Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

В новогодние дни нам хочется заглянуть в год наступивший: что хорошего он нам приготовил? Но сейчас делать прогнозы – дело неблагодарное, ведь весь мир бросает из стороны в сторону, как лодку на волнах. Куда нас вынесут эти волны, можно только догадываться.

В 2025 году на Латвию будут влиять в первую очередь события в мире. Большая часть рисков связана с Дональдом Трампом, который в январе займет пост президента США.

Трамп – личность неординарная и экстравагантная, поэтому почти все эксперты считают, что его второй президентский срок будет полон сюрпризов.

Во время президентской кампании Трамп обещал ввести таможенные тарифы для стран, имеющие с Америкой слишком большой профицит внешней торговли. И эти тарифы могут быть введены уже в ближайшее время, в феврале-марте.

А ведь для Евросоюза США являются крупнейшим рынком, на который приходится 20% экспорта. А общий объем экспорта ЕС в США в позапрошлом году превысил 500 миллиардов евро.

Даже если на европейские товары тарифы будут введены в минимальном объеме в размере 10%, это все равно будет существенный удар по европейской экономике.

Уже сейчас часть европейских стран балансирует на грани рецессии, а в наступившем году уже вся европейская экономика может продемонстрировать отрицательный рост ВВП.

■ ■ ■

Конкретно для Латвии экономическая рецессия может вылиться в проблемы с государственным бюджетом.

Уже в 2024 году налоговые доходы отставали от плана и бюджет был составлен впритык к требованиям Еврокомиссии. В наступившем году эта тенденция продолжится и денег будет не хватать намного больше. Нет сомнений, что при составлении бюджета на 2026 год уже придется сильно экономить.

■ ■ ■

Далее, все эти торговые войны между США, Евросоюзом и Китаем могут привести к росту инфляции. Ведь новые тарифы, дополнительные логистические издержки, санкции – все это будет включено в стоимость товаров и ляжет на плечи потребителей. В результате цены вырастут.

Прямой конфликт между Китаем и США из-за Тайваня маловероятен, но и торговые войны доставят немало проблем. Ведь новая волна инфляции заставит центробанки опять ужесточать монетарную политику и повышать процентные ставки.

■ ■ ■

С геополитической ситуацией тоже ничего хорошего не ожидается. Во время предвыборной кампании Трамп обещал остановить войну на Украине за 24 часа. Но, как еще в свое время говорил Эйнар Репше, «как можно перед выборами не обещать».

На данный момент остановить войну будет очень сложно, так как обе воюющие стороны, Россия и Украина, хотят заключить мир на условиях победителя и выдвигают друг другу взаимоисключающие требования. Поэтому в первой половине 2025 года вопреки обещаниям Трампа можно ожидать обострения военных действий в конфликте между Россией и Украиной.

■ ■ ■

Мирные договоренности могут быть заключены в лучшем случае к концу 2025 года. И если в ближайшее время мир не будет заключен, то, скорее всего, Дональд Трамп резко сократит поддержку Украины и переложит финансирование на плечи Европы. А, как уже упоминалось, европейская экономика и так находится не в лучшем состоянии и лишних денег в Евросоюзе нет. Поэтому, чтобы увеличить финансирование Украины, придется сокращать внутренние расходы и жестко экономить. Латвии, например, могут предложить отказаться от проекта Rail Baltic. Сейчас проект сотрясают один скандал за другим, строительные работы постоянно дорожают, конкретных реальных предложений по финансированию проекта нет, а политики тем временем ищут, кто во всем этом виноват. В итоге самым простым и реальным вариантом может действительно оказаться отказ от проекта Rail Baltic.

■ ■ ■

Мало того, дальнейшее ухудшение экономического положения в ЕС может привести к приходу к власти праворадикальных партий в Германии, Франции, Италии.

