У каждого из нас бывают моменты эмоциональной неустойчивости, постоянное чувство одиночества, межличностные и внутренние конфликты, эмоциональное выгорание. Метод арт-терапии помогает улучшить качество жизни. Арт-терапевт во время специальных занятий обучает человека лучше справляться с эмоциональной болью (а бывает – и с физической). Мы разобрались, где в Латвии можно порисовать или потанцевать, чтобы лучше понять себя.
Кому поможет арт-терапия?
Арт-терапия, как метод восстановления, способна помочь:
- взрослым людям, перенесшим психическую травму и страдающим посттравматическим стрессовым расстройством;
- людям, находящимся в кризисе;
- тем, у кого высокая тревожность или депрессия;
- людям, столкнувшимся с насилием, в том числе домашним;
- людям с зависимостями и созависимостью;
- взрослым и детям с различными диагнозами и сложностями: расстройство аутичного спектра, расстройства поведения и др.
Как это происходит?
В Латвии можно получить помощь арт-терапевта по одной из четырех специализаций: визуально-пластическая терапия, танцевально-двигательная терапия, драма-терапия и музыкальная терапия.
Продолжительность сессии в арт-терапии может длиться от 30 до 90 минут, в зависимости от нужд и возможностей каждого конкретного человека. Арт-терапия проходит индивидуально или в группе. На сессии арт-терапевт предлагает конкретное задание, метод или предлагает пациенту свободно и спонтанно создать художественную работу.
После творческого процесса обычно проходит беседа терапевта с клиентом, во время которого арт-терапевт с клиентом пытается понять посыл созданной художественной работы и найти ответы на актуальные вопросы.
Важна квалификация терапевта
Как же человеку найти своего специалиста? Где его искать и кто может оказывать услуги арт-терапии? Поясняет член правления Латвийского объединения ассоциаций арт-терапевтов Дарья Кризская-Попова – сертифицированный арт-терапевт по танцевально-двигательной терапии.
– У арт-терапевта должна быть степень магистра по соответствующей специальности. Арт-терапевт официально является функциональным специалистом, таким же, как, например, эрготерапевт или физиотерапевт. В Латвии арт-терапевты работают в многофункциональных командах. Например, у нас в психоневрологической больнице «Гинтермуйжа» в одной команде с психиатром работают специалисты по питанию, эрготерапевты, арт-терапевты, психологи, физиотерапевты и другие специалисты. Цель у них единая – улучшить состояние пациента.
Исцеление через танец
– Как вы пришли к арт-терапии?
– У меня было образование в сфере искусств, я серьезно занималась танцами и как-то заметила, что люди во время танца ведут себя по-разному. У кого-то есть определенные зажимы, или барьеры, не связанные с их физическим телом, например, кто-то не переносит, когда в танце кто-то стоит у него за спиной. Я заинтересовалась природой таких явлений, пыталась понять причины и открыла для себя новую профессию – арт-терапевт. В ней гармонично сочетаются психология, искусство и лечебный эффект. Решила учиться дальше и поступила по этой специальности в магистратуру. Выбрала наиболее подходящее для себя направление – танцевально-двигательная терапия. И сейчас работаю сразу в двух отделениях Елгавской психоневрологической больницы «Гинтермуйжа» – отделении детской психиатрии и дневном стационаре для взрослых.
В дополнение к основному лечению
– Должно быть, вы помогаете больным в очень сложных ситуациях.
– Да, диагнозы у наших пациентов самые разные и очень непростые. Это могут быть и выгорание, и депрессия, и пищевые расстройства, и серьезные проблемы поведения – как у взрослых, так и у подростков и детей. Таких пациентов могут направить на арт-терапию, в дополнение к лечению, например, у психиатра. Если пациент заинтересован в лечении, он охотно записывается и ходит на такие занятия. Кто-то относится скептически и отказывается от такого рода помощи.
– Почему?
– Дело в том, что в обществе есть предубеждения, что на занятиях по музыкальной терапии непременно нужно петь, а на танцевально-двигательной терапии нужно будет танцевать. И те, кто не владеет искусством живописи или танца или вокальными данными, тушуются и отказываются от такой помощи. На самом деле это большое заблуждение. Чтобы применять в терапии элементы движения, музыки, изобразительного искусства, совсем не нужно быть профессиональным певцом, танцовщиком, художником или актером.
«Диагнозы я не ставлю»
– А вы можете понять по движениям человека, чем он болен?
– Я не психиатр и ставить диагнозы не имею права, но за трехлетний опыт работы по движениям человека научилась распознавать определенные проблемы в той или иной области. Работая в больнице, узнаешь очень много реальных, очень тяжелых человеческих историй, часто связанных с какими-то страданиями и насилием. Это психологически непросто. Кто-то говорит, что фильмы порой очень жестоки и надуманны, но я вам скажу, что в жизни порой происходят истории намного более страшные и жестокие, чем в кино. Пациенты поступают не только с серьезными психологическими проблемами, но параллельно могут страдать шизофренией и биполярными расстройствами.
– Как сохранить себя самого на такой работе?
