Магистр педагогики и дипломированный тьютор Маргарита Драгиле рассказывает, как раскрыть способности школьников и реализовать их потенциал, чтобы в будущем они смогли построить успешную карьеру. Ее советы будут полезны не только подросткам, но и взрослым, которые задумываются о новом карьерном пути.
Основа для выбора профессии
— Чем занимается тьютор?
— Это педагог, который может помочь ребенку или подростку сформулировать личные цели в образовании (Что я хочу достичь и зачем мне это надо?). В процессе поиска ответа на главный вопрос «А зачем?» раскрываются способности и интересы ребенка и становится понятной его возможная учебная стратегия. Все это создает основу для выбора будущей профессии, ведь человек точно будет знать ответ на главный вопрос «Кто Я?».
Тьютор помогает научиться делать выбор и действовать, это способствует развитию субъектности, уверенности в себе, обретению мотивации и самостоятельности.
— Вы помогаете детям определиться с будущей профессией?
— Профориентация — промежуточная задача, основная задача для ребенка, подростка, да и для взрослого — понять, какой вы и чего хотите. На выбор профессии влияют ценности, личные качества, скорость мышления, стрессоустойчивость и многое другое. На мой взгляд слова «профессия» и «профориентация» тяжелые как могильная плита. Я говорю родителям, которые приводят ко мне детей: «Мы не подписываем договор на ипотеку на 30 лет». Мы можем пробовать разные виды деятельности и уходить, если нам не нравится.
Меня удивили результаты исследования института Геллапа, проведенные в 2023 году о жизни после ковида. Один из вопросов был: любите ли вы свою работу? Как вы думаете сколько процентов опрошенных любит?
— Может быть 30-40 процентов?
— Вы — романтик. В среднем 13 процентов, представляете! В более развитых странах процент выше, в менее развитых ниже. Если человек работу любит, он, как правило, делает ее хорошо, в сфере, которая ему интересна, у него будет больше шансов проявить свои способности. Если не любит — это значит, что он что-то не понял про себя и сделал не тот выбор. Или перерос тот выбор, что сделал ранее.
Запросы в разном возрасте
— С какими запросами к вам обращаются?
— Все запросы крутятся вокруг понимания ребенком себя. В свое время я разработала ростомер запросов. Родители дошкольников часто интересуются — все ли в порядке с их ребенком. Им я рассказываю, как заметить интересы и способности ребенка, объясняю, как заниматься с ребенком дома, как отслеживать его развитие. Ведь зачастую маленькие дети развиваются, посещая несколько кружков, их мозг не успевает обрабатывать информацию, у них не хватает времени на физическую активность.
Для учеников начальной школы 7-10 лет самый важный запрос — как научиться учиться. У многих детей, учившихся в начальных классах во время ковида удаленно, есть проблемы с обучением. Нагрузка в школе возросла, времени проверить, что понял, что нет — мало, успеваемость снижается — ребенок не успевает разложить информацию по полочкам. Как правильно мотивировать учиться, как развить самостоятельность, как понять интересы и способности ребенка — все эти запросы актуальны в младшей школе.
В 11-13 лет дети проходят первую стадию предпрофессионального самоопределения. В этом возрасте они могут отказаться ходить на кружки, навязанные родителями. Появляется понятие социально-полезной активности, дети пробуют себя в том, что им интересно. Подростки постарше проходят вторую стадию предпрофессионального самоопределения — определяют свои сильные и слабые стороны, думают, как выбрать профессию, к которой у них есть способности, хотят определиться, в какой ВУЗ поступать. Мы с такими ребятами в рамках программы «Суперстудент» разрабатываем индивидуальные карьерные стратегии.
Ключевой навык
— Из чего состоит навык — умение учиться?
— Если этот навык — не врожденная история (как у многих выдающихся людей), то с помощью тьютора его можно искусственно привить. Ребенку надо уметь определить, что он не понимает, задать правильные вопросы и придумать способ, как решить задачу. Могут быть разные способы решения: нанять репетитора, пойти на курсы, найти и послушать канал на ютубе, даже списать у соседа.
Увы, умению учиться в школе не учат.
И образуется огромный разрыв между образовательной системой, где «маринуют» школьников и студентов, и требованиями современного мира. Если ученик привык решать задачи по образцу и сверяться с правильными ответами, то ему будет страшно идти в мир, где нет правильных ответов, где нет стабильности.
— Как дети учатся учиться на практике?
— В бланке «Зачем мне учиться?» я задаю им вопросы, например «Что в математике тебе интересно, какие аспекты?». Может быть, это архитектурные расчеты или аспекты бизнеса — расчет зарплаты, налогов? Ребенку также стоит понять, что ему мешает на уроках. Затем мы вместе думаем, что можно сделать, чтобы эту ситуацию изменить. И дальше ребенок должен определить, что будет его личным результатом. Как он поймет, что усвоил, например, раздел математики — написал контрольную, поучаствовал в олимпиаде? Когда есть собственный измеритель успеха, то учитель с оценками всегда будет на втором плане. И внутри школьной программы ребенок будет идти к своей цели, двигаться по личной траектории, а не жить от оценки к оценке.
Тут и появляется мотивация. Она делится на внешнюю (угроза плохой оценки) и внутреннюю (мне это интересно). Именно внутренняя мотивация двигает процесс обучения. Это и есть показатель умения учиться: я понимаю, зачем, что и как.
Что я узнал нового?
— Какие методы профориентации существуют для детей и взрослых?
— Главный и самый действенный способ профориентации - проба. Дегустация профессии на вкус и себя в профессии - после этого можно понять «мое» или «не мое». В школьном и подростковом возрасте это возможно осуществить через правильный подбор дополнительных занятий - там и проходит первое знакомство с собой и с задачами в выбранной профессиональной отрасли.
Все начинается с понимания себя. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие — визуалы, третьим надо фиксировать схемы, четвертым требуется длительное время на подготовку. Поняв это про себя, можно разработать план обучения и инструкцию к самому себе.
— Какие практики вы предлагаете детям, начинающим учиться в школе?
— В этом возрасте детям очень важна поддержка родителей, поэтому передаю практики им. Можно сделать доску достижений, чтобы ребенок каждый вечер отвечал на вопрос, за что могу себя сегодня похвалить? Что я узнал нового? Что у меня получилось? Это формируют осознанность. Задайте ребенку запланировать три действия на следующий день: детям это непросто дается. Выписывая действия (дела) и вычеркивая их, ребенок развивает навыки самостоятельности. Подобная практика, кстати, и взрослым помогает.
Конфликт ценностей
— Учителя говорят, что у детей сейчас клиповое мышление, им трудно сконцентрироваться, они забывают сказанное педагогом несколько минут назад.
— Такая тенденция есть, дети выросли с гаджетами, они отличаются от нас, через несколько лет мы наверняка увидим, как зависимость от гаджетов сказывается на психике вчерашних детей. При этом дети на раз схватывают, как настроить компьютер, скачивают и осваивают программы. А мы пытаемся учить детей по старинке.
Педагоги перестали быть источником знаний, их задача — заинтересовать, мотивировать, быть проводниками в мир науки. У меня возник такой образ: система образования - огромное колесо, оно крутится, все, что было раньше, отваливается, что-то новое должно появиться сверху. И колесо должно перевернуться. Но школа как часть консервативной системы будет долго меняться. Это конфликт ценностей, форматов взаимодействия.
Пробовать разное
— К какому возрасту желательно, чтобы ребенок определился со сферой будущей профессии?
— Это всегда очень индивидуально, но обычно хорошо начинать пробовать разные виды деятельности лет с 12, когда в ребенке просыпается желание выбирать и быть успешным. Чем больше подросток попробовал, тем больше будет возможностей для выбора.
— Но ведь не у всех детей есть ярко выраженные склонности?
— У человека всегда есть интересы, это видно даже у маленьких детей: если понаблюдать за малышами во дворе, вы заметите, что один будет рассматривать червяков-пауков, другой — бегать, третий — организовывать других ребят на ролевую игру. Или взять группу подростков. На одном перекрестке они заметят разное: кто-то машины, кто-то - во что одеты люди, кто-то - птиц, кто-то - архитектуру. Мы невольно обращаем внимание на то, к чему у нас есть склонность. Наши способности и интересы — в чем потенциально мы можем развиваться — лежат на кончиках пальцев, но мы их зачастую обесцениваем и не обращаем на них внимание.
— Какие профориентационные тесты вы посоветуете пройти?
— Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (есть старая и новая версии https://psytests.org/work/ddo-run.html) поможет определиться с выбором в пяти сферах профессий (природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ). Можно пройти тест на тип интеллекта Гарднера и https://psytests.org/typo/tmig.html .
Не стоит верить тестам «вслепую», результаты надо проверять на себе в деятельности. Поэтому ребятам, прошедшим тесты, я предлагаю практику: понаблюдать за собой в течение двух дней и записать, как их интересы проявляются. Понаблюдать, на что они обращают внимание, например, смотря фильм: на сюжет, на персонажей, на костюмы, на операторскую работу и т.п. — это тоже подсказки, куда можно двигаться в профессии.
Если подростку нравится техника, будет классно, если он попробует посещать разные технические кружки: сходит на робототехнику, электронику, в инженерный кружок и оценит, что ему интереснее.
Интересы есть всегда
— Что делать, если ребенок, кроме гаджетов, ничем не интересуется?
— У ребенка всегда есть интересы, которые можно раскопать. Но, возможно, ребенок просто не хочет делать то, что говорят родители. Ко мне на консультацию приходил мальчик, сидевший подолгу в компьютере, я спросила его, зачем он играет. Он сказал, что ему интересно обыграть алгоритм. Сейчас он планирует стать «белым хакером», это программист, который взламывает системы безопасности для проверки или тестирует игры на ошибки. Если задать ребенку вопрос, зачем он это делает, он всегда ответит и ниточку из его ответа уже можно вытянуть.
— Но он может ответить: «Не знаю».
— Это скорее защитная реакция, значит, он просто не хочет разговаривать. Подростки очень ранимые и боятся нашего оценивания, они боятся расстроить родителей, поэтому многое нам не говорят. Хорошо, если у подростка будет близкий взрослый не из семьи — тьютор, тренер, психолог, который не будет его оценивать, которому можно выговориться.
Образовательный квадрат
Как правильно укомплектовать нагрузку ребенка, чтобы он: все успевал, не уставал, не болел и ему было интересно? Маргарита Драгиле рекомендует воспользоваться простой схемой «Образовательный квадрат».
У квадрата четыре вершины:
1-я вершина - предметная нагрузка - школа, репетиторы, дополнительные занятия по предметам, домашние задания и др. Это все то, что входит в «обязанности» ребенка
2-я вершина - спорт - он необходим для расслабления организма, закалки, поддержания физической формы. Мозг обрабатывает и раскладывает информацию по полочкам во время сна и во время занятий спортом или физической активностью. Это могут быть спортивные секции или ежедневные прогулки.
3-я вершина - творчество/созерцание/расслабление - в каждом из нас есть творческая внутренняя энергия, которая через любимые занятия дает выход накопившимся эмоциям и позволяет получить удовольствие от полученных результатов и от проведенного времени с самим собой.
4-я вершина - хобби, вдохновляющие занятия по интересам, которые развивают индивидуальные способности, интересы, погружают в среду. Тут происходит взаимодействие с Другим (наставником,
тренером, педагогом), деятельность которого направлена на раскрытие индивидуальных способностей и интересов.
Если разложить занятия, которыми загружен ваш школьник, по основным вершинам, то вы увидите, где у него перевес, а где недовес. Поэтому главное, чтобы каждая вершина была заполнена - это залог здоровья и успешности вашего ребенка.
Запросы при выборе профессии
— Какие запросы у подростков при выборе профессии?
— Помимо запроса «Хочу хорошо зарабатывать» популярный запрос: «Хочу быть самым востребованным специалистом». Знаете, кто в Латвии такие специалисты? Сантехники и сварщики. У нас в стране очень востребованы также учителя латышского, но очередей из желающих стать ими я не вижу. Востребованы не профессии, а специалисты. Вспомните, сколько психологов, юристов, экономистов выпускалось у нас 20 лет назад и сколько у нас реально хороших специалистов по этим специальностям?
Тот, кто пошел развивать свою сильную сторону, уже на старте будет выигрывать у остальных. Я знаю крутых садовников, которые хорошо зарабатывают, крутых швей, крутых педагогов и психологов. Даже если работа не самая престижная, но ты в ней царь, то будешь успешен.
Искать свои сильные стороны
— Взрослые осваивают навыки так же, как дети или по-другому?
— Примерно так же. Если посмотрим программу профориентации, то взрослые проходят те же тесты, что и подростки, отвечают на те же вопросы. Но у взрослых процесс занимает больше времени, чем у детей, — им мешает опыт и страх перемен. У меня прошло несколько профориентационных групп со взрослыми и было радостно наблюдать, что те, кто осмелился и пошел искать свои сильные стороны, за год-полтора стали вполне успешными.
Например, девушка из моей последней группы мечтала быть врачом, у нее пять высших образований, включая правоведение и теологию. Родив ребенка и уйдя в декрет, она поступила на бюджетное отделение в университет им. Страдиня в 30+ лет. Ей было трудно, ночами приходилось слушать лекции. Но первый курс она закончила. Она понимает, что, скорее всего, уже не будет врачом, так как на врача учиться очень долго, но она расцвела — почувствовала себя на своем мечте. Сейчас она массажист и может пойти работать медиком, помощником врача.
Хобби для вдохновения
— Обязательно ли интерес должен проявляться в профессии? Может, стоить оставить его для хобби?
— Человеческую жизнь можно представить, как круг инь-ян, человек может быть счастлив в семье (во внутреннем мире) и в социуме, в карьере (мир внешний). Иногда свою сильную сторону можно использовать как хобби: если ты классно фотографируешь, не обязательно становиться профессиональным фотографом, но можно вдохновляться от хобби и черпать силы для работы.
Сферы хобби и профессии взаимодополняют друг друга, от хобби мы можем получать дополнительную энергию для работы.
У меня есть знакомый крутой фотограф в Англии, он работает в страховой компании. На фото он денег не зарабатывает. Он испытывает кайф, бесплатно фотографируя людей, природу. А когда ему, как волку, нужно было носиться и добывать заказы, ему стало не интересно, как он говорит: «Я перестал видеть кадр». При этом и работа страхового агента у него хорошо получается.
— Раньше мы выбирали профессию на всю жизнь, а сейчас нормальное явление, когда человек меняет в течение жизни несколько профессий. Это усложняет выбор сферы деятельности?
— Не обязательно. В будущем на смену профессиям придут специализации — узко-профильные задачи, которые могут быть актуальны какое-то определенное время. Как говорится, до следующего технологического рывка. Искусственный интеллект (ИИ) не вытеснит всех, но видоизменит профессиональные задачи человека. Появились электронные кассы — кассиры уйдут, но потребуются другие специалисты, которые будут налаживать и чинить кассы — программисты, механики. За ИИ, за оцифровкой услуг всегда будет стоять человек, который будет настраивать, программировать и ремонтировать.
— Некоторые подростки думают: «Не буду поступать в вуз, достаточно пройти курсы и стану специалистом». Это работает?
— Я рекомендую подросткам выбирать базовую научную сферу. Если подросток хочет быть инженером, архитектором, программистом — без математики, без расчетов там никуда. А вокруг базы, которой обучают в вузе, можно наращивать навыки благодаря дополнительным курсам — так соберется индивидуальная картинка. Вузы сейчас дают не столько путевку в жизнь, сколько возможность войти в сообщество, но не благодаря диплому, а благодаря участию в семинарах, в конференциях, написанию работ.
Сейчас многие открытия происходят на пересечении разных сфер, на пересечении наук. Общество разделится на тех, кто создает и придумывает, и тех, кто пытается их догнать, обслуживая технологии. А придумывать будут те, у кого есть база — математика, медицина, психология, философия.
Технологии развивается намного быстрее, чем человек. В Японии уже клетки печени печатаются. И если мы этого не видим у нас во дворе, не значит, что этого нет.
Марина СИУНОВА