Если речь заходит о здоровье, то обращаться за советом логично не только к врачам, но и к людям, которые сумели победить тяжелые недуги и начать жить заново. Корреспондент «МК-Латвии» нашел такого человека.
Вместо инвалидности – тренажерный зал
Сергей Лебедьков – авторитет не только в мире медицины, но и среди спортсменов, а точнее тяжелоатлетов и пловцов. Сейчас он директор и главный врач рижской клиники AIWA, в прошлом более 14 лет руководил хирургическим отделением и затем направлением колоректальной хирургии в больнице им. П. Страдыня. Также доктор Лебедьков 19 лет работал в Центре медицины катастроф.
За все годы в хирургии у него на счету более 14000 самых разных операций. Сейчас доктор Лебедьков оперирует до 300 раз в год. К этому надо прибавить административную работу в клинике, воспитание семи детей, постоянные тренировки в атлетическом зале и регулярные занятия зимним плаванием.
Словом, в свои 65 лет единственное, на что Сергей точно никогда не находит времени, так это на хандру, уныние и жалобы «на жизнь».
В мире латвийских силачей, тяжелоатлетов и троеборцев он абсолютный герой. Судите сами, к 21 году Лебедьков был 10-кратным чемпионом Латвии и мастером спорта. Ему принадлежало несколько рекордов Латвии по тяжелой атлетике, уже после 8-го класса стал членом сборной Латвии по тяжелой атлетике, трижды побеждал всесоюзные соревнования среди юношей и юниоров, стал в итоге вице–чемпионом СССР.
Но в какой-то момент из большого спорта пришлось уйти. Оказалось невозможным сочетать большую медицину с девятью тренировками в неделю, не считая регулярного участия в самых разных соревнованиях.
В 29 лет Сергей защитил диссертацию, а в 31 год получил высшую категорию в хирургии. И в какой-то момент так измотал свой организм, что в 34 года заработал инфаркт. Лечащий врач-кардиолог ему искренне рекомендовал начать оформлять группу инвалидности. Однако Сергей, вспомнив атлетические годы, посчитал для себя это попросту унизительным и вернулся в тренажерный зал. Через год уже «работал» с приличным весом – со штангой, гантелями и на тренажерах, как было до инфаркта, а через три года жал от груди штангу под 200 килограммов.
Заметим, этого он смог добиться, хотя врачи ему тогда пророчили: «После столь тяжелого инфаркта для тебя самая большая нагрузка – это просто ходить по лестнице до квартиры». А Сергей, кроме изматывающих тренировок в атлетическом зале, в 55 лет занялся еще и зимним плаванием. И с тех пор 21 раз побеждал на чемпионатах Латвии по плаванию в разных возрастных категориях и дисциплинах (спортивное и зимнее плавание, а также плавание на открытой воде).
Дома на окраине Юрмалы Сергей оборудовал для себя и детей тренажерный зал и теперь, как только находится немного свободного времени – все посвящает спорту: или под штангу ложится, или плавает, причем охотнее всего – в холодной воде, зимой.
Пока ты двигаешься – ты живешь
Сколько еще в Латвии таких людей, кто в 65 лет, после инфаркта ходит не по врачебным кабинетам, а по тренажерным залам, бассейнам или к проруби?
– Сейчас я, конечно, не смогу, как в молодости, приседать со штангой 270 килограммов, или брать 270 кило в упражнении «становая тяга» (подъем штанги от пола к животу). Хотя до 50 лет в любой момент мог легко отжать от груди штангу 150 килограммов, а в пиковых нагрузках и 190, – замечает Сергей. – Впрочем, в 65 лет такие нагрузки уже ни к чему. Главное правило и принцип: не киснуть, ведь пока ты двигаешься и активен, – ты живешь!
До чего себя мы довели!
– В Латвии многие уже и в 55 лет считают себя глубокими стариками и тяжелее сумки с продуктами с рынка ничего не поднимают. Плюс люди сидят на разных таблетках и на жизнь жалуются, – говорит Сергей. – А я убежден: сдаваться нельзя ни при каких обстоятельствах! Бросьте, какой вы там дедушка в 55? Руки-ноги работают, значит, еще и в спорте побеждать можете, и плавать, и бегать, и делами важными заниматься!
– Говорят, в Балтии все больше совершенно больных людей, причем достаточно молодых.
– Это верно. Не только я, но и мои коллеги поражаются тому, что болезни, которые в моем прошлом, в советские годы, и даже в хаотичные 1990-е, были строго возрастными, теперь одолевают молодых. Это, например, ожирения, диабеты, онкологии, разные аллергии. Хотя, казалось бы, это парадокс, ведь теперь все больше людей заботятся о здоровом питании. Куда ни глянь – обязательно вегана заметишь, кто вообще не потребляет ни мяса, ни молочных продуктов, рассуждая о восточной философии йогов. Молодые даже алкоголь пьют достаточно редко, поскольку все время за рулем. При таком раскладе здоровых должно быть только больше.
– Но мы видим обратное.
– В прошлом обычные люди и ели чуть ли не все подряд, что находили в магазинах, и алкоголя пили, наверное, больше, и не очень-то рассуждали о философии «здорового питания». При этом болели жители Латвии намного меньше. В прошлом мы и представить себе не могли, что от депрессий может страдать столько людей. А ведь теперь тысячи латвийцев буквально живут на антидепрессантах в неимоверных количествах. Кругом сплошные аллергии что на мед и орехи в пище, что на кота в комнате и вообще – на любое животное, кроме разве что черепах и рыбок в аквариуме. Определенно, общество становится больней с каждым днем. Теперь все чаще мы слышим слово «стресс», которое в моем прошлом почти никто и не знал даже.
Брось таблетку – возьми гантели
– Может, раньше жизнь была спокойней?
– Не спорю, людей, подверженных стрессу, теперь несопоставимо больше, – замечает Сергей. – Очень многие буквально жить не могут, считают себя чуть ли не изгоями, если час-другой в день не просидят в смартфоне или перед компьютером с социальными сетями.
Да, сейчас слишком мощный информационный поток, в итоге многие доводят свой мозг, психику до того, что вынуждены глотать антидепрессанты, а фармацевты знай только выписывают больше и все только сильнее. Хотя врачи, по идее, должные стараться помочь человеку избавиться от проблем со здоровьем, а не подсаживать на все более агрессивные препараты. Увы, многие люди в халатах забывают главные принципы медицины. Я не поддерживаю такой подход к здоровью человека и такой жизни.
Мне еще мой тренер говорил: «Если возникли какие-то проблемы в жизни – марш под штангу в спортивный зал и уныние пройдет быстро, приведи себя в нормальную форму – и проще будет со всем справляться». Я к тому, что в государстве необходима система, которая будет воспитывать здоровых людей, а не клиентов аптек и медицинских кабинетов.
Человек вообще не создан, чтобы его пичкали всякими лекарствами. Наш организм – универсальная и уникальная система; при правильном к нему отношении – это самонастраивающийся механизм. И врач должен не таблетки пачками выписывать, но показать путь, по которому важно идти, чтобы не болеть.
– Уныние и депрессию можно объяснить информационным потоком. А какое объяснение у большого распространения аллергии?
– Насколько я понимаю, нынешние поголовные аллергии – это следствие, а причина – все более технологичный мир. Почти вся пища стала чересчур технична. Кругом стероиды, гормоны роста, ГМО. Парадокс, но при всех болячках продолжительность жизни все же увеличивается. Однако какого качества эта жизнь? Пожилых в той же Латвии становится уверенно больше, а в итоге растет и число тех, у кого самые разные онкологические заболевания и диабет. То есть люди живут дольше, но вопрос, насколько эта жизнь полноценна.
– И что же делать?
– Чтобы жить дольше и – здоровым, самое важное – это культура питания и физическая культура.
Стресс не заедай, а побеждай
– Сейчас люди заедают тем же фастфудом негативные эмоции: испортилось настроение – сразу в пиццерию или в очередной «Бургер-кинг», где объедаешься до форменного отупения, когда голова уже попросту отключается. Хотя многие, верно, считают себя теми же веганами, но растет и число тех, кто питается совсем нездоровой пищей, тем же фастфудом – гамбургерами, бигмаками, пиццами, получая избыточные калории, которые не успевают расходовать, поскольку совершенно не занимаются спортом.
– Что же делать, если рука тянется за пиццей или картошкой фри?
– Стресс надо не «заедать», а побеждать в спортзале или бассейне. Когда-то нам показывали совершенно карикатурные картинки американцев, ожиревших настолько, что ни в каждую дверь могут протиснуться, а сейчас и в нашей Латвии это кругом. Уже школьники страдают разными формами ожирения, когда, порой, и без операции не обойтись. Сейчас лишь 20 процентов школьников в нормальной физической форме, а 80 отстают в физическом развитии. Это – логично, ведь кругом фастфуд, сплошь реклама: возьми еще и еще, съешь побольше, купи не один гамбургер, а три по цене двух – будет выгоднее! Но те же молодые люди забывают: чем ты больше ешь, особенно фастфуд, тем больше надо двигаться.
Заметьте, постоянные клиенты тех же «макдональдсов» да пиццерий – это не тяжелоатлеты, которые активно расходуют калории, но офисные работники, которые не отлипают от кресла перед монитором. Машины, которые довозят тебя «по навигатору» от дома прямо к офису, там компьютеры да смартфоны, и даже в кафе ходить не обязательно, ведь тебе прямо за стол все привезет курьер.
И вот вам итог – страшные ожирения и даже диабет второго типа. Избыточный вес в Латвии почти у 30 процентов населения.
На спорт время найди!
– То есть здоровье нации под угрозой?
