В обществе все еще сильны стереотипы: люди часто думают, что детектив – тот, кто следит за неверными женами или мужьями. Детектив компании Raum Group Сергей Мордань согласился раскрыть некоторые секреты своей профессии.
Задача – заметить что-то подозрительное!
Сергей занимается детективной деятельностью уже седьмой год, до этого был оперативником, поработал и в тюрьме.
Стереотипы о работе детективом Сергей развенчивает с улыбкой:
– Детективы больше не следят за клиентами через «дырку в газете», сидя в парке. Развитие технологий дало нам много других эффективных методов. Например, есть социальные сети, куда люди сами выкладывают массу информации о себе.
– С какими проблемами к вам обращаются клиенты?
– Заказы бывают весьма неожиданные. Одни просят проверить какой-то объект недвижимости перед покупкой, другие – реально проследить за человеком.
– А зачем нанимать детектива при покупке дома?
– Например, фотография дома или квартиры, которую выставили на продажу, сделана несколько лет назад. Если не посетить это место лично, можно жестоко обмануться. Это пять лет назад дом был хорош, а теперь забора уже нет, окна выбиты или там бомжи поселились.
В прошлом году в нашу детективную фирму позвонил клиент из одной англоязычной страны и попросил произвести анализ и оценку недвижимости, которую он намерен купить в Латвии. Но для выполнения заказа ему нужен был не агент по недвижимости, а именно человек с аналитическим складом ума, детектив. От нас требовалось посетить этот крупный объект, пройтись вокруг, посмотреть его, пообщаться с продавцом, послушать, что происходит вокруг, сделать несколько фотографий. Расчет был на то, что детектив со своим аналитическим складом ума может заметить что-то подозрительное.
Проверьте партнера на честность
– А партнеры по бизнесу заказывают слежку друг за другом?
– Да, такое бывает, например, если партнеры живут в разных странах. Один человек опасается, не лукавит ли другой? Не скрывает ли от него чего-то? Не обманет ли?
– А как можно это проверить? Детектив вскрывает электронную почту?
– Конечно, нет, это незаконно. При такого рода заказах нет универсального решения. Ты начинаешь собирать информацию, у тебя постепенно складывается пазл. Затем ты выезжаешь на улицу, смотришь, где находится офис партнера…
– То есть слежку все-таки устанавливаете?
– Ты можешь даже не следить, а просто осмотреться. И вдруг оказывается, что офиса-то по данному адресу давно нет! При этом партнер из Литвы уверен, что все работает как часы.
– А в каких случаях детектива просят за кем-то проследить?
– Бывают всякие истории. Довольно большой процент клиентов просто хочет знать, что происходит в их окружении. И далеко не всегда они раскрывают свои истинные мотивы. Мы и не настаиваем – принимаем условия игры. Клиент может просто показать фотографию и попросить узнать, как живет этот человек – какой ведет образ жизни, чем увлекается, где бывает.
Бывший муж, шеф или… маньяк
– Таких заказов, кстати, довольно много – процентов 40. Работаешь часто вслепую: детектив ведь не знает истинных намерений заказчика. Может, он бывший муж женщины, за которой установил слежку, а может, он ее шеф или даже просто маньяк.
– Пояснений от заказчика вы не требуете?
– Нет, он не обязан во всем отчитываться и раскрывать, зачем ему нужны все эти сведения. Но это не значит, что мы не узнаем этого сами в процессе работы. Ведь ради своей же безопасности, прежде чем браться за заказ, мы первым делом проверяем самого заказчика. Если этот человек, например, находится в международном розыске, то мы ему откажем.
– Если вы понимаете, что имеете дело с маньяком или не вполне здоровым человеком? Вдруг девушка, которой он интересуется, в результате пострадает?
– Бог миловал, маньяков среди заказчиков как-то не встречалось. Но если такой человек вызовет девушку на свидание и подкараулит ее с ножом, то тут уже мы не можем отвечать за исход.
