В Латвии открыто популяризируется мода быть зависимым человеком. Основные жертвы – молодежь. О проблеме знают и полицейские, и наркологи, но не всегда могут вмешаться.
Наркоторговцы опережают
Фактически весь мир, в том числе и Латвию, накрыла волна нового типа наркотиков. Это так называемые синтетические наркотики, которые пришли на смену давно уже всем известным опиатам (самый страшный из которых – героин), кокаину и наиболее опасным продуктам из конопли.
Причем видов этой самой «синтетики» уже появилось столько и меняются они с такой скоростью, что правоохранители попросту не успевают вносить их в списки запрещенных веществ. Следовательно, какое-то время такими препаратами разрешено торговать практически открыто – в магазинах и через Интернет.
Быстрый «отрыв башки»
Внимательные прохожие давно видят на многих столбах, светофорах, деревьях и даже остановках общественного транспорта Риги цветные наклейки небольшого формата с характерным изображением зеленого листика марихуаны. На них напечатан QR-код и ссылки на разные странички в Интернете. Продавцы обещают «расширить сознание» и «сделать жизнь ярче и интереснее».
А как? Все элементарно! Достаточно сосканировать смартфоном код и ты моментально оказываешься на интернет-платформе, где совершенно открыто продают наркоту: нет, не героин, а синтетические вещества с названиями вроде JWH-250, JWH, RCS-4, RCS-8, ur-144 и прочее.
Не станем загружать читателя полным списком того, что предлагают на этих сайтах (тем паче, что список будет огромным). На сайтах, конечно, есть и более понятные молодежные названия разнообразного товара: «палыч», «твердый», «пластик», «сено», «липкий», «шоколад», «россыпь», «рега», «дым»», «ляпка», «плюха», «дживик», «отрыв башки», «зеленый флаг». Где-то и объясняется, что можно курить, что жевать, что закладывать под язык и рассасывать.
Парадокс в том, что на тех же сайтах, видимо, уже для полиции, жирным шрифтом указано, что эта продукция якобы не для употребления. Наркотики позиционируют, как «средства для чистки кальянов», «тонизирующую соль для ванн» или освежители воздуха.
Для получения дозы достаточно перевести на некий счет определенную сумму (причем весьма небольшую – 3–15 евро за упаковку того или иного продукта). Потом товар можно забрать из любого пакомата – хоть Omniva, хоть DHL.
Но кто потребители всех этих «плюх», «рег» да «отрывов башки»? Взрослые зависимые люди предпочитают такую наркоманскую классику, как амфетамин, «травка», героин, гашиш, кокаин и прочее. А названные выше синтетические наркотики приобретают обычно тинейджеры, часто вообще – школьники, в среде которых «синтетика» очень модна. Доказательств этому – масса, что подтверждают даже некоторые родители.
Центр профилактики и контроля заболеваний опубликовал данные мониторинга здоровья детей в Латвии. По данным за 2022 год, 27% школьников в возрасте 15–16 лет уже пробовали наркотики и другие вещества, вызывающие привыкание.
В течение 2022 года не менее 60 детей в возрасте от 7 до 15 лет попали в руки медиков в состоянии наркотического опьянения. Данных о подростках старшего возраста просто нет.
Галлюциногенная мода
На днях ваш автор сам стал свидетелем, как, что и кто употребляет. Во время поездки в автобусе № 48 из рижского района Плявниеки в Саркандаугаву аккурат напротив меня села парочка тинейджеров. Всю дорогу эти двое не только в громких англо-латышско-русских словах описывали увиденное в разных соцсетях, но и эмоционально делились своими вкусовыми предпочтениями.
Так, паренек протянул подруге какую-то фиолетово-зеленую таблеточку и сказал: «Это я глотаю, и меняются все цвета кругом, очень круто жить тогда!» В ответ девушка порекомендовала какую-то кислотно-желтую пластиночку: «А это надо просто под язык и тогда все лампочки, светофоры и фары машин становятся точно звездочки». Парень в ответ протянул ей клочок какой-то розовой ватки: «Я ее просто рассасываю и сразу очень весело даже в занудной школе».
