Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Государство потерпело полное поражение в борьбе с очередями на лечение. Несмотря на обещания прошлых лет, так и не удалось сократить очереди в больницы. Увы, даже наоборот – в последний год наметилась тенденция к росту очередей.

Главная причина очередей состоит в том, что латвийская система здравоохранения не соответствует текущему количеству пациентов. Еще во время кризиса 2008 года у нас закрывали больницы, оптимизировали все что можно.

В итоге и получилось, что больниц и врачей у нас слишком мало, а пациентов – слишком много.

С каждым годом в больницы обращается все больше пациентов, и государственное финансирование за этим не успевает.

Взять хотя бы группу пациентов, которым нужна срочная помощь травматологов, чтобы предотвратить возможную инвалидность.

В прошлом году государство выделило больнице им. П. Страдыня средства на лечение  385 таких пациентов, а по факту врачи героически помогли 649 больным, по факту спасли их от инвалидности.

Но в 2025 году государство снова выделило больнице средства на лечение только 385 человек из данной группы.

■ ■ ■

Согласно проведенным расчетам, только для лечения такого же количества пациентов в стационарных отделениях больниц в этом году, как и в прошлом, потребуется более 40 миллионов евро.

Но по факту нужно еще больше средств, поскольку, как упоминалось, количество пациентов не остается неизменным, оно увеличивается.

Недостаток финансирования не повлияет на оказание неотложной и срочной помощи пациентам, но повлияет на количество плановых медицинских услуг.

А очереди, между прочим, и сегодня не маленькие. Например, в очереди на эндопротезирование коленного сустава стоят почти 5000 человек, однако государство в 2025 году выделило средство только на 1666 операций.

Эндопротезирования тазобедренного сустава с использованием цементированного протеза ждут более 2000 пациентов, имеющихся средств в 2025 году хватит на 822 операции.

■ ■ ■

Так, член правления Клинической университетской больницы имени Паула Страдыня Гирт Ансонс заявил, что предполагаемый дефицит средств только для его больницы составляет около 12,5 миллионов евро.

«Мы снова возвращаемся к вопросу о том, что общее число пациентов, проходящих лечение в больницах, намного превышает финансирование, доступное в системе, и это, конечно, самая большая проблема», – считает Гирт Янсонс.

При этом государство фактически расписалось в своем бессилии решить эту проблему.

«Медицинские учреждения должны планировать плановые услуги в соответствии с выделенным им государственным финансированием. Это означает, что пациенты будут обслужены, но получение услуги может занять немного больше времени», – заявила в программе Spried ar Delfi заместитель директора департамента лечебных услуг Национальной службы здравоохранения (НСЗ) Лаура Кронберга.

■ ■ ■

Из этих слов можно сделать вывод, что на данный момент государство и не собирается решать проблему очередей. Правда – «получение услуги может занять немного больше времени» – это слишком мягко сказано.

«В прошлом году мы записывали нуждающихся в плановом лечении пациентов на этот год, а теперь знаем, что их записывают уже на 2027 год», – заявил руководитель Латвийского общества больниц Евгений Калейс.

Например, в больнице Страдыня на магнитно-резонансную томографию (МРТ) в очереди скопились 2000 человек.

Это значит, что те, кто записались сегодня, смогут пройти МРТ примерно через два года. А что делать врачам пока – лечить этих людей вслепую?

■ ■ ■

Иногда ситуация доходит до полного абсурда. Одна жительница Латвии отправила гневное сообщение министру здравоохранения в соцсети Х. В начале года ей позвонили из больницы и сообщили, что ее мать наконец дождалась своей очереди на обследование. Только вот мать этой женщины умерла 3,5 года назад. Получается, что далеко не каждый пациент может и дожить до окончания своей очереди.

При этом, похоже, ситуация достигла критической точки и начинает выходить из-под контроля.

В среду, 5 марта, отделение неотложной помощи больницы им. П. Страдыня посетило такое количество пациентов, что приемные помещения были переполнены, а транспортным средствам неотложной помощи с пациентами также пришлось ждать в очереди по несколько часов, чтобы попасть в больницу.

Так что «скорая помощь» больше уже не является «скорой».

■ ■ ■

Скандал получился настолько громким, что на проблему обратил внимание президент Латвии Эдгар Ринкевичс.

«Я призываю Министерство здравоохранения работать над укреплением системы здравоохранения. Нам необходимо добиться ясности в вопросах наличия и распределения финансирования, чтобы больницы могли планировать свою работу. Мы не должны допустить ситуации, когда пациенты не получают своевременной помощи или на медицинский персонал ложится несоразмерная нагрузка из-за недостаточного финансирования», – заявил президент Латвии. Только вот дополнительных денег не выделили, а значит, дальше слов дело пока не пошло.

■ ■ ■

Каким же образом политики собираются решать проблему очередей? Министр здравоохранения Хосам Абу Мери видит три решения, которые необходимо реализовать комплексно, чтобы сократить очереди.

Это введение единой очереди на оплаченные государством медицинские услуги, привлечение новых врачей и расширение обязанностей медсестер общей практики.

Пока что главный акцент будет делаться на единую очередь. «Если эта цифровая очередь заработает, то она сократит очередь на 15–20 процентов», – спрогнозировал министр здравоохранения, признав при этом, что не все пациенты это почувствуют.

«30–40 процентов жителей сегодня получают медицинскую помощь на платной основе. Когда мы увеличиваем бюджет на места по государственной квоте, некоторые из тех, кто шел на платной основе, стали ходить на государственные деньги. Очереди снова стали длиннее. Улучшения не будет, пока мы не введем все запланированные меры», – подчеркнул Абу Мери.

Спорное утверждение.

■ ■ ■

На мой взгляд, проблема намного серьезнее, чем кажется. Дело в том, что Латвия уже вступила в демографический коллапс, которым нас пугают в последние годы. Пик рождаемости у нас пришелся на 70–80-е годы прошлого века, и люди, родившиеся в эти годы, имеют самый большой удельный вес в структуре населения. И сейчас эти люди достигают возраста 40–50 лет, когда начинают проявляться разные болезни и возникает необходимость чаще посещать врачей. Собственно говоря, именно поэтому с каждым годом у нас в больницах и увеличивается количество пациентов, несмотря на то, что численность населения снижается. Ведь количество зрелого населения увеличивается, поэтому и растет спрос на медицинские услуги.

Проблема в том, что мы находимся только в самом начале демографического коллапса. Дальше с каждым годом будет только хуже и хуже.

А лет так через 20–30 мы достигнем совсем критической ситуации, когда большая часть населения будет состоять из пенсионеров, которые нуждаются в регулярных медицинских услугах.

■ ■ ■

И есть два варианта решения этой проблемы. Согласно первому варианту, надо регулярно увеличивать финансирование здравоохранения и привлекать недостающих врачей из-за границы – и некоторые сверхбогатые страны так и делают. Но этот вариант для Латвии невозможен – у нас банально нет денег. Уже сейчас, в самом начале демографического коллапса, в отрасли здравоохранения наблюдается нехватка денег, несмотря на увеличение финансирования. А тут еще для увеличения финансирования обороны выдвигают предложения по сокращению госрасходов на 850 миллионов евро. Как бы еще отрасль здравоохранения под сокращение не попала.

Так что остается второй вариант – сокращение доступности медицинских услуг. И увеличение очередей, это и есть естественное сокращение доступности медицинских услуг.

Политики будут думать, как сделать так, чтобы люди как можно реже посещали врачей. Создание цифровой очереди – это только первый шаг. Постепенно будут вводиться все новые ограничения, чтобы отсекать лишних пациентов от врачей.

В итоге мы можем прийти к такой ситуации, когда медицина может стать почти полностью платной. Уже сейчас, если у человека есть деньги, он может получить необходимые услуги сразу, без какой-либо очереди. А если денег нет, то жди в очереди несколько лет, если в эту очередь вообще попадешь.

Так что сейчас работающим жителям можно только порекомендовать делать накопления на лечение в будущем.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.