«До недавнего времени мы вместе с моей престарелой матерью жили в муниципальной квартире, арендованной у самоуправления. Оба были задекларированы на этой жилплощади. Но недавно мама умерла. В Рижской думе поясняют, что муниципальную квартиру я унаследовать не могу. Но смогу ли дальше проживать в этой квартире на тех же условиях и продолжать оплачивать это жилье? Договор с самоуправлением был заключен на мать. Можно ли его перезаключить на свое имя? Волнуюсь, как бы меня не выселили из муниципальной квартиры. Как поступить?» Виталий.
Отвечает юрист Денис Горба:
– Важно, каким образом мать Виталия получила это муниципальное жилье в свое пользование. Ведь муниципальные квартиры тоже не все одинаковые.
Если Рижская дума предоставила квартиру в порядке очереди в виде помощи для решения жилищного вопроса (на этом основании жилье предоставляется жильцам хозяйских домов, инвалидам, сиротам и бывшим заключенным), и в этой очереди мама стояла вместе с сыном, то, соответственно, сын имеет право на перезаключение договора на пользование этой квартирой.
Иначе говоря, если сын был занесен в договор найма как член семьи главного нанимателя, то в данном случае (после смерти матери) он имеет право перезаключить этот договор на себя. Если же он не был внесен в договор с муниципалитетом о найме квартиры, то, к сожалению, эту квартиру придется вернуть самоуправлению.
Важная ремарка: Закон о найме гласит, что после смерти главного нанимателя оставшиеся члены семьи должны в течение трех месяцев определиться, собираются ли они далее продолжать арендовать квартиру. Если да, то члены семьи должны подать заявление в Квартирное управление самоуправления с просьбой перезаключить договор на них.
Если же мать Виталия получила жилье не в порядке очереди, а в качестве помощи от самоуправления, например, как социальное жилье, а сын там просто задекларировался, он не будет иметь право на это жилье, поскольку в таком случае мог быть записан в договоре не как член семьи, а как «другое лицо» (cita persona). Человек, внесенный в договор самоуправления под графой «другое лицо», не имеет права перезаключить договор на себя и должен покинуть квартиру.
Но если речь идет о квартире, в которой семья живет с советского времени, но так ее и не приватизировала, то сын имеет право на перезаключение договора на себя.