«Есть ли в нашей стране центральное Бюро находок? Где искать пропавшие вещи?» – с таким вопросом в «МК-Латвию» обратился рижанин Леонид. Возвращаясь в Ригу из зарубежной поездки, мужчина решил сэкономить на такси и поехал из аэропорта домой на рейсовом автобусе. Выходя из автобуса, он чемодан вынес, а рюкзачок с фотоаппаратом забыл – сказалась бессонная ночь.
Когда через пару часов вспомнил и стал искать, – вещей и след простыл – водителю никто рюкзак не передавал: видимо, его прихватил кто-то из пассажиров. «На возвращение техники я не надеюсь, хоть бы вернули документы! – говорит Леонид. – Обычно воры их выкидывают, а тот, кто находит, сдает в полицию. Но не в моем случае – и через месяц документы никто не вернул – пришлось делать новые...» Насколько реально найти пропавшие вещи и документы?
Полезный адрес
Потеряли телефон, ключи, велосипед, кошелек, кольцо или сумку? Все обыскали, но не нашли? Не отчаивайтесь, возможно, вашу вещь кто-то уже нашел и сдал в Государственную полицию.
Стражи порядка предлагают посмотреть в каталог найденных вещей на сайте Госполиции (https://www.vp.gov.lv/lv/katalogs). В каталоге могут оказаться и краденые вещи, изъятые у воров или перекупщиков.
Последние данные показывают, что количество мелких краж в Латвии стремительно растет: в 2021 году их было 6519, а в 2023 году – уже 9422.
Нашли даже рупор
Но как именно потерянные и украденные вещи попадают в полицию? Обнаружить их помогают в том числе и добровольные помощники стражей порядка.
Одна из помощников полиции, рижанка Диана Б., рассказала «МК-Латвии» случай из практики, что как-то заметила подозрительную активность возле одного из заброшенных домов в рижском районе Дарзциемсе и решила проверить, что же там происходит:
– Однажды я заметила подозрительную активность у заброшенного дома в рижском Дарзциемсе. Присмотрелась и поняла – сюда местные воришки сносят все, что плохо лежит. Во время проверки по этому адресу были обнаружены велосипеды, самые разные автомобильные запчасти, скорее всего, открученные у окрестных машин, и даже рупор, который был украден из автомобиля одного из рижских театральных актеров. Оказалось, что это так называемый воровской схрон.
Обнаруженные вещи были описаны стражами порядка и выставлены на сайт Госполиции, и многие владельцы их опознали.
– Если владелец сможет по особым приметам доказать, что это его вещь, то получит ее обратно. Так, сейчас на сайте полиции выставлены сведения о велосипеде, найденном в лесу Яунмарупе, там указан и номер рамы. Если владелец назовет этот номер или укажет какие-то другие особые приметы велосипеда, то сможет его вернуть. Но если человек не заявил о краже и не смог доказать принадлежность вещи, то получить ее не сможет, – поясняет наша собеседница.
От кастрюль до телефонов
Некоторые вещи попадают в каталог Государственной полиции весьма странным путем. Например, комплект кастрюль и ножей (см. фото), по информации заявителя, был неизвестно кем принесен к нему домой по ул. Слокас в Добеле и просто оставлен. Владелец дома, так и не поняв, откуда взялись кастрюли, решил сдать их в полицию.
Есть среди вещей в каталоге полиции и телефон iPhone, недавно найденный в Даугавпилсе на улице Команданта. Владелец, если он заявит о себе, сможет также свой аппарат забрать.
Ищут своего владельца и ключи, потерянные на улице Бариню в Лиепае, и кошелек, найденный на улице Алисес в рижской Пардаугаве. А в районе Голубых гор в Огре найден рюкзак, потерянный кем-то из путешественников.
«Напрасно люди не обращаются в полицию!»
Интересно, что сразу несколько телефонов разных марок было потеряно в районе рижского Центрального вокзала. Телефоны находили и в Елгаве, и в других городах. Все они переданы в полицию и выставлены в специальном каталоге найденных вещей, поясняет Лига Дзилюма, старший специалист отдела полиции по связям с общественностью:
– Часто пострадавшие не верят, что им могут вернуть потерянные или украденные вещи и даже не обращаются в полицию, а зря. Люди часто приносят в полицию найденные документы, иногда вместе с сумками и другими вещами.
– Может ли человек лично прийти в полицейское Бюро находок и на месте посмотреть, нет ли там пропавшей или украденной у него вещи? По фотографии не всегда можно с точностью определить, твоя ли это вещь.
