Pixabay.com
Pixabay.com
Жизнь

Недавно канадская компания объявила, что в Балтийском море, у побережья Польши, обнаружены крупнейшие на сегодняшний день запасы нефти и природного газа. Согласно результатам пробного бурения, извлекаемые запасы сырой нефти и природного газа эквивалентны 200 миллионам баррелей нефти, сообщила компания. Это самое большое месторождение, открытое в Европе за последнее десятилетие.

В последнее время по всей Европе начат поиск углеводородов – нефти и газа. А ведь Латвия, как бы это странно не звучало, тоже относится к числу нефтедобывающих стран. И у латвийской нефтедобычи есть своя история.

ЧЕМ СМЕРДИТ В СМАРДЕ?

Все началось в августе 1899 года, возле мельницы, что находилась в двух верстах от станции Смарде и в одной версте от озера Валгумс. Это в окрестностях Кемери. Работники мельницы чистили дно речки Слозе и обнаружили в воде примесь какой-то маслянистой жидкости. Эту жидкость они набрали в бутылку и представили мельнику. Который передал ее местному волостному начальству. От него жидкость попала на исследование в Рижский политехникум. Где ее изучили и сделали вывод, что по составу она принадлежит к одному из сортов нефти. Ее удельный вес составлял 0,845. То есть найденная нефть была довольно качественной, с низкой примесью серы.

Это случилось уже в декабре и именно тогда об этом стало известно широкой общественности. Новость вызвала немалое волнение, в Смарде приехал некий профессор из Риги и стал спрашивать мельника: дают ли урожай фруктовые деревья? Мельник ответил, что его сад каждый год полон фруктов. Но в середине лета они сгнивали на деревьях и падали. Из этого профессор сделал вывод, что земля полна нефти.

13 декабря 1899 года горный инженер С. Волславс получил разрешение на бурение первых скважин. Их глубина была всего около 33 футов (9.9984 метров). В следующим году он пробурил скважину глубиной 200 футов.

По другим данным, в 1899 году скважины бурил профессор Бруно Досс, известный геолог. Но оба никакой нефти не нашли.

Позже там же ее искал петербургский инженер Шерешенский. Но ни одна из скважин не дала результатов.

В 1920-х годах, уже в независимой Латвии, об этом вспомнили. Появилась версия, что на самом деле нефть не нашли, потому что всех подкупили бакинские нефтепромышленники, боясь конкуренции. А вот теперь уже не подкупят, поэтому пора взяться за дело. Кроме того, латышские филологи заявили, что само название Смарде возникло от глагола smirdēt, то есть «смердеть». Это показывает, что латыши уже давно знали о наличии в этом месте вонючей жидкости – нефти. Это никакая не шутка, а всерьез было написано в газете «Яунакас Зиняс» в 1924 году.

РАЗВЕДЧИКИ НЕДР

Именно в эти годы в Латвии вновь заговорили о возможности обнаружения нефти. В 1929 году Министерство финансов выделило на эти цели 15 000 латов, были начаты геологоразведочные работы. Было пробурено несколько скважин, но они не достигли «черного золота». Надо отметить, что тогда в стране не было ни надлежащей техники, ни специалистов. Были только энтузиасты. 9 марта 1937 года газета «Яунакас Зиняс» сообщила: «В Ригу прибыл инженер-геолог М. Гутманис, который в последнее время жил в Аргентине, где проводил геологические исследования. Вчера по заданию Латвийского инженерного общества Гутманис прочел лекцию о поисках нефти в Аргентине. Говоря о богатствах латвийской земли, Гутманис считает, что в Латвии можно добыть нефть, но та находится на глубине примерно в полкилометра в окрестностях Екабпилса и Алуксне. По этой причине сомнительно, что бурильные работы окупятся – одно бурение стоит 100 тысяч латов».

24 июля 1940 года газета «Индустрия», орган печати семи советских наркоматов, в том числе нефтяной промышленности, опубликовала статью «Минеральные ресурсы Эстонии, Литвы и Латвии». Но про нефть в ней не упоминалось.

В Советской Латвии интерес к местной нефти впервые возник в конце 1940-х годов. В 1949 году в Плявиняс была пробурена первая глубокая скважина в Латвии. Здесь образовалась возвышенность, куполообразные выходы горных пород. Предполагалось, что в ее центре скопилась нефть. Но не нашли. Бурили и недалеко от Риги – в Инчукалнсе, с тем же успехом. Зато нашли подходящее место для газохранилища.

В 1958 году начали нефтеразведку в Курземе. Московские геофизики, измеряя скорость и отражение сейсмических волн, обнаружили куполообразные структуры – места возможного накопления нефти – в Вентспилсском, Салдусском и Кулдигском районах. Там бурили скважины глубиной более километра – первую в 1959 году. Поначалу никаких признаков нефти обнаружено не было, но получили много ценной информации для уточнения геологических карт.

ПЕРВАЯ НЕФТЬ

Наконец, 24 июня 1963 года в скважине Адзе близ Кулдиги впервые была обнаружена латвийская нефть. Если точнее, с глубины 327–835 метров был извлечен цилиндрический столб шарообразного известняка ордовикского периода – керн, пропитанный темно-коричневой жидкостью – нефтью. Второй нефтесодержащий слой был обнаружен на глубине 885–925 метров, третий – на глубине 955–956 метров, а четвертый – на глубине 992–999 метров.

Это сделала бригада бурового мастера Власа Батовского. Геологи разлили нефть по небольшим бутылкам. Один геолог даже написал на первой бутылочке с нефтью знаменитую фразу: «В Латвии будет кембрийская нефть, и ее будет много». Это цитировали во всех газетах.

Бригаду бурильщиков посетил будущий знаменитый кинодокументалист Герц Франк, тогда корреспондент «Ригас Балсс».

«...Вышку и два финских домика, в которых живут бурильщики, мы увидели издалека. Непривычно выглядела стальная громада среди вспаханного поля. Казалось, что пришла она сюда откуда-то из-под Баку или Ишимбая. Когда мы подъехали, как раз заступала смена бурового мастера Карла Лер-ха. Командир вышки старший буровой мастер Влас Федорович Батовский доложил главному геологу, что бурильщики прошли пятисотметровую отметку. Они стали рассматривать керны – образцы породы, извлеченные из глубин скважины. Стон и скрежет металла оглашали некогда тихую окрестность. Пятисотметровая стальная свеча уходила все дальше к кристаллическому фундаменту земли, который здесь находится, по данным геологов, на глубине 1400 метров».

Тут же работал первый и единственный в Латвии нефтяной насос, откачивающий до 4 кубометров в сутки. Анализы показывали, что латвийская нефть способна конкурировать с лучшей нефтью, добываемой в Каспийском бассейне.

Причем эту нефть не только использовали для нужд экспедиции, но и отдавали в соседние колхозы. Может быть, и продавали, теперь уже неясно.

Геологи выяснили, что на границе Лиепайского и Кулдигского районов на глубине около одного километра залегает нефтеносный песчаниковый пласт, из которого теоретически можно добыть 750 тысяч тонн нефти. Наибольший приток здесь составил 3000 литров нефти в сутки, однако на других месторождениях он колебался от нескольких десятков до 500–800 литров в сутки. В 1972 году разведка нефти в Латвии была прекращена. Скважины залили с цементом.

НА СУШЕ И НА МОРЕ

В 1986 году поиски нефти в Латвии возобновились. Причиной было открытие месторождения в Литве, вблизи латвийской границы. В сутки там добывали 120 тонн.

Латвийские геологи пришли к выводу, что методы середины шестидесятых годов были неточны и малоэффективны. А перспективные нефтяные пласты находятся на глубине 2000 метров.

С 1986 по 1994 год были проведены геологоразведочные работы, пробурено еще шесть скважин, но новых залежей нефти обнаружено не было.

В 1976 году были начаты нефтеразведочные работы на шельфе Балтийского моря. Выяснилось, наиболее продуктивный нефтяной горизонт залегает на глубине от 1200 до 1900 м ниже уровня моря. Добывать дорого, к тому же морские границы с Литвой не урегулированы.

В октябре 1993 года группа химиков и геологов во главе с профессором Янисом Фрейманисом отправились собирать образцы нефти в Курземе. Причем приехали они в Адзе Кулдигского района. Именно туда, где была самая первая скважина. И остались ее забетонированные следы. Теперь там бурили новую – на глубине 815 метров.

