Высшее образование всегда считалось социальным лифтом. Но в последнее время выпускники вузов все чаще жалуются, что найти работу по специальности очень сложно. В чем причина? И насколько высшее образование доступно тем молодым людям, которые не могут за него заплатить?
Цена и качество
Наш собеседник – старший эксперт Департамента высшего образования, науки и инноваций Министерства образования Аркадий Звайгзне. Он рассказал, что в последнее десятилетие в высших учебных заведениях Латвии заметно сократилось количество студентов. Но главная причина этого не в нехватке бюджетных мест, а в демографическом кризисе, который естественным образом привел к уменьшению числа молодых людей.
– Однако все больше выпускников 12-х классов поступает учиться в вуз, – рассказал Аркадий Звайгзне. – Кроме того, в Латвии выросло количество иностранных студентов, к нам приезжают на учебу из европейских стран, а также из Центральной и Южной Азии. Чаще всего студенты-иностранцы изучают социальные науки, бизнес и право, чуть реже – учатся на медицинском факультете, и третье место по востребованности занимают факультеты естественных наук, математики и информационных технологий.
– Чем иностранцев привлекают латвийские вузы?
– Возможностью после окончания учебы остаться в Латвии и сделать в нашей стране карьеру. Кроме того, у Латвии и Центральной Азии с советского времени остались исторические связи и люди знают о высоком уровне высшего образования в нашей стране.
– Я удивлена мнением о высоком уровне высшего образования. Многие говорят, что оно в Латвии хромает.
– Конечно, если сравнивать уровень образования в Латвии и в Германии или в Скандинавских странах, то нам есть куда стремиться. Но в целом могу повторить: у нас сильный педагогический состав, и достаточно большое количество иностранных студентов в латвийских вузах это подтверждает.
Кроме того, иностранных студентов наверняка привлекает сравнительно невысокая стоимость высшего образования в Латвии, оно значительно дешевле, чем в других странах. Поэтому можно сказать, что у нас хорошее соотношение между качеством и стоимостью получения профессии.
Внимание: конкурс!
– На какие факультеты и специальности самый большой конкурс?
– Если мы говорим о бюджетных местах, то самый большой конкурс на медицинский и юридический факультеты.
– Может быть, причина этого в недостаточном финансировании бюджетных мест?
– Если мы говорим об учебе на медицинском факультете, то государство пока что не может увеличить число бюджетных мест, так как их количество должно совпадать с количеством мест в резидентуре. Поэтому нет смысла, чтобы «на бюджете», условно говоря, училось 200 человек, тогда как мест в резидентуре, тоже условно, – 100.
– Но почему в резидентуре так мало мест? Государство все время говорит о нехватке медиков в стране!
– Об этом надо спросить Министерство здравоохранения, которое точно знает, в каком количестве врачей нуждается Латвия, и исходя из этой цифры планирует количество мест в резидентуре.
Есть и еще один нюанс: в последние годы спрос на обучение на медицинском факультете намного превышает предложение. Но мы знаем, что если молодой человек не проходит конкурс на бюджетное место, он, в большинстве случаев, все равно пойдет учиться на медика, но уже за плату.
– А почему большой конкурс на юридический факультет? Эксперты говорят, что в стране и так много юристов, ведь лет 20 тому назад все хотели получить эту профессию.
– Вы ошибаетесь, прогнозы Министерства экономики говорят о том, что к 2030 году Латвия столкнется с серьезным дефицитом юристов. Одна из причин уже существующей нехватки юристов в том, что с 2021 года выпускники юридического факультета должны сдавать квалификационный экзамен. Несколько лет назад у Министерства юстиции появились сомнения в качестве знаний выпускников и был введен этот экзамен, который смогли пройти не все выпускники.
– Каков конкурс на бюджетные места?
– Конкурс на медицинский факультет Латвийского университета (ЛУ) в этом году составлял 14,5 человек на место, на юриспруденцию в ЛУ – 6,5 человек на место, на факультет компьютерных систем в РТУ – 1,6 человек на место, на информатику в ЛУ – 1,5 человека на место.
В новом учебном году более 100 молодых людей, добровольно отправившихся на службу обороны и завершивших ее в мае этого года, начнут обучение в латвийских вузах за счет государственного бюджета, сообщает Министерство образования и науки.
Больше всего абитуриентов в Рижском техническом университете – 68, Латвийском университете – 16, Рижском университете Страдыня – 6, Латвийском университете бионаук и технологий – 5 и по одному в Латвийской академии культуры, Латвийской академии национальной обороны, Резекненском технологическом университете, Вентспилсском университетском колледже, Олайнском технологическом колледже РТУ.
Бюджета нет, а конкурс есть
– Какие вузы в топе у выпускников школ?
– Лидирует Рижская международная школа экономики и делового администрирования, а также Рижская бизнес-школа. И хотя учеба в этих вузах государством не финансируется, конкурс на обучение здесь очень высокий. Молодые люди желают изучать коммерческие и социальные науки, получить профессию экономиста, специалиста в области маркетинга и коммуникаций. Также в топе профессий – специалист в области IT-технологий, медики и юрист.
А если мы говорим о бюджетных местах, то наиболее востребованным вузом, который предоставляет бюджетные места, является Латвийский университет. На втором месте – Рижский технический университет, на третьем университет имени П. Страдыня. Также многие студенты учатся в Латвийском университете бионаук и технологий (бывший Латвийская сельскохозяйственная академия. – О. В.).
– Есть ли конкуренция между вузами за студентов?
– Да, но лишь за тех студентов, которые платят за учебу из своего кармана.
Закончил учебу – устроился на работу
– Что в большей степени влияет на желание студентов поступить учиться в тот или иной вуз или на определенную профессию?
– Все вместе. Это и зарплата, которую получают представители будущей профессии, число бюджетных мест на выбранном факультете, размер конкурса, наличие способностей в профилирующем предмете. Например, Латвии очень нужны инженеры, и государство обеспечивает много бюджетных мест, но вчерашние школьники, у кого есть проблемы с математикой, не выбирают учебу на эту профессию.
Большинство молодых людей идут учиться на ту специальность, которая дает им гарантию, что после окончания вуза они найдут работу.
– Между тем многие выпускники вузов говорят, что не могут устроиться по специальности.
– Мы видим другую картину. По данным Государственного агентства занятости, 87% выпускников после окончания вуза находят работу в Латвии.
– Интересно, какую работу они находят, по полученной профессии или, скажем, устраиваются работать официантами или курьерами?
– Мы знаем только то, что они устраиваются на то место, которое требует наличие высшего образования. Например, если студент получил профессию инженера, то после окончания вуза он может работать руководителем какого-то инженерного проекта или пойти в Министерство сообщения, как инженер наблюдать за строительством.
– Звучит как фантастика!
– Между тем это не фантастика, а реальность.
– Есть ли у вас данные, сколько выпускников латвийских вузов после окончания учебы уезжают за рубеж и работают там?
– Мы задавали этот вопрос Государственному агентству занятости, но у него нет данных об этом.
Самые востребованные специальности
– Представители каких профессий, кроме врачей и юристов, сейчас особенно необходимы Латвии?
– Прежде всего это представители компьютерных наук, поэтому государство предоставляет много бюджетных мест по этой специальности. Кроме того, Латвия нуждается в инженерах, специалистах в математике, статистике, физике, химии, а также в сфере архитектуры и строительства.
– Нужны ли стране профессионалы в сфере сельского хозяйства?
– Скажем так, на фоне остальных профессий они не в дефиците.
– На какие факультеты государство в этом году увеличило количество бюджетных мест и на какие уменьшило?
– На факультетах условных компьютерных наук государство все время увеличивает количество бюджетных мест. А так как работодатели жалуются, что им не хватает специалистов в области STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика), то было увеличено количество бюджетных мест на этих направлениях. Кроме того, было увеличено количество мест для учителей в сфере STEM.
В свою очередь было уменьшено финансирование на подготовку специалистов по социальным наукам. К примеру, в Латвии довольно много психологов, поэтому бюджетные места на изучение психологии были сокращены.
Стипендию в руки!
– Каким образом государство планирует привлечь молодежь к учебе по тем профессиям, которые необходимы стране более всего?
– Работа идет сразу в нескольких направлениях. Во-первых, было существенно увеличено количество бюджетных мест как на факультет компьютерных наук, так и на остальные, уже упомянутые мной специальности.
Во-вторых, мы собираемся ввести стипендию для студентов некоторых факультетов, так как учеба на бюджетном месте не означает, что у студента будут средства для жизни. Но пока не определены названия тех факультетов, учеба на которых даст студентам возможность получать стипендию. Размер стипендии тоже не определен, но планируется, что он будет ненамного выше 100 евро в месяц.
– А когда студенты начнут получать эту стипендию?
– Этот вопрос пока находится в процессе обсуждения.
«Не хочу учиться!»
– Какие профессии не в чести у молодых людей?
– Меньше всего студентов учится на факультете сельского хозяйства и природоведения. Но этому есть причины, например, учебу по направлению сельского хозяйства предлагает только один вуз Латвии. Чуть лучше ситуация с изучением природоведения. К сожалению, на тех факультетах, где надо учить математику, хотят учиться гораздо меньше людей, чем там, где ее изучать не надо. Непопулярна у студентов и теология, изучение языков, культуры других стран и народов. Хотя конкурс на бюджетные места здесь невелик.
– А где самый маленький конкурс?
– На факультет изучения компьютерных наук и технологий. Замечу, что существенное увеличение бюджетных мест на обучение этим специальностям произошло давно, но латвийские работодатели по-прежнему остро нуждаются в IT-работниках, учителях и специалистах инженерных наук.
«Хочу стать учителем!»
– Каким образом государство планирует привлечь молодых людей к учебе на факультете педагогики? Мы все время слышим о нехватке учителей.
