В 2025 году летнее время будет действовать с 30 марта по 26 октября. Министерство экономики сообщает: «Поскольку на уровне Европейского союза не было достигнуто единого видения новых условий перевода времени два раза в год, ранее утвержденный порядок все еще действует».
И это несмотря на многочисленные просьбы, письма и петиции с требованием отмены весеннего перевода стрелок.
Сама Латвия это отменить не может, а страны Евросоюза никак не договорятся. Поэтому жители продолжают двигать стрелки.
На нынешней латвийской территории время менялось неоднократно. Давайте же вспомним.
Солнечное и петербургское
В конце позапрошлого века в Прибалтийском крае, как и повсюду, использовали солнечное время. Полдень, то есть самое высокое положение солнца, означал 12 часов дня. Поэтому рижское время с другими городами не совпадало. Из «Рижского календаря» на 1883 год мы можем узнать, что когда в Риге 12 часов, то в Москве было 12 часов 53 минуты 52 секунды, в Петербурге – 12 часов 24 минуты 48 секунд, а в Ревеле (Таллине) – 12 часов 2 минуты 36 секунд.
Даже в других латвийских городах время отличалось – в Либаве (Лиепае) – 11 часов 47 минут, а в Митаве (Елгаве) – 11 часов 58 минут. А Двинска (Даугавпилса) в списке нет.
Поезда, впрочем, ходили по петербургскому времени. По крайней мере, в западных губерниях Российской империи. Поэтому ко времени, указанному в расписании в Риге, приходилось прибавлять 25 минут.
Эталонное рижское время показывали часы, которые находились в Рижском политехникуме, по ним выставляли время на остальных часах. Теперь эти часы – в Институте астрономии Латвийского университета.
С 1 января 1899 года Рига перешла на петербургское время, в канун Нового года стрелки перевели на 24 минуты 48 секунд.
Другие латвийские города перешли на это время не сразу, большинство в том же году, но Кулдига – в следующем, а Вентспилс и вовсе в 1903-м.
Все это, конечно, приводило к путанице и недоразумениям. А некоторые ничего не знали и продолжали жить по старому времени. С августа 1914 года петербургское время переименовали в петроградское.
Немецкое время
Как известно, в том году началась Первая мировая война. Немецкие войска оккупировали Курляндскую губернию в мае 1915 года. И перевели стрелки часов на 1 час 1 минуту и 19 секунд назад. Но это еще не все.
Ради экономии в 1916 году Германия и Австро-Венгрия ввели летнее время, которое опережало зимнее на один час. Оно действовало и на оккупированных территориях, в Курляндии – с 1 мая по 30 сентября 1916 года. Вот так его впервые у нас и ввели, приказом оккупационных властей.
В сентябре 1917 года немецкая армия заняла Ригу, в конце февраля 1918 года почти вся нынешняя территория Латвии была оккупирована немецкими войсками, и соответственно там тоже переводили стрелки, например, 16 сентября 1918 года, когда перешли обратно на зимнее время.
В январе 1919 года почти вся территория Латвии, за исключением Лиепайского района, попала под власть большевиков. На контролируемой ими территории было восстановлено петроградское время, но известно, что 31 мая по 30 июня действовало и летнее время.
Последний поезд
Находящееся в Лиепае латвийское Временное правительство 13 апреля 1919 года опубликовало постановление о введении летнего времени, но когда 22 мая Рига немцами была освобождена от большевиков, то на него не перешли. 4 июня было восстановлено среднеевропейское время.
Наконец, 7 июля Временное правительство прибыло в Ригу и 20 июля столица перешла на летнее время. Как сообщали газеты, из-за этого многие рижане опоздали на последний поезд в Юрмалу.
Однако осенью 1919 года летнее время отменено не было и таким образом Латвия зажила по восточноевропейскому времени, которое на два часа опережает среднее время по Гринвичу.
В ноябре 1919 года в захваченной генералом Бермонтом Митаве (Елгаве) объявили о переходе на зимнее время, на два часа назад, в целях экономии электричества. Но осуществить это не успели.
Военное время
Когда 1940 году в Латвию опять пришли большевики, они перевели часы на московское время, то есть на час вперед. Это было так называемое «декретное» время, опережающее поясное время на один час и необходимое для экономии энергоресурсов. Это произошло 8 августа, ночью.
Как известно, тогда в СССР на летнее время не переходили, отказались от него еще в 1921 году.
1 июля 1941 года Ригу захватили немецкие войска, а уже 2 июля в 18.00 время в Латвии снова было переведено на час назад, чтобы совпадало со временем в Германии. И сезонный перевод стрелок вернулся вновь. Потому что в Третьем рейхе на летнее время продолжали переходить.
Из тогдашней прессы можно узнать, что 2 ноября 1942 года Германия, генеральные округа и протектораты перешли на зимнее время, которое именовалось «нормальным».
Немецкая пропаганда всячески подчеркивала пользу от перевода стрелок. «С наступлением коротких и темных зимних дней потребление электроэнергии резко возрастает, что предъявляет государственному хозяйству трудновыполнимые требования. Поэтому, чтобы избавить промышленность от трудностей, с которыми она сталкивается из-за зимней темноты, необходимо перенести зимние утренние часы на более светлое время суток. Например, переместив восьмой час утра на седьмой, мы получим целый час дневного света. В области современных технологий, особенно в железнодорожном транспорте, благодаря этому удалось избежать многих неудобств», – писала лиепайская газета Kurzemes Vārds в ноябре 1942 года. Кстати, немцы переходили на летнее время и обратно с 2 до 3 часов ночи, как это делается и сейчас.
Опять летнее
В 1944 году московское время вновь вернулось в Латвию.
В 1963 году поэт Ояр Вациетис писал в эссе «Московское время»: «Луны стартуют с нашей земли. Не нужно быть специалистом в прогнозах, чтобы сказать, что ракета стартует по московскому времени. Что, несмотря на самых смелых фантастов, это произошло гораздо быстрее, чем мы ожидали. Это особенность московского времени, есть гринвичское время, и мы вовсе не говорим, что часы в Америке не слишком точные. Но смысл и суть XX века показывают те часы, куранты которых мы слышим каждый день. Правильное время мира – это московское время».
1 апреля 1981 года Латвия, и как весь СССР, перешел на летнее время – стрелки часов были переведены на час вперед. Заместитель начальника Латвийского республиканского управления Госстандарта Арнольд Белявский рассказывал газете «Ригас Балсс»: «Введение летнего времени оправдано и с социальной, и с психологической точек зрения. Лишний час дневного света не внесет никаких неудобств в нашу жизнь. Напротив, трудящиеся получат возможность лучше организовать свой отдых после работы…»
Его спрашивали, не вредно ли это для здоровья? Он отвечал:
– В данном случае, по утверждению медиков, – нет. К сдвигу времени меньше чем на два часа организм приспосабливается довольно легко. Биологические ритмы пластичны и способны быстро подстраиваться к внешним условиям. В то же время хотелось бы предостеречь от беспечности. В связи с тем, что время адаптации человека в новых условиях, опять-таки по данным медицины, может продолжаться от двух-трех дней до недели, пешеходы, водители, а также патрульная служба ГАИ в этот период должны быть особенно внимательны.
Потом стрелки начали переводить не первого числа, а в ближайшие выходные, чтобы люди не опаздывали на работу.
Время дискуссий
Одна из резолюций Народного фронта Латвии, принятая на первом съезде в 1988 году, называлась «О рижском времени в Латвии». НФЛ требовал вернуть Латвию в часовой пояс, «который соответствует географической ситуации республики и обеспечивает жителям нормальный ритм, соответствующий биологическим циклам организма».
В 1988 году в Латвии развернулась бурная дискуссия о возвращении к довоенному времени, газеты были полны писем читателей.
«За все эти годы – 58 лет – очевидно, никто не подсчитывал, сколько же электроэнергии сэкономили советские люди и куда пошли эти деньги. Зато в последнее время мы узнали, что продолжительность жизни у нас меньше, чем в капстранах, которые живут по нормальному поясному времени. На заводе начало работы в 7 часов (на самом деле – 5.00), проснуться нужно хотя бы за час, это 4.00, а биоритмы «работают» по местному времени. Откуда может быть высокое качество продукции, если человек внутренне еще спит?» – спрашивал А. Стамбурений из Кримулды.
«Меня всегда возмущает, – писала Н. Новикова из г. Прейли, – когда некоторые специалисты пытаются внушить людям, что переход на летнее время не влияет на здоровье и самочувствие человека. А я на собственном здоровье каждую весну ощущаю этот переход на один час назад. И знаю, что многие и многие люди, особенно пожилого возраста, плохо себя чувствуют. Не надо доказывать недоказуемое».
«Постоянное насилие над биоритмом разрушает генофонд, выражается в раздражительности, стрессовых ситуациях, потере иммунитета, психических и физических расстройствах, накапливаясь из поколения в поколение, как снежный ком», – считала рижанка О. Боброва.
Это из газеты «Советская молодежь».
Голосов против практически не было. Правда, латвийские зрители Центрального телевидения тревожились, что при восстановлении поясного времени все сдвинется на два часа, вечерняя сказка пойдет, когда малыши уже уснут, программа «Время» будет кончаться около полуночи, а полуночные передачи растянутся до утра. «Вывод: смотреть передачу – значит не выспаться, а если не смотреть – расстроиться. Это сузит культурно-политический кругозор населения Латвии», – считала рабочая ВЭФ П. Макаренко.
Мнение комиссии
В декабре 1988 года было опубликовано заключение Комиссии по изучению целесообразности установления в Латвийской ССР времени, соответствующего географическому поясу.
Комиссия была создана в ноябре в Академии наук.
Академики делали вывод:
«Смещение декретного времени по сравнению с поясным временем в Латвии является весьма существенным. Так, например, в 6 часов по московскому времени биологические часы в Латвии показывают 4.30 зимой или 3.30 летом. Это означает, что рабочий день начинается, когда умственные и физические способности находятся на самом низком уровне (в нашем часовом поясе этот период находится между 3.00 и 6.00 часами утра). В это время на нижайшем уровне также снабжение мозга кровью. Особенно неблагоприятно это воздействует на работников умственного труда, так как им приходится начинать работать в условиях пониженной трудоспособности и заканчивать, когда эта трудоспособность находится в оптимуме. Смещение суточного ритма отрицательно влияет на гормональную регуляцию организма и может вызвать нарушение отдельных эндокринных функций, особенно у женщин».
Комиссия считала, что «ввод поясного времени позволит возобновить устойчивый биологический суточный ритм, который в свою очередь будет способствовать здоровью, психологическому комфорту, трудоспособности и продуктивности труда, а также даст возможность весьма эффективно компенсировать те нарушения умственной и физической активности, которые эвентуально смогут возникнуть при переходе на сезонное или летнее время».
Не были забыты и телезрители: «Надо отметить, что такие телепрограммы, как «Взгляд» и «До и после полуночи», которые в общественно-политической жизни нашей республики занимают не менее важное место, чем местные передачи, в связи с переходом на поясное время станут еще более доступны жителям республики».
Железнодорожное время
26 марта 1989 года Латвия перешла на летнее время и опередила Москву на час. Это воспринималось как важный шаг на пути к национальной независимости.
По этому поводу в американской латышской газете «Лайкс» («Время») было опубликовано радостное стихотворение «Прощание с московским временем»: «Никогда я еще так не ждал весны, когда подснежники на нашей земле прозвенели новое время».
Тем не менее Прибалтийская железная дорога еще на несколько недель осталась в московском времени. По нему ходили поезда, было составлено расписание, его показывали вокзальные часы. Но в ночь с 14 на 15 июня 1989 года часы на привокзальной башне в Риге были переведены на латвийское время.
