Во многих дворах Латвии появились специальные контейнеры для сбора одежды и обуви. Но что дальше происходит с этими вещами, обретают ли они вторую жизнь? Секреты контейнеров для текстиля раскрывает директор по развитию предприятия Eсo Baltia vide Андрис Карлсонс.
Вывоз – не реже раза в неделю
– Какой путь проделывает вещь с того момента, когда ее загружают в контейнер для текстиля, и до того, как обретает вторую жизнь? Долго ли ей приходится отлеживаться в контейнере?
– Контейнеры мы опустошаем не реже чем раз в неделю, если речь идет о Риге. В большинстве других мест это два-три раза в неделю, а где-то и каждый день. Выемка текстиля ведется достаточно регулярно. В некоторых местах сложно предугадать, насколько интенсивно контейнеры будут заполняться: иногда это происходит быстрее, иногда медленнее. Но мы все же стараемся найти золотую середину, чтобы уже переполненные контейнеры не простаивали, а пустые – не мозолили глаза.
Первичная сортировка – просто убрать мусор
– Что происходит с вещами дальше?
– Мы везем их на базу, где производим щадящую сортировку, убираем весь испорченный материал. Далее все, что соответствует понятию текстиля, в спрессованном виде отправляем в Литву.
– Почему именно в Литву?
– В Литве находится предприятие нашей группы, которое более тщательно сортирует текстиль, после чего происходит передача вещей для повторного использования или переработки. Этот рынок довольно сложный, в том смысле, что у каждого товара есть свое время и своя страна, свои поставщики и получатели – то есть места, куда все это переправляется.
– Почему вещи не остаются в Латвии?
– Содержание собственного цеха сортировки требует инвестиций, а значит, туда должны поступать крупные объемы материалов, чтобы проект окупился. Могу напомнить, что вначале у Eko Baltija vide была своя база в Тукумсе, оборудованная для сортировки. Но этой базе нужны были гораздо большие объемы, чем имеющиеся, поэтому в свое время было принято решение разделить потоки сырья. Гораздо выгодней оказалось просто отправлять большую часть сырья в Литву. Это окупается и очень удобно: если вдруг не хватает материала, то по соседству находится Польша и еще несколько стран с более широким рынком текстиля.
В своей стране – текстиля маловато
– Выходит, не такие уже мы в Латвии любители выкидывать старые вещи?
– Конечно! У нас ведь довольно маленькая страна, да и все три страны Балтии вместе взятые – тоже весьма узкий рынок, причем не только для текстиля, – для любого материала, и неважно, хотим мы бумагу переработать, пластмассу или что-то еще. В результате, рассчитывая только на себя, рано или поздно мы столкнемся с тем, что у нас просто не окажется столько текстиля, сколько потребуется.
– Жители, которые отдают вещи, порой верят, что закидывая в этот контейнер какой-нибудь старый жакет или пальто, они, возможно, осчастливят каких-то бедных людей, которые смогут носить эти вещи и дальше. Но далеко не всегда так происходит?
– Материал доходит до нуждающихся, он сортируется, в том числе углубленно. Например, кому-то понадобился целый контейнер детских носочков. Эти носочки нужны к летнему сезону и в конкретной стране… После сортировки эти носочки превращаются в продукт, который я могу продать дальше.
А часть поступившего нам сырья мы жертвуем. Это происходит с игрушками и частью вещей.
Встречаются и сюрпризы
– То есть в специальные контейнеры попадает не только текстиль? Без сюрпризов все-таки не обходится?
– Так и есть. Хоть контейнер и задуман для текстиля, но иногда туда попадают и игрушки. Чего только не кидают! Даже детские коляски попадались, и много чего еще. Мы это, конечно, сразу не выкидываем, смотрим, что пришло, разбираемся. Если это электроника, и она повреждена, мы передаем ее на переработку. Если это что-то ходовое и еще может послужить, передаем в благотворительные организации, с которыми сотрудничаем.
