В Латвии вступили в силу поправки к Закону об инвалидности. Что же меняется для людей с инвалидностью, число которых в Латвии продолжает расти?
Поправки к Закону об инвалидности содержат несколько важных пунктов:
- с 4 декабря 2024 года инвалидность может быть установлена на срок от одного до пяти лет или же пожизненно (для несовершеннолетних – до достижения 18-летия);
- с 1 января 2025 года Инвалидная комиссия будет начинать экспертизу только после того, как получит от претендента и его врача все необходимые документы;
- с 1 января 2025 года срок назначения повторной инвалидности будет зависеть от того, когда претендент на группу подал документы в Инвалидную комиссию;
- с 1 января 2025 года латвийцы смогут подавать документы на экспертизу инвалидности не чаще одного раза в шесть месяцев.
А еще комиссия будет иметь право проводить повторную экспертизу и принимать решения в течение трех месяцев (в случаях, когда ранее назначенная человеку группа инвалидности будет в силе не меньше четырех месяцев). Разберем все эти вопросы подробнее.
Чем длинней очереди к врачам, тем больше инвалидов
Дайна Грабе, руководитель Врачебной комиссии экспертизы здоровья и трудоспособности (Инвалидная комиссия, VDĒAK), отмечает:
– Число людей с инвалидностью в Латвии с каждым годом неуклонно растет, в основном это происходит за счет жителей пенсионного возраста. Прирост составляет 3–4 тысячи в год. К примеру, если еще год назад в нашей стране среди взрослых людей было 204 000 инвалидов, в июне этого года их уже 207 000. Это 12% всех латвийцев. Число детей с инвалидностью тоже растет – если в прошлом году их было 8000 тысяч, в этом уже 9500.
Заместитель госсекретаря Минблага Элина Целминя считает, что для людей чрезвычайно важна финансовая поддержка, которая выплачивается лицам с инвалидностью:
– Каких-то 10–15 лет назад различных пособий было много, но в целом они не имели особого значения и не мотивировали людей обращаться за инвалидностью, поскольку были довольно очень малы. Сейчас человек может получить отдельные виды государственной или муниципальной помощи, только если у него имеется инвалидность.
Эдвин Васараудзис, заведующий Рижским отделением VDĒAVK, признает, что рост числа инвалидов – это печальные последствия неупорядоченной системы здравоохранения, недоступности своевременного планового лечения и долгого ожидания диагноза:
– Ни для кого не секрет, что ждать оплаченного государством обследования, чтобы уточнить диагноз, человеку приходится довольно долго – несколько месяцев. За это время патология прогрессирует, и в результате проявляются последствия – функциональные нарушения и тяжелые заболевания.
Почему одному дают I группу, а другому – II?
– Чем в своей повседневной работе занимается Инвалидная комиссия?
Дайна Грабе: – Комиссия проводит экспертизу, которая определяет, как функциональные нарушения здоровья влияют на качество жизни человека, на его способность выполнять повседневные действия. Мы не анализируем нарушения человека как таковые или здоровье в целом, или трудоспособность – мы определяем степень тяжести этих функциональных нарушений и насколько они ограничивают активность человека и его работоспособность в силу определенных причин. Довольно часто бывает недопонимание, поскольку у одного человека много разных болезней и диагнозов, но их влияние на трудоспособность и функциональное состояние не столь тяжелое. А у других людей всего одно заболевание, но оно очень сильно ограничивает их способность функционировать. Мы оцениваем состояние человека с точки зрения того, насколько функциональные нарушения влияют на его повседневный образ жизни – может ли он также выполнять свои повседневные дела, бывать в обществе, работать, ухаживать за собой и совершать другие привычные действия.
– Какую методику применяют в комиссии, чтобы определить степень работоспособности человека?
– Человек в случае какого-то заболевания прежде всего идет к семейному врачу, который дает рекомендации и назначает лечение в классическом понимании. Если же, несмотря на лечение, функциональные нарушения прогрессируют и человек становится ограниченным в действиях, он снова идет к семейному врачу и просит выписать направление в нашу комиссию и вместе со своим заявлением пересылает направление своего врача нам в комиссию. Далее уже наша комиссия передает дело в соответствующее отделение, где врачи и эксперты проводят экспертизу. Если все документы в порядке, вся информация о пациенте доступна, результаты экспертизы получены, то комиссия принимает решение заочно. Если же комиссии не хватает какой-то важной информации или обнаружены какие-то нестыковки в заявлении самого человека с тем, что пишет его семейный врач, или с тем, что показывают результаты самой экспертизы, мы приглашаем человека на очную встречу. Так что часть наших клиентов приходят в комиссию для проведения экспертизы в очном порядке.
Каждый пятый нуждается в очной экспертизе
Эдвин Васараудзис утверждает, что оценивать состояние человека и принимать решение о степени его трудоспособности довольно сложно:
– Коллеги-эксперты составляют свои мнения, а окончательное решение об инвалидности на основании мнений экспертов принимает должностное лицо (если оно согласно с оценкой). Если же эксперты не приходят к единому мнению, например, один эксперт считает, что у человека тяжелая инвалидность, а второй эксперт находит, что это инвалидность средней степени тяжести, тогда им придется прийти к какому-то единому решению или же позвать на помощь третьего коллегу. Также можно пригласить в комиссию самого пациента и не только по документам и итогам обследований, но и в очном порядке произвести экспертизу его состояния.
