Недавно Министерство финансов представило четыре варианта налоговой реформы в Латвии. Общая сумма собранных с населения налогов должна увеличиться, ведь государственный бюджет прямо сейчас испытывает резкую нехватку средств на самые основные свои нужды.
Интересно, что политики при этом дают взаимоисключающие обещания. Они сулят снижение налогов на рабочую силу и стимулирование бизнеса через налоговые льготы, но в то же время собираются повысить сборы налогов. А это маловероятно, если налоги не повышать.
■ ■ ■
«Правительство обязалось трансформировать экономику Латвии, поэтому целями новой налоговой политики являются, во-первых, поддержка экономического роста, во-вторых, обеспечение адекватных средств для финансирования безопасности, здравоохранения и образования», – заявил министр финансов Арвил Ашераденс.
Также министр пояснил, что цель государства – создать определенные резервы, которые можно использовать для поддержки жителей и бизнеса во время возможных экономических потрясений.
Министерство также заявило, что государственная налоговая система должна быть справедливой, понятной и определенной для налогоплательщиков. Кроме того, очень важно двигаться к росту производительности труда, который бы достигал не менее 85% от среднего показателя Европейского союза, а также обеспечить более быстрый рост инвестиций (формирование валового основного капитала предприятий) в долгосрочной перспективе.
■ ■ ■
Звучит, конечно, очень красиво, но как всего этого достичь? Для стимулирования экономического развития и увеличения благосостояния граждан налоги необходимо снижать. А для того, чтобы у государственного бюджета хватило средств на финансирование безопасности страны, медицины, образования, наоборот, потребуется увеличение налогов.
Нужно начать с того, что сама латвийская экономика находится в достаточно тяжелой ситуации. Так, во втором квартале ВВП Латвии ушел в минус и снизился на 0,9%, при этом в июне объем промышленного производства снижался уже седьмой месяц подряд.
В июне объемы обрабатывающей промышленности снизились на 4,7% по сравнению с июнем прошлого года, но в первом полугодии производство сократилось на 6,2% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Зато при формировании бюджета на 2023 год министерства дополнительно запросили 2 миллиарда евро – и где эти деньги взять?
■ ■ ■
Ситуация патовая – экономика тормозит, а денег в бюджете катастрофически не хватает. И найти выход из этой ситуации будет ой как не просто.
Что примечательно, Министерство финансов все еще не обнародовало конкретные предложения по изменению налогов. В итоге возникают подозрения, что запланировано крайне жесткое повышение налогов, и политики будут тянуть с обнародованием до последнего. Либо в Министерстве финансов до сих пор сами конкретно не понимают, как должна выглядеть налоговая реформа.
На мой взгляд, второй вариант пока более вероятен. Вообще совещание рабочей группы наводит на мысль, что политики просто ждут, что готовый пакет идеальной налоговой реформы просто упадет на них с неба. Вот кто-то придет и сразу предложит готовый вариант.
■ ■ ■
Но давайте проанализируем, как проходили налоговые реформы в предыдущие годы. Надо отметить, что небольшие изменения в налоговом законодательстве утверждаются каждый год – вместе с принятием бюджета. Так что у бухгалтеров работа не такая уж и скучная, постоянно надо приспосабливаться к новым законам. Но время от времени случаются и существенные изменения в налогах.
Самая крупная налоговая реформа последних лет в Латвии – это реформа 2018 года. Во-первых, тогда государство отказалось от налогообложения прибыли предприятий при том условии, что эта прибыль была инвестирована в развитие бизнеса. Фактически это означает, что подоходный налог с прибыли сейчас начисляется только при выплате дивидендов.
Во-вторых, в Латвии наконец была введена система прогрессивного налогообложения, при которой размер ставки подоходного налога зависит от суммы дохода. Чем выше доход человека, тем больше ставка налога. Вместо общей для всех ставки налога в 23% появилось сразу три ставки – 20%, 23% и 31,4%.
