Почти 3000 учеников 9-го и 12-го классов в прошлом году не набрали на государственных экзаменах по математике даже минимального количества баллов. На носу очередные экзамены, а учителя математики бьют во все колокола, требуя прекратить провальную, на их взгляд, реформу Skola 2030. Что не так с преподаванием математики и что делать в этой ситуации ученикам и их родителям? Мы поговорили с учителем математики, физики, компьютерных и инженерных наук рижской Пардаугавской основной школы Павлом Бирюковым. 

Взять да отменить?

В январе преподаватели Рижской 1-й гимназии написали письмо президенту, премьер-министру, комиссии Сейма по образованию, культуре и науке и Министерству образования и науки, в котором указали на грубые ошибки в разработке проекта Skola 2030 и попросили приостановить его реализацию в освоении математики.

«Мы пережили разные реформы образования – и эта самая разрушительная, – говорится в обращении учителей. – В обществе культивируется мнение, что проект Skola 2030 обеспечит учащихся всеми необходимыми знаниями, навыками и компетенциями в будущем, чтобы молодые люди могли успешно продолжить образование в вузах, в том числе в сфере инженерных и компьютерных наук. Но сегодня возникает чувство разочарования. По нашему мнению, достигнуто совсем обратное – осуществляется целенаправленная деградация и подрыв уровня математического образования».

По методическим рекомендациям Skola 2030, на этапе средней школы математику предлагается осваивать на трех уровнях: общем, оптимальном и высшем. Но результаты госэкзаменов на среднем или оптимальном уровне в прошлом учебном году оказались такими плохими, что выпускники школ не могут учиться в университетах, где нужна математика.

Главные возражения авторов письма, ратующих за отмену реформы, заключаются в том, что некоторые существенные темы из программы начальной школы выбрасываются и переводятся на оптимальный уровень. Но эти темы необходимы для дальнейшего успешного обучения школьников. Острую критику также вызвало объединение алгебры и геометрии в один предмет, а также нарушение логичной последовательности в изучении тем.

После публикации письма мнения латвийских учителей разделились. Некоторые преподаватели считают, что реформа неизбежна, потому что «никто больше в мире не делает по-старому», и что ученикам и учителям просто нужно время, чтобы привыкнуть к новому подходу в преподавании математики. Однако время идет, а результаты выпускных экзаменов с каждым годом все хуже. Видимо, опасаясь очередного провала девятиклассников в этом учебном году, Министерство образования и науки постановило пока не поднимать для них допустимый порог в 10% (10% правильных ответов во всей работе), при наличии которых экзамен считается успешно сданным. А вот в 12-х классах порог результатов установлен на уровне 15%.

Проект Skola 2030 – учебный план и подход к общему базовому образованию – предусматривает развитие у учащихся умений, важных для XXI века, и возможность успешно применять в разных жизненных ситуациях знания, приобретаемые в школе. Реформа была утверждена правительством в 2018 году и внедряется постепенно, вызывая немалые нарекания педагогов и родителей учеников.

Мозг есть у всех

Разговор с Павлом Бирюковым мы решили начать с поисков положительных моментов в школьной реформе.

– Реформа направлена на то, чтобы школьник мог использовать знания, полученные во всех областях, и совмещать их для реализации каких-то проектов. Выпускников школ хотят сделать более конкурентоспособными на рынке труда. Но, к сожалению, в нашей небольшой стране почти нет производства, и некоторые ученики не видят, где и как они смогут потом применить знания точных наук. Тех, кто об этом задумывается, уже можно считать хорошими учениками. И есть школьники, которые вообще не видят перспектив в том, чтобы научиться чему-то большему, кроме как складывать и вычитать. Они уже знают, чем в дальнейшем будут заниматься, и считают, что точные науки им не нужны. Это порождает у детей апатию, и после 4-го класса, когда уже требуется мыслить комплексно, используя полученные знания, они меня начинают спрашивать, зачем им все это нужно. Я, конечно, не оставляю вопрос без ответа, но реально я и сам вижу, что некоторые знания, полученные в школе, я так и не использовал, даже проработав 15 лет в Латвийском университете.

