Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

С каждым годом растет число пациентов, недовольных качеством медицинских услуг. Люди жалуются, что из-за бездействия врачей или ошибочно выбранной тактики лечения их здоровью был причинен ущерб. Некоторые пострадавшие обращаются с жалобой в Инспекцию здравоохранения, и если ее сотрудники приходят к выводу, что существует взаимосвязь между действием врача и ущербом для здоровья или жизни, заявитель имеет право обратиться за денежной компенсацией в Фонд врачебного риска. Но как часто пациент получает возмещение, а в каких случаях ему в нем отказывают? Об этом мы поговорили с руководителем Фонда врачебного риска Даце Тарасовой.

До 142000 евро

Многие люди полагают: если медицинский работник причинил вред их здоровью или нарушил права пациента, надо обратиться в Инспекцию здравоохранения. Инспекция здравоохранения проведет расследование, и если выяснится, что здоровью или жизни пациента был причинен ущерб, передаст документы в Фонд врачебного риска. И уже фонд будет решать, выплачивать пострадавшему пациенту компенсацию или нет.

И хотя такая схема действий тоже возможна, законом пациенту разрешено обратиться напрямую в Фонд врачебного риска, минуя Инспекцию здравоохранения.

Если сотрудники Фонда установят взаимосвязь между действием или бездействием медицинского работника и ухудшением состояния здоровья пациента или его смертью, пострадавшему (или его наследникам) будет выплачена компенсация.

Даце Тарасова рассказала, что из Фонда врачебного риска пациент может получить компенсацию за причиненный вред здоровью или жизни (включая моральный ущерб) в размере не более 142290 евро, а также – за понесенные расходы на лечение, не более 28460 евро.

– Важно знать, что компенсацию за причиненный здоровью или жизни ущерб, а также за расходы на лечение можно запросить не позднее чем в течение двух лет с момента обнаружения вреда, но не позднее трех лет с момента его причинения, – рассказала наша собеседница. – Предположим, 15 апреля 2023 года пациенту была проведена операция по фиксации кости руки после перелома. Эту дату можно считать датой возможного причинения вреда. 20 февраля 2024 года пациент отметил, что рука по-прежнему болит, движения ограничены. Он обратился к другому врачу и прошел необходимые обследования – это считается датой выявления вреда. Второй врач выявил, что во время операции винт для фиксации кости был установлен неправильно, пациенту требуется повторная операция и лечение, и это расценивается как наличие долгосрочных последствий для здоровья или жизни пациента.

Заявление пациента о компенсации вреда здоровью или жизни, а также о возмещении расходов на лечение рассматривается в течение шести месяцев с момента подачи запроса в Фонд врачебного риска. В случае необходимости дополнительного сбора и оценки информации срок рассмотрения может быть продлен до одного года.

Причина для недоверия

– Говорят, что Фонд врачебного риска не всегда обличает ошибки медиков. Мол, врачи-эксперты часто знакомы с проштрафившимися докторами, а ворон ворону глаз не выклюет...

– Когда наши эксперты оценивают медицинскую документацию пациента, то они, конечно, видят, кто ее составлял, так как на каждом медицинском документе есть подпись и печать конкретного доктора. Но после каждой экспертизы врач-эксперт подписывает документ, который подтверждает отсутствие конфликта интересов. Поэтому ситуации, что наш эксперт будет защищать знакомого врача и напишет ложное заключение, просто невозможны.

– Что значит отсутствие конфликта интересов?

– Если наш эксперт понимает, что ему надо провести расследование работы того врача, который ему близок (например, своего родственника или друга), он обязан взять самоотвод, чтобы не было конфликта интересов. Я помню немало случаев, когда наши коллеги так и делали, то есть отказывались проводить экспертизу из-за наличия родственной или дружеской связи с обвиняемым врачом.

Поэтому я не могу согласиться с мнением, что наши эксперты будут на стороне врача, которого пациент обвиняет в причинении вреда здоровью. Я считаю, что экспертиза проходит честно!

