В марте годовая инфляция в Латвии достигла 11,5%, сообщает Центральное статистическое управление. О рекордном росте цен сообщают и в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Жители многих стран, в том числе и в Латвии, реагируют на подорожание так называемыми «хомячьими» закупками: набирают макароны, консервы, сахар и прочие продукты длительного хранения. Но стоит ли этим заниматься?
Это проблема всей Европы
На прошлой неделе покупатели отметили резкий рост цен на подсолнечное масло в магазинах Maxima. Литровая бутылка масла Floriol (Польша) теперь стоит 7,19 евро, а стоимость двухлитровой бутылки – 13,96 евро.
Повышение цены связано с тем, что торговая сеть распродала старые запасы подсолнечного масла и получила новую партию от производителей уже по новым закупочным ценам. В то же время в магазинах сети Mego можно было найти масло Floriol по 3,98 евро за литр. Очевидно, эта торговая сеть еще не распродала довоенные запасы. Однако в Mego также предупреждают, что цена новой партии подсолнечного масла может вырасти на 50%.
Продуктовая инфляция в марте 2022 года
По данным Центрального статистического управления, в марте 2022 года цены на продукты и безалкогольные напитки повысились на 14,7% (в годовом разрезе).
Больше всего за год подорожали:
свежие овощи: +22%,
картофель: +58,6%,
сыр и творог: +23,1%,
молочные продукты: +24,2%,
молоко: +23,3%,
йогурт: +24,9%,
хлеб: +13,7%,
мука и зерновые: +39%,
макароны: +23,2%,
рис: +25,2%.
Такое же подорожание наблюдается и в других странах Европы. Например, экономический вестник Германии Manager Magazin сообщает, что на фоне продуктовой инфляции в стране наблюдаются «хомячьи закупки»: люди приобретают слишком много товаров, что только усугубляет проблему.
«В месяц уходит два-три литра масла»
Интересно, что «хомячьи закупки» делают и жители Латвии, причем охотно делятся сведениями о своих приобретениях в социальных сетях.
Например, в одной из местных групп Facebook на днях опубликован пост рижанки Кристины. Женщина показала домашние шкафчики, заполненные бутылками с подсолнечным маслом, консервами и упаковками макарон.
На вопросы других пользователей «Куда вам столько растительного масла?», женщина охотно поясняет:
– На масле жарим каждый день. Семья большая, трое мужчин, и все любят поесть, да и гости бывают часто. Тем более что в месяц уходит два-три литра растительного масла. К тому же я хомяк, люблю, чтобы все было под рукой и не приходилось бегать в магазин за каждой мелочью.
«Оказывается, я не одна такая!»
Оказалось, что таких «хомяков» в Латвии довольно много. Вслед за Кристиной фотографиями своих до краев заполненных кладовок, антресолей, шкафчиков, тумбочек, холодильников и шкафов стали щедро делиться и другие пользователи группы «Жруны». Наталья Б. под публикацией фото своих запасов сообщила:
– Кроме этого у меня стоят два дополнительных холодильника в подвале. Один из них – двухметровый морозильник – уже полностью забит. А самое интересное, что мы при этом очень мало едим.
Светлана А. вполне одобряет большие запасы продуктов:
– Я тоже всегда упаковками беру, но вот соль и подсолнечное масло – нет. Маслом обычно одним пользуюсь, второе покупаю и соль так же. Ну крупы дома держу разные по 2–3 кг, консервированные продукты так же.
Алиса Д. иронично заметила:
– О боги! Как хорошо, что я не одна такая – массовый психоз, оказывается, у большинства!
«Психоз тут ни при чем»
Андрей К. также считает, что запасаться – нормально, чтобы не приходилось за каждой мелочью бежать в магазин:
– Психоз тут ни при чем. Я так всегда делал, еще до ковида. Как только опустошал все свои запасы, так по новой «забивал» холодильник и полки.
А вот Анастасия Д. считает, что держать дома склад продуктов неразумно. Ведь крупы может пожрать пищевая моль, и все придется попросту выбросить.
И все же большинство участников дискуссии искренне признали, что закупаются впрок не от лени лишний раз смотаться в магазин, а от стресса: боятся, что продукты либо исчезнут из продажи, либо сильно подорожают из-за нестабильной ситуации в мире.
