Мы как-то привыкли к праву на получение пенсий. А ведь так было не всегда. Трудно поверить, но всего 100 лет назад пенсии в Латвии получали только 3% населения, да и то – самые заслуженные. Немного заглянем в историю.

Первый пенсионер

В довоенной Латвийской Республике пенсий, в современном понимании, не было.

По закону от 26 января 1920 года пенсия выплачивалась семьям умерших или погибших  военнослужащих Латвийской армии. Их пенсии составляли 8–12 латов в месяц.

Только в 1922 году был принят первый всеобщий закон о пенсионном обеспечении военнослужащих и государственных служащих, в том числе министров, послов и судей. После 20 лет службы они имели право на пенсию в размере половины заработной платы. За каждый последующий год работы она увеличивалась на 2%, достигая максимума в 80% от заработной платы. Средний размер первой пенсии для госслужащих составил 44 лата в месяц.

В 1925 году право на пенсионное обеспечение в размере 60% от своей максимальной заработной платы после 25 лет службы получили учителя государственных учебных заведений и частных школ. Зарплата учителей тогда была 130–230 латов в месяц, в зависимости от категории и стажа.

С 20 сентября 1920 года на государственное пособие могли претендовать нетрудоспособные представители творческих профессий – писатели, композиторы, художники. Их кандидатуры рассматривала министерская комиссия, которая устанавливала размер выплат по своему усмотрению, но не выше 40 процентов от зарплаты госчиновника первой категории. Обычно творческие люди получали от 60 до 144 латов в месяц.

А первым пожизненным творческим пенсионером в Латвии стал Кришьянис Баронс – знаменитый фольклорист. В 1920 году ему была выделена пенсия 1200 рублей (или 24 лата) в месяц, через год сумму удвоили.

В 1920-е годы государственную пенсию получали 6–7% от населения страны. В 1925 году решением Сейма пенсия была назначена детям погибшего в автокатастрофе первого министра иностранных дел Зигфрида Анны Мейеровица от первого брака.

Пенсии – не для всех

В июле 1931 года был принят новый пенсионный закон. Пенсии назначались чиновникам госучреждений и учителям, проработавшим 25 лет. Также на пенсии имели права сестры милосердия, священнослужители, работники сельскохозяйственных и кооперативных организаций. 

Они могли выйти на пенсию по достижении 55 лет. Кроме певцов и артистов балета – те могли стать пенсионерами в 50 лет.

Пенсии не полагались юристам, врачам, инженерам, а также фермерам и работникам частных компаний. Конечно, они могли сами копить деньги в пенсионных фондах.

По данным Министерства благосостояния на август 1932 года, пенсионеров было 18 тысяч человек. Среди них – 62 работника культуры.

Новый закон предусматривал выплату пенсий за выслугу лет, по нетрудоспособности и потере работы, родственникам в случае смерти. Граждане сами должны были вносить взносы в пенсионный фонд, учрежденный Министерством благосостояния, в размере 2–4% от своей заработной платы. В 1935 году страховые взносы в пенсионный фонд были увеличены с 4,5 до 6%, а государственные взносы в пенсионный фонд – с 1,5 до 3%.

Кстати, и в довоенной Латвии существовали российские пенсионеры, то есть те, кто вышел на пенсию еще в Российской империи. Размер их пенсии зависел от стажа и заработной платы и составлял от 30 до 100 латов в месяц, но неоднократно раздавались призывы этой пенсии их лишить.

В 1937 году при Министерстве благосостояния был создан Фонд обеспечения по старости. Планировалось выплачивать пенсию в размере 15 латов всем нуждающимся гражданам Латвии после 70 лет. Но этот проект остался нереализованным.

По советским данным, в 1936–1937 годах количество пенсионеров в Латвии составляло 42 тысячи человек, или 3 процента всего населения.

Тайна Карлиса Улманиса

21 июля 1940 года Народный Сейм Латвии провозгласил советскую власть, изменил название государства на Латвийская Советская Социалистическая Республика и направил в Москву просьбу о принятии в состав СССР.

Уже 22 июля, на следующий день, бывший президент и премьер-министр Карлис Улманис подал в Министерство благосостояния заявление с просьбой о выплате ему пенсии.

Бывший глава республики указывал, что состоял на государственной службе с 18 ноября 1918 года, но, кроме того, просил учесть, что находился в заключении за политическую деятельность в 1905 году и семь лет был в эмиграции, преследуемый правительством царской России, где ему грозил расстрел.

«Для подтверждения этих обстоятельств я ссылаюсь на Херманиса Эндзелиньша из Валмиеры, который также сможет вспомнить других очевидцев события, а также на Вильгельмину Улманис из Риги, ул. Тербатас, 38», – указывал в заявлении Карлис Улманис. По закону он мог рассчитывать на пенсию в 1080 латов. Так как его президентская зарплата была 2000 латов в месяц.

Что засчитали Советы?

10 ноября 1940 года на территории Латвии было введено социальное страхование по законам СССР. И в самом лучшем положении оказались революционеры и подпольщики. Потому что в рабочий стаж засчитывалось время отбывания наказания «лицам, осужденным при бывших правительствах за участие в борьбе за советскую власть».

Кроме того, в стаж работы засчитывалось время,  «проведенное на службе в Коммунистической партии до основания советской власти, а также время, проведенное без работы, вследствие преследования за деятельность в пользу советской власти». (Утверждено Советом Народных Комиссаров Латвийской ССР 3 декабря 1940 года.)

А вот служба в латвийской армии или в прежних госучреждениях не засчитывалась.

Впоследствии все повернулось наоборот. Согласно нынешнему закону, в трудовой стаж входит «время, проведенное политически репрессированными лицами в местах заключения, поселения, а также время, проведенное в бегстве из упомянутых мест».

Слухи и страхи

В 1990 году перед принятием пенсионного закона ходило много слухов о том, что новый закон будет дискриминационным для некоренного населения. Правительство успокаивало и уверяло, что латвийский закон будет гораздо либеральнее принятого в том же году Верховным Советом СССР нового закона о пенсионном обеспечении.

На Латвию действие союзного закона не распространялось, потому что, как было объявлено, в законе СССР не был учтен целый ряд предложений латвийских депутатов.

Например, отличались минимальные размеры пенсий: в СССР – 70 рублей, в Латвийской Республике – 100. В законе ЛР был задействован «механизм движения», предусматривавший рост пенсий наряду с повышением роста цен. В законе СССР такого не было и т. д.

Когда 29 ноября 1990 года был принят Закон о государственных пенсиях, право на них было присвоено всем жителям Латвии, постоянным местом жительства которых на момент вступления закона в силу (1 января 1991 года)  являлась Латвийская Республика.

Но уже по новому Закону о государственных пенсиях, вступившему в силу 1 января 1996 года, латвийским гражданам засчитывался трудовой стаж, накопленный до 1 января 1991 года в Латвии и за ее пределами. А иностранцам и негражданам – только в Латвии. Для мужчин пенсионный возраст был установлен в 60 лет, а для женщин – 55.

В 2011 году Конституционный суд, куда пожаловались неграждане, решил: «Для различия в обращении при начислении пенсий по старости гражданам и негражданам Латвийской Республики имеется объективное и разумное основание».

И это притом, что 18 февраля 2009 года Европейский суд по правам человека постановил, что в Латвии установлены дискриминирующие ограничения для пенсионеров-неграждан при расчете трудового стажа, накопленного до 1991 года не в Латвии, и предписал выплатить негражданке Наталье Андреевой компенсацию в размере 6500 евро.

Звезда «Плейбоя»

В конце 2012 года министр благосостояния Илзе Винькеле дала интервью латышскому изданию журнала Playboy, где рассказала, что пенсионерам с большим советским стажем очень трудно объяснить, почему они получают низкие пенсии.

«Они, люди советских лет, говорят, что платили налоги, работая на заводах. Правда, в советское время не было такого понятия, как уплата налогов. Они жалуются, что у них большой стаж и ничтожная пенсия, что они строили ту страну и она совершенно не отличается от сегодняшней Латвии. Суровая реальность, к сожалению, такова, что это два разных мира. Их вклад в другое государство не может быть адекватно оценен здесь. Все те пенсии, которые платит восстановленная Латвия, фактически берутся из денег, которые эти люди не создавали», – заявила Винькеле.