И вот так, все двадцать с лишним минут, пока нас вез автобус по маршруту, парочка напротив корреспондента «МК-Латвии» обменивалась своими ощущениями, протягивая друг дружке всякие яркие таблеточки, пакетики с порошочками, ватки да пластиночки.
И тут даже без тщательного анализа в кабинете нарколога ясно, о чем молодые говорили и что потребляли: самые разные модные синтетические наркотики, что не понятно даже зрелым и маститым наркоманам.
Что не запрещено, то…
Разберемся, что же такое синтетические наркотики (или на сленге – «синтетика»)? Под синтетическими наркотиками понимают искусственно созданные психоактивные вещества, которые обладают наркотическими свойствами, способны провоцировать физическую или психологическую зависимость. Все синтетические наркотики или их отдельные компоненты производятся в химических лабораториях из самых разных веществ и отличаются низкой стоимостью.
Часть из них копирует фармакологические свойства растительных наркотиков, являются их искусственным аналогом. Известно, что героин (из опия), кокаин (из листьев кустарниковых растений рода эритроксилум), гашиш (из конопли), а также другие «классические» наркотики известны правоохранителям и запрещены. Поэтому представители криминального мира, связанные с работой самых мощных и передовых химлабораторий того же Китая, стараются создавать синтетические аналоги (и даже принципиально новые вещества) известных всем наркотиков, которые не внесены в «черные списки» большинства стран.
К сожалению, синтетические наркотики производятся и прямо в Латвии. Например, 10 октября 2024 года полиция накрыла цех в Алуксне, изъяты незаконные вещества на сумму более 400 миллионов евро. Среди задержанных пятеро граждан Украины, двое поляков, один житель Азербайджана.
«Это организованная международная банда, – заявил тогда глава Госполици Арманд Рукс. – Они работали в Латвии недавно, они вообще нигде надолго не задерживаются». Есть предположения, что синтетику в Алуксне производили как минимум несколько месяцев.
Все больше умерших
Все синтетические наркотики крайне опасны. Во-первых, от них передозировка бывает значительно чаще и быстрее даже по сравнению с героином или гашишем. Во-вторых, есть мнение, что человек, потребляющий «синтетику», как правило, просто не доживает до того момента, когда решает «завязать» с ней.
Летом 2024 года было опубликовано новейшее исследование Европейского центра надзора над наркотиками и наркоманией.
По данным учреждения, в Латвии всего за год удвоилось количество смертей от синтетических наркотических веществ. Если в 2022 году умерло 63 человека, то в 2023-м – уже 130 человек.
Почти треть погибших латвийцев, 38 человек, стали жертвами синтетического аналога героина – нитазена. Синтетический опиоид нитазен в несколько раз сильнее героина и своего синтетического предшественника фенталина.
Наркоманы молодеют
Старший специалист Латвийского центра наркологии и психиатрии, один из ведущих наркологов страны Астрида Стирна сказала «МК-Латвии» следующее:
– Сейчас ситуация в Латвии пугающая. Во-первых, потому, что теперь наркотики в стране стали чересчур доступными. Любой школьник их может совершенно свободно заказать на разных популярных молодежных сайтах в Интернете. Тут главным образом, конечно, заказывают современные синтетические вещества, которые даже не входят в стране в списки наркотиков, а значит, открыто продаются.
Также в крупных городах Латвии полно магазинов, где, по сути, торгуют продуктами на основе марихуаны, обработанными разными синтетическими химическими веществами.
Во-вторых, уже всем специалистам очевидно, что наркомания в Латвии молодеет: все больше подростков становятся зависимыми людьми. Причем мы, врачи, сталкиваемся уже с последствиями потребления тех же курительных одурманивающих смесей. Специалистам толком не известно, из чего именно делают эти смеси и мы видим уже результат: все больше молодых, быстро становящихся зависимыми от курения синтетических наркотиков, в том числе на основе марихуаны, потом страдают от расстройств психики.