Две крупнейшие экономики Европы – Германия и Франция – уже находятся в условиях правительственного кризиса. Досрочные парламентские выборы в Германии должны пройти уже 23 февраля, на которых праворадикальные и националистические партии могут усилить свои позиции. Парламент Франции также находится в политическом тупике – ни одна из представленных сил не имеет преимущества, а договориться между собой партии никак не могут. Поэтому во Франции также высока вероятность досрочных выборов, которые могут произойти летом 2025 года. При этом популярность действующего президента Франции Эммануэля Макрона падает чуть ли не с каждым днем. И если эти праворадикальные и националистические тенденции не будут остановлены, то в будущем это может привести к развалу Евросоюза.

■ ■ ■

Далее, геополитическая ситуация будет ухудшаться во всем мире – военных конфликтов станет больше. Падение режима Асада в Сирии может дестабилизировать ситуацию во всем Ближневосточном регионе.

После распада Османской империи границы новых государств проводились крайне неблагоразумно, чуть ли не по линейке. В результате многие народы и религиозные группы оказались разделены, что и делает ситуацию в регионе взрывоопасной. Поэтому главные действующие силы могут не ограничиться переделом сфер влияния в Сирии и разжечь конфликт по всему Ближнему Востоку.

Как минимум это приведет к новой волне беженцев, которая направится в первую очередь в Европу. Но сможет ли слабеющая европейская экономика переварить новые миллионы беженцев?

■ ■ ■

Но это еще не все. Дональд Трамп мало интересуется войной на Украине, но зато пристально следит за ситуацией на Ближнем Востоке. И по мнению Трампа, Иран для Америки является намного более опасным врагом, чем Россия. При этом некоторые эксперты считают, что Иран очень близок к созданию атомной бомбы и может обзавестись ею в ближайший год.

Так, этой осенью на территории Ирана было зафиксировано подозрительное землетрясение, которое было похоже на подземное испытание атомного оружия.

И высока вероятность, что на фоне успехов в Сирии Израиль при поддержке США может нанести удары по ядерным объектам в Иране. А это та красная черта, после пересечения которой Иран вынужден будет ответить соответствующим образом. В результате может получиться крупный военный конфликт, во время которого будут заблокированы поставки нефти и газа из Персидского залива. И если это произойдет, то цены на нефть с текущих 70 долларов за баррель могут вырасти до 200–300 долларов. При этом США от этого роста цен пострадают меньше всего, так как могут обеспечить критический минимум нефти из своих ресурсов. В Европе же может случиться настоящий ценовой шок, так как в некоторых странах может наблюдаться дополнительно еще и дефицит энергоресурсов.

■ ■ ■

В Латвии, например, на грани банкротства национальная авиакомпания airBaltic, которая может быстро растратить все имеющиеся денежные средства. И если все вышеупомянутые факторы сложатся вместе, то в мировой экономике может образоваться такая ситуация, которая называется «идеальный шторм». С одной стороны, у нас будут слабые европейские экономики, которые остро нуждаются в финансовых средствах за счет госдолга. С другой стороны, чтобы сбить инфляцию, Европейский центробанк вынужден будет проводить жесткую монетарную политику, то есть повышать процентные ставки и ограничивать кредитование.

Этот тупик может привести к долговому кризису, который был в 2012 году с греческой экономикой – это когда срочно надо взять денег в долг, но никто не дает. Только в этот раз слабым звеном может стать Франция.

■ ■ ■

Если французское правительство продолжить тратить деньги в текущем темпе, то дефицит бюджета может составить 7% от ВВП. Попытки снизить дефицит бюджета до 5% от ВВП закончились отставкой правительства. При этом и правые, и левые партии категорически против сокращения расходов. Пока ситуация стабильна, но летом во время «идеального шторма» она может резко обостриться. Проблема заключается в том, что Франция это не Греция – тут масштаб совсем другой, государственный долг Франции составляет 3,2 триллиона евро.

В итоге «идеальный шторм» может вызвать общеевропейский долговой кризис, который по масштабу превзойдет экономический кризис 2008 года.

Так что в 2025 году продолжим пристально наблюдать за событиями в ЕС и США, поскольку именно от них (а точнее – от благоразумия тамошних политиков) будет зависеть и благополучие жителей Латвии.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.