Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) в своем новом отчете рекомендует Латвии провести реформу пенсионной системы. В частности, нашей стране предлагается постепенно повысить пенсионный возраст. 

Международные эксперты рекомендуют Латвии вести работу по снижению бедности среди пенсионеров.

Для этого нашей стране советуют привязать пенсии к средней зарплате, чтобы пенсии росли вместе с зарплатами. Но в условиях старения населения, когда количество работающих снижается, а количество пожилых людей увеличивается, это затруднительно.

Ведь с каждым годом работающим приходится содержать все большее количество пенсионеров, что и приводит к снижению пенсий.

■ ■ ■

Другой совет OECD – увеличить пенсионный возраст. К 2025 году возраст выхода на пенсию должен составить 65 лет и пока дальнейших планов по увеличению у Латвии нет. В OECD рекомендуют такой план разработать.

При этом эксперты отмечают, что в Латвии у многих людей слишком маленькая продолжительность жизни на пенсии. Чтобы решить эту проблему, в OECD рекомендуют правительству нашей страны работать над программами увеличения общей продолжительности жизни. Первое и главное, что необходимо, это внушительные инвестиции в отрасли здравоохранения и реабилитации. При высококвалифицированной медицинской поддержке можно будет улучшить состояние здоровья и трудоспособности, в результате чего люди будут работать и жить дольше.

Вот только где взять деньги на эти цели и за счет чего проводить инвестиции, в отчете OECD не указано.

■ ■ ■

Кроме того, OECD раскритиковала грядущее увеличение минимального пенсионного стажа. Напомним, что в 2025 году для получения пенсии жителю Латвии необходимо будет иметь стаж не менее 20 лет (сейчас – 15 лет). Латвийцы, не накопившие нужного трудового стажа, будут получать только государственное пособие социального обеспечения.

Такие реформы, по мнению экспертов OECD, ограничат количество претендентов на пенсию по возрасту. В результате те люди, которые не смогут получить пенсию по возрасту, будут вынуждены жить только на социальные пособия, что будет способствовать росту бедности – ведь зачастую пособия не покрывают даже минимальные потребности пожилых людей.

Ранее OECD предлагала Латвии как раз наоборот – снизить минимальный стаж для получения пенсии по возрасту, чтобы как можно больше людей получили социальную защиту в старости.

■ ■ ■

Приходится признать, что долгосрочной проблемой являются низкие пенсии – в 2021 году пенсии ниже 150 евро получали 7% пенсионеров. Повышение минимальной пенсии происходит с запозданием и не позволяет сократить разрыв между большими и маленькими пенсиями. В результате пенсионеры Латвии в среднем беднее, чем пенсионеры стран OECD.

Но главная проблема состоит в том, что и будущие пенсии находятся под вопросом. За 30 лет существования в условиях рыночной экономики Латвии не удалось накопить значительных резервов для обеспечения пенсий. По данным Минблага, сейчас в социальном бюджете страны имеются накопления в размере 1,4 миллиарда евро. Для сравнения, на выплату пенсий в год уходит около 2 миллиардов евро.

Пока решения этих проблем не видно. Последние годы в Латвии наблюдается крайне негативная демографическая ситуация. По снижению количества жителей Латвия занимает первое место среди стран OECD, каждый год население страны сокращается на 1%.

Рождаемость низкая и реального улучшения демографической ситуации можно будет ожидать только в далеком будущем. Низкие же зарплаты не позволяют сейчас платить пенсионерам высокие пенсии.

В итоге получается абсолютно тупиковая ситуация.

■ ■ ■

Эксперты OECD предлагают Латвии такой вариант решения пенсионной проблемы, как увеличение роли накопительного страхования, то есть пенсионных фондов 2-го и 3-го уровней. Но чтобы люди больше отчисляли в пенсионные фонды, необходимы высокие зарплаты. Пока что экономика в Латвии не может позволить достаточные зарплаты и минимальная зарплата в Латвии ниже, чем в Литве и Эстонии.

Большая часть пенсий в Латвии выплачиваются за счет первого уровня и зависят от объема налоговых сборов. Накопительное пенсионное страхование (второй уровень) до сих развито слабо и составляет 2,1% от ВВП – это один из самых низких показателей среди стран OECD. При этом эксперты отмечают, что и сама система второго пенсионного уровня работает неэффективно – за последние 15 лет среднегодовая доходность пенсионных фондов составила 2,4% по сравнению со средним показателем в 4,5%.

Такая низкая доходность пенсионного капитала с трудом покрывает инфляцию, что не позволяет пенсионному капиталу прирастать.

Низкую доходность пенсионного капитала эксперты OECD связывают с высокими комиссиями пенсионных фондов, хотя и отмечают, что в связи с реформой 2017 года были установлены ограничения для комиссий.

По расчетам экспертов OECD, в 2059 году при выходе на пенсию в возрасте 65 лет и при наличии сорокалетнего стажа, средний латвиец сможет рассчитывать на пенсию в размере только 41,7% от своих предыдущих доходов.

Сама система накопительного страхования имеет свои недостатки. Как отмечалось в самом отчете OECD, долгосрочная доходность латвийских пенсионных фондов низкая. Большинство пенсионных фондов работают по стандартной схеме и просто вкладывают пенсионные средства в стандартные акции и облигации. Но финансовые рынки в последнее время стали очень нестабильными.

Война на Украине увеличила риски в экономике, что прямо сейчас отразилось на финансовых рынках. Фондовые рынки мира демонстрируют падение, американские фондовые индексы ушли вниз на 10%, а европейские – на 15–20%. Давайте посмотрим, что при этом происходит с нашими пенсионными накоплениями на 2-м и 3-м уровнях.

■ ■ ■

Падение рынков вроде бы небольшое, но этого оказалось достаточно, чтобы повлиять на доходность пенсионных планов жителей Латвии. За последние шесть месяцев абсолютно все пенсионные планы демонстрируют отрицательную доходность – в среднем минус 5–7%, но у некоторых даже минус 12%.

В годовом разрезе у 100% активных планов ситуация получше – там доходность пока положительная. Но вот со смешанными и особенно консервативными планами ситуация сложилась критическая. Так, по консервативным планам отрицательная доходность наблюдается уже за трехлетний период. Получается, что за пару месяцев стоимость пенсионных накоплений вернулась к положению на 2019–2020 год – еще до начала пандемии коронавируса.

А самое главное – не забывайте, что инфляция превысила 7% и пока не думает останавливаться. Мало того, что откладываемый нами пенсионный капитал не дает прироста, так его еще и инфляция съедает.

Аналитики, как всегда, преисполнены оптимизма – это падение временное, а в долгосрочном периоде стоимость пенсионных планов обязательно будет расти. Но ощущения пока очень тревожные.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.