Поднялся скандал, Латвийская федерация пенсионеров требовала отставки министра благосостояния. И напомнила, что уровень бедности в Латвии среди пожилых людей в среднем превышает 50%, и эта цифра самая высокая в Евросоюзе.

До этого, в мае 2011 года, инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис в интервью газете Latvijas Avīze заявил, что сохранение пенсионной системы в неизменном виде приближает катастрофу, «последствия которой по своему драматизму сравнимы с последствиями Второй мировой войны» и что на сегодняшний момент в Латвии нет ресурсов, чтобы сохранить пенсии на нынешнем уровне.

По мнению Рунгайниса, Латвии нужно считаться с реальной демографической и экономической ситуацией в стране, а не выдавать желаемое за действительное. В будущем, уверен он, пенсий не будет, потому что сейчас рождается слишком мало детей.

Скандальный банкир и в дальнейшем высказывался по этой теме: «Большинство теперешних пенсионеров в свое время работали, строя коммунизм, но в последние 20 лет допустили падение страны».

Пенсионный возраст в Латвии надо увеличить до 75 лет, говорил он газете Diena. А досрочный выход на пенсию должен зависеть от количества детей в семье. «За одного ребенка – два года, за двух – еще два года, за третьего – есть шесть лет. Если есть три ребенка, на пенсию можно в 65 лет». К этому же в мае 2018 года призывал депутат Сейма Имант Парадниекс из Национального объединения.

Впрочем, в 2012 году генеральный прокурор Эрик Калнмейерс заявил агентству BNS, что в Латвии следует взвесить возможность дискуссии о введении уголовной ответственности за враждебные комментарии в отношении таких социальных групп, как гомосексуалисты, пенсионеры и инвалиды. «Враждебным было бы и высказывание о том, что пенсионеры наносят большой ущерб социальному бюджету страны, поэтому их нужно ликвидировать», – считал Калнмейерс.

Обещания и реальность

Когда агитировали за вступление в Евросоюз, звучали совсем другие речи. Премьер-министр Эйнар Репше 20 августа 2003 года высказал уверенность, что социальные группы, которые сейчас меньше всего поддерживают вступление Латвии в ЕС – пенсионеры и крестьяне – получат большие выгоды от присоединения страны к Евросоюзу.

На самом деле получилось наоборот. 30 июня 2009 года президент Валдис Затлерс провозгласил Закон о выплате государственных пенсий и пособий в период с 2009 по 2012 год. Предусматривавший уменьшение пенсий неработающим пенсионерам на 10%, работающим – на 70%, а пособия для работающих родителей – на 50%. В указанный период государственная возрастная пенсия должна была выплачиваться в размере 90% от установленного нормативными актами размера пенсии. Предполагалось, что закон будет действовать до 31 декабря 2012 года.

Однако уже 21 декабря 2009 года Конституционный суд Латвии признал право всех латвийских пенсионеров на пенсию в полном размере и указал, что оспариваемые нормы нарушают право человека на социальное обеспечение и принцип правового доверия.

Зал приветствовал вердикт КС аплодисментами.

Покаяние перед выборами

16 марта 2011 года премьер-министр Валдис Домбровскис и председатель Сейма Солвита Аболтиня, обращаясь к участникам съезда Латвийской федерации пенсионеров, принесли извинения за сокращение пенсий в 2009 году. Аболтиня назвала это решение «болезненным», а Домбровскис, кроме того, опроверг слухи об урезаниях пенсий на 20–50% или повышении пенсионного возраста до 70 лет. В том же году прошли выборы в Сейм, но премьерская партия «Единство» все равно потеряла 13 мест.

Нельзя сказать, чтобы латвийские пенсионеры не боролись. Первый Вселатвийский митинг пенсионеров прошел в Риге 21 октября 1993 года, во время обсуждения закона о пенсиях. Несколько тысяч манифестантов собрались у здания парламента, скандируя: «Долой правительство, «Латвияс цельш» и коммунистов!» Главным требованием было повысить пенсии и выплачивать их в зависимости от трудового стажа.

Некоторые пенсионеры даже уселись на ступени и просили у депутатов хотя бы 10 латов на хлеб насущный.