Тенденция такова, что в будущем мы все больше экспертиз будем проводить в очном порядке. Конечно, за исключением таких тяжелых случаев, когда пациенты лежачие и нуждаются в круглосуточном уходе.
По статистике, уже сегодня примерно в двадцати случаях из ста приходится приглашать пациентов на очную экспертизу. Это довольно много. В будущем нам потребуется больше специалистов, придется расширить штат экспертов, чтобы справляться со всеми запросами.
У взрослых людей причиной инвалидности чаще всего становятся онкология, сердечно-сосудистые заболевания, а также болезни костей, суставов и мышечной ткани.
– Пациенты спрашивают, можно ли подать в комиссию результаты медицинского обследования, сделанного в больнице три месяца назад?
Дайна Грабе: – Комиссия принимает на оценку только медицинские результаты, полученные не позднее двух месяцев назад. Так что в этом случае, к сожалению, придется запросить документы повторно.
– Нередко люди с инвалидностью опасаются работать, чтобы не потерять в пенсии. Обоснованы ли такие опасения? И может ли человек с инвалидностью работать ассистентом у другого инвалида без риска лишиться пенсии?
Элина Целминя: – Отмечу, что человеку с инвалидностью не возбраняется работать, при этом пенсия инвалида, именно пенсия, а не пособие по инвалидности, за человеком сохраняется.
Кроме того, по достижении пенсионного возраста власти проверяют, каков размер начисленной такому человеку пенсии по возрасту. И если пенсия по инвалидности, которую человек получал ранее, оказывается больше начисленной пенсии по возрасту, то пенсию по возрасту будут платить в размере прежней пенсии по инвалидности. То есть человек ничего не теряет в материальном плане.
Так что человек с особыми нуждами, если чувствует в себе силы работать, вполне может продолжать это делать. Мы это не запрещаем, а напротив, приветствуем, выход людей с инвалидностью на рынок труда. И если человек может оказывать услуги ассистента другому лицу с инвалидностью, то стоит понимать, что ассистенту никогда не платят полноценную зарплату, его труд оплачивается по часам, которые отводятся на ассистента тому человеку, которого он сопровождает – это где-то 15–30 часов в неделю. При начислении пенсии такой человек ничего не потеряет в материальном плане.
Неужели рука отрастет?
– Часто люди, которые лишились руки или ноги, задают вопрос, зачем время от времени подтверждать инвалидность, если нога или рука все равно не отрастет?
Дайна Грабе: – Да, такие вопросы нам задают очень часто. Конечно, утраченная нога не отрастет, и человеку можно сразу присвоить пожизненно, например, третью группу инвалидности. Но стоит понимать, что в первое время после того, как человек потерял ногу, ему нужно научиться жить в новых условиях, пройти реабилитацию, поставить эндопротез, научиться ходить на нем. Все это требует времени и вызывает определенные сложности. Поэтому поначалу – на срок примерно до двух лет – таким людям назначается более тяжелая группа инвалидности. Многое зависит и от возраста. Мы знаем истории, когда молодые люди даже в марафонах участвуют на протезе, им быстрее удается приноровиться к новым условиям. Им через время дается более легкая группа. С пожилыми людьми сложнее, – если поначалу им назначают вторую группу инвалидности, то через год бывает, что ее приходится менять на первую – состояние человека ухудшается, он с утратой ноги еще и становится лежачим и теряет прежнюю способность функционировать. Поэтому назначение третьей группы инвалидности пожизненно не всегда отвечает конкретной жизненной ситуации человека.
Пожизненно инвалидность человеку присваивается в случае, если в течение пяти лет у него сохранялась одна и та же группа, и повреждения стабильны и безвозвратны. Как правило, человеку с серьезными физическими проблемами нужно один или два раза появиться в комиссии, но затем ему дается инвалидность пожизненно. Мнение, будто инвалидов постоянно гоняют в комиссию для подтверждения, отросла ли ампутированная нога или рука, это все же миф. И половина из 200 000 жителей Латвии с инвалидностью имеет именно пожизненный статус.
Эдвин Васараудзис: – Но в ситуациях, когда человеку ампутируют ногу в связи с тяжелым побочным диагнозом, уже сначала бывает понятно, что человек не сможет вернуться к прежней двигательной активности и продолжить работать. Тогда мы сразу назначаем первую группу инвалидности пожизненно.
Если же это человек в активном трудоспособном возрасте, который лишился ноги в результате травмы, и есть шансы, что после протезирования он сможет восстановиться и вернуться на рынок труда, тем более если его работа связана с умственной активностью, здесь все иначе. Мы назначаем более легкую группу инвалидности. А затем, по результатам, через определенное время ее пересматриваем.
Вопросы пациентов
– Если человек получил статус инвалида в Германии, может ли он воспользоваться им в Латвии и получать пенсию по инвалидности?
Дайна Грабе: – Если это гражданин Латвии, который временно работал в Германии, где и получил инвалидность, но вернулся в Латвию для дальнейшего проживания, ему придется заново оформлять документы в Латвии, запросив необходимые сведения из медицинских учреждений в Германии. Если же человек продолжает жить в Германии, но до этого в Латвии работал и у него есть накопленный стаж, он может запросить сведения от Государственного агентства социального страхования (ГАСС), чтобы предоставить их соответствующим учреждениям в Германии для начисления пенсии по инвалидности там.
– Какие документы человек должен представить для получения статуса инвалида?
– Это:
- заявление самого претендента на проведение экспертизы;
- направление семейного или лечащего врача (документ типа 088/u);
- если подается заявление от имени другого лица, – копия доверенности, решения сиротского суда и др.;
- документ, в котором указаны причины инвалидности (свидетельство о профессиональном заболевании, акт о несчастном случае и др.).
Направление может выдать и врач-специалист – травматолог, нейрохирург, реабилитолог, психиатр, офтальмолог и другие. Это делается в случае, если именно этот доктор вел наблюдение за пациентом и назначал лечение. Поскольку в этом случае семейный врач может и не знать все тонкости обследований и лечения, которое человек проходил у специалистов.
Проблемы возникают в случаях, когда человек полгода или больше не был у семейного врача. Когда у него возникают функциональные нарушения, требуется дополнительное время на обследования, чтобы выяснить причины этих нарушений – ведь без документов о проведенных у специалистов обследованиях нельзя присвоить статус инвалида. Должны быть выяснены причины, с чем связана возможная инвалидность. И здесь может быть задержка с проведением экспертизы и получением статуса.
Гунта Тицмане, семейный врач, член правления Латвийской ассоциации сельских семейных врачей:
– Нередко возникают ситуации, когда после получения статуса инвалида проходит два или три года, а мой пациент за это время не делал ничего, не проводил никаких обследований, не проходил курса лечения, пока статус инвалидности не истечет. После этого он приходит ко мне, просит дать направление в Инвалидную комиссию для продления группы, а я ничем не могу помочь, пока не будут проведены соответствующие обследования. Я даю направления на обследования, но пациенту придется ждать своей очереди, а время поджимает. Если группа остается прежней, то еще можно решить этот вопрос, если же у человека произошло ухудшение здоровья, то придется дождаться вердикта специалистов, без этого комиссия не может вынести решение о продлении или изменении статуса инвалидности.
«Напомним о том, что статус истекает!»
Дайна Грабе пояснила, что в этой связи Инвалидная комиссия вводит новшество:
– За три месяца до истечения срока инвалидности комиссия будет высылать напоминание человеку о том, что срок подходит к концу, и нужно позаботиться о том, чтобы своевременно были собраны и поданы документы на продление инвалидности. Документы можно подать одним из пяти способов – лично, по почте, по электронной почте (с электронной подписью), бросить в ящик на месте или прислать через портал latvija.lv (но в этом случае сложнее будет присоединить приложения).
– Что еще изменится для людей, которым нужно продлить группу инвалидности в 2025 году?
– С 1 января 2025 года дело начнет рассматриваться в комиссии по существу только после получения всех необходимых документов. Поэтому целесообразно сразу подавать заявление вместе с направлением врача. Направление в комиссию врач может прислать и электронно, главное, чтобы это не было только инициативой самого пациента.
И еще одно новшество – сам пациент сможет подать документы в Инвалидную комиссию не чаще раза в полгода (это важно, если вы не согласны с присвоенной вам группой инвалидности и хотите добиться ее пересмотра, раньше вы могли сразу выслать в Инвалидную комиссию дополненный пакет документов, теперь ваше заявление примут только через шесть месяцев. – Прим. ред.).
Не допустить перерыва
– Что еще нужно знать инвалидам о новой редакции Закона об инвалидности?
– Новшество, которое вступает в силу со следующего года, заключается в следующем: люди, которые имеют статус инвалидности уже не первый год, смогут подать заявление на пересмотр или подтверждение статуса за три месяца до истечения срока действующей инвалидности. Это делается для того, чтобы все успевали подать документы своевременно, а комиссия успевала их рассмотреть, не допустив перерыва в статусе. Иначе, при возможностях комиссии рассматривать 6000 заявлений в месяц, тогда как на деле обращений больше, ресурсов часто не хватает. Поэтому, если у человека статус инвалидности не менее полугода, он может подать заявление за три месяца до истечения срока. Человек, который годами имеет статус инвалида, может рассчитывать на приоритетное рассмотрение своих документов на продление инвалидности.
Элина Целминя: – Еще одно важное изменение: при пересмотре группы инвалидности в сторону более тяжелой решение вступает в силу со дня подачи заявления, а в случае, если группа пересмотрена на более легкую, решение вступает в силу в день, когда комиссия приняла решение. Таким образом человек не теряет в деньгах – ведь с изменением группы инвалидности меняется и сумма выплачиваемого пособия.
Светлана ГИНТЕР