Наши власть имущие регулярно рапортуют о том, что сделано для людей с нарушениями двигательных функций, и удивляются, почему же людей на колясках так редко можно встретить на улицах города. У лиц с инвалидностью свое мнение насчет приспособления Латвии к их нуждам, но забегая вперед скажем: это мнение вовсе не такое отрицательное, как думают многие здоровые люди.
«Мир – не мой должник»!
Одиннадцать лет назад с Натальей Новиковой случилось несчастье: в результате слишком поздно поставленного диагноза и неудачной операции она оказалась в инвалидном кресле.
– Психологи, эрготерапевты и врачи реабилитационного центра «Вайвари» делали все от них зависящее, чтобы мне помочь и подготовить к новой для меня жизни. Там же я узнала о наборе услуг, который положен от государства человеку с проблемами в передвижении, – рассказала Наталья.
Наша собеседница была уверена: несмотря ни на что, она по-прежнему сможет путешествовать, посещать музеи, спектакли, ходить в салоны красоты и т. д.
– С каждым годом среда обитания для людей, которые передвигаются на колясках, становится доступнее. Главное – отогнать мысль, что весь мир тебе чего-то должен, – признается Наталья. – Если это удастся сделать, то получится сохранить социализацию и замечать все радости жизни.
Правильная квартира
Когда наша собеседница поняла, что отныне будет передвигаться «на колесах», то решила сделать все необходимое, чтобы не стать домоседкой. Но из-за неудачного расположения квартиры (5-й этаж, отсутствие в доме лифта) выходить из дома оказалось сложным делом.
– Когда-то эта квартира была моей мечтой, и даже после того, как передвигаться без коляски стало невозможно, я долго сопротивлялась мыслям о переезде. Но оставаться в старой квартире было невозможно, ведь перед прогулкой муж должен был сначала снести вниз мою инвалидную коляску, затем меня, а после возвращения домой – проделать обратный путь.
Через некоторое время Наталья с мужем начали подыскивать новое место жительства. Найти квартиру в доме, в котором лицу с инвалидностью будет легко передвигаться, оказалось сложной задачей. Подавляющее большинство домов, даже новостроек, не приспособлены или плохо приспособлены к нуждам тех, кто пользуется инвалидной коляской.
– Больше всего мешал порог, который находился между лифтом и подземной автостоянкой. Из-за него было невозможно самостоятельно доехать от лифта до машины... Большинство квартир отличались узкими коридорами, в которых на коляске нельзя было развернуться, и узкими санузлами. Но мы нашли квартиру, которая находилась в доме, который почти не имел значимых для меня недостатков.
Государство оплачивает приспособление ванны, туалета и кухни к нуждам инвалида, но мы в своей квартире все сделали за собственный счет.
Переоборудование машины за счет государства
До болезни наша собеседница передвигалась на машине и не собиралась отказываться от этой привычки после того, как оказалась в инвалидном кресле.
– Государство за свой счет устанавливает в машине людей с инвалидностью ручное управление, без которого управлять машиной невозможно, – рассказывает Наталья. – Но лично мне не повезло с качеством этой услуги, у меня трижды во время движения отказывала педаль газа. Приспособлением машины к моим нуждам занималось Государственное агентство социальной интеграции. Если бы не они, то установка ручного управления обошлась бы мне в тысячу латов (1400 евро).
Общественный транспорт: необходима помощь
На вопрос, может ли человек на коляске ездить в общественном транспорте без сопровождающего, Наталья ответила, что это достаточно сложно.
– Для въезда в транспорт и выезда из него водитель должен открыть электрический подъемник. Но иногда он открывается и устанавливается с таким наклоном, что на коляске самостоятельно невозможно заехать, – объясняет Наталья.
Инвалидная коляска: электрическая или ручная
Наталья рассказывает, что коляска, на которой она передвигается, не электрическая, а обычная, ручная.
– Государство выдает коляски, которые подходят под нужды конкретного человека, но тип и модель коляски каждый выбирает сам. Если выдать человеку, у которого нет проблем с работой рук, электрическую коляску, то этим можно лишить его необходимой физической нагрузки, – объясняет Наталья. – Кроме того, электрические коляски гораздо более громоздкие, чем обычные.
Наталья рассказала, что она полгода стояла в очереди на коляску, и это еще не много – некоторые стоят и год. Чем «круче» коляска – тем она стоит дороже.
– Есть коляски, которые весят 5 кг, а есть и 15 кг. Для людей с инвалидностью это огромная разница, особенно если тебе самому надо положить коляску в машину. А еще на легкой коляске проще ездить. Но для того, чтобы купить коляску весом 5 кг, необходимо несколько тысяч евро, государство со своей стороны софинансирует только часть этой суммы, – рассказывает Наталья. – Это еще не все траты, хорошие колеса с амортизаторами для коляски стоят чуть ли не 1000 евро за каждое. Зато с ними можно ехать по улице и не чувствовать каждый камешек, ямку или палку. У людей со сломанной спиной нарушена внутренняя амортизация, и они чувствуют все, на что наезжают колеса коляски.
Эх, дороги...
Качество дорожного покрытия тротуаров и съездов вообще вызывает у Натальи много нареканий.
– Мой дом находится в рижском районе Межциемс, там же расположен пансионат, в котором живут люди, передвигающиеся на колясках. Дорога около пансионата – будто после бомбежки. Впрочем, не только здесь, но и по всей Латвии качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Возможно, именно это – одна из причин, по которой люди в инвалидной коляске редко куда-то выезжают, – предполагает Наталья. – Особенно тяжело нам приходится зимой: даже если на тротуаре совсем немного снега, по нему невозможно проехать. По снегу можно передвигаться только на электрической коляске.
Но самая непреодолимая проблема, по словам Натальи, это бордюры.
– Я не понимаю, для чего на отремонтированных и новых дорогах устанавливать бордюры. Даже если они небольшой высоты, на коляске через них самостоятельно не проехать. Как бы это донести до ответственного за строительство дорог?
Музеи, концертные залы, театры
Наша собеседница ведет активный образ жизни, ее социальная сеть полна фотографий из музеев, театров, концертов. Насколько эти помещения приспособлены для людей с инвалидностью?
– Администрация практически всех культурных учреждений думает о нуждах посетителей на колясках. Например, в Рижском русском театре имени М. Чехова в первом ряду снимаются несколько кресел и туда могут заехать люди на колясках. Единственная проблема – на спектакль нельзя отправиться большой компанией, мест для людей с инвалидностью там немного. Но это пустяки, – улыбается Наталья. – «Арена Рига», Национальный драматический театр, театр «Дайлес», Дом конгрессов тоже приспособлены для людей с инвалидностью. Но в Доме конгрессов можно сидеть только у дверей, других вариантов нет. Но я не обижаюсь, благодарна за то, что о нас вообще подумали и сделали, что смогли.
А вот к руководству Большой гильдии у колясочников претензии имеются.
– Помещения Большой гильдии не приспособлены для людей, которые передвигаются на колясках. Когда в гильдию заезжает человек на коляске, молодые люди, которые там дежурят, поднимают его на руках на третий или четвертый этаж по лестнице, – рассказывает Наталья. – Во-первых, это неудобно, во-вторых, если этих помощников нет, то подняться невозможно, а в-третьих, даже с помощью подниматься наверх опасно. У людей со сломанными спинами не работает пресс, и человек может упасть, если его неправильно поднимают.
Я часто путешествую по другим странам и вижу, что подъемники для инвалидов установлены даже там, где это, казалось бы, невозможно. Мы (я и мой ассистент) недавно приехали из Норвегии, там даже в старинном замке и в крепости сделана такая система подъемников и лифтов, что ею очень легко пользоваться.
По мнению Натальи, не все помещения латвийских музеев и галерей приспособлены к визиту людей на колясках.
– Руководство некоторых музеев не думает о том, как обустроить пространство, экспонаты часто выставлены на такой высоте, что, сидя на коляске, их трудно разглядеть. Но я не жалуюсь, еще раз повторяю, что не считаю, будто все должны задумываться о моих удобствах, – улыбается Наталья. – Бывают и другие проблемы. Позапрошлым летом во время посещения галереи я колесом коляски задела столик с экспонатом, фигурка упала и от нее откололся фрагмент. По требованию владельца галереи мне пришлось за большие деньги выкупить эту скульптуру.
Скидки на билеты
Наталья рассказывает, что большинство латвийских культурных платформ: музеи, театры, концертные залы и т. д. предоставляют возможность людям с инвалидностью приобрести билет со скидкой.
– Как правило, на местные спектакли билеты продают со скидками, а вот если организуют гастроли, то устроитель может скидку и не дать, – говорит Наталья. – Могу похвалить Оперу в Вильнюсе, бесплатный билет в нее получает не только лицо с инвалидностью, но и его сопровождающий.
Многие латвийские музеи и галереи тоже дают лицам с инвалидностью возможность либо получить бесплатный билет, либо купить со скидкой. А вот в Австрии руководство музеев пошло еще дальше: если человек на коляске придет в музей в одиночестве, он должен будет купить билет за полную стоимость, но если он явится с сопровождающим, то он сможет приобрести билет по льготной цене. Билет нужен инвалиду, сопровождающему вход бесплатный.
Похвалю латвийские музеи, многие из них работают по аналогичной системе.
Деликатный вопрос: туалеты
Наталья не обошла вниманием и такой деликатный вопрос, как специализированные туалеты.
– О приспособлении туалетов для нужд инвалидов не всегда задумываются. Более того, даже в гостиничных номерах, предназначенных для передвигающихся на инвалидных колясках людей, часто нет удобного туалета, либо он есть, но в него невозможно или довольно сложно заехать. Часто приходилось снимать двери с туалетной комнаты, чтобы расширить в нее проем и заехать внутрь. А вот во многих латвийских местах культуры имеются удобные туалетные комнаты.
Помощь государства
Наша собеседница рассказала, что государство освободило лиц с I и II группами инвалидности от пациентских взносов за медицинские услуги по государственным квотам.
– Но особенно я благодарна за право бесплатно пользоваться автостоянками в Риге. Это дает возможность поставить машину как можно ближе к месту, в которое ты направляешься, – сказала Наталья.
Важно!
Бесплатно пользоваться платными муниципальными стоянками в Риге могут только инвалиды на специально оборудованных машинах. Если специальная стоянка Rīgas satiksme, выделенная для водителей с инвалидностью, занята, то такой водитель может оставить свое транспортное средство на любой другой платной стоянке.
Вояж, вояж...
Наша собеседница много путешествует, чаще всего – на самолете.
– Латвийская авиакомпания airBaltic не предоставляет скидок на билет людям с инвалидностью, – говорит Наталья. – Хочу похвалить и наш аэропорт Rīga, он удобен для людей, которые передвигаются на колясках. А самый недружелюбный сервис в аэропорту Франкфурта-на-Майне.
Кстати, в Европе сейчас запущена программа, по которой молодежь с инвалидностью может получить специальную карту, позволяющую бесплатно путешествовать по железной дороге Европы и Скандинавии.
Маленький совет
Наталья считает, что людям с инвалидностью важно не раздражаться из-за отсутствия самостоятельности, а принять ситуацию и продумать решения возможных проблем.
– Когда я планирую куда-то поехать на машине, то знаю, что не смогу самостоятельно вытащить из багажника коляску и пересесть в нее. Значит, мне надо либо заранее договориться о помощи с человеком, к которому я еду, либо рассчитывать на помощь прохожих и понимать, что она может быть оказана не сразу. Когда я сижу в машине и прошу людей мне помочь, иногда они пугаются, не понимают, что надо сделать, но потом всегда помогают.
По словам Натальи, многие люди с инвалидностью пользуются услугами ассистентов и, бывает, раздражаются на них.
– Наши требования не являются капризами, все, что мы просим, обусловлено нашим состоянием здоровья, – объясняет женщина.
О спорт, ты – мир!
Наша собеседница является президентом детского и юношеского параспортивного объединения.
– До болезни я спорт не особенно жаловала, начала им серьезно заниматься только после того, как оказалась в инвалидной коляске, – признается Наталья. – Однажды я познакомилась с президентом Комитета параолимпийского спорта, он пригасил меня попробовать свои силы в разных видах спорта, которыми можно заниматься сидя в коляске.
Я остановилась на теннисе. Поначалу занятия проходили один раз в неделю, их оплачивала Федерация параолимпийского спорта. Потом я поняла, что хочу заниматься чаще, поэтому мы с единомышленниками начали арендовать спортивные залы и платить тренерам уже из своего кармана.
Наталья рассказала, что для занятий спортом требуются особые инвалидные коляски. Поначалу она и другие спортсмены покупали их за свой счет, но теперь, когда они стали членами латвийской сборной по теннису на колясках, специализированные коляски им выдали бесплатно.
– Спортивная инвалидная коляска стоит очень дорого, начиная от 3 тысяч евро, да и все остальное тоже стоит больших денег, – рассказывает Наталья. – Поэтому я организовала благотворительное общество, которое занимается помощью ребятам с инвалидностью.
Сейчас мы снимаем помещения в Олимпийском центре в Риге, платим немаленькую аренду. Кроме спортивных занятий здесь происходит социализация наших детей. Родители этих детей освобождены от оплаты за спорт, все оплачивают Латвийский параолимпийский комитет или спонсоры, которых мы находим для определенных мероприятий. Кроме того, мы пишем проекты и участвуем в конкурсах, которые тоже дают возможность расширить наши финансовые возможности.
– Надо ли ребенку с инвалидностью проходить какие-то испытания, проверки, чтобы заниматься спортом?
– Нет, мы принимаем всех желающих. Каждый, кто к нам приходит, имеет возможность попробовать свои силы в разных видах спорта. Но, конечно, для занятий спортом нужно разрешение семейного врача, а те юниоры, кто начинает заниматься серьезно, проходят специальную проверку у спортивного врача.
– А взрослый человек с инвалидностью тоже может к вам обратиться?
– Конечно, может обратиться и взрослый, мы поможем ему найти федерацию, в которой он может продолжить тренироваться. Но в основном наша программа рассчитана на детей и юношей.
Информацию о наших занятиях и мероприятиях можно найти на нашей странице в ФБ: @YouthParaSportsLV и @YouthIntegrationCenter, запросить информацию или записаться можно по э-почте
Школьная проблема
Напоследок мы поговорили об обучении детей с инвалидностью в школах.
– По рассказам родителей, дети зачастую испытывают психологическое давление со стороны одноклассников.
Одна наша спортсменка рассказала, что одноклассник каждое утро встречает ее фразой «Привет, инвалидка!». Учителя об этом знают, но не вмешиваются, чтобы остановить или предотвратить такое необоснованно агрессивное поведение детей. И все это происходит в школе, которая считается одной из лучших в Латвии, – рассказала Наталья.
– Очень мало школ оборудованы лифтами или подъемниками и имеют специализированные санузлы, – продолжила наша собеседница. – Поэтому выбор места учебы для детей с повреждениями опорно-двигательного аппарата очень ограничен, они вынуждены учиться там, куда физически могут попасть, а учителя не всегда идут навстречу их нуждам. Таким образом у детей пропадает возможность посещать, например, занятия по латышскому и английскому языкам. Процесс их обучения требует индивидуального подхода и больших временных затрат, далеко не все учителя готовы выполнять такую работу. К сожалению, в процессе обучения нашим детям часто приходится сталкиваться с безразличием, халатностью и даже пренебрежением и унижением. Очень надеюсь, что в скором времени ситуация изменится.
Для тех, кто захочет финансово поддержать занятия для детей с инвалидностью параспортом, публикуем реквизиты благотворительного общества:
Bērnu un Jauniešu Para Sporta Apvienība,
Reģistrācijas Nr. 40008289861
Stabu iela 60–26, Rīga, LV-1011, Latvija
Nor.konts:
SWEDBANK
LV10HABA0551049398251
Ольга ВАХТИНА