В наступившем 2025 году в Латвии ожидаются выборы в местные самоуправления. Какие политические силы уже объединяются или готовы объединиться в ближайшее время ради более успешного старта на выборах, кто из лидеров превратился в отстающих и может ли развалиться правящая коалиция? Отвечает политолог Юрис Розенвалдс. 

«Признаков объединения пока нет»

– Стоит ли ожидать каких-то политических потрясений в следующем году?

– Вряд ли что-то подобное произойдет. Пока нет предпосылок для серьезных разговоров о распаде коалиции или объединении политических сил.

Изменения возможны только перед выборами в местные самоуправления, и только для политических сил, которые ориентированы на русскоязычных избирателей. Позиции «Согласия» значительно ослабели. Например, в Латгалии локомотивами этой партии были Александр Барташевич, мэр Резекне, и Андрей Элксниньш, мэр Даугавпилса. Сейчас оба эти политика основали собственные региональные партии. Думаю, что в этих условиях на муниципальных выборах 2025 года «Согласие» действительно попытается набрать баллы за счет создания единого списка с партией «Стабильности!», которая как минимум представлена в Сейме.

– Насколько жизнеспособным и долгосрочным будет это возможное содружество? Есть ли у такого союза потенциал?

– Позиции «Согласия» и «Стабильности!» по вопросу войны на Украине различаются. И думаю, что падение популярности «Согласия» произошло именно из-за того, что лидеры партии Янис Урбанович и Нил Ушаков осудили войну.

А вот партия «Стабильности!» по этому вопросу не высказывалась однозначно и четко. Так что мне пока неясно, собираются ли эти силы создать тандем лишь на время выборов, чтобы укрепить свои позиции в Риге, Даугавпилсе и Резекне, или же делают ставку на долговременное сотрудничество.

Признаков объединения других политических сил пока нет. Считаю, что в первой половине 2025 года на политическом небосклоне все будет спокойно. 

Очередные выборы в самоуправления пройдут во всей Латвии 7 июня 2025 года.

Качаются ли министерские кресла?

– Кабинет министров сейчас возглавляет партия «Новое Единство», а лидером политических рейтингов стало оппозиционное Национальное объединение. Не пошатнется ли правительство?

– Правительство Эвики Силини довольно прочно стоит на ногах. Несмотря на то, что время от времени слышны опасения скептиков: «Сейчас падет, сейчас падет!», никаких реальных предпосылок к этому нет. Я считаю, что быстрого распада от этого кабинета ждать не нужно.

Вопрос даже не в том, есть ли в действующем правительстве какие-нибудь разногласия.  Наверное, они есть, и их довольно много. Вопрос в том, есть ли у нас альтернатива нынешнему правительству.

В конце 2024 года Национальное объединение возглавила депутат Илзе Индриксоне, она сменила на этом посту Райвиса Дзинтарса. Она заявила, что не видит возможности вклиниться в действующее правительство. Правда, при этом Индриксоне не исключает возможного падения правительства, но, повторюсь, никаких серьезных предпосылок к этому нет.

Более того, при нынешнем парламенте практически невозможно сформировать правительственную коалицию без участия «Нового Единства», имеющего 25 депутатов в Сейме. Этому мешают так называемые красные линии, которые есть почти у всех партий. Например, руководители «Объединенного списка» (14 депутатов) сначала не хотели и близко стоять с Союзом зеленых и крестьян (16 депутатов), но жизнь заставила его отменить эти самозапреты. Однако консервативное Национальное объединение (12 депутатов) по-прежнему сохраняет красные линии в отношении «Прогрессивных» (9 депутатов). А значит, без «Нового Единства» в правительстве не обойтись.

На данный момент в правительственную коалицию входят партии «Новое Единство», «Объединенный список» и «Прогрессивные».

Разногласия и противоречия

– Есть ли в Латвии предпосылки для формирования новых политических партий или движений? 

– Пока можно сказать лишь то, что оппозиционные партии набирают обороты. С одной стороны есть «Стабильности!» (10 депутатов), которая находится в глухой оппозиции, и в имеющихся условиях не питает надежд на участие в работе правительства. С другой стороны, есть еще «Латвия на первом месте» (8 депутатов), которая активно показала себя при обсуждении государственного бюджета. Не исключено, что для голосования по каким-то отдельным вопросам «Латвия на первом месте» и Национальное объединение будут создавать блоки. Но думаю, что к длительному сотрудничеству эти партии не готовы.

– В декабре премьер-министр Эвика Силиня очень грубо высказалась в адрес депутата Эдварда Смилтенса («Объединенный список»), отдельные эксперты назвали ее слова базарными и не соответствующими политической этике. Это никак не скажется на рейтинге «Нового Единства»?

