В этом году Рижская дума зарезервировала 7 миллионов евро на очистку дорог и тротуаров от снега, к сезону куплены 17 новых тракторов-снегоочистителей. Как говорит Виктор Адмидиньш, руководитель рижского Управления по содержанию, в самые вьюжные дни на дорогу смогут одновременно выехать до 70 единиц техники. К тому же самоуправление ведет переговоры с крестьянами, которые могли бы присоединиться к очистке улиц. Неужели в этом году власти сломают снежное проклятие, которое столетиями тяготеет над Ригой?

В Рижской думе рассчитали, что выделенных 7 миллионов евро хватит на 53 снежных дня. Но в прошлом все подобные расчеты разбивались о непредсказуемость латвийской зимы.

«Если с чем-нибудь сравнивать рижскую погоду, то разве только с буйным сумасшедшим, которого долго держали взаперти и вдруг выпустили на свободу», – так 100 лет назад, в 1925 году, сетовал фельетонист рижской газеты «Сегодня» Лев Максим, он же Максим Асс. Особенно он негодовал на то, что погода в латвийской столице непредсказуема: «Не знаю, как в прочих местах, но в Риге правильнее было бы составлять бюллетень после погоды. Тогда наверняка можно избежать ошибки».

Вековая проблема

Снег – это вековая проблема. В прежние времена, когда не было централизованной уборки, а следить за состоянием улиц должны были домовладельцы, рижанам приходилось особенно тяжело.

В этом можно убедиться, прочитав распоряжение городского совета об очистке улиц от 9 марта 1691 года: «...грязь на улицах не только вызывает жалобы и недовольство жителей, но и производит отрицательное впечатление на приезжих чужестранцев».

Выпавший снег полагалось сгребать и увозить. А в оттепель надо было взламывать лед у сточных желобов для стока воды.

«Во избежание многих ссор и недоразумений» городскому палачу вменялось в обязанность каждый понедельник делать обход и вывозить найденный мусор. За каждую тачку с мусором домовладелец должен был тут же на месте платить 15 грошей штрафа.

Арест за снег

К 1883 году общая длина уличной сети Риги составляла приблизительно 203 километра, к 1900 году – более 230 километров. Из них улицы с искусственным покрытием составляли около 80% (в 1883 году – 63%).

Уборка улиц, прилегающих к отдельным земельным участкам, всегда считалась обязанностью землевладельцев, которую они выполняли неохотно.

Принятые 4 августа 1880 года городской думой «Обязательные постановления относительно содержания в чистоте улиц и площадей», в частности, гласили:

– На время мороза и снега тротуары должны быть очищаемы от льда и снега ежедневно до 8 часов утра; если они окажутся скользкими, то их следует посыпать песком. При выпадении снега или при гололедице очистка тротуаров и высыпка песку должны быть повторяемы также и в течение дня. Лед и снег из уличных канавок должны быть удаляемы.

– Накопляющийся в большом количестве на улицах и не потребный для санного пути снег, а равно удаленный с тротуаров и из уличных канавок лед и сброшенный с кровель снег или лед должны быть складываемы в кучи и отвозимы в течение 24 часов.

– При наступлении оттепели сколка льда и снега на улицах должна быть произведена немедленно по предписанию полиции.

Домовладельцев за неисполнение могли привлечь к судебной ответственности. Такой случай произошел в 1910 году на Рижском взморье, сообщала газета «Рижский вестник»:  «Как известно, зимой сего года полицией Рижского взморья было составлено большое количество протоколов на местных дачевладельцев, за упорное уклонение от соблюдения обязательных постановлений лифляндского губернатора относительно очистки в зимнее время тротуаров от льда и снега и расчистки улиц…»

В общем, семнадцать дачевладельцев были подвергнуты штрафу в 10 рублей каждый «с заменой, в случае несостоятельности, арестом».

Слово Чаку

С обретением Латвией государственной независимости погода в Риге лучше не стала.

