Латгальский зоосад в Даугавпилсе – единственный муниципальный парк зверей в Латвии. Более того, это – один из трех зоосадов Латвии, имеющих государственную лицензию и поэтому он имеет право именоваться именно зоосадом, а не микрозоопарком, парком зверей, городком животных, живым уголком или зверинцем. А последних в Латвии предостаточно, как много и просто любителей домашних животных.

Лицензия зоосада на сегодняшний день имеется только у трех парков дикой природы в Латвии.

В первую – это, конечно, Рижский зоопарк: один из крупнейших парков дикой природы в северной части западной Европы. В настоящее время его площадь составляет 19,9 га. В 1993 году был открыт филиал «Цирули» близ Лиепаи, расположенный на территории площадью 137 га. Посещаемость Рижского зоопарка оценивается в 300 тыс. посетителей в год. В нем содержится более 2000 особей более 400 видов диких и домашних животных.

В поселке Бригене Деменской волости Аугшдаугавского края расположен птичий парк Raptor. В парке есть различные виды местных и экзотических птиц, такие как редкие совы, страусы, фазаны, павлины, белощёкий ворон, орел и ястреб. А также в парке живут лани и лошади (породы Тинкер), добрый пони, а также дружелюбные козы, которые с радость отведают угощение из ваших рук, и также козлик Тошка, который проведет вас по своим владениям.

И, наконец, лицензированным зоосадом в Латвии является муниципальный Латгальский зоосад в Даугавпилсе. На сегодняшний день тут обитают более 150 экзотических видов животных. Латгальский зоосад является концептуальным зоосадом – он создан в соответствии с авторской концепцией, в соответствии с которой в зоосаде Даугавпилса принципиально нет животных, которые были бы отловлены в дикой природе – тут никто не находится в неволе. Все животные зоосада – из зооокультуры и, подобно домашним котикам и собачкам, многими поколениями живут рядом с человеком.

Приют для брошенных животных

- Почти никто не знает, что наш зоосад является и приютом для экзотических животных, ставших ненужными своим хозяевам – большинство наших питомцев, которых вы видите в террариумах зоосада, именно такие. Так к нам попадают животные, купленные их хозяевами в Латвии или привезенные из разных стран, которых владельцы не могут или не хотят больше содержать.

Согласно концепции, в экспозиции зоосада можно увидеть только небольших тропических животных из зоокультуры, для которых созданы условия, близкие к дикой природе. Для этого в Латгальском зоосаде создана уникальная единая для животных и посетителей природоподобная среда: искусственные скалы, пруды и озера, папоротники, водопады, баньяны и лианы, главным дизайнером и создателем которой является энтомолог и эколог, доктор биологии Валерий Вахрушев.

Большая часть животных в зоосаде размножается, многие из них живут у нас поколениями, так, например, прямо в данный момент в стоящем за вашей спиной инкубаторе развиваются яйца королевских питонов – это будет уже 4 поколение, живущее в нашем зоосаде.

- Животные у нас проживают в 100 специально оборудованных биофильтрами, скрытым подогревом, специальным освещением, мощными насосами террариумах, бассейнах, аквариумах и вольерах, - продолжает Михаил Пупиньш. - Всего на сегодняшний день коллекция с беспозвоночными насчитывает около 2000 особей, среди которых в экспозиции представлены такие необычные и интересные животные, как крокодиловый кайман, тигровый и королевские питоны, Эдиповы тамарины, Яванские макаки, каймановая, свиноносая и змеиношеяя черепахи, броненосцы, мохнатые птицеяды и императорские скорпионы, попугаи, огромные Паку, скаты и другие рыбы.

Первая задача, это охрана природы

- Часто принято считать, что основная функция любого зоосада – это демонстрация разнообразных животных и, при необходимости, рассказы гидов о них, их среде обитания, повадках и так далее, - говорит наш собеседник. – На самом деле, у зоопарков в Евросоюзе есть три обязательных внешних функции: охрана природы, потом научно-исследовательская работа и только затем экологическое образование и экологическое воспитание общества. Чтобы иметь соответствующую государственную лицензию, все зоосады ежегодно проходят детальную и сложную проверку – могут ли они иметь статус зоопарка. В частности, наш зоосад ежегодно проходит проверку квалифицированных специалистов Управления охраны природы Латвии. И все функции зоопарков Европы по охране природы, научной работе и экологическому воспитанию мы успешно выполняем, многие на уровне других, больших зоопарков.

Биолог рассказал, что Латгальский зоосад многие годы занимается практической охраной дикой природы Латвии.

- Можно сказать, что мы охраняем то, что изучаем, и наоборот – что изучаем, то и охраняем, - со свойственным ему юмором подмечает ученый.

В результате такой деятельности биологи Латгальского зоосада создали два микрозаказника европейского значения Natura2000 для редких лягушек, вырыли и восстановили 72 пруда для редких земноводных и болотных черепах, улучшили более 120 га наземной среды обитания или биотопов земноводных, вырастили и выпустили в дикую природу более 6000 краснобрюхих жерлянок, около 1000 камышевых жаб, 62 болотных черепахи, предоставили десятки экспертных мнений о видах животных и средах их обитания, изъяли из дикой природы десятки инвазивных черепах, которых биолог в шутку называет нелегальными мигрантами.