В целом спектр наших клиентов гораздо шире и глубже, чем просто ревнивые мужья и жены. Гораздо чаще просят проверить контрагентов, партнеров по бизнесу, потенциальных сотрудников крупных компаний.
По Закону о детективной деятельности, детективное агентство или сам детектив могут
- собирать информацию по гражданским и уголовным делам;
- вести розыск преступников или пропавших без вести;
- устанавливать факты и лиц, причастных к преступлениям;
- давать консультации по вопросам безопасности;
- выяснять факты нечестной конкуренции, незаконной коммерческой деятельности и другое;
- собирать данные о лицах перед их приемом на работу или об их платежеспособности перед заключением других договоров;
- искать пропавшее или отчужденное имущество физических или юридических лиц.
Симпатия или должник?
– В том, что один человек хочет побольше узнать о другом, нет ничего криминального.
В то же время люди очень редко останавливаются на нескольких часах или нескольких днях слежки. Аппетит приходит во время еды, так что заказчики хотят большего, поэтому делают новые и новые заказы.
Доходит даже до смешного. Молодые люди порой просят сделать так, чтобы девушка непременно на них «клюнула». Это, кстати, одна из самых интересных частей работы: человек застенчив – и с помощью детектива пытается изучить вкусы и интересы объекта своей симпатии.
– А как понять, что тебя заказали детективу? По его попыткам попасть к тебе в друзья в социальных сетях?
– Ну, нет. Мы не работаем так топорно. В конце прошлого года как раз был такой заказ – изучить вкусы и интересы девушки, которая очень понравилась человеку. Мы недели три тщательно изучали ее профиль в социальной сети, просматривали все доступные фотографии, записи, а затем помогли заказчику начать и выстроить общение. Ведь суть заказа была именно в этом.
Правда, за результат мы не отвечаем. Например, если клиент сам на радостях напьется и напишет девушке какую-то глупость и все испортит, то мы умываем руки.
Пойди туда, не знаю куда
– От чего зависит успех вашего дела?
– Важно, чтобы сам клиент понимал, чего же он хочет. Порой приходится буквально клещами вытягивать из заказчика информацию. Он просто просит детектива – «Проверь!», а что именно проверить, не говорит.
Но ведь точность исполнения заказа во многом зависит от четкого понимания задачи. Что проверять? Какой кофе пьет указанный клиентом человек? В какой спортзал ходит? Сколько калорий сбрасывает за тренировку? Какой он ориентации? Спектр направлений очень широк.
А люди порой ставят себе цель – хочу знать правду! А что именно, какую правду, о чем? – нет ответа. И таких заказчиков очень много.
Не сливают ли информацию конкурентам?
– Бывает, нас просят проверить секретаря компании: не встречается ли она в свое свободное время с конкурентами и не сливает ли им секретную информацию? На это должны быть какие-то причины, догадки, доказательства.
К примеру, вы приняли администратора в парикмахерскую, она работает у вас полгода. И за это время почти все клиенты перебежали к конкурентам. Как проверить, действительно ли виновата администратор? Клиент заключает с детективом договор, в котором четко формулирует задачу: узнать информацию об Аните такой-то. Там можно даже указать причину, – есть подозрение, что конфиденциальная информация утекает к конкурентам.
– Чего ни в коем случае не должен делать детектив?
– Никогда нельзя лгать клиенту! Детектив должен быть честным и действовать только по закону. Бывает, что детектива во время работы рассекретили, стали спрашивать, кто он такой, даже вызвали полицию. На такой случай всегда нужно иметь при себе официальный договор на выполнение каких-то работ.
В Законе о детективной деятельности четко прописано, что детективу можно делать, а что нельзя.
– Бывают случаи, когда вы отговариваете клиента обращаться к вам?
