О том, что важного происходит в Латвии, в своем обзоре прессы рассказывает агентство BNS.
Войне не видно конца
24 февраля исполняется год началу полномасштабной войны между Россией и Украиной. По оценкам украинцев, потери живой силы российских войск приближаются к 150 тысячам солдат, но и потери Украины измеряются тысячами, а материальный ущерб, нанесенный стране, исчисляется миллиардами евро. Хотя в начале войны эксперты осторожно выражали надежду на то, что она может закончиться в 2022 году, сейчас опрошенные агентством ЛЕТА аналитики говорят, что война будет продолжаться - Украина попытается вернуть занятые Россией территории, а Россия, даже если на словах предложит перемирие, будет продолжать наступательные действия и постоянно подчеркивать в своей риторике угрозу применения ядерного оружия. При этом эксперты отмечают, что у России не так много инструментов, с помощью которых она могла бы изменить ход войны, не ухудшив текущую ситуацию. По словам Марциса Балодиса из Центра исследований восточноевропейской политики, война России и Украины показывает, что каждая страна должна заботиться о своей безопасности. Союзники должны быть задействованы всякий раз, когда это возможно, но в первую очередь нужно быть готовыми самим защищать свою страну, стратегическую инфраструктуру и критически важные системы. По мнению директора Центра безопасности и стратегических исследований Тома Ростокса, следует посмотреть, насколько хорошо России удастся организовать экономику для поддержки войны, сколько боеприпасов удастся произвести, как удастся заменить потерянные танки и бронетехнику. По мнению политолога Карлиса Даукштса, в России продолжится риторика "победобесия", но Украина не проиграет эту войну. В настоящее время Россия рассматривает возможность переговоров, которые позволили бы ей сохранить оккупированные территории и подготовиться к будущим нападениям на остальную часть Украины, которые могут последовать через несколько лет. По словам политолога, мечта России - посадить Украину за стол переговоров при поддержке Запада, но ни Зеленский, ни украинский народ этого не допустят. Украина готова разговаривать с Россией только тогда, когда последний российский солдат покинет территорию Украины. Вопрос в том, удастся ли Украине полностью освободить Крым, Донецк и Луганск. (LETA+)
Мелочи имеют значение
С начала войны иностранная помощь Украине идет по схеме, при которой США лидируют, а Европа следует за ними, заключают аналитики базирующегося в Германии Кильского института мировой экономики, которые собрали данные о поддержке Украины с начала войны в 2022 году по середину января. При этом исследователи подчеркивают, что помощь Украине - это лишь малая часть того, что правительства тратят на снижение влияния войны в своих странах. Латвия и Эстония на данный момент являются лидерами в мире - обе страны Балтии направили больше всего средств от своего валового внутреннего продукта (ВВП), или более 1%, на военную и гуманитарную поддержку Украины. Кроме того, Эстония приняла более 60 тысяч беженцев из Украины, что является самым высоким показателем в ЕС. Что касается военной поддержки, то в абсолютных цифрах, конечно, лидируют США, но основными финансовыми донорами являются институты ЕС. Аналитики делают вывод, что темп поддержки Украины задают американцы, а нерешительность европейцев в первый год войны - явление примечательное, тем более что финансовые ресурсы можно быстро мобилизовать. "Об этом свидетельствует, например, большой объем средств, которые правительства ЕС мобилизовали для смягчения шока цен на электроэнергию в своих странах", - говорит Кристоф Требеш, возглавляющий исследовательскую группу по поддержке Украины в институте. Долгое время Латвия занимала первое место в таблице данных Кильского института по объему двусторонней помощи по отношению к ВВП. Сейчас Эстония нас немного обогнала. Далее следует Литва, которая выделяет Украине 0,7% ВВП, Польша - 0,6%, Болгария - 0,4%, Словакия, Дания, Нидерланды, Чехия, Португалия, Австрия, Швеция, Германия - по 0,2% ВВП. Следует отметить, что военная поддержка, оказываемая Латвией и Эстонией, составляет почти половину их собственного оборонного бюджета. "В то время как таких европейских гигантов, как Германия, приходилось уговаривать поставить Киеву современные боевые танки, Эстония сделала все, что могла", - пишет журнал "Time". То же самое можно сказать и о Латвии. Помимо поддержки правительства, значительную поддержку Украине оказали латвийское общество и неправительственный сектор. (Diena)
Терминал СПГ - жизненная необходимость
Отказ правительства участвовать в развитии проекта терминала СПГ в Скулте - недальновидное решение, которое в долгосрочной перспективе может нанести существенный ущерб энергетической безопасности Латвии, считают разработчики проекта, отмечая, что участие государства в начальном этапе строительства терминала - типичная практика по всей Европе. О возможном строительстве СПГ-терминала в Латвии говорят уже более десяти лет, и несколько раз предпринимались попытки "закопать" этот проект, последний раз - на этой неделе, когда Кабмин отклонил проект условия сотрудничества, предложенные AО "Skulte LNG Terminal" и стратегическим инвестором. По мнению отраслевых экспертов, ситуация становится слегка абсурдной - правительство по-прежнему подчеркивает в публичном пространстве, что не отказалось от идеи строительства терминала, но его действия доказывают обратное. Для того, чтобы терминал был построен, государство должно обеспечить три обязательных условия, говорит генеральный директор "Skulte LNG Terminal" Ренарс Микелсонс. Понятно, что частный инвестор не хочет строить СПГ-терминал без государственных гарантий закупок, тем более что государство уже обещало десять лет закупать СПГ в Клайпеде, отмечает бывший министр экономики Вячеслав Домбровский. В то время как разработчики проекта терминала СПГ в Скулте призывают к скорейшему началу двусторонних переговоров, чтобы не провалить проект, Министерство климата и энергетики уже высказывает сомнения в целесообразности строительства терминала. Карлис Шадурскис, парламентский секретарь министерства, заявил, что в настоящее время потребление в регионе Балтийского моря может обеспечиваться уже работающими терминалами. (Diena)
"Бетона" много, смысла мало
Система образования Латвии находится либо на первом, либо на последнем месте по различным параметрам, изучаемым ОЭСР при сравнении систем образования разных стран, и вывод таков, что латвийская система неэффективна. У нас самые большие капиталовложения, самые маленькие классы, самая низкая оплата труда учителей и самое большое количество учителей на одного ученика. При этом мы тратим меньше на одного ученика, чем в среднем по странам ОЭСР. Примерно как литовцы, но меньше, чем эстонцы, и намного меньше, чем немцы. Одной из очевидных ошибок является отношение текущих или базовых расходов к капитальным затратам. А именно, на капитальные затраты в образовании в Латвии тратится в два раза больше денег, чем в Германии, и в три раза больше, чем в Литве. ОЭСР предлагает для сравнения данные за 2019 год. По данным Центрального статистического управления Латвии, валовые капиталовложения в материальные основные средства бюджетных учебных заведений в 2021 году составили 114 млн евро, что на 5 млн больше, чем в 2019 году, и в два раза больше, чем в 2017 году. Из 114 млн 85 млн евро составляют брутто капиталовложения в действующие здания и конструкции, строительство и реконструкцию зданий. Строим и ремонтируем в три раза больше литовцев, но лучшими результатами учеников похвастаться не можем. ОЭСР также предоставляет общий индекс изменений в финансировании образования, и в Латвии он снижается по сравнению с 2015 годом, тогда как в Эстонии финансирование образования растет. (Diena)