Олег Казакевич – представитель довольно важной и непростой профессии – он чистит трамвайные рельсы Риги по ночам. Со стороны может показаться, что в этой работе ничего особенного, но на деле от того, насколько тщательно будут очищены рельсы ночью, зависит безопасность пассажиров трамвая днем.
«Я оператор трамвайного пылесоса!»
– Как зовется ваша специальность?
– По специальности я водитель. Но если попытаться сформулировать суть работы более конкретно, то можно назвать меня оператором уличного трамвайного пылесоса. Автомобиль, на котором по ночам езжу по рельсам – марки Mercedes Benz, он везет за собой особую установку.
Шумит эта техника довольно сильно. Но местные жители не жалуются, уже привыкли. К тому же в одном и том же месте мы, как правило, каждую ночь не чистим. Возвращаемся на то же место примерно через месяц.
На очистку одного маршрута уходит пять дней
– Сколько времени уходит на очистку одного маршрута?
– Это зависит от протяженности самого маршрута и от степени загрязнения. В среднем на очистку рельсов на одном маршруте уходит пять дней. Затем переходим на следующий, и так по кругу.
– То есть за одну ночь по маршруту проехать не успеваете?
– Нет, конечно! Мы едем, так сказать, черепашьим шагом – со скоростью один километр в час. С такой скоростью при всем желании не успеешь проехать и очистить рельсы всего маршрута. Сегодня у нас маршрут трамвая № 10, но есть и более длинные. В нашем деле главное не скорость, а качество очистки. Все, что попадает в пазы рельсов, вычищаем. Осенью это листья, летом – песок, грязь, зимой снег.
Когда наш пылесос наполняется мусором, на панели загорается сигнальная лампочка, и я знаю, что надо отходы выбросить, чтобы освободить место для сбора остального мусора.
– И где вы сбрасываете собранный мусор?
– Опорожнить этот фильтр – не так-то просто, выбросить мусор где-то по пути в стандартный контейнер нельзя. Приходится возвращаться на базу. Если же до конца рабочей смены, условно говоря, до первого трамвая, остается мало времени и уже не успеваешь вернуться на место, где закончил рельсы чистить, то больше в этот день на маршрут не возвращаешься – будут еще другие дни, тогда и продолжишь.
Две ночи через две
– Работать приходится каждую ночь?
– Сама уборка ведется каждую ночь, только чистильщики рельсов меняются. График работы у нас нестандартный: выходим на линию за последним трамваем и заканчиваем перед самым первым. Сам график у нас тоже скользящий – работа посменная: две ночи работаешь, две отдыхаешь. Нас, таких водителей, каждую ночь на маршруте всего двое. Затем мы меняемся.
– Работаете только до утра, потом домой отсыпаться?
– Нет, после чистки на линии нужно еще помыть всю машину, все перебрать, подкрутить, проверить соединения. Уход за техникой занимает время до полудня. И лишь после этого домой.
Нашел на рельсах… человека
– Попадались ли вам какие-то необычные находки во время ухода за рельсами?
– Чаще всего это просто камешки разных размеров. Не драгоценные, конечно (смеется). А если и драгоценные, например, если кто-то мимоходом обронит сережку или кольцо с бриллиантом и они случайно попадут в углубление рельсов, то при уборке вместе с остальной грязью и опавшими листьями их просто всасывает в пылесос.
По окончании чистки маршрута все это добро вместе с камнями, песком и грязью выгружается в общую мусорную кучу. Мы этот ком грязи затем не перебираем, так что никаких ценных вещей не находили.
Я работаю не так давно, всего пару лет, мне ничего экстраординарного не попадалось на дороге. Ни сумок на рельсах не было, ни сейфов с деньгами. Разве что живые находки бывают.
– Это какие?
– Однажды чистил рельсы в районе Агенскалнского рынка, смотрю – впереди что-то лежит на рельсах. Причем не посредине, а на одной стороне рельсов. Я остановил технику, вышел, смотрю – лежит человек и не шевелится. Что делать? Позвал, попытался растормошить – не откликается. Жив или нет – непонятно, в каком состоянии – тоже толком не разобрать. Вроде не дышит. Что делать? Вызвал неотложку, долго расспрашивали, что и как. А мне-то работать надо. Можно было бы человека сдвинуть с рельсов в сторонку, но вдруг ему что-то повредишь?
Пока диспетчер скорой меня расспрашивал, что и как, уже приехала полиция, а уже после их звонка бригада неотложки приехала почти моментально.
Это хорошо, что я езжу со скоростью один километр в час, если бы какой-то лихач проехал по этому месту ночью, могло бы для того человека все закончиться намного печальнее. Но лежащие без чувств пешеходы, к счастью, попадаются довольно редко. Это единичные случаи.
«Пешеходы меня легко обгоняют!»
– Хорошо, спасли жизнь человеку. А если на линии, пока вы чистите рельсы, замечаете какие-то поломки, то должны о них сообщить?
– Если что-то такое происходит – рельс лопнул, например, или где-то трещину заметишь, то, конечно, надо быстро реагировать – сразу же звонишь центральному диспетчеру, сообщаешь суть проблемы. Есть у нас бригада, которая приезжает и помогает ликвидировать какую-то внезапно возникшую поломку.
– Пешеходы просят ночью подбросить до дому?
– Любой пешеход может меня обогнать, даже если движется медленным шагом. Смотришь, только что поравнялся с ним, и вот он уже далеко впереди. Так что никто из пешеходов к нам не пристает по ночам, даже те, кто в подпитии: мы ведь едем только по рельсам, да и скорость такая, что пешком явно быстрее (смеется). Да и посторонних брать в кабину не разрешается. Техника очень продвинутая, на некоторых участках ездит «на автопилоте», по заданному маршруту. Я только слежу за процессом. Во время работы рейсовых трамваев, которые курсируют по маршруту, мы, конечно, не работаем: скорость-то у нас разная: если выеду на маршрут днем, неизбежно помешаю какому-то действующему трамваю. Поговорка «не трамвай – объедешь» в нашем случае не работает.
«У водителя трамвая в запасе есть песок!»
– А есть ли какие-то средства, которые делают рельсы менее скользкими и опасными зимой?
– Мы ничего такого не посыпаем, а вот у самого трамвая есть в запасе песок. В гололед периодически сами водители подсыпают на рельсы песочка. А мы потом при чистке из пазов рельсов его убираем. Это нескончаемый процесс! Так что без работы мы не останемся.
– Раньше, много лет назад, по ночам выходили на маршрут дежурные трамваи. Сейчас их нет?
– Нет, сейчас дежурных трамваев нет. Опоздавшим на последний трамвай пассажирам приходится возвращаться домой на такси. Зато и нам в уборке на маршруте никто не мешает.
Моя инструкция рабочая – это расписание трамваев: важно не выйти на маршрут до того, как последний трамвай закончит свою работу и отправится в депо. Ушел – я за ним становлюсь и начинаю свою работу. А закончить работу я должен до выхода на линию первого утреннего трамвая на моем маршруте.
Был и дальнобойщиком, и водителем автобуса
– Когда едешь со скоростью один километр в час, недолго и заснуть за рулем. Как спасаетесь от такой напасти?
– Хорошо высыпаюсь после смен, чтобы выйти на маршрут свежим и бодрым.
– А до чистки трамваев где работали?
– Где я только не работал – был и дальнобойщиком, и водителем легкового транспорта, и водителем туристического автобуса – много разных видов водительской профессии испробовал в своей жизни. После туристического автобуса на городских маршрутах я бы не смог работать, не привык к постоянным остановкам, да еще и ездить надо по кругу. Это для меня скучно. Да и пассажиры разные попадаются. Кто-то не выспался и сорвет на тебе злость. А с туристами очень комфортно, в заграничных турах люди чаще в благостном расположении духа – едут познавать мир.
– Но и здесь вам приходится фактически ездить по кругу, да еще на низкой скорости. Наверное, дальнобойщик в вашем сердце до глубины души возмущен, что приходится себя так ограничивать в скорости передвижения?
– Ко всему привыкаешь. Я-то водитель опытный – всю жизнь, с 1984 года, за рулем. И ни разу не отходил от водительской специальности. И дальнобойщиком много колесил, а там в профессии действительно «волка ноги кормят». Тащиться по дороге нельзя, иначе ничего не заработаешь. А в моей новой работе, наоборот, не заработаешь и получишь неприятности, если будешь лихачить. Но я подхожу ко всему этому философски. Так или иначе, ты все равно за рулем и управляешь транспортом.
Кстати, у меня даже хобби связано с автомобилями: в свободное от работы время тоже собираю и разбираю автотехнику. Так что это мое.
«Ухитряюсь находить удовольствие в своей работе!»
– Не бывало у вас такого искушения, когда внезапно вдруг захочется по рельсам разогнаться?
– Нет, не бывало. Вам не нравится низкая скорость езды? Признаюсь честно, меня совершенно не смущает то, что на данном этапе приходится ездить медленно: во всем есть свои плюсы. На специальных экранах я вижу, что происходит впереди меня и сзади на рельсах. Если кто-то или что-то вдруг окажется впереди на рельсах, при столь низкой скорости всегда успеешь среагировать. Выйти, посмотреть, убрать, сообщить.
Главное, это понимать, что и для чего ты делаешь, и ощущать нужность своего труда. Тружусь я на этом месте всего второй год, так что не успел еще устать от такой работы.
– Не надоедает?
– Что вы, напротив, ухитряюсь находить удовольствие в такой работе. Ночь, фонари, сравнительно пустые улицы, за время смены успеваешь и поработать, и о важных делах подумать, и помечтать. Даже сценарии фантастических фильмов мысленно можно успеть сочинить. А еще ты в курсе ночной жизни Риги. Кто-то, может быть, думает, что ночной жизни в столице нет, а она есть. Ездят и другие чистильщики, и полиция. Видно, кто работает, кто – нет.
Мне не скучно. Наблюдаю. Проехался, работу выполнил, чувствуешь себя оператором умной техники, есть тут и пульт управления (смеется). Да и зарплата хорошая. Грех жаловаться.
Стараемся следить, чтобы все работало как часы. Но вы же сами видите, все отлажено – машина ездит практически сама, главное, следить за приборами, смотреть, чтобы не переполнялся пылесборник, вовремя прочищать, освобождать пылесос от грязи. И получать удовольствие от процесса!
А так от меня лично здесь мало что зависит: сами рельсы чистит техника, и насколько хорошо она прочистит, настолько чистыми они и будут. Осенью, например, проехал по маршруту, прочистил, а листья продолжают падать. Мы уже, конечно, не возвращаемся в тот день их убирать. Это уже до следующего раза. Но самая грязь и пыль обычно появляются уже после того, как трамвай выходит на линию.
Листья, которые лежат между рельсов, трамвайной езде не мешают. Кстати, отработанное время считается у нас не по километражу, а в моточасах. За смену получается пять-семь моточасов. Во время мытья машины после смены она тоже работает, то есть моточасы автоматически продолжают тикать.
– А люди требуются на такую работу?
– У нас на такое место есть одна вакансия, требуется человек, так что желающие могут подать заявку в отдел кадров нашего предприятия Rīgas satiksme.
Хорошие работники, в том числе водители, всегда требуются. Да и коллектив у нас хороший, и социальные гарантии.
Каких работников Rīgas satiksme ищет прямо сейчас?
Указаны зарплаты «на бумаге», то есть до уплаты налогов, однако многим работникам полагаются ежемесячные или ежеквартальные бонусы в размере от 5 до 10% от зарплаты.
- Водитель транспортного средства, 6,36 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Электрик, 1360 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Дворник, 5,37 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Дежурный работник, 6,26 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Специалист по оборудованию электроподстанций, 1754 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Помощник рабочего (ул. Клейсту, 28, на определенный период), 5,37 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Водитель механического автотранспорта (мастерские по ремонту автобусов на ул. Вестиенас, 35), 1230 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Механик электроники, 1500 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Сварщик кузовных работ (автобусные мастерские на ул. Клейсту, 28), 8,62 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Оперативный слесарь подвижного состава, 8,25 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Токарь (ул. Бривибас, 191), 1285 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Механик электромеханического оборудования, 1500 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Водитель автобуса (в различные смены и нагрузки), 8,50 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Слесарь (ул. Бривибас, 191), 1285 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Сантехник, 1215 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Строитель, 1285 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Автобусный водитель-маневрик, 6,68 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Контролер парковок, 7,99 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Контролер общественного транспорта, 7,03 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Слесарь подвижного состава, 1360 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Слесарь-ремонтник, 1435 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Оперативный электромонтер, 7,39 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Механик (ул. Бривибас, 191), 1435 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Электромонтажник воздушных линий, 7,82 €/ч. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Электрик-слесарь, 1360 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
- Электромонтажник отдела ремонта подстанционного оборудования, 1435 €. Срок подачи заявок 31.01.2025.
Больше узнать о вакансиях Rīgas satiksme можно по телефону 67104751, заявки принимаются по электронной почте
Чтобы не было ЧП!
Представитель предприятия Rīgas satiksme Байба Барташевича рассказала, что трамвайные пути чистятся регулярно и, как правило, в ночное время:
– Это делается не потому, что на рельсы кто-то регулярно бросает посторонние предметы, а чтобы передвижение трамваев по рельсам было безопасным.
Так, например, осенью во время листопада и до наступления зимы очень актуально своевременно очищать трамвайные пути от опавшей листвы, которая может забиться в рельсы и затруднить движение трамвая.
Осенью производится так называемая сухая чистка. Зимой же в процессе чистки добавляется струя воды, в результате удается собрать всю накопившуюся на рельсах грязь.
Трамвай-чистильщик еженощно очищает рельсы от разных камешков, пыли, комочков грязи, листочков и другого мусора. Что касается каких-то посторонних предметов, которые кто-то случайно или нарочно рассыпал на рельсы, будь то камешки, щебенка или что-то еще, то сами водители трамваев убирают их в течение дня, не дожидаясь ночной уборки, в противном случае может произойти несчастный случай.
– Насколько часто трамваи сходят с рельсов из-за посторонних предметов, которые оказываются на пути и мешают движению?
– Таких вопиющих аварийных ситуаций, как осенью этого года в норвежском Осло, где трамвай не только сошел с рельсов, но и въехал в магазин, у нас, к счастью, не бывало.
Но чтобы максимально исключить случаи, когда трамвайные колесики выходят из пазов рельсов, нужно тщательно очищать не только рельсы, но и колеса самого трамвая.
– Зимой, наверное, возникают другие проблемы, рельсы покрываются льдом?
– Конечно, рельсы зимой становятся более скользкими, чем обычно, но стоит понимать, что под дождем они скользят в любое время года. Поэтому другим участникам дорожного движения, например, автоводителям, рекомендуем тщательно соблюдать правила движения и лишний раз, без надобности, на рельсы не въезжать, чтобы не навредить ни своей машине, ни трамвайному сообщению.
Светлана ГИНТЕР