– Крайне редко, но бывают. Была история с одним клиентом. Прекрасно поняли друг друга, сошлись по цене, ситуацию в офисе обговорили. И тут заказчик выдает мне полный расклад всего дела. То есть человек уже сам проверил свои сомнения, провел расследование и сделал выводы. А ко мне пришел просто поговорить. Были у него подозрения, что бизнес-партнер обманывает. Трубку не брал – он съездил, проверил, подозрения подтвердились, придется подавать на партнера в суд. Этот человек заплатил за консультацию, поблагодарил и довольный ушел.
Зачем приходил? Да просто удостовериться, что ничего не упустил в своей цепочке рассуждений. Таким клиентам – наши аплодисменты.
– Это особый тип людей, с аналитическим складом ума?
– Это люди, которые умеют решать свои проблемы самостоятельно. Но вообще-то отказываем клиентам довольно часто, не раз такое бывало за шесть лет.
Статья 10 Закона о детективной деятельности дает детективу право:
- проводить открытый или замаскированный опрос людей с целью выяснения интересующих обстоятельств и фактов;
- с согласия лиц брать у них подробные показания по факту или обстоятельствам каких-то происшествий, в том числе и в письменной форме;
- с разрешения владельцев или руководителей проводить осмотр публично доступных зданий, конструкций или помещений, осмотр документов, оборудования и других вещей;
- проводить осмотр (открытый или замаскированный) публично доступных зданий, помещений или конструкций;
- вести наблюдение и слежку (открытую или замаскированную) за людьми, предметами и их передвижением.
А можно ли взломать почту?
– Заметил, большинство людей хочет, чтобы кто-то решил за них все проблемы. Это самая заветная мечта людей. Причем каждый второй думает, что мы, детективы, способны на чудо.
Зашкаливает число звонков и сообщений с наивными вопросами, например, можно ли взломать Telegram, WhatsApp другого человека. Бывает даже интересуются: «А можно ли взломать электронный почтовый ящик?», причем заказчикам нужны чужие письма пятнадцатилетней давности.
Люди верят, что можно сделать «чудо», восстановить пароли, откопать какую-то секретную базу данных. Но нет! Ничего такого в нашем арсенале нет, и не стоит даже надеяться на такие сомнительные чудеса.
«Незаметно» установить камеру нельзя
– Еще часто ревнивые мужья интересуются, а можно ли, сидя в офисе, понять, «с кем жена в спортзале в раздевалке зажимается»? Как они себе это представляют? В женской раздевалке «незаметно» установить камеру? Это и нереально, и незаконно.
– Часто ли человек догадывается, что за ним следят?
– Если заказчик рассказывает, что он уже нанимал армию детективов, но они ни разу не «спалились», я в это не верю. Человек, за которым заказали слежку, часто может оказаться умнее и хитрее самого заказчика. Он может быть в курсе того, что за ним следят, но не подавать виду. Так, в день слежки он заявляет, что у него сломалась машина и ездит всю неделю на каршеринге. А что это значит для нас? Что утром он на одной машине, днем на другой, вечером на третьей. Плюс еще наденет другую куртку и кепку и снова запутает следы: отследить его перемещения будет тяжело, почти невозможно. Вечером быстро темнеет, и все люди в темном – на одно лицо.
– А бывали ситуации, когда объект слежки резко разворачивался и спрашивал напрямую, долго еще будут за ним ходить по пятам?
– Нет, таких ситуаций у нас ни разу не было. За шесть лет нашей работы нас рассекретили всего лишь один раз, но это произошло исключительно по вине клиента.
Я из той ситуации сделал для себя выводы на всю жизнь: ни при каких условиях в процессе наблюдения не делиться информацией с заказчиком.
Однажды клиент сидел за пультом и следил онлайн за трансляцией перемещений объекта. Нами все было просчитано до мелочей, но я не учел, что клиент не справится с эмоциями и станет писать сообщения человеку, за которым ведется слежка. В итоге та женщина оказалась вовсе не глупа, сумела сложить два плюс два, намотала на машине пару кругов, поняла, кто есть кто, и в итоге я увидел объект своей слежки едущим прямо мне навстречу!