В гости к… «любимой бабушке»

По словам Михаила Пупиньша, самым субъективным критерием для зоосада является то самое экологическое образование, так как посетители приходят и уходят, и все что можно о них сказать – это количество посетителей в определенный период. По данным зоосада, в год его посещают, между прочим, в среднем около 60 000 человек, как из Латвии, так и из-за рубежа.

Сотрудники зоосада стараются сделать все возможное, чтобы посетители, побывав в Латгальском зоопарке, не просто посмотрели животных, а прониклись уважением к дикой природе. Поэтому сама экспозиция выстроена приближенной к среде обитания животных. Там, где это возможно, отсутствуют заграждения, и посетители могут ощутить себя не в зоосаде, а именно в самой дикой природе, даже пообщаться с животными тет-а-тет.

Кстати, экспозиция Латгальского зоосада в Даугавпилсе создана таким образом, что некоторые животные могут остаться для посетителей невидимыми, как это и происходит в большинстве случаев в самой природе.

На этот счет специалист подчеркивает:

- У нас есть своя концепция «любимой бабушки». Это значит, что мы стараемся работать так, чтобы потенциальные посетители приходили дружески пообщаться с уже известными им животными, окунуться в их жизнь, а не для того, чтобы они спрашивали всякий раз: «А кто у вас новый?» Ведь и к своей бабушке вы каждую неделю с радостью ездите не потому, что вам каждый раз привозят новую бабушку, а потому, что вы едете навестить свою любимую бабушку.

Биолог отметил, что обитателям зоосада сотрудники преднамеренно не дают никаких кличек, чтобы любому посетителю было легче общаться с животными, ведь люди не могут знать, как животные сами называют других особей на своем, непонятном человеку, языке.

Новый вид рептилий в Латвии: двести лет спустя!

Впервые материал о редком виде Латвии – болотной черепахе, был опубликован аж в 1826 году. Как рассказывает Михаил Пупиньш, болотных черепах в Латвии не так часто можно увидеть в живой природе. Ученые, занимающиеся исследованием именно этого вида животных, как правило обнаруживают их раз в 7-10 лет.

И вот несколько дней назад ученым очень крупно повезло: была обнаружена взрослая самка из доселе еще не выявленной северной популяции болотной черепахи в Латвии! Более того, она отложила яйцо, которое поместили в инкубатор.

На сегодняшний день найденная редкая черепаха находится в Латгальском зоосаде для генетического исследования ее происхождения. Образцы ДНК животного будут отправлены во Францию, чтобы установить. является ли это пресмыкающееся местным или все же нет. Если выяснится, что она латвийского происхождения, то ее отпустят в среду ее постоянного обитания под Гулбене.

В свою очередь через почти двести лет после первой публикации о болотной черепахе в 2021 году биологи Латгальского зоосада совместно с учеными восьми европейских стран, в ходе научных исследований, применив молекулярно-генетические методы выявили новый вид рептилии для Латвии – восточная веретеница.

На даугавпилсском уровне тоже есть примечательное событие – находящаяся в городском парке дикой природы крокодилиха недавно откладывала неоплодотворенные яйца. Также отложили яйца королевские питоны из Африки – и сейчас они успешно развиваются в инкубаторе. Это свидетельствует о том, что условия в зоосаде для животных отличны и близки к их среде в живой природе.

Еще одна новость Латгальского зоосада: в октябре полностью будет завершен проект LVAFA по созданию мобильной аппликации - IT Болотного Рейнджера по имени Brunis Rupucs с искусственным интеллектом - гида с геолокацией для экскурсии по созданным тропам Болотного парка на Эспланаде в Даугавпилсе, а также с маршрутами до других экологических туристических объектов города и их описаниями.

Инсталлировав бесплатно по QR-коду эту мобильную аппликацию, любой посетитель сможет получить подробную информацию о растительном и животном мире местного болота, также мобильный Болотный Рейнджер с искусственным интеллектом проведет посетителей по всем тропам, прочитает экскурсию и ему можно будет задать любой вопрос о мире природы парка. Более того, у аппликации будут функции гражданской науки – сообщения посетителей об инвазивных видах и даже тестирования. Это значит, что после посещения болотного парка посетители могут пройти квалификационное тестирование и выяснить насколько много они усвоили информации, и при успехе получить на свой емейл PDF диплом с присвоением звания, например, Болотного следопыта за подписью искусственного интеллекта.

О чем молчит история

Сегодня, практически, нет информации о том, как же создавался Латгальский зоосад, с чего все началось?

- Наша работа по восстановлению популяции болотных черепах началась с того, что биологу Айе Пупине, лаборанту Даугавпилсского педагогического института, в 1984 году принесли найденную в теперешнем Болотном парке болотную черепаху. Я в это время еще служил в разведке срочную службу и когда вернулся, мы совместно стали исследовать и восстанавливать черепах в Латвии. Полученная нами черепаха была взрослой, судя по внешним признакам, лет шестьдесяти. У нас она прожила еще почти четверть век и оставила многочисленное потомство, которое сейчас выросло и вернулось тремя популяциями в природную среду в природном парке Силене.