«Холодно в Риге, – сообщала газета «Сегодня» в январе 1924 года. – Мороз крепчает. Шмыгают по улицам закутанные фигуры, краснеют носы, лихо посвистывает ветер, ругаются рижане. Не привыкли к таким холодам. Обыватель, как известно, всегда ругается. Не угодишь на него. Слякоть – плохо, морозы – еще хуже…»

В 20-х годах прошлого века властями Риги для уборки улиц города была основана специальная транспортная отрасль. Рано утром, по гудку от четырех до семи дворников шли группами по три-четыре человека, подметая улицы и бульвары до начала большого движения.  «Собранный уличный мусор складируется в жестяных контейнерах, расставленных вдоль улиц, которые ежедневно вывозятся навозной машиной, – сообщается в книге «Рига как столица Латвии», изданной Рижским городским правлением в 1932 году. – Работы по уборке улиц выполняют... зимой во время снегопадов и весной при удалении льда – до 200 рабочих в день».

С 1922 года были введены общественные работы, на уборке снега трудились безработные, как это можно увидеть в фильме Рижской киностудии «У богатой госпожи» по мотивам произведений Андрея Упита, действие происходит в конце 20-х годов.

Другой писатель, Александр Чак, в 30-х годах выступал в рижской прессе с городскими зарисовками, под псевдонимом. Не обошел вниманием и уборку снега.

Из газеты «Ритс», февраль 1936 года: «В дни февральской метели можно вполне прилично заработать на уборке снега. Только выпал густой снег, на следующее утро рижская городская очистительная отрасль ищет рабочих. Если снега меньше, достаточно 130 человек, если больше – нужно еще больше. Обычно отправляют на работу всех, кто только подал заявку, однако в последние метельные дни людей не хватало…

Около 10 тысяч дворников частных домов также начинают работу задолго до рассвета. Когда большая метель, многие частные домовладельцы нанимают помощников, и более 10 000 рабочих зарабатывают на жизнь уборкой снега.

Средняя зарплата уборщиков составляет около 2 латов. У перевозчиков тоже есть своя прибыль. Их несколько сотен. В основном это мужчины старшего возраста, которые уже не в состоянии заниматься привычными домашними делами. Они возят снег и получают в среднем 1,50 лата за перевозку.

Самая большая свалка снега – площадь у семейных садов на улице Спорта и парк Победы. Частные садоводы берут за разрешение на свалку примерно 10–20 сантимов в месяц и в самые глубокие зимы зарабатывают неплохо.

Дворники смотрят на снег совсем по-другому. Каждая снежинка для них – новая работа, за которую они обычно не получают никаких особых премий…»

Коммунисты и фашисты

Следующей зимой в Латвии уже была советская власть, но погоде было плевать. Зима 1941-го в Риге выдалась очень снежной, а в начале марта все начало быстро таять.

Газета «Циня» писала: «Там, где раньше зеркально блестел лед, теперь нога проваливалась в слякоть и мокрый снег. В таких условиях рано утром в воскресенье рабочие – участники большого субботника по уборке снега – покинули заводы и рабочие места на большегрузных грузовиках. Они двигались по улицам один за другим, а вместе с ними исчезали груды снега с обочин улиц. Работа началась около 8 утра и продолжалась весь день.

Вечером подсчитали, что в уборке  6000 кубометров снега приняли участие 207 автомобилей и 956 рабочих. Сделано много, но все же не все.

Очищены улицы Марияс, Валдемара, Бривибас и частично Кирова, Свердлова и других. Но во многих местах еще совершенно нетронутыми стоят груды грязного снега. Чтобы сделать работу за один день, требуется в десять раз больше транспортных средств и рабочих. Это должно продолжаться и продолжаться…»

В общем, советская власть сразу начала решать вопрос уборки снега привычным образом – субботниками и мобилизацией рабочих.

Летом 1941 года в Риге уже были немцы. Первый снег в том году в Риге выпал 14 октября. Что было отмечено газетой «Тевия» – фотографией двух женщин с  большими лопатами.