К нам в центр все больше поступает молодых людей с психозами, а также мы видим, что больше становится и больных шизофренией именно из-за новых модных синтетических наркотиков.
Увы, мы, наркологи, вынуждены признать, что производители синтетических наркотиков опережают полицию и тех экспертов, кто составляет списки запрещенных веществ. Судите сами: вот есть химическая формула того же амфетамина или экстази. Эта формула известна и по ней судят, что именно человек употребил. На крупных фабриках по производству наркотиков быстро меняют формулы уже известных веществ, создавая их аналоги, причем в превеликом множестве. Пока правоохранители этот новый наркотик обнаружат и проанализируют, внесут его в списки запрещенных, появится еще десять новых аналогичных веществ с другими химическими формулами и нигде не запрещенных.
Эти вещества открыто рекламируют на разных популярных интернет-сайтах, их легко покупают даже школьники. Вот это страшно, – замечает Астрида Стирна.
Также эксперт обратила внимание на то, что синтетические наркотики в Европе за последнее время сильно подешевели, а значит, тоже стали более доступными.
Где искать спасения?
Корреспондент «МК-Латвии» решил выяснить, где искать спасения людям, подсевшим на «синтетику»?
Консультант центра «Диалог» Андрей Костаненко, который в прошлом сам десятки лет потреблял наркотики, но сумел бросить и теперь помогает другим своим примером, сказал «МК-Латвии»:
– Я, конечно, больше всего знаю именно о работе центра «Диалог», где есть давно уже проверенная система помощи. Туда обращается человек, который уже осознал, что он наркоман. Однако беда в том, что молодые люди, которые вовсю потребляют современную популярную «синтетику», во-первых, не относят себя к наркоманами, во-вторых, не считают, что потребление таких веществ является реальной наркоманией.
Число больных – стабильно велико
В свою очередь Вячеслав Шеллар – психолог и экскьюзер (человек, который в прошлом сам долго потреблял наркотики, но сумел «завязать» и теперь на своем опыте помогает другим), рассказал «МК-Латвии» следующее:
– Больше ли в Латвии в последнее время стало наркоманов и вообще зависимых, сказать нельзя. Процент таких людей – это своего рода константа – примерно 15–20% от населения (из них около 7–8% излечиваются).
И не совсем верно рассуждать, что нынешние наркоманы, потребляющие «синтетику», чем-то принципиально отличаются от «динозавров», сидящих на тех же опиатах. Зависимость – это болезнь, и симптомы у всех наркоманов примерно одинаковые.
Я теперь больше интересуюсь причинами, по которым молодые люди употребляют наркотические вещества. Одна из причин заключается в том, что общество формирует моду, которая подпитывается еще и спросом.
Да, опиатов теперь на рынке меньше, поскольку все войны, в том же Афганистане и других восточных странах, нарушили давно отлаженный наркотрафик опиатов. Но спрос-то на наркотики у народа остался, значит, на смену приходят другие продукты, например, синтетические.
Теперь вопрос: а кто породил в обществе спрос? Ответ: дело не в производителях «синтетики», но именно в обществе, которое не только не пытается отвадить молодежь от этой заразы, а наоборот – подталкивает к ней, – считает Вячеслав Шеллар.
Также наш эксперт напомнил, что в консультативный центр «Диалог» можно обратиться за помощью анонимно, что в среде наркоманов очень важно (контактный телефон +371 67243101).
В Центре профилактики и контроля заболеваний работает телефон доверия для лиц, страдающих от любого вида зависимости, в том числе – наркотической.
Получить помощь и консультацию по телефону 67037333 можно по рабочим дням с 9.00 до 18.00.
Консультации на латышском языке.
Три года на синтетике. Откровения наркозависимого
Депрессия, мысли о суициде, сердце «старика» и большие долги. За несколько месяцев употребления синтетических наркотиков некогда перспективный 25-летний Богдан превратился в издерганного, худого, измученного человека. Ставшие «модными» среди молодежи синтетические наркотики стремительно продолжают губить жизни одного человека за другим, говорит он.
Начитанный, интересный собеседник. Его выдает замедленная речь, невольные спазмы тела, долгие непроизвольные паузы в разговоре. Он жалуется на проблемы с сердцем и сильную потерю веса. 22-летний Богдан употреблял синтетические наркотики несколько месяцев, сначала легкие, потом перешел на так называемую «скорость».
Когда-то Богдан был спортсменом, по специальности – учитель. Жизнь шла своим чередом: «хорошая работа, хорошая машина». Жил отдельно от родителей, стремился к самостоятельности. Поворотным моментом, по его словам, стала раскрывшаяся неверность девушки. В надежде забыться Богдан впервые попробовал синтетику.
– Я узнал об электронных магазинах. Стал покупать там и подсел. Первые два года было «розовое употребление» (период, когда зависимый осознанно получает удовольствие от наркотика, ищет разумные оправдания употреблению и еще не ощущает последствий в разных сферах жизни. – Прим. ред.), тусовки, веселье.
Потом мне начало казаться, что за мной следит полиция, что на меня люди странно смотрят, хотя я вышел в хороших вещах. Когда был один дома, мне казалось, что сосед сверху опускает веб-камеру вниз и смотрит, чем я занимаюсь. Считал себя каким-то Пабло Эскобаром, но я обычный наркоман, сидящий дома на паранойе.
Я пообщался со своими знакомыми, они сказали, что у них так постоянно. Для меня было это удивительно, потому что никто о таком не говорил и не предупреждал. Я понимал, что это клиника, это проблема, со мной может что-то произойти, и не хотелось остаться с улыбкой дебила на всю жизнь, но все-таки не мог остановиться и подсел на вещество «скорость».
«Скорость» не так проста, как ее описывают продавцы. Привыкание с первого раза идет. Я подсел плотно. Мы курили и нюхали. А, попробовав раз, остановиться сам уже не можешь. Это психологическая зависимость. Там сделано очень хитро, как сетевой маркетинг: в любом случае ты подтянешь своего друга, потому что один боишься употреблять.
По словам Богдана, он видел, как за дозой обращались даже дети. Эта картина шокировала даже его.
– Как-то я подъехал к «точке», где из окна квартиры мне должны были скинуть «сверток» [с наркотиками], и увидел девчонку лет 13 и пацана лет 15. Она осталась ждать на лавочке: вся скорчилась, в глазах – пустота, а пацан пошел за дозой. От этого даже я был в шоке. Причем рядом с «точкой» расположен отдел полиции.
Богдан употреблял «синтетики» долго. Потом на два месяца останавливался, но вновь срывался. В итоге от него отвернулась семья, с работы уволили. Какое-то время таксовал, но денег не хватало, залез в долги, брал кредиты.
По подсчетам Богдана, за один месяц он через электронный кошелек перевел на наркотики сотни евро. Многие наркозависимые, сидящие на «синтетике», утверждает он, в итоге сами становятся распространителями, потому что денег катастрофически не хватает. Сам он, по его словам, дойти до этого не успел: родители отвезли его в реабилитационный центр за границу.
– Я не знаю, получится ли у меня избавиться от этой зависимости, не начну ли я принимать эти наркотики потом. Но желание есть. Я хочу семью, детей, хочу работать. Человек, у которого все в жизни хорошо, никогда не подсядет на наркотики. А если человек слаб духом, в жизни что-то не ладится, то обязательно найдется тот, кто этим воспользуется, – говорит Богдан.
В реабилитационном центре Богдан на момент нашего разговора провел около двух недель. Здесь его иногда навещают родители. Общение с родными, говорит он, «потихоньку налаживается». На реабилитации ему предстоит пробыть полтора года.
Игорь МЕЙДЕН