– Я считаю, что Эвика Силиня избрала не лучшую тактику в общении с депутатами парламента, и ее последующие комментарии в интервью программе «Сегодняшний вопрос» свидетельствуют о том, что она ничуть не сожалеет о сказанном. Лучшим в данной истории с ее стороны было бы признать свою ошибку – мол, виновата, бес попутал, так получилось. Или, знаете, устала, переутомилась, вот и сорвалась, больше такого не повторится.

Но нет, Силиня решила стоять на своем. А ведь это уже не первый раз, когда она так срывается. И это серьезный сигнал ей, как премьер-министру, что политику стоит научиться считать до десяти, прежде чем что-то сказать публично.

Многие еще помнят выходку Солвиты Аболтини из «Единства», которая во время пикета у Сейма передразнивала скандирующих лозунги пенсионеров, что фактически уничтожило ее, как политика. Сейчас она посол Латвии в Италии.

– Отмечу, что Солвиту Аболтиню «сослали» в Италию не за то, что она обидела пенсионеров, а за то, что ее стиль руководства вредил самому «Единству». То есть чаша терпения ее однопартийцев к тому моменту переполнилась.

Премьеру стоит сменить стиль работы

– Как вы оцениваете стиль работы действующего премьер-министра?

– Эвика Силиня начинает напоминать своего предшественника Кришьяниса Кариньша неопределенностью в стратегических вопросах. Это проявилось и в ходе принятия государственного бюджета на 2025 год. Сам бюджет принят, все его перспективы туманны. То есть какие-то средства выделены тем и этим, на то и на это, но какие перспективы всех нас ждут, что мы делаем и в каком направлении идем, никто не услышал.

Роль премьера очень велика, а Кришьянис Кариньш руководил правительством как диспетчер или менеджер, который в какой-то степени просто координировал работу правительства. Так, словно хотел сказать – «Знаете, я тут ни за что не отвечаю, просто помогаю министрам выполнять их работу». По-моему, и нынешний премьер Эвика Силиня встала на те же рельсы. Ей стоит серьезно подумать, стоит ли продолжать в том же духе или пришло время стать премьером, который руководит работой правительства и определяет стратегию.

– Ждать ли полного развала отдельных партий?

– Если говорить о партии «Русский Союз», то ее действительно покинула часть заметных политиков. Это и Инна Дьери, и Мирослав Митрофанов, которые перешли в «Суверенную власть», и Яков Плинер, присоединившийся к «Стабильности!». Будущее партии под вопросом.

В целом сегодня больше шансов на развитие имеют те партии, которые сглаживают национальные различия между жителями Латвии.

Большой переполох от посла США

– В прошлом году посол США в Латвии вдруг обратился к русскоязычной общине Латвии в своем телеграм-канале на ее родном русском языке. Как вы оцениваете этот сигнал?

– Я считаю, что обращение напрямую к русскоязычным жителям Латвии – не самое мудрое решение в нынешних обстоятельствах. Особенно с учетом того, что языковой вопрос в стране в последнее время очень обострился. То, что посол США обратился к русскоязычному населению Латвии на русском, я бы назвал подливанием масла в огонь – считаю, что это недальновидно и не к месту.

Мне сложно объективно оценить, с какой целью посол США так поступил. Возможно, это было сделано по его личной инициативе, из лучших побуждений. Но это было совершенно лишним и походило на вмешательство во внутренние дела страны. У посла есть свой код поведения, который зависит от страны, где он работает. И поскольку языковой вопрос для нашей страны очень чувствителен, мне сложно понять причины такого поведения посла. Наверняка должны быть какие-то каналы, которые бы позволяли обратиться ко всем слоям общества, чтобы быть услышанным, особенно в условиях публичных призывов закрыть в общественных СМИ все программы на русском языке, который является родным для трети жителей Латвии. Ведь это неоднозначные призывы, направленные против языка, который использует в своем общении значительная часть латвийского общества. Большинство латышей на все это смотрит уже с возмущением и с мыслями: «Вы что, совсем уже сошли с ума? Это уже слишком!»

Но стоит ли выступать против этого так напоказ и раздражать не только крайних националистов, но и многих других жителей Латвии, настроенных вполне умеренно, – тех, которые осуждают всю эту вакханалию с радикальными призывами «дерусифицировать Латвию» и попытками того же депутата Рижской думы Эдварда Ратниекса запретить русский язык в публичном пространстве? 

Такой поступок посла не вяжется с кодексом посольской этики. Возможно, ему следовало найти какие-то другие возможности для поддержания контакта со всем латвийским обществом, может быть, не столь публичные?

– Возможно, все гораздо проще? Посол США владеет русским языком, но не так хорошо владеет латышским? И просто решил использовать для общения язык, который знает треть населения Латвии?

– Посол в Латвии служит уже два года, и согласно посольской этике, он должен изучить язык страны, в которой работает. В противном случае его отношение может быть истолковано как нежелание изучать язык какой-то маленькой, не столь незначительной страны. А в этом уже усматривается неуважение и конфликтная ситуация.

Повестку диктуют радикалы

– Возможно, посол своим обращением к русскоязычной публике дал однозначный сигнал местным националистам прекратить кампанию по искоренению русского языка, и тем самым встал на защиту национального меньшинства в Латвии?

– Многие интеллигентные люди в Латвии публично выражают свое несогласие с националистическими выпадами, дискриминирующими часть населения страны.

Я и сам возмущен чрезмерной активностью рижской мэрии, которая уже дошла не только до сноса памятников, но даже до их распиливания. Например, памятник писателю Андрею Упитису собираются распилить надвое (на «хорошую» и «плохую» половины, намекая на его левые взгляды и на то, что после этого люди лучше поймут историю). Я в одной дискуссии на эту тему не выдержал и написал, что в таком случае надо отпилить правую руку и другому памятнику – Карлису Улманису, установленному неподалеку от памятника Андрею Упитису – прямо напротив МИДа Латвии. Ведь экс-президент Карлис Улманис этой рукой подписал более ста первых декретов Советской власти в Латвии в 1940 году. Как раз он-то и был в этом смысле самым настоящим коллаборационистом, так давайте тогда и здесь поможем людям лучше понять историю! Будем последовательными…

Так или иначе, очевидно, что меньшинство радикально настроенных людей пытается агрессивно сталкивать жителей Латвии своими радикальными обидными призывами и оскорбительными акциями. Таких радикалов мало, но они очень громко кричат и вызывают протесты разумных людей, призывающих прекратить эту вакханалию, перестать сносить памятники, сесть за стол переговоров, все обдумать и прийти к компромиссу.

Валить памятники – самое простое. Это проблем не решит. Нужно понимать, что мы делаем и с какой целью. 

– Как вы думаете, это кем-то извне навязанная кампания, чтобы столкнуть лбами жителей Латвии?

– Не думаю, поскольку в нашем собственном обществе достаточно много элементов, которые на энтузиазме готовы продвигать такие радикальные идеи. И это меньшинство, к сожалению, способно навязать политическую повестку большинству. То, что обсуждают, существенно влияет на климат в обществе. Сама же Латвия ничего хорошего не обретет от противостояния русских и латышей. 

Как мы зависим от Вашингтона?

– Кстати, анализируя перспективы латвийской политики на 2025 год, нам следует анализировать не только то, как могут перегруппироваться политические силы внутри страны, какие блоки создать, но и то, что происходит за океаном – в Вашингтоне, – продолжает Юрис Розенвалдс. – В январе, как известно, в США произойдет передача власти, пост президента перейдет к Дональду Трампу, вот это самым прямым образом повлияет на нашу жизнь.

– В каких именно аспектах проявится это влияние?

– Главным образом, в вопросах, связанных с войной на Украине. Как известно, Трамп обещал, если придет к власти, в течение двадцати четырех часов добиться прекращения военных действий. Конечно, двадцать четыре часа – это фигура речи, но тем не менее. Важно, при каких условиях удастся достичь заявленного Трампом результата. Это в самом прямом смысле окажет влияние на Латвию, как и экономическая политика Трампа. Ни для кого не секрет, что наша жизнь зависит от того, как идут дела у наших соседей, в частности, у Евросоюза. Различные войны тарифов между Америкой и Китаем или Америкой и Евросоюзом, без сомнения, могут на нас серьезно повлиять.

– Что бы вы пожелали нашим политикам и жителям в наступившем году?

– Хотелось бы пожелать политикам повысить качество своих политических решений. Ведь это именно то, за что мы все платим зарплаты из своих налогов. И замечу, весьма неплохие зарплаты! В январе их ждет очередное повышение – на 2,6 процента. То есть прибавка к зарплате гарантирована. Ну так отрабатывайте свои зарплаты, ребята. Хотелось бы, чтобы вы принимали более взвешенные решения, основанные на результатах исследований и советах экспертов. Чтобы страна развивалась и двигалась вперед.

А избирателям хочу пожелать более разумно подходить к избранию новых правителей. И менять устаревшие традиции – перестать бесконечно ругать Латвию, а то у многих уже вошло в привычку костерить свою страну, мол, ну что тут может быть хорошего? Мы и там отстаем, и здесь отстаем. На самом деле нужно учиться видеть и хорошее, а главное, самим работать так, чтобы вокруг все менялось к лучшему.

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.