– Арт-терапевту приходится соблюдать психогигиену – самому обращаться за помощью к супервайзеру (более опытному коллеге, к которому можно обратиться за советами или консультацией), чтобы сохранить свое душевное здоровье и способность работать.
Нужно уметь отделять себя и свои ощущения от ощущений пациента, встречаться с коллегами, обговаривать ситуации и таким образом оставаться в строю или на плаву.
Просто поменяйте роль
– Что дает арт-терапия самому пациенту? Какой эффект вы наблюдали?
– Я веду и индивидуальные, и групповые занятия. Иногда люди работают в паре, и сразу заметно, кто в обычной жизни лидер, а кто ведомый. Кто-то готов только командовать, а кто-то – лишь подчиняться. Смена ролей на непривычные позволяет клиентам увидеть свою жизнь совершенно под другим углом и найти в себе новые грани и возможности. Например, во время занятий властный человек, начальник по натуре, может испытать совершенно другие эмоции, побывать в роли подчиненного. Такие занятия проводим для людей в состоянии выгорания, и они бывают очень эффективны. Кто-то становится смелее в общении, а кто-то, ранее авторитарный, становится намного мягче и более внимательным – начинает прислушиваться к мнению других, перестает взваливать на себя все возможные дела.
Арт-терапия очень хороший инструмент обучить новым навыкам в игре. Например, дети с нарушением поведения или с расстройством аутического спектра могут обучиться в игре чему-то такому, чего раньше не умели. Например, могут освоить контакт глазами, что очень важно.
Почувствовать тело
– Есть примеры, когда арт-терапия помогла исцелиться людям с серьезными заболеваниями, поднять человека с инсультом, например?
– Коллеги из сферы реабилитации как раз работают с людьми с серьезными двигательными нарушениями после инсультов. Коллеги отмечают, что такие занятия помогают пациентам прочувствовать каждую часть тела, как живой организм и занятия по восстановлению становятся намного эффективнее. После занятий по танцевально-двигательной терапии человек нередко ощущает себя по-другому – кто-то говорит: «О, я чувствую себя иначе! Я ощутил свое тело!»
А в чем разница?
– В чем разница между занятиями танцевально-двигательной терапии и обычными танцами?
– В том, что я не просто подвигалась и мне стало лучше, но я еще в конце занятий обсудила со специалистом, какой эффект произвели занятия.
– Все ли могут заниматься в группе или кому-то показаны индивидуальные занятия?
– Все очень индивидуально. Например, для детей с расстройством аутического спектра чаще более подходят индивидуальные занятия. В одной группе, как правило, занимаются люди с похожими сложностями – например, депрессией или выгоранием. Такого, чтобы ребенок с проблемами аутического спектра занимался в одной группе с подростком с депрессией, быть не может. Часто арт-терапия применяется в сочетании с другими видами терапии – занятиями с психологом или консультациями с психиатром. Одно другому не вредит, а лишь дополняет. Как ребенок, так и взрослый может по назначению врача параллельно с арт-терапией принимать и медикаменты, те же антидепрессанты. И порой бывает так, что сами врачи говорят, что со своей стороны сделали все, что могли. Но одними лекарствами исцелить не удается – требуется дополнительное усилие воли со стороны человека – его желание. И тогда арт-терапия становится важным дополнением, последним штрихом.
Поможет только настоящий профессионал
– Что должно людей насторожить при выборе арт-терапевта?
– Относительно здоровые люди, которые не лежат в больнице и сами решают обратиться к арт-терапевту, могут столкнуться с самыми разными предложениями, не всегда добросовестными. И тем, кто ищет специалиста, я рекомендую для начала убедиться в наличии у него образования и сертификации. Когда психологи используют элементы арт-терапии в своей практике, это приветствуется. Но бывает, что люди, далекие от психологии и психотерапии, вдруг самовольно назначают себя арт-терапевтами после каких-то курсов. Здесь стоит насторожиться, не поддаваться на рекламу и более тщательно подбирать специалиста. Ваша задача помнить, что речь идет о вашем здоровье и самочувствии, и осознавать, что человек без определенного образования в этой сфере не может оказать полноценную помощь.
– В рекламных объявлениях в социальных сетях можно найти заманчивые предложения услуг арт-терапевта, который научит вас рисовать или петь. Всего за одно занятие стоимостью в 5 евро вы напишете картину и разом покончите со всеми проблемами. Это обман?
– Сеанс арт-терапии не будет стоить 5 евро. Одно это уже сразу сигнал насторожиться. У сертифицированного арт-терапевта час индивидуальных занятий будет стоить как минимум 30 евро. Групповая сессия дешевле – она может стоить около 20 евро или чуть меньше. Но это не значит, что все очень дорого и нет других возможностей. Можно получить помощь специалиста и абсолютно бесплатно. Есть такие организации как, например, Ресурсный центр подростков. Те, кто туда обращается, могут получить 10 бесплатных сессий с психологом или арт-терапевтом, который там принимает. В больнице «Гинтермуйжа», где я работаю, тоже есть такая опция.
Личный опыт: «Искусство действительно помогает!»