– Я по долгу профессии, как хирург, вижу изнутри, до чего себя доводят латвийцы. И мои коллеги замечают, что человек уверено меняется во что-то другое, что не было в нем изначально заложено природой. И сейчас особенно важно в нашем мире не стимулировать людей рекламой есть все больше (причем совершенно нездоровое), но популяризировать занятия спортом, причем – с младшей школы. Теперь спросишь кого: мол, пойдем в зал? А он тебе в ответ: «Нет времени». При этом просидеть два часа в смартфоне – это считается нормальным и время на это находится. Братцы, лучше столько же времени на спортивной площадке провести в реальном мире, а не в соцсетях... А избыточный вес понижает иммунитет и вообще сопротивляемость организма всякой заразе, повышается риск онкологии. Общество становится менее здоровым. До того доходит, что человек в день часы тратит на сортировку таблеток, которые надо принимать.
У меня даже с жутчайшим дефицитом времени (ведь я директор частной клиники и руководитель службы хирургии Объединения медицинских центров, продолжаю операции делать, семерых детей воспитываю) каждая свободная минута посвящена спорту. Но я не один такой. Я знаю разумных врачей. Некоторые даже в своем кабинете ставят какой-нибудь тренажерчик или брусья с турником для подтягивания: когда есть 15–20 свободных минут, не идут перекурить с кружкой кофе, но отожмутся десяток раз либо подтянутся. Когда спортом занимаешься, то происходит выброс антистрессовых гормонов и веществ, которые улучшают настроение, тогда и депрессии отступают и иммунитет крепнет. И еще всегда важно помнить, никогда нельзя себе говорить, что ты старичок и лучшее уже позади. Лучшее всегда впереди, но главное – иди к нему уверенно, – убежден Сергей Лебедьков.
Хотя бы три тренировки в неделю
Если Сергей Лебедьков видит, во что превращаются латвийцы, как медик, то его коллега-спортсмен Виталий Перчило может обо всем судить, как тренер. Он тоже поделился с «МК-Латвией» мыслями:
– Очевидно, в общей массе физическая активность в Латвии резко сократилась, и мы, тренеры, замечаем это одними из первых, – говорит Виталий Перчило «МК-Латвии».
– В то время, когда я только учился на тренера в Спортивной академии, народ был несопоставимо бодрее. Теперь вся активность – виртуальная в смартфонах, зато вот болеют люди уже в реальности. Даже в очень стрессовое время – в 1990-е, когда вообще никто не знал, чего ждать завтра, люди все равно находили время для спорта – больше, чем теперь. А в годы моей юности, в советское время, почти все кругом чем только не занимался. Полным-полно школьников в футбол гоняли на спортплощадках, взрослые свободное время проводили во дворах у теннисных столов или играя в новус. На брусьях во дворах подтягивались «на спор» – на количество раз, отжимались у скамеек во дворах, шутя, даже далеко не самые спортивные люди. Почти все тогда обязательно ходили в какую-нибудь секцию или бассейны, что было, конечно, несопоставимо доступнее, чем теперь, а чаще вообще бесплатно. Но, тем не менее, и сейчас занятия в тренажерном зале – это, разумеется, не только для миллионеров.
Раньше нормальным считался человек, который не сидит на месте, дома, но ведет активный образ жизни. Быть толстым считалось стыдным, анекдотичным, а сейчас – это обычное дело, главное, чтобы с модным гаджетом в руке.
А сейчас я каждый день вижу в зале – приходят люди с ужасающим избыточным весом и такими болезнями, которые в прошлом встречались только у совсем пожилых людей. Что такое депрессия, мы вообще почти не знали. А теперь у меня занимается много тех, кто хронически сидит на антидепрессантах.
Причем я говорю о тех, кто посещает тренажерный зал, то есть уже превозмог себя, чтобы стать здоровее. А что уж тогда говорить о тех, кто не может себя заставить переступить порог спортивного зала.
И здесь во главе угла то, чем питается человек. Раньше не было такого многообразия, как сейчас, все было куда как более консервативно, но в то же время здорово. Сейчас выбор продуктов огромен, но большая часть из них вообще непонятно из чего сделана, а то и откровенно опасна, поскольку что растительная пища, что животная создана с применением гормонов, разных стимуляторов, стероидов. В итоге человек раздувается на этом всем, гробит иммунитет, получает самые разные аллергии. Масса людей не переносят молочку, не едят мясо и хлеб, не могут потреблять мед, орехи, разные бобовые, задыхаются, если рядом кот или собака. Теперь ожирения или диабет второго типа – это не у пожилых людей, но даже у школьников. Те болезни, которые были раньше у совсем пожилых, теперь они даже у 20–30-летних. А люди в мои 54 года – это, как правило, совсем уже разваливающиеся в массе своей.
При нынешней системе питания у человека в неделю должно быть минимум три тренировки, а в идеале – пять, – говорит Виталий Перчило, однозначно поддерживая жизненные установки Сергея Лебедькова.
Игорь МЕЙДЕН