Кроме того, хочу подчеркнуть: фонд не ищет ошибки врачей. Наши эксперты пытаются установить причиненный пациенту ущерб и найти взаимосвязь между ущербом и действиями или бездействием врача.

Как подать жалобу в Инспекцию здравоохранения

Для подачи жалобы в Инспекцию здравоохранения (Рига, ул. Клияну, 7, LV-1012) необходимо составить заявление в свободной форме о нарушении прав пациента и обязательно его подписать. В заявлении должны быть указаны: дата, ваш адрес и информация о том, в каком формате вы хотите получить ответ (по почте или по электронной почте). Заявление также можно подать в электронном виде, подписав его с использованием безопасной электронной подписи.

Медицинская документация, подтверждающая нарушение прав пациента, не требуется к приложению, поскольку Инспекция здравоохранения имеет право запросить ее у зарегистрированного в Латвии медицинского учреждения.

Решение можно оспорить!

– Куда и к кому должен обратиться пациент, если считает, что фонд несправедливо отказал в компенсации?

– Он имеет право оспорить принятое решение в Министерстве здравоохранения. Министерство здравоохранения повторно рассмотрит дело, запросив материалы из фонда, и затем решит, является ли решение Фонда врачебного риска обоснованным и законным. В противном случае Министерство здравоохранения отменит это решение.

– Были ли случаи, когда пациенту удавалось оспорить отказ фонда?

– Да, были случаи, когда врач-эксперт, работающий в Инспекции здравоохранения или в Фонде врачебного риска, ошибался во время экспертизы. Поэтому после первой экспертизы мы видели один результат, а после оспаривания – другой.

– А в чем могла заключаться ошибка вашего эксперта?

– Возможно, в том, что врач-эксперт при экспертизе ограничился только записями в медицинской документации пациента или научными источниками. А вот сотрудник Министерства здравоохранения при рассмотрении дела запросил мнение определенной медицинской ассоциации, и это изменило ход следствия. Но я не уверена, что это можно назвать ошибкой нашего эксперта, скорее недосмотром.

– Что вы имеете в виду?

– Например, ассоциация могла указать на необходимость пересмотра какого-то конкретного аспекта. Но то, что врач-эксперт фонда изначально его не запросил, не говорит о том, что это была его ошибка.

– Как часто люди оспаривают ваши решения?

– В 2024 году из 171 принятого решения 54 были оспорены в Министерстве здравоохранения. Из них 49 решений остались в силе, а в пяти случаях были отменены.

– Что происходит после отмены первого решения Фонда врачебного риска?

– Обычно в решении Министерства здравоохранения указывается, какой тип ущерба был нанесен пациенту и каков размер компенсации. И это решение вступает в силу. Иногда сотрудники Министерства просят работников Фонда врачебного риска подготовить дополнительные материалы и, принимая во внимание свои выводы, могут предложить новое решение.

– Правильно ли вас поняла: иногда сотрудники Министерства здравоохранения выносят решение, что пациенту все-таки надо выплатить компенсацию за полученный ущерб?

– Не всегда так. Бывают случаи, когда фонд сам вынес решение о компенсации, но пациент остался недоволен ее размером и поэтому обратился в Министерство здравоохранения. И Министерство здравоохранения вынесло решение по увеличению размера компенсации.

Необоснованные жалобы

– Как часто Фонд врачебного риска получает необоснованные заявления от пациентов?

– О частоте я сказать не могу, но, конечно, такие случаи бывают. Иногда мы получаем заявления по вопросам, которые не входят в компетенцию нашего фонда, например, заявления о побочных эффектах от вакцинации против Covid-19. В этом случае людям надо жаловаться в Государственное агентство лекарств.

Также бывают случаи, когда нет связи между полученной медицинской услугой и ухудшением здоровья, но человек все равно подал нам жалобу.