Иногда нам поступают запросы на какие-то конкретные группы вещей, в основном зимой. Например, как-то приходилось отбирать именно зимние куртки, на которые у нас поступил большой целевой заказ от одной благотворительной организации.
Конечно, мы не можем обещать к завтрашнему дню отыскать определенную одежду по просьбе звонящих – так это не работает. Если у нас летом попросят зимние куртки, то вряд ли мы их оперативно найдем: никто обычно летом не кладет в контейнеры зимнюю одежду в больших объемах. Она появляется весной, когда люди избавляются от зимних вещей. Осенью такая же картина с летними вещами.
Склада норковых шуб у нас нет
– А шубы по весне, изъеденные молью, тоже появляются в контейнерах?
– Ну так углубленно мы товар не анализируем, но, конечно, встречаются и шубы. Впрочем, целого склада норковых шуб у нас нет.
– А как с крупногабаритным мусором, например, коврами? Можно ли их также опускать в контейнер с текстилем? Или лучше класть рядом?
– Ковры – это скорее крупногабаритный мусор. Если маленькие коврики, которые стелют в супермаркетах, еще сойдут за текстиль, то огромные ковры все же нет. Занавески, покрывала, постельное белье, самая разная одежда – это то, что надо. Самые что ни на есть текстильные изделия.
Факт
Важно помнить:
- Игрушки из пластика и обувь, особенно в плохом состоянии, при сортировке не кладут в один пакет с одеждой!
- Весь текстиль, сложенный в контейнер, затем доставляется на фабрику по сортировке.
- После сортировки ваши старые вещи направляют дальше, в зависимости от состояния материала: тот, что еще можно использовать, в хорошем состоянии, передается на вторичное применение или переработку.
- Текстиль, который уже испорчен и для переработки не годится, утилизируется на полигоне для отходов.
Не забудьте завязать мешок!
– В инструкции на контейнере для текстиля указаны специальные требования к утилизации текстиля. Зачем нужно складывать одежду в плотно завязанные мешки?
– Текстиль должен быть чистым. Если в большом количестве высыпать без пакета в контейнер массу детских носков, можно себе представить, в каком состоянии они будут, если какой-то не слишком умный человек затем из озорства закинет в контейнер для текстиля какой-то мусор. Если же упаковать вещи в пакет и плотно его завязать, риск загрязнения вещей заметно снизится.
По той же причине мы призываем людей не опускать в контейнер годные только на выброс грязные или мокрые тряпки: можно себе представить, что будет с другим текстилем, если вы закинете туда тряпку, которой вы протирали какую-то вещь от машинного масла.
Мир пресытился вещами
– Можно ли сдавать порванные или потертые вещи?
– Да, безусловно. Они могут быть в застарелых пятнах, но при этом сухими и не промасленными.
Всемирный рынок – тоже неоднороден. Он постоянно видоизменяется. Если еще два-три года назад на рынке вторичного сырья был просто бум – всем нужна была пользованная одежда, то сейчас общество впало в другую крайность – одежды б/у – просто целые горы и залежи. Малоимущие уже обеспечены с лихвой на долгие годы вперед и не жаждут постоянно менять гардероб.
Весь мир уже очень хорошо одет, в том числе и в одежду, уже бывшую в употреблении. Поэтому пришло время собирать текстиль в контейнеры для дальнейшей переработки.
В прошлом году собрано почти 3500 тонн текстиля
– Сколько текстиля жители Латвии жертвуют, загружая его в специальные контейнеры?
– Только у нашего предприятия (а мы далеко не единственные) 350 пунктов сортировки текстиля по всей Латвии. Часть их находится в Риге, остальные в регионах. Только за прошлый год нами было собрано в контейнеры неполные 3400 тонн текстиля. Думаю, что в этом году будет еще больше. Если все эти вещи сложить в кучи, они будут очень велики!
Кирпич, обломки и обрезки
– Какие курьезы случаются в вашем бизнесе?
– Да, работа нервная. Бывали случаи, когда люди в контейнер для текстиля выбрасывали кирпичи, какие-то древесные обрубки или куски арматуры.
