Министр здравоохранения Хосам Абу Мери посетил с рабочим визитом Даугавпилс. После этого стало наконец понятно, что Даугавпилсской региональной больнице закрытие больше не грозит. Государство готово перенять ее у города. Как это скажется на пациентах и что делает Минздрав, чтобы людям не приходилось годами стоять в очереди на прием у врачей?

«Ситуация улучшилась, но все еще критическая»

Как подчеркнул министр Хосам Абу Мери, главной целью его визита было ознакомиться с положением ДРБ на данный момент, а также обсудить вопросы о перенятии больницы государством.

Саму ситуацию в нашей региональной больнице министр оценил, как все еще критическую, хотя обратил внимание, что она немного улучшилась по сравнению с октябрем прошлого года. Фактический долг уменьшился на 2,4 миллиона евро, но еще очень велик. Министр не стал обсуждать вопрос, как произошло, что за какие-то два года долг больницы вырос до критического – до 10 миллионов евро!

Как рассказал Хосам Абу Мери на непродолжительной пресс-конференции из-за затянувшейся встречи с медиками, он с мэром города Андреем Элксниньшем окончательно добились соглашения о частичном перенятии ДРБ государством, в частности Министерством здравоохранения.

Хосам Абу Мери согласился ответить на вопросы газеты «МК-Латвия» дополнительно и весьма обстоятельно.

Общий долг больницы вырос до 10 миллионов

Вкратце напомним сложившуюся ситуацию. У ДРБ всегда были финансовые проблемы, но долги не достигали даже полумиллиона евро. А в прошлом году не только даугавпилчан шокировала информация, что общий долг больницы вырос аж до 10 (!) миллионов евро. Как же такое могло произойти, вопрошали жители друг у друга. Ответа от администрации больницы и из думы не последовало.

А ситуация начала резко ухудшаться еще в 2019 году. В мае того года должности членов правления покинули прежние руководители – Рейнис Йокст и Илона Скринда, а исполняющим обязанности руководителя больницы был назначен экономист Григорий Семенов.

Сейчас говорят, что первым ударом для больницы стала пандемия, затем энергетический кризис. Однако другие больницы вышли из этого периода со значительно меньшими потерями, чем ДРБ. В чем истинная причина финансового краха региональной клиники, мы с вами можем только догадываться.

В 2023 году избежать банкротства больнице помогли кредиторы-предприниматели, вошедшие в положение ДРБ и согласившиеся подождать выплат «какое-то время», пока крупнейшее региональное медицинское учреждение найдет возможность рассчитаться с долгами.

При этом новое руководство больницы, Инта Вайводе и Эдгар Лабсвирс, были вынуждены принять самые драконовские меры: сократить вспомогательный персонал, урезать дополнительные часы медикам, в том числе и специалистам, которые вели примем пациентов в дочерней структуре ДРБ – городской поликлинике. Конечно, очень кстати оказалось увеличение дотаций ДРБ от государства.

Ждут приема у врачей по полгода

Сокращение часов приема специалистов в поликлинике, вполне естественно, сказалось на пациентах, которые по-прежнему не могут по полгода, а то и больше попасть на прием к нужному врачу. Нормальная ли это ситуация, «МК-Латвия» спросила у министра здравоохранения Хосама Абу Мери.

– Год назад, когда ситуация в больнице была крайне критической, наверно, это был один из шагов, которые необходимо было приять, – считает министр. – Новому руководству ДРБ за короткий срок удалось стабилизировать ситуацию, договорившись с крупнейшими кредиторами отсрочить выплаты по долгам, а также оптимизировав расходы. В тесном сотрудничестве с Национальной службой здравоохранения удалось обеспечить непрерывность предоставления услуг по уходу за здоровьем для жителей Латгалии, больница продолжила реализацию всех начатых ранее проектов по развитию. Рост доходов за первые шесть месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года позволил государству выделить больнице дополнительно 2,8 миллиона евро.

Что касается сокращения персонала и урезания часов приема для специалистов, это всецело компетенция оперативного управления и планирование персонала, поэтому эти вопросы нужно задавать руководству ДРБ. Но могу сказать точно, что в 2024 году запланированное финансирование ДРБ для амбулаторных услуг увеличилось на 14%, а для стационарных – на 14,6%. Это дополнительное финансирование также направлено на уменьшение очередей к специалистам для консультаций, диагностических исследований и реабилитации.

«Прошлое руководство не справилось…»

– Почему больница оказалась в подобной ситуации?

– Я анализировал этот вопрос и могу сказать, что причина всецело в неумении прежнего руководства управлять медицинским учреждением.

– И какие шаги предпринимает Минздрав, чтобы выявить виновного или виновных в том, что ДРБ оказалась на грани закрытия?

– Сейчас наиболее важным является спасение самой больницы, а об остальном будем говорить позже. Даугавпилсская региональная больница в системе здравоохранения Латвии является стратегически очень важным объектом. Это крупнейший многопрофильный центр по оказанию услуг здравоохранения вне Риги. ДРБ обеспечивает круглосуточную неотложную и амбулаторную помощь не только для жителей Даугавпилса и Аугшдаугавского края, но и всей Латгалии. Поэтому, когда в сентябре прошлого года министерство получило письмо от самоуправления Даугавпилса, в котором дума просила, цитирую, «оценить возможность долевого участия в ДРБ, переняв доли капитала больницы у Даугавпилсского самоуправления», мы в министерстве отнеслись к этому очень серьезно. Я незамедлительно поехал в Даугавпилс, чтобы лично обговорить с городским руководством и администрацией больницы вопросы критического состояния ДРБ и проблематику управления больницей: в частности – приоритеты по обеспечению качественных медицинских услуг для жителей Латгальского региона. Замечу, что региональные больницы Латвии имеют очень разные финансовые показатели, и на тот момент наихудшие показатели были как раз у ДРБ. В тот момент еще прежнему руководству было указано на отсутствие эффективного управления. Я очень удовлетворен работой нынешнего руководства и тем, как оперативно акционеры сумели сменить неэффективное руководство на людей, понимающих и знающих, как необходимо руководить таким огромным медицинским учреждением.

«Мы готовы перенять больницу!»

– Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш в последнее время многократно подчеркивал, что если ДРБ перейдет под покровительство государства, то наша больница сможет даже получить статус университетского клинического медицинского учреждения. Насколько это вообще реально, учитывая, что в регионе нет медицинских вузов?

– Это вопрос далекого будущего. Министерство ознакомилось с оценкой независимых аудиторов о делах в Даугавпилсской региональной больнице и готово обратиться к правительству с просьбой поддержать дальнейшее участие государства, а точнее Министерства здравоохранения, в долях ДРБ. Но для начала нынешние акционеры должны выполнить свои домашние задания. Как только Даугавпилсская дума примет решение о бесплатной передаче долей капитала государству, министерство готово сразу же подать соответствующее обращение к правительству. Несомненно, что государственное долевое участие позволит более тесно сотрудничать с клиническими университетскими больницами, но что касается самостоятельного статуса, то сегодня что-либо четко сказать на этот счет нельзя.

– При перенятии ДРБ государством (министерством), что будет с городской поликлиникой?

– Даугавпилсская городская поликлиника является структурным подразделением больницы, и никаких изменений в этом не планируется.

Ставка на передовую кардиологию

– Сегодня очень много говорят о проблемах, связанных с отсутствием специалистов в целом. И Даугавпилс в этом плане не исключение. По собственному опыту могу сказать, что в городе, чтобы попасть по направлению к кардиологу, необходимо ждать в очереди не менее полугода. А, например, в той же городской поликлинике, которая является структурным подразделением ДРБ, и вовсе записаться можно только на год вперед. Есть, конечно, альтернатива: пойти за 40–80 евро к платному специалисту. Но в городе, в котором, согласно статистике, 30% жителей вынуждены работать за «минималку», а многие пенсионеры получают пенсию ниже 300 евро, это большая роскошь. Какое вы видите решение проблемы?

– Привлечение молодых специалистов во многом зависит от стратегии развития медицинского учреждения. Если мы говорим конкретно о Даугавпилсской больнице, то на данный момент там ставка делается на развитие услуг по онкологии и передовой кардиологии. Эти две отрасли медицины, несомненно, привлекут молодых специалистов в данных отраслях. Но хочу подчеркнуть, что отсутствие специалистов – это проблема и вызов для всей медицины, поэтому Министерство здравоохранения разработало стратегию развития человеческих ресурсов, и мы планируем, что до конца этого года она будет одобрена в правительстве, чтобы целенаправленно и комплексно решать эти проблемы.

Спасет ли телемедицина от очередей?

Несмотря на то, что министр Абу Мери признает серьезные проблемы в медицине, он все же считает, что качество медицинских услуг в Латвии очень высокого уровня:

– У меня много хороших друзей во многих странах мира, и они все признают, что само качество медицины в нашей стране очень хорошее. Многие жители, которые сталкивались с медицинской системой за границей, тоже считают нашу медицину очень хорошей. Да, и мне не нравятся большие очереди к специалистам, но с таким проблемами сталкиваются и за границей. И это не только вопрос финансов, это вопрос человеческих ресурсов. И в более развитых странах Европы и мира есть проблемы с нехваткой специалистов, поэтому мы внедряем самые современные технологии, например, телемедицину, чтобы можно было помочь как можно большему количеству больных, – поясняет Абу Мери.

Он подчеркивает, что в целом не все так и плохо, как это говорят представители медицинских учреждений. По его утверждению, в 2024 году государственное финансирование для больниц в целом увеличено на 14% по сравнению с прошлым годом. Причем на амбулаторное лечение отведено 642 миллиона евро, а стационарное – 676 миллионов. Дополнительно на медицину государство направило 275 миллионов евро – это самое большое увеличение в отношении других приоритетных отраслей.