Но! Для чего вообще изучают математику и другие предметы? Если у тебя по математике все хорошо, это показатель, что ты быстро воспримешь новую информацию в нашем изменяющемся мире и легко адаптируешься к новым ситуациям.

Если с математикой все плохо, то это один из показателей того, что сколько тебя не корми, новую информацию ты, скорее всего, не сможешь переварить на достаточно хорошем уровне.

– А что тогда делать? Как говорил один из моих учителей: мозг он или есть, или его нет…

– У всех мозг есть. Например, человек понимает, что математика ему не нужна и он охотнее будет улучшать свои навыки в коммуникации. Конечно, незнание других предметов его немного ограничит. Но все равно он рассчитывает найти ту область, где сможет реализовать себя как личность. Но не стоит забывать, что многие люди сначала думают, будто какие-то знания им не нужны, а лет через десять-пятнадцать начинают сожалеть, что их в свое время не заставили что-то выучить, что позволило бы сейчас занять более высокую должность, реализовать какой-то новый проект и получить в связи с этим более высокий доход. Так что лучше получить как можно больше знаний, пока ты молодой. Потом уже времени не хватает, тебе уже шестьдесят, и уже пенсия.

– В соцсетях бытует мнение, что математика в школе с каждым годом становится все проще и проще. Однако если мы заглянем в учебники начальной школы, покажется, что они, наоборот, слишком сложные для детского ума. Как вы считаете, школьная программа, учебники стали сложнее или проще и стоит ли вернуться к дореформенному уровню?

– Я могу отвечать только за 5–9-е классы, где я работаю. Программа стала намного проще, но не стоит забывать, что когда дети заканчивают 4-й класс, опека классного руководителя становится не такой интенсивной, и одновременно нарастает объем знаний. В 5-м классе количество необходимого к усвоению материала увеличивается в десять раз, в 6-м еще в десять раз, и некоторые ученики не успевают за тем, как меняется скорость получения информации, отсюда возникает ощущение большой сложности материала. Ведь в начальной школе все происходило медленно и постепенно. Пока ребенок маленький, ему необходимо формировать свой багаж знаний. Потом этот багаж очень мощно пополняется, а некоторые думают, что в 5-м, 6-м классах будут учиться с такой же скоростью, как в начальной школе. К сожалению, некоторые дети этой прогрессирующей динамики не понимают, и если они что-то не уловили за эти два года, то в 7-м классе попадают в такой поток информации, что не успевают ее обрабатывать.

А ларчик просто открывался

– А что делать в этой ситуации? Довольно часто ребенок приходит к 5-му классу без каких-то элементарных навыков счета, решения задач, самостоятельной работы. Это тупик, или ситуацию можно как-то исправить?

– Как раз заканчивая 4-й класс, ученики обычно обладают хорошими знаниями, даже более того. Например, у меня были случаи, когда ко мне приходит четвероклассник и тут же сидит рассматривает свою работу девятиклассник. И четвероклассник говорит: «Мы это проходили в третьем классе». А девятиклассник уже не помнит, как это делать, он не видит простых решений. Помню, одной девочке надо было 0 умножить на 2. Она разные комбинации перебирала: 2, 1, - 2, 2 и потом, наконец, дошла до 0. То есть иногда старшие ученики бывают так перегружены, что даже элементарных вещей не замечают. Ларчик просто открывается, а вы думаете, как бы его взломать, как бы ключик подобрать и молоток.

– Как раз одна из претензий к прошлогоднему государственному экзамену заключалась в том, что выпускники должны были помнить всю программу по математике, начиная с 5-го класса. Это действительно так, и как вы относитесь к такому содержанию экзаменационной работы?

– Экзамен 9-го класса должен показать весь обширный запас знаний. Как я говорю своим ученикам: каждая контрольная по определенному разделу сложнее, чем выпускной экзамен. Экзаменационная работа – это только сливки, то есть поверхностные знания с каждого раздела, и это намного проще. Даже я буду напрягаться над каким-нибудь хитрым заданием из программы 6–7-го класса, если не подготовлюсь, а вот экзаменационная работа требует только поверхностных знаний, но знания эти, конечно, должны быть в голове сформированы.

В принципе, я считаю, что экзаменационные работы достаточно простые, но надо внимательно читать задания. Как раз с этим, как я заметил и на уроках информатики, у детей большие проблемы.

Даже самое простое задание ученикам тяжело начать читать. Им проще поднять руку и спросить, что там надо делать, нежели самим прочесть. Это проблема, чтобы ученик как минимум начал читать.

– И что делать с этой проблемой?

– Это, конечно, сложный вопрос. У меня есть теория, что ученики слишком подвержены информационному воздействию. В свободное время, вместо того, чтобы отдыхать, переваривать информацию, дети непрерывно смотрят в свои смартфоны. Поэтому во время отдыха они, наоборот, сильно устают, просматривая контент из Интернета, и на уроках мозг уже перегружен, и новая информация в него не ложится. Я им говорю: вы просто возьмите и поскучайте. Пусть в голове у вас созреют ваши фантазии, информация, которую вы скопили за день или за урок, или просто подышите свежим воздухом, погуляйте с друзьями.

– Вы говорите, что экзаменационные работы несложные, но результаты государственных экзаменов за прошлый год были очень плохими. Как вы это можете объяснить?

– Конечно, период пандемии и связанной с ней «удаленки» сыграли свою отрицательную роль. Некоторые ученики признавались мне, что они просто гуляли по берегу моря, пока шел урок в Зуме. Соответственно выполнять задания они не собирались. Были родители, которые очень следили, чтобы ребенок учился и выполнял все работы, и у некоторых в связи с этим даже улучшились результаты. Не из-за того, что им родители помогали, а потому что сильнее стал родительский контроль. Но, конечно, некоторые дети только имитировали понимание, слушание и выполнение работ.

Есть и другая проблема. Сейчас, когда нас окружают информационные технологии, ученик понимает, что можно облегчить себе жизнь. Если ребенок хорошо владел таблицей умножения и техникой устного счета с 5-го класса, то бывает, что в 6-м классе он даже таблицу умножения забывает. Потому что информационные технологии помогают ему не думать, сколько будет дважды два. За него все решает калькулятор и компьютер.

В 5-м классе начинается активное использование дробей, некоторые ученики до сих пор не понимают, для чего они нужны. Но есть стандарты, которые нужно выполнить, чтобы получить оценку. И есть определенный порядок действий, алгоритм, как получить тот или иной результат. Ты можешь в процессе регулярного количества решений отточить свое мастерство, даже не понимая, что это за элемент. Но современные технологии таковы, что если ты даже от руки напишешь достаточно сложное выражение в дробях, то искусственный интеллект распознает его и покажет не только  результат, но и решение, оформит так, чтобы учитель не понимал, что это решал не ты сам. В Интернете даже есть опция выбора уровня решения: на уровне пятиклассника или студента – современные методы программирования могут все.

А так как ребенок скрывает таким образом свою неграмотность, учителю тяжело выявить, на каком этапе провалились знания ученика. Таким образом, учащийся имитирует знания, а на самом деле их нет, и в какой-то момент он уже сам не понимает, как двигаться дальше.

Нужна ли сантехнику математика

– После публикации письма учителей 1-й гимназии мнения разделились. Одни родители и педагоги считают, что реформа провалилась. Как вы считаете, школа может вернуться в преподавании математики на какую-то дореформенную позицию, работать по-старому или надо идти вперед, до победного конца, ломая все на своем пути?

– Так как у учеников очень различные уровни, я сторонник еще более кардинальной реформы, специализации. В больших школах это уже реализуется: есть классы математические и физические, есть языковые, гуманитарного, спортивного направления. В принципе, математика в начальной школе для некоторых учеников не нужна. Она даже мешает им не забыть то, что они усвоили до 5-го класса. Надо делать многоуровневую систему преподавания. Для тех школьников, кому не дается математика, давать не пять часов математики в неделю, как сейчас, а, например, два часа, чтобы они не решали сложных задач. Конечно, и экзамен у них будет отдельный, не стандартизированный.

– То есть сделать больше уровней постижения математики?

– Я вижу три уровня: базовый, чтобы ученики не забыли проценты и сложение с умножением, средний – то, что у нас сейчас, и более высокий – для учеников, которым недостаточно стандартного уровня. Я даже считаю, что для основной школы надо сделать больше градаций изучения математики.    

– Но у нас был опыт в конце 90-х годов, когда математика стала предметом по желанию. В результате в технические вузы некому было поступать.

– Я встречался с учениками, у которых были не слишком хорошие результаты по математике. Например, одна девочка рассказывает: «Я перешла в техникум, у нас один урок математики в неделю, я так рада, что не вижу эту математику». То есть некоторым не нужно много математики. Конечно, отменять ее совсем не надо, но для определенного уровня, я думаю, два часа в неделю достаточно. Кто-то знает, что в среднюю школу не пойдет, кто-то поступает в техникум на нетехнические специальности. И даже если человек собирается учиться на сварщика, сантехника, электрика, ему не нужно знать слишком много, и двух часов в неделю вполне достаточно.

С моей точки зрения, нет плохих реформ, просто нужно адаптировать их к контингенту, надо реформу корректировать под определенных учеников, а не строить так, чтобы все осваивали стандарты на определенном уровне. Чтобы тех детей, которые не хотят или не могут, не мучили тем, что им не пригодится.

Репетитор – отличный вариант?

– Тем не менее до очередного выпускного экзамена осталось менее четырех месяцев. Что вы посоветуете родителям выпускников, кроме того, чтобы взять ребенку репетитора?

– Как раз репетитор – это отличный вариант. У нас на некоторых курсах повышения квалификации даже отмечают, что современная реформа, современный подход к образованию – это питательная среда для репетиторов. Некоторые ученики сильно прогрессируют, если с ними кто-то занимается дополнительно. Плюс, когда ты занимаешься с репетитором, ты не социализируешься с одноклассниками. Когда ты находишься в классе, ты хочешь понравится Саше, Маше, Наташе. И твои мысли уже не о математике, не о физике, а о том, как привлечь внимание одноклассников. Человек  – социальное животное, и он хочет общения. И это очень мешает учебе. Конечно, можно работать над учебой и самому, без репетитора, но надо быть самодисциплинированным. К сожалению, даже я навряд ли бы это смог, и мне повезло, что я учился в другие времена, где не было соблазна телефонов. Думаю, если бы я сейчас был учеником и родители не следили за моим обучением, я бы тоже превратился в не очень успевающего ребенка. Более того, когда я учился, и появился калькулятор, я уже не пересчитывал свои решения в столбик дважды, а проверял ответ на калькуляторе.

– Как успешно сдать экзамены тем школьникам, которые не могут или не хотят заниматься с репетитором?

– Помимо репетиторства, очень помогают образцы предыдущих экзаменационных работ. Они доступны, их можно найти на сайте Государственного центра содержания образования www.visc.gov.lv, там же есть ответы к заданиям.

В Интернете также есть хорошие объяснения, что надо «подтянуть» к тому или иному разделу экзаменационной работы. Плюс во всех школах положены консультации. К сожалению, многие ученики ими пользуются, только когда хотят исправить плохую оценку за контрольную, между тем к учителю можно подойти, если какая-то тема непонятна.

Родители должны мотивировать ребенка обращаться за помощью к преподавателю, использовать возможность консультаций. Сейчас начало семестра – лучшее время, чтобы разобраться с тем, что вы не знаете. В дальнейшем у вас не будет времени на это.

Татьяна МАЖАН


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.