– И ваша реакция?
– Ты просто снимаешься с дела и все. Жаль, что клиент сам испортил финал – разозлил женщину, с которой хотел помириться, и в итоге все в той ситуации закончилось не очень хорошо.
Он не пропал, он просто должен
– Поможет ли детектив найти должника?
– Да, поиск должников практически ничем не отличается от поиска пропавших людей. Был случай – люди выиграли суд, должнику следовало вернуть им определенную сумму денег. А он, не желая платить, просто скрылся.
Узкая задача – взыскать с должника долг – перерастает в более масштабную – найти человека. Для этого приходится собрать всю информацию о нем. Он может оказаться в любой точке мира. Если находишь его в Италии, тебе придется изучить все итальянские законы в этой сфере, чтобы понять, как и кто там вправе взыскать с него долги в пользу твоего клиента. И в результате у тебя вот такой малюсенький узкий заказ превращается в обширный и масштабный.
Был случай, когда нашли такого должника аж в Канаде. Я лично подавал в канадский суд документы. Нужно знать, куда обращаться, при этом владеть английским. Но оно того стоит, ведь должников через детектива ищут в основном крупные корпоративные клиенты.
– А какие дела для вас легкие и скучные?
– Приходит мужчина и говорит: «Знаете, а мне кажется, что мне изменяет жена». Начинаешь собирать информацию, выясняешь, что супруга клиента не работает, сидит дома с тремя детьми. Водит их в садики-школу, секции-кружки, живут в частном доме, где камер – больше, чем у тебя волос на голове! И говоришь клиенту честно: «Так вы же сами можете посмотреть по камерам, что она делает в ваше отсутствие». Он соглашается: «Да, могу, но вдруг она все равно изменяет?» И ты отчетливо понимаешь, что у женщины нет ни малейшего шанса изменить, даже при всем желании. Скучнейшее из дел, когда все предсказуемо.
А поговорить?
– А были какие-то комичные случаи в вашей практике?
– Любая слежка заказчику кажется комичной – ведь в процессе мы переодеваемся, переобуваемся, постоянно меняемся с коллегами, меняем машины. Многие клиенты потом пересматривают эти кадры с восторгом – говорят, надо же, как классно, весело и забавно! А для нас, детективов, это обычный рабочий процесс, отнюдь не веселый и не забавный.
Помню, был у меня один досадный прокол: я по невнимательности на секунду отвлекся от объекта слежки, посмотрел на часы и… перепутал машину, поехал за похожей. Конечно, практически сразу ошибку заметил (государственный номер-то другой) и успел вернуться к объекту слежки.
– Часто ли интуиция подсказывает человеку, что за ними следят?
– Далеко не всем. Дамы, которые заказывают слежку за своим потенциально неверным супругом, настолько досконально знают свой объект, что могут дать инструкцию, как следить, чтобы не вызвать ни малейшего подозрения супруга. Чаще всего перед тем, как обратиться к детективу, они уже сами многое попытались вычислить. Попадаются такие сыщицы, что просто диву даешься! Некоторых таких клиенток даже в команду бы к себе взял.
Знать правду – спать спокойно!
– Есть расхожее мнение, что обманутые жены и мужья предпочитают не знать об изменах супругов и спать спокойно – это так?
– Не соглашусь, – судя по моим клиентам, желающих знать всю правду гораздо больше. Как они затем распорядятся этой правдой, уже не моя забота – они подписывают бумагу о том, что за дальнейшее отвечают сами. Кто-то, добыв компрометирующие факты, дальше просит помочь при разводе, подготовить обращение в суд.
– Может быть, человек решил развестись, вот и ищет повод?
– Все может быть. Я столько навидался дел, когда в семейных отношениях все, казалось бы, идеально, а потом двое супругов становятся злейшими врагами. Порой и партнеры упрямо отказываются верить в то, что их партнер по бизнесу может их обманывать. Но это оказывается правдой, нравится вам это или нет.
Светлана ГИНТЕР