Например, пациент утверждает, что ему была оказана медицинская услуга настолько плохого качества, что он имел все шансы потерять здоровье и только чудо его спасло.

Но так как в итоге его здоровье не ухудшилось, мы отказали ему в компенсации.

– То есть медицинскому работнику, который оказал услугу плохого качества, все сошло с рук?

– Нет, подобного рода заявления мы передаем в те отделы Инспекции здравоохранения, которые оценивают качество медицинского обслуживания, но не рассматривают вопросы выплаты компенсации.

– Какие еще примеры необоснованных заявлений в фонд вы можете привести?

– Немало заявлений связаны не с ущербом здоровью или жизни, а с вопросами неэтичного поведения медицинских работников. Подобные жалобы мы с согласия пациента направляем в Латвийскую ассоциацию врачей, потому что у них есть комиссия по этике, которая рассматривает такие жалобы. Но бывают случаи, когда мы сами сообщаем пациенту, что ему следует самостоятельно обратиться в Латвийскую ассоциацию врачей.

В целом за последние годы мы выявили 33 случая возможных нарушений медицинской этики.

В прошлом году Латвийская ассоциация врачей направила в сертификационную комиссию четыре заявления о лишении сертификата медицинских работников за нарушение профессиональных стандартов работы.

– По каким еще причинам вы можете не принять заявление о компенсации?

– Если заявление подано в неверной форме.

Были найдены нарушения!

В 2024 году в Фонд врачебного риска было подано 171 заявление о возможном причинении вреда здоровью. В прошлом году фонд установил наличие ущерба в 51 случае и принял решение о выплате компенсаций на общую сумму более 1 миллиона 500 тысяч евро. В 120 случаях компенсации были отклонены, поскольку не было установлено возмещаемого ущерба.

В 2024 году больше всего рассмотренных заявлений касались хирургии – всего 40, из них в 16 случаях был установлен вред. В травматологии рассмотрено 39 заявлений, вред установлен в 12 случаях. На сферу гинекологии и акушерства было подано 24 заявления, вред зафиксирован в 10 случаях. В сфере стоматологии – 22 заявления, вред выявлен в трех случаях. В онкологии – 19 заявлений, из них вред установлен в шести случаях.

Для сравнения: в 2023 году фонд врачебного риска рассмотрел 172 заявления о возможном причинении вреда здоровью, и факт ущерба был установлен в 44 случаях. Тогда было принято решение о выплате компенсаций на сумму более 1 миллиона 300 тысяч евро. В 2023 году больше всего заявлений поступило по травматологии – всего 34, из них вред был подтвержден в восьми случаях. По хирургии поступило 22 заявления, вред установлен в семи случаях. В гинекологии и акушерстве также было 22 заявления, вред подтвержден в семи случаях. В стоматологии – 20 заявлений, вред установлен в трех случаях. В неврологии и нейрохирургии рассмотрено 18 заявлений, вред установлен в пяти случаях.

А вот в первые три месяца 2025 года в Фонд врачебного риска было подано 51 заявление о возможном причинении вреда здоровью. В первом квартале этого года фонд признал наличие ущерба в 20 случаях и принял решение о выплате компенсации на общую сумму более 700 тысяч евро. В 31 случае Фонд отказал в выплате, так как компенсируемый вред не был установлен.

В январе, феврале и марте 2025 года больше всего заявлений было рассмотрено в области травматологии – всего 15, из них в семи случаях был признан вред. В хирургии было подано 10 заявлений, из которых четыре признаны обоснованными. В стоматологии – пять заявлений, вред признан в двух случаях. В гинекологии и акушерстве рассмотрено три заявления, в двух случаях вред подтвержден. Также было рассмотрено по три заявления в онкологии и кардиологии: в онкологии вред установлен в одном случае, а в кардиологии – ни в одном.

Ошибка диагностики

– Какие действия врача чаще всего приводят к ухудшению здоровья пациента?