Налоговые изменения вроде бы и правильные, но, как оказалось, недостаточные. Несмотря на привлекательность налоговой системы, за последние пять лет не удалось доказать, что льготное налогообложение прибыли предприятий привлекло дополнительные инвестиции и ускорило экономический рост. Соседняя Литва, где действует стандартное налогообложение прибыли предприятий, развивалась куда успешнее Латвии. Так что мало принять красивый закон о налогах, нужно еще и создать необходимые условия для его эффективной работы.
Что же касается прогрессивного подоходного налога, то максимальная ставка подоходного налога для больших доходов была установлена недостаточно высокой. Если в развитых странах она составляет 40–60%, то в Латвии она была установлена на уровне 31,4%.
Вдобавок ко всему, в 2018 году власти подняли на 1% обязательные взносы социального страхования, разделив прибавку поровну между работодателем и работником. В результате для работника ставка составила 11%, для работодателя – 24,09%.
■ ■ ■
Последняя существенная налоговая реформа в Латвии состоялась в 2021 году. Тогда в рамках борьбы с теневой экономикой власти ввели для работников обязательный минимум обязательных платежей социального страхования. Теперь, вне зависимости от размера дохода, минимальная сумма социальных взносов должна быть не меньше чем от суммы минимальной зарплаты.
Чтобы немного сгладить негативный эффект, на один процент (с 35,09% до 34,09%) была снижена ставка обязательных платежей социального страхования – на полпроцента для работника и работодателя и составила соответственно 10,5% и 23,59%.
Также немного была снижена высшая ставка подоходного налога с населения – с 31,4% до 31%.
Кроме того, в предыдущие годы в Латвии постепенно повышался акцизный налог на топливо, алкоголь и табачные изделия – происходило выравнивание с среднеевропейскими ставками.
■ ■ ■
Если проанализировать предыдущие налоговые изменения, то можно выявить интересную особенность: все они происходили с запаздыванием от соседей. Первоначально новые налоговые законы принимались в Литве или Эстонии, а затем, с отставанием в несколько лет, а то и больше схожие законы принимались и в Латвии. Маловероятно, что этот тренд может измениться. Сомневаюсь, что наши политики смогут придумать что-то кардинально новое, чего нет у наших соседей.
Так какой же может быть приближающаяся налоговая реформа? Думаю, что ключевой смысл надо искать в словах Ашераденса, заявившего, что общую налоговую нагрузку с текущих 30,8% от ВВП надо поднять до 32,75% от ВВП. А это означает повышение налогов.
Что касается налоговой нагрузки на рабочую силу, то непонятно, каким образом политики собираются ее снижать – любое снижение налогов тут же ударит по бюджету – как государственному, так и самоуправлений. В лучшем случае могут повысить необлагаемый минимум, а в худшем – только повысить минимальную зарплату (что уже было обещано) и выдать это за заботу о благосостоянии жителей.
Да, в Латвии было бы неплохо повысить ставку налога для высоких зарплат, но наши политики вряд ли на это пойдут.
■ ■ ■
Также возникают вопросы о новых способах стимулирования экономики, ведь в Латвии и так действует льготный режим подоходного налога с предприятий.
Зато можно ожидать очередного ужесточения в борьбе с теневой экономикой.
Однако главному риску повышения подвержены потребительские налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный налог. Напомним, что ранее НДС в Латвии составлял 22%, но с целью снизить инфляцию и ввести евро в 2012 году НДС снизили до 21%. Теперь политики могут вернуться к прежней ставке или даже повысить ее. А это означает очередной рост цен.
В Литве ставка НДС составляет 21%, а в Эстонии – 20%. Но некоторые эксперты считают, что латвийская экономика потянет более высокую ставку.
■ ■ ■
В итоге предполагаемая налоговая реформа, конечно, увеличит расходы или же уменьшит доходы жителей Латвии. А в условиях приближающейся рецессии повышение налогов рискует только ухудшить экономическую ситуацию.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист