Отсев памятников
До сегодняшнего дня, 5 августа, все самоуправления должны были представить в Министерство охраны среды и регионального развития план демонтажа 69 памятников, прославляющих советский режим. В начале этой недели некоторые самоуправления этого еще не сделали, так как остается множество неясных технических вопросов. Также есть неофициальная информация, что некоторые самоуправления ищут способы не соблюдать этот закон и обойти его. Например, Даугавпилсская дума хочет оспорить закон в Конституционном суде. Музей оккупации хотел бы получить некоторые детали памятников в свою коллекцию, и процесс отбора еще продолжается. Точно так же Национальное управление культурного наследия (НУКН) пока не успело обследовать на местности все 300 памятников, которые можно определить как прославляющие советскую власть. Напомним, закон не распространяется на памятники, находящиеся в местах захоронения погибших воинов, а также на памятные места жертв советского или нацистского террора. Из списка объектов, подлежащих демонтажу, исключены объекты, посвященные жителям конкретных самоуправлений, погибшим во время Второй мировой войны, с выгравированными на них конкретными именами. Подлежат демонтажу, но при этом могут быть сохранены полностью или фрагментарно те объекты, которые, согласно решению комиссии, имеют культурно-историческую, художественную ценность или связаны с интересными событиями. (Latvijas avīze)
Школы закроются только в критической ситуации
В подготовленном Минздравом докладе о сценариях распространения Covid-19 о работе школ и возможных ограничениях в сфере образования ничего не говорится. Ни Министерство образования и науки (МОН), ни Минздрав в настоящее время не допускают, что осенью из-за заболеваемости Covid-19 школам снова придется работать в удаленном режиме, однако такая возможность не отвергается категорически. Начальник отдела по связям МОН Янис Айзпорс сообщил, что специалисты министерства в настоящее время работают над новыми сценариями, которые будут согласованы с Минздравом. Хотя документ еще готовится, Айзпорс подчеркивает, что «пока нет мысли переходить на удаленное обучение». Исключением будет ситуация, если правительство введет очень строгие ограничения. «Но даже при таком сценарии развития мы планируем, что ограничения могут быть установлены только в отдельных учебных заведениях, где ситуация будет наиболее критической, а не по всей стране в целом», - говорит представитель министерства. Он прогнозирует, что уже на следующей неделе критерии могут быть полностью подготовлены и согласованы с коллегами из Минздрава. (Neatkarīgā.lv)
Анниньмуйжа умирает
После того, как в начале пандемии организация жителей микрорайона Riga Annenhof съехала из Анниньмуйжи, Рижская дума признала единственную усадьбу Иманты деградирующим зданием - вместе с четырьмя другими зданиями на Юрмалас гатве, 76, принадлежащими Латвийскому университету. (ЛУ). Переговоры ЛУ с Национальным управлением культурного наследия (НУКН) о том, чтобы сделать территорию общедоступной, зашли в тупик, и памятник архитектуры памятник стоит пустым, продолжая разрушаться. «Здание разваливается, особенно зимой. Помещения не проветриваются, и не нужно быть специалистом, чтобы почувствовать запах ветхости, когда входишь», - говорит активистка Riga Annenhof Ригонда Берзиня. Она вспоминает, что прошлым летом в усадьбе побывали вандалы. Ригонда признает, что и у самоуправления, и у университета сейчас другие заботы, и судьба Анниньмуйжи не является приоритетом в нестабильной экономической ситуации. Представитель Латвийского университета Александр Гержатович уверяет, что ищется наилучшее решение для отделения территории Анниньмуйжи от участка площадью почти 8 га, на котором расположены 10 зданий. По его словам, есть разные варианты развития Анниньмуйжи - возможно как сотрудничество с Рижским самоуправлением, так и привлечение частного инвестора при условии, что объект находится в открытом доступе. (Tvnet.lv)
Бизнес в России: искусство приспосабливаться
После российского вторжения на Украину решение многих западных компаний вообще уйти с российского рынка или существенно ограничить свою деятельность на нем заслужило неоднозначную оценку. Некоторые экономисты и эксперты считают, что уход многих ведущих западных брендов из России является существенным ударом по экономике страны и шагом, который должен заставить российских граждан переоценить свою поддержку политического руководства страны. Другие убеждены, что, наоборот, это станет стимулом для развития российской экономики, открывая широкие перспективы для производителей и предпринимателей этой страны, а также для компаний из стран, которые Россия считает «дружественными». Правда, это относится только к относительно простым товарам народного потребления. В более сложных отраслях Москва, вероятно, столкнется с растущими проблемами. 16 мая McDonald's заявил, что полностью уходит из России, а сеть ресторанов продается новосибирскому бизнесмену Александру Говору. Примечательно, что в новой компании продолжает работать практически все прежнее руководство российской сети McDonald's. Теперь она называется «Вкусно - и точка». Российские издания признают, что оптимизм может относиться только к товарам и продукции, производство которых не требует специфических навыков или оборудования. Иначе обстоит дело с технологически сложными, стратегически важными отраслями, где даже дружественные Москве страны мало чем могут помочь, потому что сами используют западные технологии и решения и не хотят рисковать тайной продажей этих технологий России. (SestDiena)