Многие продукты и напитки мы любим, потому что они напоминают нам о детстве. Однако под давлением Европы они один за другим исчезают из продажи. На днях под удар попал знаменитый солодовый напиток Veselība («Здоровье»), рецепт которого был разработан на Рижском пивоваренном заводе в далеком 1960 году.
Почему же напиток Veselība так не нравится европейскому начальству? Оказывается, согласно регуле Европейского парламента и Совета, на продуктах должна быть указана правдивая информация об их пользе для здоровья. Если название продукта не соответствует указанной информации, то такая наклейка является незаконной.
■ ■ ■
Продовольственно-ветеринарная служба Латвии (ПВС) настаивает на том, что сладкий солодовый напиток Veselība от Ильгюциемского завода своим названием вводит потребителей в заблуждение, а поэтому производитель обязан отказаться от нынешней этикетки.
«Чиновники ПВС дали нам разрешение на продажу напитка Iļģuciema Veselības с этикетками нового типа до 31 декабря 2024 года, таким образом заставляя нас остановить производство. Нас принуждают оспаривать неоднозначные действия чиновников, наносящие вред не только коммерческой деятельности, имиджу завода, но и историческим традициям Латвии. Слово «здоровье» не является показателем пищевой ценности продукта, поэтому не может ввести покупателей в заблуждение», – объясняет председатель правления компании Роберт Вольфс.
■ ■ ■
Представители ПВС признали, что продажа «Напитка здоровья» с действующей маркировкой, на которой, среди прочего, сообщается о наличии витамина С, отсутствие жиров и насыщенных жирных кислот, не представляет угрозы здоровью потребителей.
Но при этом в ПВС настаивают на том, что использование термина «здоровье» не соответствует отдельным европейским нормам регул Европейского парламента и Совета. Согласно регуле, предприниматель может добровольно подчеркнуть полезность своего продукта. Однако необходимо соблюдать соответствующие правила, например, доказать оздоровительный эффект общепринятыми научными данными.
■ ■ ■
Рецептура и технология напитков «Здоровье» и «Напиток здоровья» были разработаны в 1960 году на Рижском пивоваренном заводе «Ильгюциемс». В Советском Союзе напиток варили многие латвийские производители безалкогольных напитков, основываясь на техническом регламенте Латвийской ССР № 1 ТН 2149-60 «Напиток здоровья», поясняют в компании.
Автором рецепта напитка был Карлис Залитис. Таким образом, напитку «Здоровье» уже 64 года. И вот сейчас проверенная и общепризнанная торговая марка может уйти в небытие.
А ведь исторический ильгюциемский солодовый безалкогольный напиток Veselības oriģinālais был удостоен национального знака качества пищевой продукции «Бордовая ложка». По мнению компании Ilgezeem, действия ПВС направлены на полное исчезновение привычного нам товарного знака.
■ ■ ■
Тут надо отметить, что в Латвии производится много продовольственных товаров, которые имеют ассоциативное название. Название таких продуктов не связано напрямую с его характеристиками, однако должно вызывать определенные ассоциации. Неужели теперь все их нужно пустить «под нож»?
«Представьте, сколько у чиновников работы, что они до этого момента додумались! – иронизирует известный журналист Арманд Пуче. – Что ж, идем дальше, ребята! Не обязательно останавливаться на напитке «Здоровье», у нас сейчас в продаже есть «Черный бальзам» – и это определенно признак ненависти на расовой почве? А сыр плавленый «Дзинтарс» – это тоже заблуждение! Где вы такое видели, чтобы янтарь ели? Докторская колбаса – вкусно! Но разве эта колбаса до сих пор не унижает врачей, а? Обязательно надо пересмотреть ее название. Пусть будет колбаса, но почему именно докторская?» – возмущался журналист.
Так, Пуче также упомянул знаменитые конфеты «Мишка косолапый». «Поедание этой конфеты косвенно пропагандирует насилие над охраняемым животным – медведем. «Мишка косолапый» – над кем это мы тут издеваемся? Наконец, еще одна конфета – «Красный мак»! Вы вообще понимаете, что мы едим? Это замаскированный наркобизнес, организованный коммунистами! Ну и что... Давайте начнем с этим всем бороться, нам предстоит многое сделать! Начнем с напитка «Здоровье» и закончим «Красным маком».
■ ■ ■
И действительно, возникает вопрос – какими мотивами руководствуются чиновники, принимая подобные решения? Ведь у нас наблюдается какая-то противоречивая ситуация. С одной стороны, вроде бы проводится активная кампания по поддержке местных производителей, политики призывают латвийцев покупать местные товары. Вот даже закон приняли, согласно которому на товаре надо указывать флажок страны-производителя, чтобы покупатели сразу могли видеть, какие именно товары были изготовлены в Латвии. Но когда дело доходит до реальной поддержки, наши чиновники вдруг становятся на противоположную сторону.
Например, вспомним ликвидированную сахарную отрасль. В Европе, видите ли, было перепроизводство сахара, поэтому лишние сахарные заводы надо было закрыть. Но почему надо было закрывать именно латвийские заводы?
Увы, наши чиновники беспрекословно исполнили приказ из Брюсселя. Как результат, Латвия лишилась сахарной отрасли, а крестьяне вынуждены были переориентироваться с выращивания сахарной свеклы на другие сельскохозяйственные культуры.
Далее была попытка запретить копченые мясо и рыбу. Оказывается, в традиционных для Латвии копченостях содержатся канцерогенные вещества, которые в Евросоюзе признаны вредными и находятся под запретом. И только благодаря протестам общественности копчености удалось отстоять.
■ ■ ■
Надо понимать, что в условиях открытого рынка наши производители находятся в невыгодных условиях. На латвийский рынок приходят огромные корпорации с практически неограниченными ресурсами и лоббистскими возможностями, перед которыми сразу открываются все двери.
И вот как с такими монстрами конкурировать? Вот и остается только уповать на патриотизм, на то, что люди будут покупать местную продукцию.
И вот сейчас чиновники решили отобрать у местных производителей последнее преимущество – название товаров. А ведь марка товара в бизнесе имеет свою стоимость. Популярное, привычное название товара обеспечивает его узнаваемость и позволяет повысить продажи. Поэтому смена названия товара – это лишение производителя его нематериального имущества, которое означает для него реальные убытки, так как на раскрутку нового названия потребуется много денег. А если денег на новую рекламу нет, то производство придется прекращать.
В итоге получается, что своими действиями наши чиновники фактически расчищают дорогу иностранным корпорациям. А поддержка местных производителей остается только на словах.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист