Во многих школах Латвии учатся дети с проблемным поведением. В зависимости от опыта педагогов, ситуацию либо удается держать под контролем, либо нет. Что делать, если в классе вашего ребенка есть такой ученик? И где искать помощи, если такой ученик – ваш собственный ребенок или внук?

«Одноклассник из зависти разбил телефон!»

История, которую рассказала Вероника, мама ученика начальной школы Андриса, довольно типична: одноклассник ее сына растет в неблагополучной семье и регулярно вымещает свои эмоции и агрессию на своих одноклассниках.

– Одноклассники моего сына постоянно жалуются родителям, что Янис (имя изменено) крадет и портит их мобильные телефоны, рвет одежду и другие личные вещи. Дети поняли, что мальчик так поступает из зависти, потому что его родители, к сожалению, не могут купить дорогие и модные вещи, которые есть у многих в классе. Учитель и руководство школы не в силах такую проблему решить. А в полицию заявлений никто не подавал. Боялись навредить Янису, ведь школьник еще совсем маленький. В итоге проблема долго не решалась и тянулась более года, до тех пор, пока мальчик как-то со злости не поцарапал машину учительницы – за плохую оценку. Тогда уже в полицию заявили, но и это не помогло – агрессия ребенка время от времени проявлялась.

– Как же удалось решить проблему?

– Наша учительница была молодая, неопытная. Но меня в этой ситуации удивляло то, что родители того мальчика наотрез отказывались от помощи социального педагога и психолога. И в администрации школы в бессилии разводили руками, признавали, что не в силах помочь, если родители ребенка сами не готовы к коррекции его поведения, а родители других первоклашек не готовы жаловаться на него в управу или в полицию. Дальше эмоций в школьном чате дело не двигалось.

Решение оказалось на поверхности – после настойчивых просьб и письменных заявлений родителей хулигана просто перевели в другой класс той же школы. И о чудо – проблемы прекратились.

«Дети-агрессоры – наша целевая аудитория!»

Какие еще есть способы справиться с повышенной детской агрессией?

Каспар Маркшевицс, руководитель Латвийского фонда поддержки детей, рассказал о результатах работы в этом направлении.

– Наверное, каждый хоть раз сталкивался с проявлениями агрессивного поведения детей или подростков. Так вот, дети-агрессоры – это наша целевая аудитория. У нас есть особая группа таких детей – от четырех до шести лет, вторая – с семи до девяти. Также есть группа для подростков от девяти до тринадцати лет, в том самом проблемном переходном возрасте.

Таким детям доступны девятимесячные занятия, которые можно пройти и одному, и с родителями. То есть это уникальная услуга, которую получает не только сам ребенок, но и его мама.

Для родителей это бесплатно

– Как понять, агрессивен ли твой ребенок или у него просто плохое настроение из-за ссоры с друзьями?

– Агрессия может проявляться в самых разных формах. Это не только повышенная возбудимость и желание пускать в ход кулаки. Стоит насторожиться, если ребенок постоянно проявляет нежелание что-либо делать, находится в полном отрицании всего. Этим детям, чтобы отгородиться от внешнего мира, как правило, нравится включать музыку на полную громкость. Мы работаем со всеми этими проблемами в поведении.

– Чему конкретно учат на таких занятиях самих детей и их родителей?

 – Это обучение разным навыкам, проводятся специальные тренинги. Одновременно наши клиенты получают советы специалистов, самую разнообразную квалифицированную помощь – в каждом случае круг специалистов определяется индивидуально.

– Наверное, это дорогое удовольствие?

– Все это обходится в 420 евро в месяц – столько реально стоят такие услуги. Но самим родителям и подросткам за них платить не приходится: все расходы покрываются из бюджета. Сейчас такие занятия проходят 100 семей, то есть 200 человек. Другие семьи ждут своей очереди.

– Родители рассказывают, как изменилась их жизнь после семейной реабилитации за счет фонда?

– Да, они делятся своими наблюдениями: рассказывают, что в семье и в школьном классе наконец-то наступил покой. Ребенок стал заниматься, с проявлениями агрессии удалось справиться, его больше не тянет доказывать всем вокруг, что он сильнее, круче и тому подобное. Ребенок или подросток и его родители обретают новые знания и навыки – как осваивать новое, появляется интерес не только к тому, что происходит на улице, за пределами дома, но и в кругу семьи, он вовлекается в семейные дела, возвращается к своим близким, укрепляются родственные связи. Подростки перестают убегать из дома, бродяжничать. Они понимают, что дома их любят и ждут. Им хочется возвращаться домой в семью. Все это очень важно!

«Учим владеть собой»

– Проявление агрессии чаще характерно для детей из неблагополучных семей, неполных, или может коснуться любой семьи, с виду вполне благополучной?

– Бывает по-разному. Чаще всего у нас проходят такую реабилитацию дети и подростки со своими биологическими родителями. Как правило, с одним из родителей, например, с мамой. То есть это вполне нормальные семьи.

Мы помогаем всем. Поначалу к нам приходит ребенок, который ничего не хочет, всем недоволен, сердится, требует оставить его в покое, огрызается, постоянно на взводе и готов вспыхнуть как спичка в любой момент. Или, напротив, апатичен и равнодушен ко всему вокруг.

Мы постепенно выводим его из таких состояний. Учим человечности, чуткости, даем навыки, как совладать с эмоциями и не огрызаться, а отвечать вежливо, даже когда хочется сорваться. Мы учим детей владеть собой и справляться в самых разных жизненных ситуациях, находить лучшие решения – ведь не всегда в семьях все идет благополучно.

Очень радует, что на выходе у нас много успешных историй, когда ребенку и родителям удается найти корень проблемы, справиться с проявлениями агрессии и наладить мир в семье.

Родителей тоже надо воспитывать

– С родителями тоже приходится работать?

– Конечно! Ведь все взаимосвязано и родители тоже нуждаются в коррекции поведения. Одни родители настолько глубоко погружены в свои повседневные проблемы, семейные или рабочие, что у них просто не остается времени на детей, и эту пустоту ребенок пытается чем-то заполнить, как умеет. Другие, напротив, буквально душат своих детей гиперопекой и чрезмерным контролем. Это тоже опасный перегиб.

Порой родители не дают подросткам абсолютно никакой возможности проявить инициативу, принять какое-то решение – стараются подстелить соломку, не разрешают ребенку самому споткнуться и упасть. На самом деле каждый маленький человек должен научиться и падать, и самостоятельно подниматься.

Еще одна крайность, когда родителям кажется, что с ними все в порядке, они идеальные воспитатели, в семье проблем нет, их это не касается, а внезапная агрессия со стороны ребенка – это что-то случайное или принесенное из школы или с улицы. Важно помочь и таким родителям понять причины поведения ребенка, предложить проанализировать отношения и поступки.

Как получить помощь?

– Как о вас узнают родители?

– Мы постоянно рассказываем о себе, например, приглашаем в гости представителей самоуправления, руководство школ, педагогов и заведующих детских садов. Они сообщают и родителям. Очень многие педагоги детских садов и школ у нас уже побывали, ознакомились с методикой работы и сказали – да, это то, что нам нужно.

С социальной службой мы тоже работаем в жесткой сцепке. Ну и, безусловно, отлично работает сарафанное радио – родители, которые уже прошли с детьми у нас реабилитацию и довольны достигнутым эффектом, с радостью делятся своими впечатлениями и нашими контактами с другими родителями и педагогами.

– Как вас найти?

– Можно позвонить в наш Латвийский фонд поддержки детей по телефону 23112112. Мы выслушаем проблему и расскажем, какие есть возможности ее решения. А номер, по которому можно уточнить доступность той или иной услуги или специалиста, 23117117.

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.