. Именно это статистика и показывает – самые высокие пенсии в богатых странах, а самые низкие – в бедных. Но есть и свои исключения.

Во время экономического кризиса 2008 года Исландия также оказалась в числе пострадавших. Но исландцы отказались следовать требованиям Международного валютного фонда и прочих экспертов, провели референдум, не признали искусственно навязанные долги и стали проводить независимую экономическую политику в своих национальных интересах.

Результат налицо – в Исландии самая высокая пенсия в Европе – 2762 евро, хотя никакой нефти и других ценных ресурсов в Исландии нет.

В Латвии же никакой самостоятельной политики на развитие экономики не проводилось. Как результат – Латвия лишь следует за общими трендами Евросоюза или, говоря простым языком, экономика ЕС тащит нас за собой. При таком раскладе вырваться вперед не получается и Латвия традиционно остается в конце списка по размеру пенсий.

■ ■ ■

Другой фактор, влияющий на размер пенсий – это приоритетность социальной политики в глазах правительства.

Италия и Испания – не очень богатые и развитые страны Европы, но на пенсии по отношению к ВВП тратят больше, чем в среднем по еврозоне. Поэтому средняя пенсия в Италии и Испании больше, чем в Германии.

Греция по отношению к ВПП на пенсии тратит больше всех. И несмотря на то, что Греция достаточно бедная страна и до сих пор не оправилась от последствий кризиса 2012 года, по размеру пенсий Греция следует сразу после Германии. При этом средняя пенсия в Греции в два раза выше, чем в Латвии.

■ ■ ■

Что касается Латвии, то социальная политика и особенно пенсионная политика давно не являются приоритетом бюджетной политики. Например, уже многие годы специальный бюджет социального страхования (из которого выплачиваются пенсии) работает с профицитом около 200 миллионов евро. Казалось бы, эти деньги можно было бы пустить на увеличение пенсий, но нет. Профицит социального бюджета в виде кредита передается в основной бюджет. Этот накопленный кредит является так называемой подушкой безопасности – если вдруг начнется кризис и не будет денег на выплату пенсий, то государство начнет отдавать долги социальному бюджету.

«В настоящее время у нас есть более 2 миллиардов евро экономии в специальном бюджете, хотя годовые расходы составляют около 4 миллиардов», – пояснил министр благосостояния Улдис Аугулис, добавив, что для достижения полной финансовой безопасности предусматривается увеличить накопленную «подушку безопасности» как минимум до 4 миллиардов долларов. Это позволит выплачивать пенсии и пособия даже в самых сложных обстоятельствах.

■ ■ ■

Что там будет в будущем и каким образом будет использоваться накопленный резерв, неизвестно. Но факт в том, что сейчас формирование подушки безопасности происходит исключительно за счет пенсионеров, что негативно отражается на размере пенсий.

Последние действия правительства из той же оперы. При принятии текущего бюджета правительство 1% из пенсионных взносов второго уровня перевело в основной бюджет. Через четыре года политики обещают вернуть все назад – но когда это будет (и будет ли вообще), а сейчас ситуация такова, что политики за счет будущих пенсионеров затыкают дырки в бюджете.

■ ■ ■

И на этом фоне возникает вопрос, что же будет с пенсиями в будущем? Увы, прогнозы один хуже другого. Самая главная проблема – это демографическая.

Так, в следующем году закончится десятилетний период повышения пенсионного возраста до 65 лет. До недавнего времени благодаря постоянному повышению пенсионного возраста удавалось держать количество пенсионеров на неизменном уровне и даже снижать его. Но уже через год количество пенсионеров по отношению к общему числу латвийцев начнет расти, ведь рождаемость катастрофически падает и в ближайшее время позитивных тенденций не предвидится.

Ситуация особо обострится через 20–30 лет. Если сейчас на одного пенсионера приходится 2,5 работающих человека, то к 2060 году, по прогнозу Банка Латвии, на пенсионера будет приходиться 1,5 работающих. Естественно, все это приведет к снижению размера пенсий, так как на выплату всем достойных пенсий просто не хватит денег. И тогда средняя пенсия будет составлять только 27% от средней зарплаты – по сути, это будет уже не пенсия, а пособие по нищете.

■ ■ ■

Каким образом можно решить проблему?

На данный момент предлагается три варианта.

Согласно первому варианту, в страну надо массово завозить работников-мигрантов. Если не хватает своих работников для обеспечения пенсий, то их надо завозить из-за границы. Но такой вариант труднореализуем по политическим причинам – массовый завоз мигрантов вызовет проблемы с их интеграцией. Плюс возникают вопросы с качеством рабочей силы – ведь по теории в страну надо приглашать высококвалифицированных специалистов, только они смогут обеспечить высокие пенсии. А низкоквалифицированные работники могут стать дополнительной обузой для экономики.

Второй вариант – дальнейшее повышение пенсионного возраста. Казалось бы, и так уже подняли до 65 лет, куда уже дальше. Оказывается, в Евросоюзе и в том числе и Латвии потихоньку зондируется вопрос о повышении пенсионного возраста до 70 лет, и это не предел. Вполне возможна такая ситуация, что люди будут работать так долго, как им позволяет здоровье – и пенсию платить не надо. По сути, это возврат в средневековье, когда пенсий вообще не существовало.

И третий вариант можно характеризовать поговоркой: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». У государства денег хватит только на пособие по нищете. Поэтому копите средства в частных пенсионных фондах третьего уровня. Только чтобы была достойная пенсия, ежемесячные взносы в такие фонды должны начинаться от 200 евро, и далеко не каждый сможет себе это позволить.

Какой именно вариант будет выбран, неизвестно – скорее всего, будет использована гибридная модель из всех трех вариантов.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.