Разные диковинные зверьки тогда были большой редкостью и мы, несколько человек, решили частные коллекции животных объединить и подарили эту коллекцию городу.

В основании и начале развития зоосада принимали активное участие биологи профессор Артур Шкуте, Валерий Вахрушев, Сергей Шиман и затем сами сотрудники теперь уже созданного зоосада. Идея была создать в Даугавпилсе небольшой уголок живой природы, по примеру Германии, в которой в каждом городке есть такой мини-зоопарк для дружеского общения с животными зоокультуры. Город и горожане поддержали эту идею. По сути, с этого и началось становление Латгальского зоосада, - рассказывает его руководитель.

Михаил Пупиньш вспоминает, что первоначально такой уголок дикой природы был создан на базе Даугавпилсского педагогического института (ныне – Даугавпилсский университет) в его подвальных помещениях.

Сам же обновленный зоосад планировалось создать в пустующем в ту пору сквере напротив поликлиники – впоследствии там был построен City Center. На строительство помещений были даже выделены деньги и сделан полный проект Даугавпилсскими архитекторами. Однако до конца этот проект так и не успели осуществить.

В году 1992-м молодым биологам для размещения городской коллекции животных был предоставлен первый этаж бывшей станции юннатов на улице тогда еще 5 августа, а ныне – Виенибас, 27. Впоследствии в распоряжение зоосада был передан и второй этаж, часть окружающей территории – и вот мы видим здесь сегодняшний Латгальский зоосад совместно с Болотным Парком.

Собеседников было трое

В комнате, в которой мы беседовали с биологом, был и третий участник интервью – Африканский попугай краснохвостый жако по имени Чу. Когда мы вошли в комнату с миниатюрным инкубатором, биолог тут же представил любознательного попугая:

- Чу со дня рождения вскормлен из бутылочки с рук, поэтому на самом деле является птичьим Маугли наоборот, поскольку он птица, которая считает себя человеком. Говорит на многих языках, бегло и убедительно.

Во время нашего интервью птах неоднократно, после пояснений биолога, вступал в полемику, поправляя и разъясняя неточности главного биолога зоосада. Однако через час нашей беседы, Чунику надоел людской треп, и он настойчиво потребовал, либо прекратить дурью маяться, либо все внимание уделить ему. Пришлось беседу закруглять.

Надо заметить, что при входе в зоосад и при выходе, всех посетителей встречает и провожает семейка любознательных сурикатов.

- А это наши охранники, - поясняет биолог. – Они все время на страже, следят за всеми, кто приходит, кто уходит, и тут же обо всем докладывают старшему смены. Так что, мимо них и муха не пролетит.

Вообще, эти зверки очень потешные. Это знают те, что смотрел немногочисленные серии документальных фильмов о сурикатах. Они дружелюбны по отношению к человеку, прекрасно приспосабливаются к человеческому жилью. Но и требуют соответствующего ухода.

В бассейне при входе в зоосад расположились многочисленные красноухие черепахи.

— Это наши нелегальные мигранты и оккупанты экосистем, - говорит биолог, показывая на стайку красивых черепах. - Это инвазивный вид, изъятый из природы Латвии и принятый от бывших владельцев, поэтому им суждено жить в нашем зоосаде и радовать посетителей своей необычной и красивой внешностью, - но не в природе - посмеивается герпетолог.

Кстати, красноухие черепахи родом из Северной Америки, где обитают в стоячих пресных водоемах: мелких озерах, прудах, болотах. Свое название получили из-за длинных красных полос на голове, сразу за глазами. У некоторых подвидов, правда, эти полосы имеют желтый цвет. Этот вид черепах из Северной Америки был ввезен в Латвию и даугавпилсские окрестности человеком, а затем их владельцы выпускали ставших ненужными черепах в природу Латвии.

- Если не ошибаюсь, лет десять назад, на химии в местном пруду рыбак поймал пиранью. Она еще живет?

- Нет, годы идут, никто не молодеет. Вообще, хочу заметить, что люди, которые привозят домой экзотических животных: черепах, змей, насекомых, рыб и других, которых, по разным причинам, потом выпускают либо в дикую природу, либо в городские водоемы, часто не осознают, что творят. Дело в том, что наша дикая природа не является естественным ареалом обитания этих экзотических видов, поэтому они будут вредить и живущим в наших широтах местным животным и растениям, и Латвийской природе в целом. Например, в свое время с Дальнего Востока к нам был завезен ротан. Это хищная рыба, из-за которой в наших водоемах, в частности небольших озерах и прудах, стала исчезать местная, в том числе редкая фауна: беспозвоночные, земноводные, также ротан принес паразитов, опасных для Латвийских черепах и ужей. Так инвазивные виды угнетают местную фауну, негативно влияя на латвийские экосистемы в целом, - пояснил эксперт. 

Игорь АМЕЛЬКА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.