Недавно министр здравоохранения Хосам Абу Мэри («Новое Единство») озвучил предложение Минздрава ввести дополнительную плату за обслуживание рецептов в аптеках. По идее министерства, фармацевты должны получать 1,50 евро за каждый рецепт. Половину этой платы предположительно будут вносить пациенты, половину – государство.

Общество восприняло предложение министра неоднозначно: либо в Минздраве родилась провальная идея, либо Абу Мэри не удалось внятно донести ее суть.

С чего все началось?

На прошлой неделе министр здравоохранения выступил в эфире программы Labrīt на Латвийском радио.

«В выступлении я подчеркнул, насколько важна роль фармацевтов, особенно в сельских регионах, – так Абу Мэри пояснял позже в социальных сетях. – Очень важно сохранить маленькие аптеки и поддержать фармацевтов. По этой причине за каждый обработанный (фармацевтом. – Прим. ред.) рецепт можно было бы ввести плату за услугу. Плата за услугу обработки рецептов могла бы составить 1,50 евро, из которых половину оплатило бы государство, а вторую половину – сам пациент».

При этом Абу Мэри сообщил, что Минздрав разработал новую модель наценок непосредственно на лекарства, которая поможет снизить цены на рецептурные препараты на 15–20%. Новую модель наценок правительство должно одобрить до 1 июля 2024 года.

Поясняя идею о введении платы за обслуживание рецептов, министр заявил, что она позволила бы снизить влияние крупных торговцев на аптеки: «Фармацевт стал бы фармацевтом, а не продавцом, а пациент получал бы заботу и консультации о медикаментах, которые принимает».

Требуются пояснения

А теперь давайте честно: вы что-нибудь поняли – кроме того, что теперь пациентам придется доплачивать фармацевту? Вот и большая часть латвийского общества поняла предложения министра именно так, развернув серьезную дискуссию в социальных сетях.

«Министр забыл ввести для пациентов пошлину на право входить в медицинские учреждения. Там ведь тоже не только врач сидит, а еще гардероб устроен, зеркало повешено, лифт, двери, перила... Кто-то должен все это содержать», – пишет Инга Яунземе.

Писательница и журналист Майя Походнева считает, что за такие предложения министра следовало бы отправить в отставку: «Какие еще 1,50 евро за каждый обработанный рецепт? Тут не только отставка просится, но еще и расследование на предмет коррупции».

«Действительно, зачем к каждому медикаменту прилагается аннотация? – иронизирует Диана Мейере. – А еще можно ввести дополнительную плату за то, что фармацевт достает лекарство с полки, а потом – за то, что положил его на прилавок. Можно еще так: если фармацевт выдает лекарство правой рукой, то доплачивать нужно 2 евро, а если левой – то 1,50 евро».

«Интересно, а почему бы «Новому Единству» не направить партийные средства на поддержание маленьких сельских аптек и фармацевтов, чтобы не пришлось вводить дополнительную плату за рецепты? – спрашивает Марис Карлсонс. – Тогда они действительно могли бы гордиться и говорить, что заступаются за людей».

Агита Галиня в шутку удивляется скромности Министерства здравоохранения: «А почему бы сразу не ввести закон, по которому клиенты аптек должны платить фармацевтам зарплату? Пусть скидываются по пятерке в месяц и покупают абонемент на посещение аптеки, этого хватит на зарплату персоналу и даже руководству аптечной сети. А то ведь в фармацевтическом бизнесе нет никакой прибыли, предприниматели едва зарабатывают копеечку, зато народ у нас смертельно богат!»

«Интересно, а за что мистер фармацевт сегодня получает зарплату? За работу продавцом, как выразился министр? – интересуется Инета Янсоне-Нагле. – Разве он и так не обязан в первую очередь консультировать пациентов? Не за этим ли он получал специальное образование и вообще шел работать в аптеку?»

В чем суть модели?

Чуть позже министр здравоохранения заявил, что в вопросе введения платы за обслуживание рецептов «его не так поняли». Но похоже, что Хосам Абу Мэри сам не сумел донести до народа смысла новой модели наценки на медикаменты.

Как поясняют в самом Минздраве, модель эта разработана на основе анализа аналогичных законов, действующих в Литве, Эстонии и Финляндии.

«Планируется отказ от имеющейся системы, по которой допустимая наценка на медикаменты исчисляется в процентах от цены, по которой лекарство отпустил производитель, – поясняет Оскар Шнайдерс, представитель Минздрава. – В будущем же может быть введена единая фиксированная наценка на каждую упаковку любых компенсируемых медикаментов и рецептурных препаратов. Вдобавок к ней планируется ввести плату за услугу фармацевтического ухода».

По мнению экспертов Минздрава, новая система поможет в короткий срок снизить расходы жителей на рецептурные препараты примерно на 15–20%. Этому же должно способствовать решение государства увеличить компенсацию на многие наименования медикаментов.

«Мы направили это предложение представителям отрасли фармации, – пояснял Оскар Шнейдерс порталу nra.lv в марте. – Ждем согласования».

Окончательного решения нет

Но даже при условии, что введение дополнительной платы является частью программы по снижению стоимости лекарств, это предложение Минздрава вызывает серьезные возражения у экспертов.

Например, юрист Елена Потемкина («Суверенная власть») напоминает, что для снижения цен на лекарства Латвии не нужно мудрствовать лукаво. Уже в 2019 году в Сейм была подана народная петиция о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) на медикаменты.

– Введение платы за обслуживание рецептов в размере 1,50 евро никак не обосновано, – считает Потемкина. – А вот снижение налога реально помогло бы каждому посетителю аптеки. Посмотрим на соседние страны ЕС. В Швеции НДС на лекарства составляет 0%, в Люксембурге – 3%, в Бельгии – 6%, в Финляндии – 10%. То есть страны, где уровень жизни выше латвийского и жители могут позволить себе лекарства с высоким НДС, снижают этот налог, мы же пятый год топчемся на месте.

Латвийская ассоциация фармацевтического ухода также придерживается мнения, что новую модель наценок на медикаменты нужно рассматривать вместе с вопросом о снижении НДС, заявила исполнительный директор ассоциации Кристина Ючковича: «Если этого не сделать, то именно государство, а вовсе не аптеки, станет главным выгодополучателем от высоких цен на лекарства».

К тому же фармацевты не вполне согласны с намерением ввести плату за обслуживание рецептов. По их мнению, плата должна быть «привязана» не к количеству обслуженных рецептов, а к числу выданных фармацевтом упаковок медикаментов.

Ни один из этих вопросов пока окончательно не решен.

А как сейчас?

Важно знать, что сейчас в Латвии также есть категория пациентов, которые вынуждены доплачивать аптекам за обслуживание рецептов. Это больные, которым врач выписал медикаменты со 100-процентной государственной компенсацией. Само лекарство клиент аптеки получает бесплатно, но за его выдачу платит 0,71 евро (плата взимается не по количеству упаковок лекарства, а по количеству обслуженных рецептов).

Плата за обслуживание не взимается с рецептов, которые выписаны детям в возрасте до 18 лет, малоимущим лицам, которым самоуправление присвоило соответствующий статус, и клиентам, которым выписаны медикаменты с аптечной ценой до 4,27 евро.

Все остальные клиенты аптек, например, получающие лекарства с 50-процентной или 75-процентной компенсацией или же вовсе без государственной компенсации, платить за обслуживание рецепта на данный момент не должны.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.