Отправляя своего ребенка в детский сад или школу, хочется быть уверенным, что уж где-где, а там он точно в безопасности и с ним ничего не случится. Можно понять уровень стресса тех родителей, которые посреди бела дня получают звонок со словами: «Ваш мальчик упал, вызвали бригаду медиков…» Но еще большая волна эмоций накрывает, когда приходишь за ребенком в детсад, а тебе навстречу идет чадо с синяком под глазом или выбитым зубом, и воспитатели говорят: «Да ничего страшного!» Это нормально, спрашивается? Чего ожидать и к чему быть готовым, пока твой ребенок учится?
«Минус два зуба и 300 евро»
Ребенок Полины пришел из сада с разбитой губой. При детальном осмотре мама поняла, что удар был настолько сильным, что у сына посинела десна и шатаются два передних зуба.
– Спросила: «Что случилось?», – вспоминает Полина. – Сын сказал, что во время прогулки к нему мальчик из старшей группы подбежал и «больно бодался». Мой заплакал, у него пошла кровь, его отвели в группу, умыли, переодели, отвели обратно на площадку.
Мать повезла ребенка к стоматологу. Вердикт: несмотря на то, что зубы молочные, их надо удалять из-за флюса, образовавшегося после сильного удара.
– Так как сын и без того не жалует стоматологов, то удаление возможно лишь при общем наркозе, что вместе с лечением будет нам стоить не меньше 300 евро, – возмущена Полина.
На следующий день после инцидента она пошла в детский сад, выяснить причину и подробности произошедшего. Но, по ее словам, никто из педагогов не видел, что произошло. Расстроенная мама пошла к заведующей учреждения, но и там правды не нашла: заведующая ссылалась на проблемы с персоналом, нехватка, отпуска и т. д.
– При чем здесь это, не понимаю. Также не понимаю, почему мне не сообщили о случившемся сразу, ведь у ребенка налицо травма, причем не самая легкая. Неужели никто так и не понесет ответственности за утерянные зубы и урон семейному бюджету?
Другая рижская мама, Карина, говорит, что у ее ребенка уже четыре шва на лбу. Травму он получил в частном садике, посещение которого стоит 500€ в месяц. Несмотря на высокие тарифы, работники садика тоже «ничего не знают и не видели».
– Педагоги считают, что травма ребенка – это наши проблемы, – считает Карина. – Во многих странах страховка садиков покрывает стоимость лечения ребенка в таких случаях, но – не у нас.
У Элины из Юрмалы другая история. Ее дочке в детском саду мальчик «заехал» в глаз металлической машинкой, остался синяк и кровоподтек.
– Воспитатель предотвратить инцидент не успела, но позвонила мне, все объяснила, и когда я забирала ребенка из садика, снова подробно рассказала всю ситуацию. И на собрании, которое состоялось через несколько дней после инцидента, она выделила отдельное время для разбора этой ситуации и разговора с мамой мальчика, ибо тот мальчик бил без разбора всех, кто попадался под руку. Я благодарна воспитательнице за корректное поведение и претензий не имею.
«Да тут и за одним не уследишь!»
А рижанка Яна решила вообще не привлекать педагогов детского сада к решению конфликта.
– Моему сыну другой мальчик покусал руку, и я напрямую связалась с мамой обидчика. Та сказала, что сын и младшего брата дома кусает, и ничего она не может поделать, – поделилась Яна. – А воспитатели того пятилетнего мальчика даже в группе за ручку водят, чтобы он никого не покусал.
– Как двое взрослых могут уследить за целой группой непосед? Это просто нереально, –высказывается Марина из Даугавпилса. – Я за своим ребенком могла не усмотреть или не успеть среагировать на его поступки. Дочка нет-нет, но ходила порой с синяками. А в школьной поездке во время посещения аквапарка ей наполовину выбили коренной передний зуб, теперь каждый год ходим пломбу наращивать. А вот подруга работала воспитателем в детском саду. Был у них мальчик-непоседа. И вот сидели они с этим ребенком за столом, что-то делали вместе, и пришла за ним мама. В секунду пацан вскакивает со своего места, несется в туалет, поскальзывается на плитке и летит лбом в раковину. Увезли мальчика на «скорой». Мой совет: делайте своим детям страховку. А травмы в саду, в школе будут, так как это дети.
– А я вообще удивляюсь, как своего 4-летку забираю из садика, и он уходит на своих ногах, особенно летом, – говорит Инга. – Это же треш настоящий: с улицы домой приходит как с поля боя, весь в ссадинах, ушибах… Мне искренне жаль в таких ситуациях педагогов детского сада. Они в постоянном стрессе, и не каждый родитель это понять может.
Кто виноват?
– К счастью, детские сады и школы – не то место, где дети травмируются чаще всего, – признается Илзе Кондратюка, главный специалист-эксперт отдела поддержки образования Департамента образования, культуры и спорта Рижской думы. – По статистике травм, образовательные учреждения стоят далеко за травмами бытовыми, спортивными (на тренировках, детских площадках), полученными во время отдыха и т. д. Дети – это дети, они разные, они активные, они бегают, прыгают, лазают, познают мир, и вряд ли найдется хоть один ребенок в мире, который ни разу бы не «заработал» себе какую-нибудь травму.