А порой люди звонят в сильном волнении и сбивчиво рассказывают, что по ошибке выкинули в контейнер что-то не то, и просят срочно приехать, открыть им контейнер и отдать ценную вещь.
– И вы приезжаете?
– Зависит от ситуации. Например, случается, что кто-то в спешке выкинул в контейнер для текстиля брюки, а в заднем кармане остался паспорт или кошелек. Ну, как тут не выручить человека?
Если контейнер еще не был опустошен, наши работники приезжают на помощь человеку.
Но если контейнер уже опустошен и текстиль уже попал в общий фургон для отправки в Литву, то помочь не получится. Никто в таком огромном ворохе уже спрессованных вещей не будет искать «те самые» джинсы с кошельком.
«Кошельки с золотом» попадаются редко
– Бывает, что ваши сотрудники сами натыкаются на что-то интересное?
– Мы ездим каждый день опустошать контейнеры и оперативно сортируем материал. Какие-то уникальные находки встречаются редко, но мы находим и ключи от дома, и мобильные телефоны, и кошельки, и документы.
Первичная сортировка заключается в том, чтобы отделить вещи от чужеродных вещей или заплесневелой одежды. Шарить по карманам каждой куртки или брюк просто некогда.
Случаи, когда мы находим что-то ценное и можем определить владельца этой вещи, бывают всего несколько раз в год.
Воспитываем клиентов
– Некоторые люди предпочитают не закидывать текстиль сразу в контейнер, а ставят мешки рядом, будто бы приглашая всех желающих сначала порыться в мешках с одеждой, а потом уже самим закинуть ненужное в контейнеры. Что скажете на это?
– Оставлять пакеты у контейнеров – нежелательно. Здесь стоит действовать иначе – либо самим все отобрать и передать людям, либо отвезти вещи в благотворительную организацию, чтобы нуждающиеся получили помощь напрямую.
– Что происходит с текстилем, который отправляют не для вторичного использования, а на переработку?
– Из него делают и изоляционные материалы, и наполнители для мебели, и многие другие вещи.
– В таком случае целесообразно ли перед сдачей текстиля в утиль срезать у вещи пуговицы, молнии и другие аксессуары?
– Конечно, нет, ведь вещь может отправиться не на переработку, а на вторичное использование. Чтобы другой человек мог продолжить вещь носить, лучше сохранить ее в том виде, в котором она была.
Заляпали кетчупом? Постирайте или выбросьте в обычный контейнер
– Перед тем, как отдать вещи в утиль, надо ли их стирать в машине и сушить?
– Я бы сказал, что стирать не стоит. Но, конечно, зависит от состояния вещи. Если мы вечером за ужином облились кетчупом, то такую вещь я бы не стал кидать в контейнер для текстиля. Ее надо либо сдать в бытовые отходы, либо постирать и высушить.
– Вашим сотрудникам разрешается что-то из выброшенных в контейнер вещей присмотреть и взять себе? Или это не принято?
– Не только не принято, но даже запрещено.
В противном случае это сформирует нежелательные привычки у наших работников: вместо сортировки отходов они будут азартно рыться в общем ворохе вещей и тратить время на выискивание чего-либо подходящего для себя.
Рабочему процессу это только повредит. На самом деле задача у нас другая – отсортировать текстиль в кратчайшие сроки: отделить полезное от непригодного. И лучше ни на что при этом особо не отвлекаться.
– От насекомых-паразитов вещи чем-то обрабатываете?
– При первичной обработке нет. Но бывает, что кто-то в контейнер выкинул вещи с блохами или вшами и в итоге развел антисанитарию. В результате эти насекомые там размножились, нам звонят люди с жалобами, – приезжайте, сделайте что-нибудь! Приезжаем, собираем, дезинфицируем. Но в обычном режиме дезинфекция вещей проводится уже на последних этапах сортировки, когда первичная обработка далеко позади.
Платье принцессы станет занавеской
– Приходилось ли вам становиться свидетелями того, как отсортированные вами старые платья или костюмы использовали для необычных целей?