Валерий Раков – глава общества Motus Vita, которое объединяет людей с инвалидностью, в основном с мышечными заболеваниями, рассказал, что с 2009 года регулярно организует для своих товарищей всевозможные творческие занятия с элементами арт-терапии. Но элементы творчества всегда имели и свой терапевтический эффект, даже несмотря на то, что их проводили не медики, говорит Валерий:
– Мы занимались и с художниками, и с актерами, и с музыкантами, и с хореографами. Все они рады были нам помочь. Это были и сценическое мастерство, и занятия по живописи и даже сказко-терапия, которую одно время у нас вела психолог Анна Кашина. И это не только развлечение: сочиняя сказки, каждый мог сначала выразить, а затем и проработать свою глубинную внутреннюю проблему, уменьшить боль. Анна разбирала с каждым из нас сюжеты наших собственных сказок, выбор героев, мы выясняли причины тех или иных поступков наших персонажей.
– Какие еще занятия помогают вам и вашим друзьям поддерживать здоровье?
– Например, диктор Юрий Кушпело вел у нас занятия по риторике, обучал специальной дыхательной технике. Это тоже каждому из нас дало мощный целительный эффект. В разные годы с нами проводили занятия актеры и режиссеры – Аба Герцбах, Борис Леви, Светлана Кенециус. Четыре последних года с членами общества Motus Vita занимаются режиссер Андрей Гаркави и театральный педагог Татьяна Черковская из театра Stadia. 30 членов нашего общества постоянно вовлечены в такой инклюзивный творческий проект. Это занятия с элементами драма-терапии. Занимаемся в основном дома, ведь многие из нас передвигаются только в инвалидных креслах, а затем при встречах обсуждаем достигнутый эффект. Это процесс самопознания, во время которого человек раскрывает свои способности, а зажимы нивелирует.
Добавляет годы жизни
– Что именно поменялось со временем? Улучшилось здоровье?
– Наши диагнозы в основном неизлечимы, но от нас самих зависит качество жизни. Кто-то с таким диагнозом может жить два года или три, а кто-то – десять. Член нашего общества Валерия Александрова два года была лежачей больной, но творчество помогло ей встать на ноги. Она стала заниматься декупажем, расписывать красками стеклянные сосуды, а затем даже проводила регулярные занятия с членами нашего общества. Наши работы даже выставлялись на выставках и раскупались на ярмарках. Всем нашим людям это помогло социализироваться. Например, после занятий по драма-терапии кто-то намного легче идет на контакт с незнакомцами или перестает бояться публичных выступлений, кто-то увереннее двигается. Например, один из позитивных результатов – человек впервые смог выступить на каком-то важном собрании. Это для человека с инвалидностью и функциональными нарушениями очень важное достижение!
Где искать арт-терапевта?
■ клиника психоэмоционального здоровья GrandVer.
Что предлагают: арт-терапевт для взрослых, детей и подростков.
Вид арт-терапии: танцевально-двигательная терапия, драма-терапия, индивидуальные и групповые занятия.
Стоимость: 55 евро за индивидуальный сеанс (50 минут), 30 евро за сеанс групповой терапии.
Контакты: Рига, ул. Кр. Валдемара, 30–33, тел. 28700566.
■ частная практика Татьяны Стародубовой.
Что предлагают: арт-терапия для взрослых и подростков.
Вид арт-терапии: драма-терапия, индивидуальные занятия.
Контакты: Рига, ул. Цитаделес, 2, тел. 28879263.
■ центр терапии Skaņas un mūzika.
Что предлагают: арт-терапия для взрослых и детей.
Виды арт-терапии: музыкальная терапия, песочная терапия, виброакустическая терапия, терапия теплым зерном.
Контакты: Рига, ул. Упиша, 20А, тел.: 20025145; 26489329.
■ медицинский центр Rīgas veselības centrs (RVC), филиал в Кенгарагсе.
Что предлагают: арт-терапия для детей и взрослых, индивидуальные и групповые занятия.
Вид арт-терапии: танцевально-двигательная терапия, в том числе – по государственным квотам (стоимость платных занятий 18–27 евро).
Контакты: Рига, ул. Каниера, 13, тел. 62888806.
■ медицинский центр Veselības centrs 4.
Что предлагают: арт-терапия для детей (стоимость 50 евро в час).
Вид терапии: визуально-пластическая терапия.
Контакты: Рига, ул. Дунтес, 15а, тел. 67847100.
■ Национальный реабилитационный центр «Вайвари».
Что предлагают: арт-терапия для детей и взрослых.
Вид терапии: музыкальная терапия (40 евро), песочная игровая терапия терапия (38 евро).
Контакты: Юрмала, пр. Асару, 61, тел. 67147291.
■ Рижский центр психиатрии и наркологии.
Что предлагают: индивидуальная арт-терапия для взрослых (80 евро).
Контакты: Рига, ул. Твайка, 2, тел. 67080112.
■ Детская клиническая университетская больница.
Что предлагают: арт-терапия для детей.
Вид терапии: песочная терапия, визуальная терапия, музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия, драма-терапия (55 евро, сеанс 40 минут).
Контакты: Рига, Виенибас гатве, 45, тел. 80708866.
Виктория СОКОЛОВА