Одно направление – одна запись

Министр согласен с тем, что предстоит очень много работы по улучшению доступности медицинских услуг, но он считает, что по сравнению с прошлыми годами сделан большой шаг вперед по первичному медицинскому уходу и укреплению неотложной медицинской помощи, а также в онкологии.

Хосам Абу Мери уверен, что в ближайшие годы министерству удастся навести порядок в прозрачности в здравоохранении. Этому поспособствует как электронная запись к специалистам, так и доступность результатов исследований в электронном виде.

– Мы сумеем уменьшить двойные записи на прием у врачей и обследования примерно на 20% уже в самое ближайшее время, – обещает министр.

Семейные врачи получат доплаты

– Господин министр, во время продолжительной встречи с медиками в ДРБ, насколько знаю, был затронут вопрос о семейных врачах. Как вы оцениваете работу семейных врачей в Латгальском регионе, по-вашему, это нормально, если у одного специалиста приписаны 2000 пациентов?

– Доступность семейных врачей в регионах также является одним из приоритетных вопросов. Министерство планирует увеличить доплаты семейным врачам, работающим на селе, в зависимости от количества населения в определенной территории. Министерство считает, что очень важно поддержать инициативы по открытию новых практик семейных врачей, особенно в сельской местности. В связи с этим в 2025 году планируется создать Центр методического управления семейной медицины, который объединил бы единые руководящие принципы качества и разработку критериев. На наш взгляд, очень важно работать над профилактикой, вакцинацией, надзором за хроническими пациентами, а также предпринимать все усилия для создания совместных практик.

Что касается количества пациентов, то оптимальной моделью для семейного врача является 1500 пациентов, если практика открыта пять рабочих дней в неделю – 40 часов, и столько же время доступна по телефону.

Победить ожирение, пойти в армию

Как известно, некоторые чиновники в военном ведомстве высказывают возможность призывать на обязательную службу не только молодых парней, но и девушек. В обществе такой вариант вызывает не только недоумение, но даже возмущение. Люди судачат, мол, мы же не Израиль, который со дня своего основания все время с кем-то воюет. Свое мнение по данному вопросу высказал и Хосам Абу Мери.

По его мнению, геополитическая ситуация сегодня такова, что и Латвии приходится больше внимания уделять государственной безопасности, и общество должно принимать в этом участие. Государственная служба обороны предоставляет любому гражданину принять участие в гособороне – получить новые навыки, знания и даже сделать карьеру в военной области, считает Абу Мери. Он уверен, что полученные навыки женщинам могут дать чувство безопасности и уверенность в себе. В критических ситуациях, уверен министр, женщина сумеет принять правильные решения.

– Извините, господин министр, но о какой регулярной армии может быть речь, если, согласно статистике, 60% молодых людей по состоянию здоровья вовсе не годятся для службы в армии?

– К сожалению, мне приходится признать вашу правоту. Общее состояние здоровья юношей просто критическое. Исследования показывают, что в Латвии у детей в возрасте 11–15 лет уже имеется лишний вес, а удельный вес населения с ожирением составляет 22,8%. В свою очередь у юношей в возрасте 15–24 лет удельный вес ожирения составляет уже 24,7%. Я многократно говорил о том, что в отрасли здравоохранения необходима смена парадигмы – намного больше нужно работать на профилактику. Мы больше не имеем права игнорировать увеличение распространения ожирения, нужно действовать!

И министерство работает в данном направлении. Эксперты и специалисты Министерства здравоохранения разработали среднесрочный план по предотвращению распространения ожирения среди молодежи на 2025–2029 годы, чтобы решать данную проблему в Латвии. В первую очередь программа предусматривает комплексный подход, чтобы способствовать переменам привычек и пониманию в обществе о здоровом образе жизни.

Это двойные стандарты?

– Господин министр, вы не раз подчеркивали, что ваше непременное требование, чтобы медики на работе говорили исключительно на государственном языке. А разве от этого исчезнут проблемы в медицине?

– Хочу подчеркнуть, что использование государственного языка – это не только вопрос законодательства, это вопрос собственного достоинства и зрелости нашего общества в целом. Наша Конституция определяет статус государственного языка, и его должен уважать каждый. Получать информацию о своем здоровье – это вопрос безопасности самого пациента, но обязанность государственных учреждений заключается в том, чтобы использовать для общения латышский язык, поэтому я основательно обсудил этот вопрос с руководителями больниц. Медицинские учреждения уже сегодня предлагают узнать, на каком языке общается тот или иной специалист. Врач не обязан общаться на иностранном языке, а оказывать медицинскую помощь. Пациент, не владеющий государственным языком, имеет право для посещения брать с собой родственника или нанимать переводчика.

Но что примечательно: во время визита в Даугавпилс, после непродолжительной пресс-конференции, министр ливийского происхождения повстречался с коллегой из одной арабской страны. И вот человек, призывающий врачей больницы общаться с русскоязычными пациентами исключительно на государственном языке, с этим самым коллегой почему-то в здании больницы стал разговаривать не на госязыке, а… на арабском! Как же так, господин министр, двойные стандарты?

Игорь АМЕЛЬКА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.