– Однозначно на этот вопрос трудно ответить. Это может быть как ошибка в диагностике, так и отсутствие направления на дополнительные обследования. Для нас важно определить, был ли пациенту причинен ущерб, и если да, то подлежит ли он компенсации.

– Недавно в социальных сетях был опубликован призыв о помощи женщине, у которой четвертая стадия рака груди. Между тем полтора года назад она проходила обследование в связи с уплотнением в груди, но врач сказал, что это доброкачественная опухоль, которую даже не стоит лечить. Налицо – ошибка в диагностике. Если эта женщина обратится в Фонд врачебного риска, она может получить компенсацию?

– Конкретно про нее я ничего не могу сказать, так как важно выяснить взаимосвязь между неверной диагностикой и ее нынешним состоянием здоровья. Другими словами, эксперты должны определить, что изменилось бы, если бы полтора года назад женщине поставили правильный диагноз. Вылечилась бы она или все равно продолжила бы болеть?

Но если говорить о похожих случаях, то, конечно, фонд не раз их рассматривал, и пациент получал компенсацию. Если речь идет об онкологии, то нужно смотреть приложение номер 2 к правилам Кабмина о работе Фонда врачебного риска № 1268. Там есть таблица, в которой указаны возможные виды ущерба, связанных с онкологическими заболеваниями. Человек имеет право на компенсацию в размере до 80% от максимально возможной суммы. Максимально возможная компенсация составляет 142000 евро.

Таким образом, 80% от максимальной возможной компенсации составляют 113000 евро. При выплате компенсации оценивается тяжесть ущерба для здоровья: легкая, средняя или тяжелая.

Не отправили на обследования

– Люди часто жалуются, что врачи вовремя не отправляют их на дальнейшие обследования, в результате чего они не получают своевременного лечения и болезнь прогрессирует. В этом случае пациент может претендовать на компенсацию?

– Врачи руководствуются алгоритмами и рекомендациями, с помощью которых определяют, при каких симптомах им следует отправлять пациента на то или иное обследование. Поэтому, если пациент не упомянул определенный симптом, врач имеет право не отправлять его на обследование. Также врач оценивает состояние здоровья пациента и дает рекомендации, нужно ли проводить это обследование или нет.

Если пациент считает, что обследование было необходимо, и позже у него возникли проблемы со здоровьем, медицинские эксперты нашего фонда оценят его случай. В расчет будет приниматься не только состояние здоровья пациента на момент обращения, но и другие моменты. Например, изменилась бы тактика лечения, если бы пациент прошел нужное обследование.

А вы обращались в Фонд врачебного риска? Расскажите нам о своем опыте! Тел. 29917879, журналист Ольга Вахтина на линии с 16.00 до 17.00.

Изменения в работе фонда

– Какие задачи вы, как руководитель фонда, ставите перед собой?

– Сейчас фонд рассматривает дела в течение шести месяцев, я бы хотела, чтобы этот процесс происходил быстрее. Кроме того, я считаю, что необходимо постепенно пересмотреть нормативное регулирование работы фонда, сделать его более современным и понятным для общества. Надеюсь, что в будущем это будет реализовано. Также я надеюсь улучшить информированность пациентов о существовании Фонда врачебного риска. Важно, чтобы все латвийцы знали, куда идти за компенсацией в случае врачебной ошибки, которая привела к ухудшению их здоровья.

– Расскажите, пожалуйста, о самом запоминающемся случае, который рассматривал Фонд врачебного риска. Может быть, что-то произвело на вас особое впечатление…

– Наша работа связана со здоровьем и жизнью людей, поэтому все истории можно назвать эмоциональными, иначе к ним нельзя относиться. Конечно, есть особенно запоминающиеся случаи, но из соображений конфиденциальности (чтобы люди не могли узнать себя в моем рассказе) я не буду о них говорить. Скажу лишь, что особенно сильно меня расстраивают врачебные ошибки, связанные со смертью молодых людей, детей и новорожденных.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.