Немецкие власти тоже озаботились уборкой улиц от снега.

1 ноября рижский бюргермейстер издал «Приказ о поддержании чистоты на улицах Риги», нарушителей обещали штрафовать на сумму до 150 рейхсмарок или заключать в тюрьму на срок до шести недель.

Впоследствии разные чиновники немецкой администрации этот приказ дополняли и выпускали аналогичные, но пресса сообщала о его нарушениях в разных латвийских городах, о штрафах и арестах.

24 января 1942 года в Риге был отмечен температурный рекорд: -32 градуса.

Позор консерватории!

Вернулись большевики, а зимы продолжали оставаться снежными. И вновь советская власть на борьбу со снегом поднимала рабочий класс.

Газета «Циня», 1945 год: «28 января воскресный субботник, организованный рижским комитетом ЛК(б)П и горисполкомом, собрал несколько десятков тысяч рижан, принявших участие в расчистке снега с улиц и площадей столицы. Работу по организации уборщиков хорошо выполнил Пролетарский район, который мобилизовал 6843 человека из различных организаций, рабочих мест и домохозяек для очистки снега с улиц и тротуаров на сумму более 352 080 рублей и убрал 4914 метров снега…»

Перечисляются рабочие особо отличившихся предприятий, «особенно энергично работали студенты университета, а также Союза латвийских потребительских обществ и Госбанка».

Но в то же время отмечается: «Дворник консерватории даже не отдал имеющиеся у него сани для уборки снега. На зачистке не было ни одной бригады консерваторских студентов».

31 января 1956 года в Латвии было отмечено 31,7 градусов ниже нуля. В апреле рижская газета «Советская молодежь» писала: «Такого снегопада, как в эти дни, не было даже в феврале! С раннего утра до позднего вечера, не в одну, как обычно, а в две смены, трудились вчера рабочие треста очистки города, вывозя снег. На работу вышла не только вся трестовская техника – 50 грузовиков и пять «снегопогрузчиков», но и 44 грузовые машины, принадлежащие автотранспортным конторам города».

Если почитать советские газеты, то возникает впечатление, что рижские власти к зиме и снегу не были готовы никогда. Каждый раз газеты заполнены жалобами на скользкие улицы, неубранный снег и даже на лопаты.

«Взять хотя бы те же лопаты для снега. Разве лопаты, получаемые со складов домоуправлений, используются дворниками? Нет! Лопаты не обиты, во время уборки снега они ломаются. Дворники выходят из положения весьма просто – покупают пилу и прилаживают ее к лопате. Разве это правильно? Конечно, нет» («Ригас Балсс», 1958 год).

Нерадивые дворники

В 1968-м стало известно о новой машине: «Этой зимой на улицах Риги успешно сдал свой первый «экзамен» шнекороторный снегоочиститель, способный перемещать за час до 90 кубометров снега. Снегоочиститель, сделанный на базе широко применяемого в нашем народном хозяйстве самоходного шасси Т-16 с мотором мощностью в 16 лошадиных сил, незаменим при расчистке парковых дорожек и тротуаров». Изготовлен рижским заводом «Коммунальник».

Нельзя не вспомнить дворников. «Уходящей зимой немало рижских дворников осложнили жизнь рижским пешеходам: до сих пор можно увидеть улицы и тротуары, не очищенные от снега и ледяной корки» («Ригас Баллс», 1969 год). «У административных комиссий исполнительных комитетов есть право призвать к ответственности нерадивых дворников и домоуправов. В Московском районе подобные «лекарства» от лени прописывались неоднократно…Участковые уполномоченные милиции тщательно проверили состояние улиц в районе и составили 83(!) протокола». В общем, нерадивых дворников оштрафовали на сумму от 8 до 10 рублей.

30 января 1970 года в Риге был зафиксирован очередной рекорд – 33,8 градуса мороза.

Рекордным стал 1973 год, когда в Латвии высота снежного покрова достигла 39 сантиметров.

В 1975-м первый снег выпал в Риге 21 ноября. И стал виновником множества проблем.

Таксомоторный парк: «Из-за обильного снегопада мы в воскресенье впервые не выполнили план. Мало того, за субботу и воскресенье наши машины 38 раз побывали в авариях».

Рижский автобусный парк: «За трое суток после первого снегопада покалечены 34 автобуса»

ГАИ Управления внутренних дел Рижского горисполкома: «В пятницу, в первый день снегопада, было пять крупных дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли три человека и трое получили увечья».

Газета «Ригас Балсс»: «Дворники до сих пор  продолжают сбрасывать снег с тротуаров на проезжую часть, что делать запрещено. Разъяснительная работа с ними не ведется». Статья в газете называлась «Когда снег – враг».

По зову партии

В феврале 1987 года в Риге выпало более трех среднегодовых норм снега. По решению Рижского горкома Компартии Латвии и горисполкома с 5 по 15 февраля была объявлена декада по наведению чистоты и порядка городских территорий. «Райисполкомам разрешено привлекать к уборке снега школьников старших классов и студентов. Последние не только должны наводить порядок возле своих школ или вузов, но и расчищать снег везде, где это необходимо. И в первую очередь приходить на помощь в местах массового скопления людей: на подходах к универсамам, магазинам, поликлиникам, детским садам, на остановках общественного транспорта. Особенного внимания требует Старая Рига, где ежедневно бывает много гостей из нашей страны и из-за рубежа».

Но времена уже были перестроечные. Когда 10 декабря 1988 года Рижский горисполком объявил субботник по очистке города от снега и наледи, то, как писала пресса, «отзывчивость рижан была отнюдь не столь большой, как ожидалось».

Более того, рижане возмущались: «Есть поговорка, что сани надо готовить летом. Что же делали начальники городских служб? Разве они не знали, что в Риге случается и зима, к тому же ежегодно. Теперь спохватились и зовут на помощь рижан».

Или вот: «Хорошо, очистим улицы от снега в эту субботу, а что будет потом? Зима ведь не на один день. Обычно она длится несколько месяцев. Будем устраивать субботники каждую неделю?»

В конце века

31 декабря 1997 года в новогоднем поздравлении премьер-министр Андрис Шкеле сурово сказал: «Нам не хватает двух вещей – ума и фантастической работы. Работы, которую знали наши родители и деды. Нам не хватает воли. Много ли тех, кто ночью учит английский язык? Много ли тех, кто убирает снег перед своим домом? Нет».

Впрочем, 90-е годы – отдельная история. Сейчас кажется, что снег тогда вообще не убирался.

23 февраля 2011 года в Риге на Ратушной площади прошли испытания первой в Латвии снегоплавильной машины.

Сообщалось, что машина способна за час «переплавить» до 230 кубометров снега. Или 12 грузовиков. И что если испытание пройдет успешно, на елгавском заводе AMO Plant будет запущено производство таких аппаратов. Но Рижской думе агрегат не понравился.

С тех пор транспортные заторы и аварии из-за снегопада были в Риге множество раз.

Послесловие

Самый толстый снежный покров последних лет в центре Риги в ноябре был зарегистрирован в ноябре 2016 года – 25 сантиметров.

3 декабря 2021 года в Латвии, впервые в истории, было объявлено красное предупреждение о снегопаде. В 10 часов утра толщина снежного покрова в центре Риги и на наблюдательной станции Даугавгрива была 21 сантиметр.

За годы восстановленной независимости в Риге менялась городская администрация, но рижане традиционно продолжали жаловаться и на погоду, и на плохую уборку снега с улиц города. И продолжают.

Хотя ничто не забывается так быстро, как прошлогодняя погода, мы не будем вспоминать все обвинения и упреки, звучавшие в адрес рижских властей в этом веке. Ведь история рижской зимы еще продолжается.

Михаил ГУБИН


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.