В эпоху перемен и тревожных новостей многие из нас находят утешение в приятных воспоминаниях о любимых местах детства и юности, многих из которых уже нет. Одним из таких центров притяжения для рижан и гостей столицы на протяжении долгих лет было легендарное кафе Pie kamieļa («У верблюда»), расположенное на улице Вальню, 47. Именно там подавали самый вкусный в Риге горох со шпеком.

Просто, вкусно и дешево

Кафе открылось в 1968 году и проработало 27 лет лет – до 1995 года. Популярность у рижской публики оно обрело благодаря простым, дешевым и очень вкусным блюдам в меню.

У этого места была особая аура: там всегда было многолюдно, но обслуживали при этом очень быстро.

Полюбилось заведение и благодаря удобному месторасположению – оно находилось недалеко от вокзала и от Центрального рынка в том месте, где улица Вальню вливалась в улицу 13 Января. В кафе забегали как гости столицы, направлявшиеся с вокзала и автовокзала к Центральному универмагу, так и многочисленные работники из учреждений Старой Риги. Постоянными посетителями были студенты, а также семьи с детьми, которых особенно привлекали местные десерты – булочки, шоколадный и кофейный крем в киселе, хлебный суп со сливками, мороженое.

«В «Верблюде» было очень просто, но гарантированно вкусно, – делится воспоминаниями продюсер Галина Полторак. – Мы заходили туда обычно в обед поесть горох с копченостями и запить кефиром. Вдоль одной стены был стол, наглухо прибитый к стене, когда ты сидишь и взглядом упираешься в стенку. Это было что-то типа бистро, никто особо надолго там не зависал».

«В детстве, когда приезжали в Ригу с мамой из деревни, всегда в «Верблюд» заходили, – рассказывает Дина Элксне. – А в юности я работала недалеко от кафе на швейной фабрике и часто там обедала. Атмосфера в кафе была приятная. Там всегда были очереди. Буфетчицы были очень добродушными и приветливыми. Коронным блюдом был серый горох с беконом и луковым соусом, самый вкусный в моей жизни, его подавали в глиняной миске, а кефир  – в глиняной кружке.

Помню сладкий кофейный крем в металлической мисочке на пластмассовой ножке. И очень вкусный мясной салат с листиком сельдерея или петрушки сверху. Помещение было довольно темным, но симпатичным. Помню, стены украшали глиняные верблюды. Интерьер был выдержан в коричневых тонах. Когда я была ребенком, у нас в семье считалось, если не побывали в «Верблюде», то день в Риге не задался».

Что касается цен, то в «Верблюде» они были низкими даже по советским меркам.

«Горох с копченостями и кефир, все стоило 35 копеек и было очень вкусно!» – вспоминает Юрий эпоху 70-х. По его словам, в общежитии строительного факультета РПИ, что находилось рядом на Вальню, это кафе почему-то называли  «Верблюжий глаз».

В 80-е цены выросли, но все еще оставались весьма демократичными. «В мое студенчество в 80-е горох стоил уже 80 копеек плюс 20 копеек кефир, – пишет Ирина. – За рубль получали роскошный обед. До сих пор горох иногда готовлю».

Вкус был божественный

Когда в социальных сетях и сегодня появляются публикации с воспоминаниями о «Верблюде», число комментариев к ним зашкаливает. Например, декабрьский пост Вии Тенис в группе Garšīgas receptes с фотографией блюда из серого гороха и коротким напоминанием о кафе «У верблюда» собрал 344 комментария, постом поделились 121 раз.

Среди сотен отзывов – ни одного негативного, сплошные восторги, приправленные ностальгией.

«Детские воспоминания: в каждый приезд в Ригу (я из Елгавы) было обязательным посещение «Верблюда», – пишет Аснате. – А начинался наш день на Центральном рынке – с кофе в стакане «граненка», с поедания булочек и сосисок, каких не купишь в Елгаве. Мы были детьми терпеливыми, в кафе стояли в долгой очереди. Горох нам очень нравился, но такой научилась готовить и наша мама. А вот сладкий крем в киселе дома не готовили. Радовало, что многие блюда подавали в елгавской керамической посуде, из которой ели и у нас дома».

«Это и мои любимые детские воспоминания. Приезжая в Ригу, заходили в «Верблюд» поесть горох со шпеком и кефир, – пишет Инара. – По-моему, интерьер там был в темных тонах. Рядом на улице стояла тележка с открывающейся стеклянной дверцей, там продавали вкусные вафли с кремовой начинкой».

«Очередь почти всегда была даже на улице, – вспоминает Кристине. – Мы с мамой часто ходили сюда после школы, чтобы пообедать. Там был кофейный крем и что-то вроде светлого киселя с изюмом. Десерты подавали в алюминиевой посуде на пластмассовых ножках. Вкус у всего был божественный».

«Помню студенческие завтраки, когда училась в общежитии архитектурно-строительного на Вальню, 30, до того, как оно перебралось на Кипсалу, – пишет Ямила. – Вкусный творог, горох, хлебный суп с настоящими сливками... А самое главное – приветливый обслуживающий персонал. Даже лица помню. Ностальгия, аж прослезилась... И дело не в СССР. Время, Место, Люди».

«Однажды я узнала секрет своей свекрови – как у нее получается такой вкусный серый горошек, как в «Верблюде», – делится Никия. – Оказывается, он довольно прост... поджарить большое количество лука с копченой прослойкой и добавить настоящий серый горох KOK с копченостями, который продается в банках. Получается просто божественно».

Как все начиналось

Название кафе было выбрано неслучайно. Опознавательными знаками заведения стал старинный портал с барельефом верблюда, украшавший арку над входом в помещение, а вскоре появилась и вывеска с кованым верблюдом на фасаде дома со стороны улицы Вальню (подробнее о судьбе портала читайте ниже. – Прим. авт.).

«В нашем распоряжении было относительно небольшое помещение на первом этаже в здании, построенном в начале XX века, –  рассказывала в беседе с газетой Ciņa в октябре 1968 года автор архитектурного проекта и дизайна кафе Скайдрите Брийере. – Мебель, сделанную на заказ, мы пытались приспособить к особенностям помещения». 

Как тогда сообщала газета Ciņa, «изначально выбор блюд в кафе был совсем небольшим, но в ближайшее время станет богаче, потому что шеф-поваром начала работать Зента Андерсоне – одна из опытнейших поваров латышской кухни».

Уже тогда раздавались обещания, что серого гороха в кафе «У верблюда» всегда будет в достатке, хотя другие заведения общепита похвастаться бесперебойными поставками не могут. И это обещание было выполнено – серый горох в кафе не иссякал никогда.

Феномен популярности

Вот что писала о феноменальной популярности «У верблюда» газета «Ригас Балсс» в 1975 году:

«В кафе «Пие камиеля», расположенном на ул. Вальню, всегда тесно от посетителей. Площадь зала всего 56 квадратных метров, а кухня и того меньше. В смену работают 11–12 человек, включая уборщицу. Это маленькое кафе обслуживает за день до полутора тысяч человек».

Чем же привлекало людей это, казалось бы, ничем не примечательное предприятие общепита? На этот вопрос корреспондент газеты отвечал так:

«Во-первых, своим меню, скромным и постоянным: две-три холодные закуски, булочки, кексы, на сладкое крем и... фирменное блюдо, хотя всего одно, но отменно приготовленное – серый горох со шпеком. К нему подают кефир или пахту».

Горох можно было отведать в кафе в любой день, с момента открытия и до закрытия.

Как отмечал корреспондент «Ригас Балсс», вторым фактором, создавшим кафе популярность, стала быстрота обслуживания. «Сколь ни велика очередь у раздачи (а она тут постоянно), завсегдатаев это не смущает. Ждать приходится считанные минуты».

Ну а еще кафе «У верблюда» было рекордсменом по выручке и могло дать фору в этом плане даже большим ресторанам. «За девять месяцев нынешнего (1975) года маленькое кафе реализовало собственной продукции на 209 тысяч рублей, – сообщает «Ригас Балсс», – для сравнения напомним, что неподалеку от кафе «Пие камиеля» расположены два солидных ресторана «Астория» и «Рига». Обеденный зал «Астории» превышает 300 квадратных метров, персонала здесь 65 человек, а товарооборот кухни за девять месяцев достиг 240 тысяч рублей. В «Риге» зал занимает 400 квадратных метров, работников – более 230, а собственной продукции за тот же период продано на 557 тысяч рублей».

Автор статьи «Ригас Балсс» Л. Вольф не поленился и подсчитал, сколько кухонной продукции было реализовано в «Верблюде» за девять месяцев 1975 года из расчета на один квадратный метр площади (2090 рублей) и сколько за тот же период – исходя из количества работников (на одного работника пришлось 8360 рублей). В итоге автор пришел к выводу, что площадь кафе используется в четыре раза рациональнее, чем в больших рижских ресторанах, и труд работников был в три-четыре раза производительнее, чем в других заведениях общепита.

Работа была тяжелой

Эти утверждения автора статьи подтверждают и воспоминания наших современниц. Вот что нам рассказала внучка одной из буфетчиц кафе Инета Янсоне: «Моя бабушка Марьяна, которую все называли Марите, работала в кафе буфетчицей более десяти лет. Работа была очень тяжелой – непрекращающийся поток посетителей, тяжелая глиняная посуда. Бабушка любила людей и своего «Верблюдика», серый горох готовила потом и на пенсии».

Инета предоставила нам фотографию, где запечатлена одна из смен кафе, в том числе – ее бабушка и шеф-повар Мария.

На том же фото запечатлены повар Илга и работница кухни Гайда. Илга проработала в «Верблюде» с самого его открытия до закрытия в 1995 году, но, увы, от разговора с нами отказалась. Зато ее сестра Дайна Карклиня, которая часто захаживала в кафе, согласилась поделиться воспоминаниями.

«Я училась в Риге в 1970–1973 годах, с тех пор прошло почти 50 лет. Я не очень хорошо помню интерьер кафе, но мне кажется, там было довольно тесно. Персонал был дружелюбным, работали в две смены. Сестра в основном готовила сладости и салаты. А моя знакомая Гайда работала на кухне. У работников был свой гимн: «Zirņi, Melnais Balzāmiņš, tas tik ir viens ēdieniņš, juhaidī, juhaidā» (горох, черный бальзам, это всего лишь одно блюдо, юхайды, юхайда). Бальзам упоминался неслучайно, в кафе подавали и алкоголь, мне вспоминаются красивые бутылки за прилавком».

Археологические находки

При раскопках в доме на Вальню, 47, которые проводились несколько лет назад, были найдены любопытные исторические артефакты.

Например, жемчужная инкрустация размером примерно 36×29 мм и толщиной в миллиметр, изображающая лютниста на фоне средневекового города. Скорее всего, она служила украшением оружия (в XVII веке перламутровыми инкрустациями украшали наконечники ружей и деревянные части огнестрельного оружия). Как полагают археологи, пластина, вероятно, была сделана из предмета, привезенного в Ригу из-за границы.

Другая интересная находка – нижняя часть бронированного шлема конца XVII века, в которой сохранился винт, использовавшийся для крепления и регулировки носового щитка.

В доме были найдены также уникальные железные шипы с ремешками, которые прикрепляли к обуви для ходьбы по льду и обледенелым улицам. Подобные шипы находили и раньше, но обычно без ремешков.

Как все эти находки попали в фундамент дома?  Объясняется это тем, что на месте улицы Вальню в Средние века находилась излучина реки Ридзене, на которой до XIV века располагался первый порт Риги (позже порт был перенесен на Даугаву).

На протяжении веков жители Риги кидали в реку разные ненужные предметы. Затем река была запружена до такой степени, что превратилась в узкую канаву, воду из которой в XIX веке пустили в коллектор под улицей Калею. А предметы, плававшие в речке, образовали культурный слой,  замурованный под мостовыми и домами Старой Риги.

Благодарю за помощь в подготовке статьи Вилену Краснитскую.

Где искать портал с верблюдом?

Портал с верблюдом, украшавший вход в кафе, датируется второй половиной XVII века, в те времена домовладельцы начали украшать входы амбаров нарядными порталами.

«Одним из самых известных был так называемый Верблюжий амбар, расположенный на улице Вецпилсетас с обратной стороны дома Рейтерна, – рассказывает знаток рижских памятников Евгений Гомберг. – В конце XIX века амбар снесли и на его месте возвели новое здание, а портал остался лежать там же во дворе. Сегодня это место можно легко найти по витражам с изображением верблюда. А вот с 1968 года портал встал на знакомое нам место на Вальню, 47».

По словам Евгения Гомберга, украшения, подобные барельефу с верблюдом, в средневековых городах служили почтовыми адресами, ведь тогда не было нумерации домов на улицах. «Например, на улице Вецпилсетас есть амбар с рельефом белой голубки. Вот и адрес: «Дом под белым голубем».

Евгений Гомберг поделился контактами Алексея Мельникова, хозяина бутик-отеля Forums, который находится в здании на Вальню, 47, где раньше располагалось кафе Pie kamieļa.

Алексей переехал в Ригу из России 25 лет назад, женившись на латышке. Именно он оплатил реставрацию портала с верблюдом и его установку во внутреннем дворике своего отеля. Кованую вывеску с верблюдом владелец отеля сохранил на фасаде здания.

Реставрация за бешеные деньги

Алексей приобрел здание на улице Вальню, 47, в 2011 году на аукционе Valsts nekustamie īpašumi, кафе «У верблюда» к этому времени было давно закрыто, а занявший его место магазин Dzintars в 2006 году переехал из этого здания поближе к Центральному универмагу. Так как здание находилось в полуразрушенном состоянии, его пришлось частично сносить и восстанавливать, в неизменном виде остался лишь фасад.

«Рядом на улице Вальню, 49, где раньше был пустырь и общественные туалеты, в 2000-е годы был построен другой отель Wellton, – рассказывает Алексей Мельников. – Отель решили строить впритык к зданию на Вальню, 47, по первоначальному архитектурному проекту портал с верблюдом должен был быть замурован стеной отеля Wellton.

С владельцами отеля, которые оказались людьми вменяемыми, я договорился о демонтаже портала. Нанял рижских реставраторов за бешеные деньги, и они провели демонтаж чудовищно, портал распался на куски, которые в единое целое собрать было уже нельзя. Я долго думал, что с ним делать и решил, что надо собрать портал из кусочков».

Реставраторам удалось сохранить и очистить оригинальные фрагменты портала, выполненного из доломита. Сохранился также барельеф с верблюдом.

«В реставрационной мастерской портал провалялся три-четыре года, пока у реставраторов дошли до него руки, – говорит Алексей. – Восстановление портала мне обошлось в 20 тысяч евро. Увы, рынок реставрационных услуг в Риге очень маленький, всего несколько фирм имеют лицензии, и срок ожидания работ очень долгий».

По словам Алексея, установить портал на фронтальной части отеля со стороны улицы Вальню было невозможно. «Фасадная часть дома, как настаивала Инспекция по памятникам, должна была оставаться неизменной. Поскольку нельзя было одновременно и портал на Вальню установить, и фасад оставить в неизменном виде, пришлось выбирать что-то одно. Поэтому решил установить портал во внутреннем дворике отеля».

Так как приобретенное Алексеем здание находилось в полуразрушенном состоянии, рижские чиновники обязали его нанять археологов и за свои деньги провести на месте снесенного здания археологические раскопки. «Археологи в ходе раскопок нашли ряд ценных артефактов – часть шлема, украшение для оружия. В память о находках был выпущен красивый альбом, который мне подарили. А сами артефакты забрало государство».

По словам Алексея, при реконструкции дома на Вальню, 47, много времени и сил у него отняла борьба с некомпетентной рижской строительной бюрократией – в частности, со Стройуправой.

«Я предлагал решения по реконструкции здания, чиновники давали отмашку. Затем в течение нескольких месяцев мы разрабатывали документацию проекта, а потом приходил отказ. И так несколько раз. К сожалению, в Риге нет чиновников, знающих, что и как нужно правильно делать. Главный их принцип – избежать ответственности, поэтому они отфутболивали меня и гоняли по кругу».

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.