Митинги пенсионеров и манифестации проходили регулярно и шумно. 18 июня 2009 года на митинге на Эспланаде плюнули в лицо министру финансов Эйнару Репше. 19 августа 2015 года к пикетчикам, стоявшим за индексацию пенсий в большем размере, вышла  бывший спикер Солвита Аболтиня. Пенсионеры встретили ее появление недовольным гулом. Аболтиня, не замедляя шага, прокричала, что тоже так может, издала звук «у-у-у» и скрылась. Оба вышеупомянутых деятеля уже ушли из политики.

8 апреля 2006 года состоялся учредительный съезд Партии пенсионеров и сениоров. Но ей ничего не удалось добиться. 23 августа 2008 года прошел референдум по предложенным этой партией поправкам к Закону о пенсиях. Согласно поправкам, размер всех пенсий должен быть не ниже прожиточного минимума. Приняли участие 347 182 человека, референдум не состоялся.

Будет ли 70?

Еще в 2011 году Центральное статистическое управление сообщило, что если возраст выхода на пенсию в Латвии будет повышен до 70 лет, то среднестатистический латвийский мужчина до нее не доживет.

По данным ЦСУ, средняя продолжительность жизни мужчин составляла 67 лет, а женщины жили на 10 лет дольше – до 77 лет. В целом средняя продолжительность жизни составляла 72 года. По прогнозам статистиков, мужчины, которые преодолели возраст в 70 лет, живут в среднем еще 10,7 лет, а женщины – 14,3 лет.

По прогнозам Петериса Страутиньша, в то время – эксперта DnB Nord banka, через 30–40 лет латвийцы будут выходить на пенсию в 80 лет.

«На отметке 65 лет повышение пенсионного возраста не остановится», – сказал он, добавив, что впредь людям уже в начале трудового пути придется думать о том, как заработать в любой период своей жизни.

С ним согласился и тогдашний министр финансов Андрис Вилкс, отметив, что его родителям 80 лет и они до сих пор работают в своем хозяйстве. «Мне кажется, наше общество понимает, что нельзя мечтать об образе жизни западных пенсионеров, который позволяет им путешествовать дважды в год», – сказал министр.

Последние попытки

7 сентября 2013 года на площади Стрелков в Риге состоялся митинг «За права пенсионеров», который организовала Латвийская федерация пенсионеров. В нем приняли участие более 1000 человек.

Пенсионеры держали в руках многочисленные плакаты, среди которых были «Уважайте старость», «Белый хлеб и пирожок – господам из Сейма, корка черного хлеба и капуста – для седой мамы».

На пикет пришла министр благосостояния Илзе Винькеле. Она пыталась начать свою речь, однако пенсионеры освистали ее, кричали «Долой!» и не давали говорить в течение пяти минут. Винькеле поблагодарила пенсионеров за активную жизненную позицию и борьбу за независимость Латвии, а также отметила, что в Минблаге сейчас работают над проектом индексации пенсий. Ее речь также сопровождалась свистом.

16 сентября 2017 года на митинге на той же площади пенсионеры выдвинули несколько предложений президенту Латвии Раймонду Вейонису, Сейму и правительству, в том числе об увеличении необлагаемого минимума пенсий до уровня минимальной зарплаты и прекращении налогообложения пенсий, которые ниже границы риска бедности. Там же на собрании Латвийской федерации пенсионеров были собраны 8962 подписи за уменьшение бедности среди пенсионеров и доступность медицины. Сообщалось, что подписи собирались в 70 городах и краях. В Краславском крае собрано 1130 подписей, в Приекуле – 486, в Ауце – 385, в Алое – 296, в Яунпилсе – 328, в Рундале – 247, в Резекне – 408, в Вентспилсе – 672, в Риге – 1258.

Это был, наверное, последний крупный митинг пенсионеров в Латвии. В октябре прошлого года на митинг против решения правительства снизить взносы во второй пенсионный уровень собрались всего несколько десятков человек.

Михаил ГУБИН

Комментариев (0)

    Attach images by dragging & dropping or by selecting them.
    The maximum file size for uploads is 10MB. Only gif,jpg,png files are allowed.
     
    The maximum number of 3 allowed files to upload has been reached. If you want to upload more files you have to delete one of the existing uploaded files first.
    The maximum number of 3 allowed files to upload has been reached. If you want to upload more files you have to delete one of the existing uploaded files first.
    Ваше имя

    TPL_BACKTOTOP
    «МК-Латвия» предупреждает

    На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.