– И тем не менее такое все-таки периодически случается в садиках и школах. И нередко слова ребенка расходятся с версией педагога или персонал и вовсе не видел, что произошло. А родитель хочет разобраться в ситуации, найти правду. Где пролегает грань между недосмотром педагога и виной самого ребенка? Есть какие-то критерии?
– За безопасность ребенка в образовательном учреждении отвечает образовательное учреждение. Это не значит, что каждый сотрудник, педагог безотрывно следит за тем, чтобы чего не случилось: «Не ходи туда, не лезь сюда, сиди рядом…» Это даже физически невозможно. Но подробно разъяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя, это задача педагога. Он же должен рассказать родителю, как лучше одевать ребенка, чтобы ему было удобно и безопасно двигаться, какие игрушки ему можно давать с собой, как научить ребенка взаимодействовать с окружающими – тоже. Но четких критериев, чтобы безоговорочно определять виновного в травме ребенка, нет. Каждый случай – индивидуальный, где оцениваются все обстоятельства с разных сторон. Например, ребенок упал, что называется, на ровном месте, потому что ему велика обувь и его ножки зацепились друг о друга. Виноват воспитатель, который не успел добежать до падающего, или родитель, который дал в садик обувь не по размеру? Или вот ребенок упал зимой во время прогулки, поскользнулся, потому что не были вовремя почищены дорожки – здесь есть вина ответственного за уборку территории работника.
– Но где-то же указано, за что должны отвечать садик и школа в плане безопасности детей?
– Да, есть правила № 474 Кабинета министров «Порядок обеспечения профилактики здоровья, первой помощи и безопасности учащихся в образовательных учреждениях и на организуемых ими мероприятиях», в которых четко оговорено, как должна быть обеспечена безопасность ребенка. Это и противопожарная безопасность, и информирование родителей и детей, и алгоритм действий на разные случаи… В образовательных учреждениях Риги действует распоряжение Департамента образования, культуры и спорта, который предписывает руководителям образовательных учреждений информировать департамент в случае тяжелых травм (те, при которых необходима неотложная медицинская помощь). Мы должны получить сведения о том, что конкретно случилось, что сделано персоналом учреждения. Департамент, в свою очередь, связывается с учреждением для выяснения обстоятельств произошедшего. С более «легкими» случаями работает непосредственно учреждение – например, в эту категорию входят ушибы, царапины.
Если надо, то и в больницу увезут
– Кто в садике или школе оценивает степень тяжести несчастного случая?
– Согласно тем же правилам № 474, в каждом учреждении должны быть люди, прошедшие специальные курсы по оказанию первой помощи и умеющие ее оказывать. К тому же в каждой школе есть медицинский работник (медсестра). В садиках наличие медработника зависит от количества групп и детей в них. Это может быть и 0,3, и 0,5 ставки – соответственно, медработник не будет доступен ежедневно в течение полного рабочего дня. Но педагогам и ученикам должна быть доступна информация о том, где можно получить первую помощь.
– Какой алгоритм действий учреждения, если ребенок травмируется?
– Первое, и самое главное – незамедлительно оказать первую помощь, оценить ситуацию. И если травма довольно серьезная, угрожающая жизни или здоровью, то вызывать бригаду неотложной медицинской помощи.
– В какой момент нужно информировать родителей?
– После того, как оказана первая помощь и оценено состояние. Тогда воспитатели сначала информируют руководителя учреждения, а затем – родителей. Это обязательно. Например, в случае читательницы, где у ребенка была травмирована губа и впоследствии удалены зубы, педагогу однозначно нужно было информировать родителей незамедлительно. Конечно, если ребенок, например, лишь поцарапал палец, об этом можно сообщить и позже, когда за ним придут, но сделать это нужно непременно.
Не в каждом случае необходимо обращаться в медицинское учреждение. Часто наши сотрудники звонят в службу неотложной медицинской помощи и по телефону консультируются с медиками о необходимости выезда бригады на место происшествия. Не всегда это требуется, но бывает, что нужно обратиться к врачу в поликлинике, чтобы убедиться в отсутствии осложнений.
– А если дело доходит до больницы? Могут ли увезти ребенка в больницу, не информируя родителей?
– Родителя проинформируют, как только вызовут карету «скорой». Если есть угроза жизни, то ребенка увезут без родителя, но тогда ребенка будет сопровождать кто-то из работников учреждения. Но чаще всего родитель успевает домчаться до садика (школы) и поехать в больницу вместе с ребенком.
А за выбитый зуб заплатите?
Выясняем, где и от чего можно застраховать ребенка
Страховые компании (но не все!) предлагают родителям застраховать своих отпрысков от несчастных случаев – как дома, так и вне его стен. Выбор страховых программ довольно широк: как для детей, ведущих рядовой образ жизни, так и для спортсменов, занимающихся спортом повышенного риска (например, фехтование, фигурное катание, прыжки на батуте…).