– Иной раз художники просили нас найти что-то особое для какого-то проекта. Например, был заказ на джинсы для перформанса. Из двух и даже трех пар ребята создавали одну новую. Если можем помочь, отбираем. Но такого, чтобы мы устраивали дни открытых дверей, когда любой может приходить и рыться в контейнерах, – нет, не бывало.
– О чем бы вы хотели предупредить жителей как эксперт? Не ходить так часто за покупками и меньше покупать одежды? Или чаще сдавать старые вещи, не складируя их в шкафах в больших количествах?
– Первое, это разумное потребление. Стоит задуматься, надо ли так много всего покупать? Например, вы уверены, что вам и правда нужно пять совершенно одинаковых белых маек? Второе: при покупке обращать внимание на качество товара. Есть много магазинов, товары которых доживут в лучшем случае до первой стирки. Нужно ли их покупать? Может, лучше тогда сразу пойти в другой магазин и купить белую майку, которую можно носить долго?
Суть в том, чтобы покупать меньше, а носить все это дольше. Если бы каждый из нас помнил об этом, то текстильного мусора было бы намного меньше.
– Как жителю узнать, где находятся ближайшие контейнеры для сортировки текстиля?
– Это можно узнать на сайтах skiroviegli.lv и zalais.lv. Это могут быть и наши контейнеры, и контейнеры конкурентов, которые тоже собирают отходы текстиля, ведь у каждого оператора своя зона.
Какая польза от сортировки для самих жителей?
– Часто приходится слышать: «Раз уж мы платим за сортировку отходов, пусть сами сборщики отходов все и сортируют, а мы не хотим отделять пластмассу от бытового мусора». Мыть пластмассу от пищевых отходов или стирать текстиль перед сдачей в утиль мы тоже не хотим. А иностранцы к этому уже привыкли. Как думаете, почему в Латвии люди не хотят сортировать мусор?
– Это плоды воспитания и мышления. Но мне кажется, уже не все так трагично – мы довольно далеко продвинулись за последнее время. Подход у нас в Латвии правильный. Есть налог на утилизацию отходов, который потом определяет расходы жителей на вывоз несортированного мусора. У людей есть выбор – экономить на вывозе при помощи сортировки отходов или переплачивать.
В многоквартирных домах пока еще раскачиваются, но жильцы частных домов уже поняли, – если мусор кидать в один общий контейнер, это обойдется дороже. Ведь вывоз отходов из обычного контейнера стоит приличную сумму, а из контейнера для сортировки – не стоит ничего.
Те, кто умеет считать, очень быстро обучаются сортировке.
Вывоз одного кубометра в месяц стоит 100%. Если же вы возьмете два контейнера – один желтый и один зеленый (а желтый с пластиком и картоном вывозят бесплатно), вывоз остальных бытовых отходов вам уже обойдется вдвое дешевле.
– Это ощутимо?
– Конечно. Есть разница – заплатить 30 евро или всего 15. А ведь всего-то нужно положить часть мусора в желтый, а часть в зеленый контейнер. Частникам это объяснять не нужно. Эта проблема чаще всего остается в многоквартирных домах, где большая часть жильцов отходы сортирует, но есть и те, кто считает это излишним. Это меньшинство может испортить всю картину остальным. Получается, что упрямые жильцы сводят на нет все усилия других, старательных.
Чем меньше в доме квартир, тем очевиднее материальная выгода от сортировки мусора, в том числе и текстиля.
Предположим, у вас частный дом и контейнер для бытовых отходов всего на 240 литров. Вы при этом провели весеннюю чистку/разобрали вещи, и набрался целый контейнер со старой одеждой – пальто, курток и прочего, все это даже не влезает в контейнер. Что делать? Заказать дополнительный вывоз контейнера с бытовыми отходами обойдется в плюс 10 евро. А если выбросите все отобранные вещи в специальный контейнер для текстиля, это не будет стоить ни цента. Есть над чем подумать! А еще вы сделаете доброе дело для окружающей среды – природа скажет вам спасибо.
Светлана ГИНТЕР