Заместитель начальника Прибалтийской железной дороги Э. Л. Лаздынь говорил: «Думаю, решение логичное – часы все же нужны более городу (это подтверждают и письма), чем вокзалу. Поезда же, конечно, будут курсировать по московскому времени. К сведению: все остальные часы на территории вокзала будут показывать московское время, а чтобы не было недоразумений, на этих часах будет специальное пояснение».
Так было, пока не перестала существовать сама Прибалтийская железная дорога.
Балтийская солидарность
Собственное латвийское время восстановилось, но споры о переходе на летнее время не утихли.
Говорили про коров, которые не могут доиться на час раньше и о том, что при переходе на летнее время уменьшается работоспособность, на 66 процентов возрастает количество самоубийств и в два с половиной раза возрастают показатели конфликтности. А вот при переходе на зимнее, наоборот, на 5% снижается количество инфарктов и повышается устойчивость к хроническим заболеваниям.
Согласно опросу весной 2000 года, с мнением, что традицию перехода на летнее время следовало бы сохранить, согласились только 28,8% респондентов, а противоположное мнение высказали 59,2% опрошенных и 12% не имели собственного мнения по этому вопросу.
А опрашивали их, потому что 29 февраля 2000 года Кабинет министров принял решение, что в том году Латвия на летнее время не перейдет. И 26 марта не перешли.
Правительство Андриса Шкеле сделало это из солидарности с другими странами Балтии. В Литве против разделения времени на летнее и зимнее выступали 73 процента, а в Эстонии – вообще 82. Поэтому 20 февраля 2000 года премьер-министры балтийских стран встретились в Таллине и согласовали совместное решение не переходить той весной на летнее время.
Причем эстонское правительство заявило, что летнее время ушло в историю окончательно. Эстонский профессор физиологии Сельма Теэсалу утверждала, что насильственное изменение жизненного ритма дважды в год является одним из источников стресса, а любой стресс укорачивает жизнь. Ученые Тартуского университета обнаружили нарушения сна и стрессы более чем у трех тысяч человек.
Балтийские страны оказались в одном времени со Швецией, Францией, Италией, Германией, Испанией и Албанией. В Калининградской области, Польше и Финляндии время ушло на час вперед. А в Москве – на два часа назад.
Однако 4 сентября все того же 2000 года эстонский премьер Март Лаар назвал это все ошибкой правительства. И заявил, что в следующем году летнее время планируется ввести вновь.
7 ноября 2000 года Кабинет министров Латвии принял решение обратиться к другим странам Балтии с предложением вновь перейти на летнее время. И уже в 2001 году латвийцы снова начали переводить стрелки, а единственными странами Европы, которые тогда этого не делали, оставались Исландия, Эстония и Литва. Но через год балтийские страны передумали, так как собирались вступить в Евросоюз.
Петиция не помогла
До апреля 2019 года каждая страна ЕС должна была сообщить, в каком времени она останется – летнем или зимнем. Латвийское правительство склонялось к тому, чтобы остаться в летнем. Этого требовали авторы петиции на портале manabalss.lv.
Петиция о том, чтобы не переходить на зимнее время была подана в августе 2013-го и за два года набрала не только необходимые для рассмотрения в Сейме 10 тысяч подписей, но даже больше – 11 581. И была подана в латвийский парламент.
«Поскольку перевод стрелок с зимнего на летнее время и обратно нарушает биологический ритм людей, что наиболее сильно затрагивает маленьких детей, пожилых людей и людей, страдающих хроническими заболеваниями, в целом общество уменьшит уровень ненужного стресса. Латвии нужно изменить часовой пояс на UTC+3 (GMT+3), поскольку в противном случае, если в качестве единственного времени будет оставлено зимнее время (что соответствует нынешнему часовому поясу UTC+2 (GMT+2)), в летний период по вечерам будет несоизмеримо рано наступать темнота», – писал автор петиции.
Но вот столько лет прошло, а споры все продолжаются. А мы все передвигаем стрелки, руководствуясь мнемоническим правилом «Весной – вперед, осенью – обратно».
Михаил ГУБИН