Возраст варьируется от новорожденных (у некоторых компаний) до 18 лет. Что примечательно – помимо компенсации непосредственно за физический ущерб компания может включить в страховую программу компенсацию за порчу имущества (одежды, рюкзака, учебников), за расходы на транспорт (топливо или такси до медицинского учреждения), «утешительный бонус» в виде билетов в кино и т. д.
Выбирая страховщика и вид полиса, рекомендуется уточнить, что именно подлежит компенсации, например, включена ли в программу стоматология и возместят ли ущерб за порчу или потерю молочных зубов в результате травмы.
Важно понимать, что это не медицинская страховка, и она не решит проблему с очередями к врачам-специалистам. Каждый страховой случай надо будет подтвердить документально. Как именно – это расскажут в конкретной страховой компании.
Расценки на страхование детей от несчастных случаев примерно следующие (взяты с сайтов компаний, некоторые страховщики свои предложения выставляют только после индивидуального запроса потенциального клиента):
If – от 17,05 до 99,80 евро за год.
Compensa – от 6 до 50 евро за год.
BTA – от 16,50 евро за год.
BAN – от 2,55 до 107 евро за год.
Стоимость определяется комплектом оплачиваемых услуг и образа жизни и спорта ребенка (от уроков физкультуры до профессиональных экстремальных видов спорта).
А видеонаблюдение можно?
– Могут (или должны) ли в детском саду стоять камеры наблюдения? В школах, мы знаем, они есть.
– В школах камеры обязательны для коридоров, гардеробов, территорий, прилегающих к зданию. Для кабинетов, спортзала они необязательны. А для детских садиков камеры видеонаблюдений необязательны и вовсе. В некоторых детских садах есть камеры, установленные на прилегающих территориях, но они используются для охраны территории.
– Могут ли родители воспитанников детсадов инициировать установку видеокамер?
– Так как камеры видеонаблюдения – сфера защиты личных данных, то нужно собрать подписи всех родителей воспитанников детского сада, всех педагогов, а также понять, где и для чего им нужны видеокамеры – дети ведь не сидят на месте в рамках одной группы: это и актовый зал, и спортивный, и множество площадок на улице, также группы могут менять помещение, перемешиваться между собой (летом, например)… Установка камер в детском саду по инициативе родителей не выглядит целесообразной и финансово выгодной для самих же родителей.
Обращайтесь – поможем
– Сейчас в Латвии внедрена программа интегрированного образования, то есть вместе с обычными детьми в одной группе или классе учатся дети с нарушениями обучения. Некоторых родителей беспокоит поведение таких деток.
– Да, интегрированное образование сегодня – наша реальность. Но эти дети не одни в школе или садике – с ними работает поддерживающий персонал, психологи, логопеды, специальные педагоги, социальный педагог, ассистенты, помощники учителя. И если вдруг случается какой-то инцидент между «интегрированным» ребенком и обычным, то к решению конфликта привлекаются и родители обеих сторон, и ответственные педагоги, чтобы рассмотреть ситуацию, обговорить дальнейшие действия по поддержке детей.
– Если дети между собой подрались, один травмировал другого, то как лучше в этом случае поступить родителю пострадавшего – связаться напрямую с родителями другого ребенка или разбираться через педагога и администрацию?
– Однозначно обращаться к руководству учреждения – оно обязано отреагировать и беспристрастно разобраться. Насчет всего, что происходит в образовательном учреждении, необходимо обращаться к его руководству. Если ситуация не находит продолжения и решения, то обращаться к нам, в департамент.
– Есть ли смысл родителю писать заявление в департамент, если несчастный случай произошел в садике или школе, а персонал не идет на контакт (якобы они ничего не видели, ничего не знают)?
– Да, конечно. Каждый травматический случай, о котором следует сообщать руководству учреждения, родителям, и уж тем более в департамент, должен детально рассматриваться. То есть обсуждаются все обстоятельства произошедшего, устанавливается причина. И если оказывается, что причина – в недоработках обеспечения безопасности самого учреждения, то проводятся превентивные меры: неисправное чинится, недоделанное доделывается или переделывается и т. д. И если с родителем нет коммуникации со стороны персонала садика или школы, то следует обращаться за помощью в Департамент образования, культуры и спорта.
– Накануне нового учебного года, особенно когда многие дети пойдут в садики и школы впервые, что следует знать и учитывать их родителям в плане безопасности и несчастных случаев?
– Для родителей очень важно сотрудничать с педагогом, интересоваться о достижениях и неудачах своего чада, консультироваться на тему, как сделать, чтобы ребенку было легче и успешней начать учебный год и социализироваться. Также с дошкольниками и школьниками нужно говорить о правилах безопасности на улице, о правилах поведения в садике и школе, о том, как надо и не надо взаимодействовать со взрослыми и сверстниками...
– Думаете, они все это запомнят и усвоят?
– Разумеется. Дети, несмотря на всю свою активности и шаловливость, очень хорошо усваивают то, что им методично, регулярно говорят взрослые.
Елена ПЕВЦОВА