Тогда сообщалось, что общие запасы нефти здесь оцениваются примерно в 180 000 тонн, половина из которых пригодна для промышленной добычи. Первоначально геологи обещали добычу 800 литров в сутки.

По просьбам химиков, им накачали две канистры нефти, которые были доставлены в Ригу, в Институт органического синтеза.

МЕЧТЫ ПРОФЕССОРА

Янис Фрейманис (1935–2006) был доктором химии и философии, а кроме того, политическим активистом, борцом за латвийскую независимость, за которую голосовал как депутат Верховного Совета от Народного фронта Латвии. Позднее Фреманис увлекся идеями добычи латвийской нефти, состоял в комиссии по разработке нормативных документов для будущего латвийского нефтяного сектора, а в период 1993–2001 годов участвовал во всех мероприятиях, связанных с латвийской нефтью.

Профессор считал, что латвийская нефть, в силу своего высокого качества и низкого содержания серы, должна использоваться в химической промышленности и парфюмерии. И рисовал радужные перспективы.

В 1993 году профессор мечтал, что из нашей нефти можно будет изготовить антикоррозионные мастики для автомобилей, крыш, подводных частей кораблей и т. д., полностью отказавшись от аналогичной зарубежной продукции. Можно производить собственный рубероид, отказаться от, как он писал, «новополоцкой или мажейкяйской дряни», а использовать «черную радость из Курземских месторождений».

К тому же, указывал Фрейманис, все нефтяное оборудование и уже пробуренные скважины Советский Союз оставил Латвии совершенно бесплатно и стоимость этого не должна включаться в стоимость курземской нефти.

Он ссылался на подсчеты другого Фрейманиса, Астридса – геолога, который утверждал, что нефть, которую можно добыть всего из одной скважины в Западной Курземе, стоит 7,5 миллионов долларов. Но для ее добычи нужно всего два миллиона.

«Эти два миллиона, – писал первый Фрейманис, – очевидно, включают в себя небольшой насос в автоматическом режиме, два резервуара поблизости (один для отстаивания нефти, другой для ее транспортировки), трехфазный электрический кабель от соседнего дома, забор вокруг, чтобы мальчишки не бегали, и зарплату старику, который будет включать и выключать запрограммированную автоматику и звонить в Ригу, когда резервуару нужно будет вернуться. Таковы были бы капиталовложения, которые пока, похоже, по карману даже стране, пережившей гораздо больший экономический крах, не говоря уже о предпринимателях и нашей Латвии».

Таким образом, утверждал Фрейманис, рентабельность составит «всего лишь жалкие 275%».

Его расчеты не оправдались. Геологи не обнаружили богатых и легкодоступных залежей нефти в Латвии.

ТАЙНА ФИРМЫ

Однако поиски продолжались. 15 августа 2000 года правительство Латвии концептуально поддержало решение о создании государственной компании по добыче нефти. По мнению правительства, компанию по добыче нефти следовало бы создать, поскольку существует версия, что на принадлежащей Латвии территории может быть найдена нефть.

17 сентября 2002 года министр экономики Айгар Калвитис и вице-президент TGS Nopec Кьел Е. Тромместад подписали разрешение на поиск нефти в латвийских территориальных водах Балтийского моря. Полученная лицензия давала иностранной компании право найти нефть, но не добывать ее. Зато TGS Nopec становится владельцем полученных данных, и в течение пяти лет эта информация будет конфиденциальной...

«Добыча нефти – весьма дорогое удовольствие, поэтому вопрос о получении лицензии на исследование и добычу пока открыт. До сего времени такая перспектива не заинтересовала никого...» – писали латвийские газеты.

В июле 2004 года Кабинет министров установил территорию для разведки и добычи нефти площадью 162,3 гектара в Дуналкской волости Лиепайского района и Дурбском округе.

Территория состояла из 16 земельных владений, которые принадлежали 14 хозяевам. Каждый из них дал согласие на использование принадлежащего ему участка для разведки и добычи углеводородов. Эту землю выбрали потому, что в советские времена на территории бурились скважины, что указывало на возможное наличие здесь месторождений.

Предполагалось, что залежи нефти на сухопутной территории Латвии могут составить 63 млн баррелей.

11 января 2006 года агентство ЛЕТА сообщило, что Министерство экономики выдало первую лицензию на разведку и добычу углеводородов на сухопутной территории Латвии. Лицензия на разведку нефти в Лиепайском районе была выдана частному лицу Алвилсу Баушениексу, а также компаниям GotOilRecources Ltd и Loon Energie Inc.

В прошлом году стало известно, что несмотря на 11 выданных лицензий, в Латвии разведкой и добычей нефти занимается только одна компания – Baltic Oil Management. Она добывает нефть в Гудениеках, все в том же Кулдигском районе.

В 2017 году эту компанию проверял Госконтроль и выяснил, что хотя формально она вела только разведку, а добыча нефти не декларировалась, с 2010 по 2016 год от продажи углеводородов был получен доход в несколько миллионов евро. Компания заключила договор с Кулдигским самоуправлением на право аренды земли и право пользования недрами. По договору самоуправление получает 5% за проданную нефть. Как сообщалось, с 2019 по май 2023 года было получено почти 200 тысяч евро.

В прошлом году вице-мэр Кулдиги Артис Робертс сказал телепрограмме 360TV Ziņneši: «Мы знаем, сколько нефти добывается, но это коммерческая тайна, мы не делимся этими данными».

Поэтому сколько нефти и где в настоящее время добывается в Латвии, точно сказать сложно. Это информация стратегическая, а время сами знаете какое.

НА ДНЕ

В 1994 году Институт морской геологии и геофизики подсчитал, что объем нефти под латвийскими территориальными водами в Балтийском море может достигать 150 миллионов тонн. Это более 45 перспективных участков, где при удачном стечении обстоятельств возможно извлечение не менее 35–40 миллионов тонн нефти. В тот же период для проверки косвенных данных в море были пробурены три глубокие скважины: одна на расстоянии примерно 48 км от берега напротив Павилосты и две другие к юго-западу от Лиепаи.

В конце 90-х годов геолог Астридис Фрейманис утверждал, что на суше нефтяные месторождения находятся на глубине от 800 до 1900 метров, а под морем – до 2000 метров. В море, применяя современные западные технологии, одну скважину можно пробурить примерно за месяц, а на суше – за три месяца. Однако стоимость одной морской скважины составляет 6–7 миллионов долларов США, в то время как на суше скважина глубиной 1 километр обходится всего в 35–40 тысяч латов, иногда до 100 тысяч латов. Например, пробуренная в Лиепае скважина глубиной полтора километра вместе с геологоразведочными работами обошлась примерно в 200000 латов.

Разведка и извлечение нефти в море требуют значительных финансовых вложений, и это несет риски не только с экономической, но и геологической точки зрения. В 90-х годах высказывалось мнение, что, поскольку Латвия не может осуществлять разведку и разработку собственных нефтяных месторождений без привлечения иностранных инвестиций, необходимо обратиться к заинтересованным и технически оснащенным инвесторам из дружественных стран, в первую очередь из Дании, обладающей значительным опытом морской добычи нефти. Сообщалось, что около 20 различных иностранных нефтяных компаний проявляли интерес к латвийскому шельфу, включая многие известные мировые компании.

Однако возникали проблемы с нерешенными пограничными вопросами, особенно с Литвой. 4 апреля 1995 года Министерство иностранных дел Литвы подало в посольство Латвии в Литве протест против переговоров Латвии с американцами и шведами о разведке нефтяных месторождений в Балтийском море, о разделе побережья которых Латвия и Литва не договаривались. И так и не договорились, хотя в 1999 году был подписан договор, но Латвия его не ратифицировала. И это единственный такой случай в Евросоюзе.

В 2019 году президенты Литвы Гитанас Науседа и Латвии Эгил Левитс на совместной встрече заявили о готовности решить вопрос подписанием договора о морских границах. Тем не менее дискуссии продолжаются до сих пор.

В 1994 году сообщалось, что стоимость морского нефтедобывающего комплекса – платформы, буровых установок и трубопроводов, проложенных по морскому дну, составит около 1 миллиарда долларов США. Прогнозировалось, что его можно построить примерно за 10 лет, так что в лучшем случае Латвия сможет добывать нефть из моря уже в первом десятилетии следующего тысячелетия. Но пока это остается лишь мечтой.

Михаил ГУБИН


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.