– Такого автономного структурного подразделения, как Бюро находок, в полиции не существует. Все найденные вещи передаются в ближайший участок того места, где вещь обнаружена. Понятно, что вещь или документы могут быть потеряны в одном районе, а обнаружены в другом.
Однако все найденные полицией или принесенные жителями вещи регистрируются в специальном электронном журнале происшествий, по возможности, в него заносятся важные для идентификации вещи сведения – например, ее номер или серия. Пострадавшему стоит позвонить в полицию 110 и заявить о своей пропаже. В каталоге, как видим, десятки кошельков самых разных форм и расцветок, десятки велосипедов и других вещей.
– Будет ли полиция сама искать хозяина вещи?
– Если по найденным вещам удается установить владельца, ему на декларированное место жительства отправят уведомление с приглашением явиться за своей вещью.
– А если по вещи сложно определить, кому она принадлежит?
– Если владельца по найденной вещи установить невозможно или же он в отведенное время приходит за своей утерянной или украденной вещью, Госполиция, по закону, хранит ее шесть месяцев, а затем принимает решение о признании этой вещи бесхозной.
– И какова дальнейшая судьба такой вещи?
– Она передается в ведение государства.
– Куда именно?
– Вещи, не имеющие ценности, уничтожаются, а дорогостоящие вещи полиция передает в Службу госдоходов, которая уже дальше действует в рамках закона – выставляет их на продажу или же принимает решение об их утилизации.
«Такие вещи мы потом продаем!»
Как же в Службе госдоходов обходятся с переданными полицией вещами и что это за вещи? С таким вопросом обращаемся к представителю СГД Кристине Аугсткалне-Яунберзине.
– В соответствии с ведомственными инструкциями, получив от полиции бесхозную вещь, бывшего владельца мы больше не ищем, – пояснила сотрудница СГД. – Мы пытаемся продать эти вещи, а вырученные деньги, конечно, идут в казну государства.
– Кто становится покупателем таких вещей?
– Как и в любом другом случае, когда речь идет о продаже государственной собственности, проводится опрос цен. Покупателем может стать любой.
– Как узнать, когда и где будут продавать бесхозные вещи?
– Приглашения принять участие в опросе цен публикуются на странице Службы госдоходов (vid.gov.lv), можно периодически заходить туда и следить за такой информацией. СГД в итоге реализует вещи по самой высокой из предложенных цен. Стоит учитывать, что вещи, передаваемые нам полицией, не имеют особой ценности и желающих ими завладеть не слишком много. При этом происхождение самой вещи – найденная она или краденая – СГД неизвестно.
– А если вещь не удается продать по объявлению и опрос цен не дает результата?
– В случаях, когда никто не проявляет интерес к выставленной на продажу вещи, Служба госдоходов такую вещь уничтожает. Так, например, уничтожают старые, бывшие в использовании телефоны.
А также 211 литров самогона
К примеру, 25 октября, как указано на странице СГД, сотрудники ведомства запланировали и произвели в Даугавпилсе уничтожение целой серии промышленных товаров, которым не нашлось другого применения. В списке 27 наименований (носки, рубашки, шапки, пакеты для покупки товаров), а также два бывших в употреблении флагштока, сувениры, тарелки, табличка, пояса, каска, прищепки, бывшие в употреблении рыболовные сети, пять антенн для автомашин без маркировки, один декодер, пульт, а также 211,55 литра самодельного алкоголя без акцизных марок и 52 единицы пирсинга. Все это было уничтожено в один день, как подтвердил ответственный за эту процедуру сотрудник ведомства Эдгар Гипторс:
– Конечно, алкоголь уничтожается отдельно, а все остальное одновременно. Отходы сдаются на свалку.
Спасите попугая!
В СГД передают и животных, которых тоже затем пытаются продать путем ценового опроса.
В частности, в 2022 году в Сигулде сотрудники Службы госдоходов решали судьбу девяти бесхозных попугаев, шесть из которых были особо редкого, охраняемого вида. Все они были переданы в надежные руки.
А вот беспородных собак, оказавшихся на государственном иждивении, Служба госдоходов чаще всего безвозмездно передает в приюты для животных. Например, в сентябре прошлого года в пансинат «Улубеле» в Стопиньской волости было передано сразу 32 собаки. Все они, как пояснил ответственный именно за эту акцию сотрудник СГД Илмар Кукурс, были изъяты у одного владельца за нарушения правил содержания животных.
Светлана ГИНТЕР