– Во-первых, в этом году было существенно увеличено количество бюджетных мест на факультет педагогики. Кроме того, в 2024 году мы предоставили бюджетные места не только для студентов, которые учатся на очном отделении, но и для тех, кто изучает педагогику заочно или ходят в вуз пару раз в неделю или по вечерам. Раньше у них не было возможности учиться на бюджете. Сейчас такая возможность есть, так как многие студенты во время учебы в вузе идут в школу работать учителями, таким образом уменьшая дефицит педагогов в Латвии.
– Надо ли сейчас проходить конкурс на факультет педагогики?
– Если речь идет о бюджетном месте, то надо. Но конкурс невелик, так как государство существенно увеличило количество бюджетных мест.
Новая модель финансирования
– Как часто студенты-бюджетники бросают учебу в вузе, не закончив ее?
– Около 40% студентов, которые учатся на бюджетном отделении, бросают учебу. К сожалению, латвийская система образования направлена на заполнение мест в вузах, а не на подготовку выпускников – специалистов в своей профессии. Поэтому мы хотим поменять систему образования.
– Какова ее цель?
– Мы хотим, чтобы вузы получали финансирование за выпускников, а не за поступающих к ним студентов. Для государства очень невыгодно оплачивать учебу, но так и не получить результата в виде новых специалистов.
В рамках нового проекта введено еще одно условие для получения вузом дополнительного финансирования: его выпускник должен устроиться на то место работы, которое предполагает наличие высшего образования. Если, например, молодой учитель физики становится барменом, то вуз, который его учил, получит финансирование в меньшем размере, чем вуз, выпускники которого работают в сфере, в которой требуется наличие высшего образования.
Но замечу, что в новом учебном году новая модель финансирования будет работать только в РТУ – как пилотный проект. Если все пройдет удачно, то начиная с 2028 года эта модель финансирования будет работать во всех государственных вузах Латвии и для всех факультетов.
– А как с распределением финансирования дело обстоит сейчас?
– Сейчас Министерство оговаривает лишь то, сколько студентов вуз сможет обучить за государственный счет на разные программы обучения.
«Не придется отрабатывать!»
– В некоторых странах студент учится за государственный счет, а затем несколько лет работает там, где ему «укажет» государство. Может быть, стоит ввести подобную систему и в Латвии, чтобы как можно больше молодых людей имели возможность получить высшее образование за государственный счет?
– Мы думали над этим, но пришли к выводу, что эта модель нам не подходит. Государство не имеет возможности обеспечить выпускника конкретным рабочим местом, на котором он мог бы отработать расходы на свое обучение. Другими словами, мы не можем гарантировать, что после окончания вуза вчерашнего студента будет ждать вакансия на государственном предприятии.
– Разве государство не может подсчитать, сколько учителей, врачей и строительных инженеров ему понадобится через пять лет и какие государственные учреждения нуждаются в этих специалистах?
– Допустим, школа в Талси нуждается в учителе и через пять лет тоже будет в нем нуждаться. Но выпускник педагогического факультета не хочет работать в Талси. Как можно его заставлять идти работать туда, где он не хочет? И кто должен это делать: судебные исполнители?
А если государство все-таки решит принуждать выпускников работать там, где они работать не хотят, то этим шагом добьется массового отъезда молодых специалистов за рубеж. Поэтому на данный момент самым лучшим решением будет погашение кредита за учебу при условии работы на государственное предприятие. Но пока мы не можем сказать, ни когда начнет работать эта программа, ни люди каких профессий смогут рассчитывать на погашение кредита.
У всех на устах...
– Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела у студентов Балтийской международной академии (БМА), у которой недавно закончилась аккредитация?
– Чтобы студент получил диплом, вуз, в котором он учится, должен быть аккредитован и должна быть аккредитована его программа обучения. БМА вовремя не подала документы на аккредитацию на многие программы обучения. Поэтому сейчас есть два развития событий: если БМА не получит аккредитацию, то, согласно подписанному договору между БМА с другими вузами, студенты переходят в эти вузы. Если аккредитация будет получена, студенты продолжают учебу в БМА.
– А плата в других вузах останется той, которая была в БМА?
– Именно так.
– Недавно молодой человек закончил службу в латвийской армии, подал документы в вуз на бесплатное обучение, но получил отказ. Между тем закон обещал ему возможность получения бесплатного высшего образования в вузе Латвии.
– Это нововведение, поэтому могла произойти ошибка в коммуникации между молодым человеком и вузом. Не все вузы знают, что делать в этой ситуации. Закон говорит, что человек может учиться в вузе бесплатно, если он выдержал требования по приему в вуз и собирается учиться очно.
– Как часто люди зрелого возраста поступают в университет, чтобы получить высшее образование?
– В 2023 году 17% людей старше 35 лет (всего 11 000 человек) получали высшее образование. Большинство из них учились в сфере социального ухода. 35% студентов, которые учатся на медицинском факультете, это женщины старше 35 лет.
– Сколько из них учились за государственный счет?
– В общей сложности 7000 учились платно, а 3500 – за счет государства.
Ольга ВАХТИНА