«Считаю это не маразмом, а нормой!»
Амели К. тоже признается в запасливости:
– И я та еще белочка-«блокадница». Просто в моей жизни бывало и так, что сначала я жила шикарно, много готовила, пекла и делилась со всеми вокруг. А когда осталась без работы, «закадычные друзья» за две недели рассосались и исчезли с горизонта. Так что, когда я оправилась, то встала на ноги и начала закупаться впрок! Теперь мне все мало, закупаю всего и побольше, иначе просто не умею.
Светлана Г. убеждена, что запасливой быть вовсе не стыдно:
– Я считаю это не маразмом, а нормой, тем более в нынешнее время, когда цены растут каждый день, а в новостях говорят, что и дальше будут расти! В следующем году поднимают минимальную зарплату, а опыт прошлого показывает, что это обернется очередным повышением цен. Поэтому закупаться впрок – очень даже конструктивно. Главное уметь все это правильно хранить.
«Теперь я поняла свою бабушку...»
Виктория И. признается, что только сейчас, в нынешних, не вполне стабильных условиях, наконец, поняла свою запасливую бабушку:
– У моей бабушки была квартира на Красной Двине с двумя огромными кладовками в стенах. В детстве я приезжала к ней и с интересом рассматривала все эти полки. Там было все: сахар, соль, спички, крупы, консервы, овощи, фрукты, компоты, сухари, варенья, сухофрукты, сгущенка, кофе, чай, мука. Это был мой детский рай, но я до сих пор не понимала, зачем бабушка и дед делали эти запасы. После смерти бабушки на чердаке мы нашли чемодан хозяйственного мыла, чемодан сахара, чемодан сухарей, крупы и так далее. А объясняется все просто: человек пережил войну, и страх войны остался на всю жизнь.
А вот Елена Г. просит «хомяков» остановиться:
– Вот скажите, на кой ляд вы эти запасы делаете? Гречка, потом соль, теперь вот масло. Вы его пить собираетесь, заедая солью? А потом удивляемся, почему цены растут... Скупая масло, соль, сахар, вы стимулируете торговцев взвинчивать цены.
Психолог: «Не доходите до фанатизма!»
Ситуацию комментирует клинический психолог Марина Слёз:
– В нынешней нестабильной ситуации, когда люди за утренним кофе читают военные сводки с Украины и новости о повышении цен, беспокойство о своем будущем – это вполне нормально. Я не стану осуждать тех, кто заботится о подушке безопасности для своей семьи, пусть даже в виде продуктового запаса на месяц-два.
– «Хомячьи» закупки, как и шопинг, могут спасать от стресса?
– Да, если определенный запас макарон и крупы, масла и консервов в кладовках и погребах создает у вас чувство стабильности и снимает стресс, следует этот запас сделать. Лучше закупиться лишним, чем ежедневно переживать, а хватит ли денег завтра на необходимое? Шопинг был и остается одним из хороших методов психотерапии. Главное, это стараться соблюдать меру, не поддаваться приступам жадности и не превращаться в известного литературного героя Плюшкина.
– То есть людям не стоит ограничивать себя в желаниях закупиться впрок?
– Конечно, не стоит. Классическая пирамида Маслоу дает представление о базовых потребностях людей: человек прежде всего должен быть сыт, обут и одет. Если удовлетворены его физиологические потребности, можно думать о чем-то более высоком.
К тому же человеку в стрессовой ситуации свойственно выбирать действие, а не бездействие: он может делать все что угодно, лишь бы не бездействовать.
– В том числе – закупать макароны?
– Да, если у человека есть внутренняя потребность пополнять запасы, чтобы психологически почувствовать себя в безопасности, ощутить запас прочности, то пусть запасается макаронами. В конце концов, никто не может предвидеть, что и кого ждет завтра.
– Но ведь так можно потерять чувство реальности.
– Вы правы, даже в стрессе человеку стоит задуматься, а стоит ли заполнять весь дом продуктами. Включите критическое мышление, представьте, что вам, например, придется уехать. Все эти коробки с макаронами и консервами с собой не увезешь. В общем, в любой ситуации нельзя терять разум и доходить в своих поступках до фанатизма.
Светлана ЗИМИНА, Маргита СПРАНЦМАНЕ