В школах Латвии обострился вопрос насилия. В 2023 году ученица Лиепайского государственного техникума напала с ножом на свою преподавательницу. В том же году малолетний ученик Рижской литовской школы явился на уроки с ножом и грозил зарезать одноклассницу. Также весной 2023 года один из учеников Рижского техникума искусств и массмедиа трижды пырнул ножом другого юношу, но даже не был арестован и продолжил посещать уроки. Кроме того, учителя сталкиваются с неадекватным поведением детей после длительных игр с мобильным телефоном. Предполагается, что ситуацию исправят поправки к Закону об образовании, которые начнут действовать со следующего учебного года.

Поправки к Закону об образовании предусматривают, что со следующего учебного года ученикам с первого по шестой класс будет запрещено пользоваться мобильными телефонами. Инициатором этих поправок на портале manabalss.lv стал директор Валлеской основной школы в Бауске и руководитель предприятия Pārdošanas skola Янис Виеглиньш.

Его инициатива на портале набрала 12000 голосов, после этого она отправилась в Сейм на рассмотрение. В результате запрет на использование мобильных телефонов во всех школах вступит в силу 31 мая 2025 года, то есть фактически в конце следующего учебного года. До 31 мая 2025 года школы будут обязаны разработать условия и порядок использования телефонов.

Также администрации школ будет позволено осматривать личные вещи школьников, если возникнет подозрение, что подросток явился на уроки с опасными предметами.

Запрет: поддержать или запретить

Когда Янис Виеглиньш впервые выдвинул инициативу об ограничении использования мобильного телефона в школе, многие его коллеги отнеслись к ней критически.

– А сейчас, когда запрет официально вступил в силу, эти же коллеги стали говорить, что его давно пора было ввести, – улыбается наш собеседник. – В свое время я столкнулся и с критикой от парламентской комиссии образования, мне было заявлено, что запреты ни к чему хорошему не приведут. Позже комиссия также поменяла свое мнение по этому вопросу.

Во время рассмотрения инициативы депутаты Сейма предложили, чтобы каждая школа сама решала вопрос об использовании школьниками мобильных телефонов. Но я был не согласен с этим предложением, так как считаю, что запрет должен касаться всех учебных учреждений, чтобы все школы и все дети были равны в своих правах, возможностях и обязанностях.

– Разве школы сейчас не имеют права запретить школьникам пользоваться мобильниками?

– В своих внутренних правилах руководитель школы имеет право указать, что в школе запрещено пользоваться мобильником. Но я заметил следующее: когда школа вводит это правило, на нее с упреками набрасываются те родители, которые не видят необходимости в ограничении использования мобильных телефонов. А если запрет предусмотрен законом, то у родителей нет вопросов к школе.

– Вы согласны с тем, что запрет будет относиться к ученикам с первого по шестой класс?

– Нет, я считаю, что запрет следовало распространить на учеников с первого по девятый класс. Смартфон является средством обучения только для школьников средней школы (с десятого по двенадцатый класс). Но мое предложение не было принято полностью.

– Почему запрет действует именно до шестого класса?

– Четких и логичных объяснений этому нет. Сначала депутаты предполагали распространить запрет на учеников с первого по четвертый класс, затем подняли планку до шестого класса. Видимо, они боялись, что если запрет будет касаться детей с первого по девятый класс, то этим они перегнут палку и законопроект вообще не вступит в силу. К тому же было сказано, что ученикам первых-шестых классов смартфон практически никогда не требуется для учебы, а если в каких-то моментах он может понадобиться, то у школы есть ресурсы, как и чем его заменить. А вот более взрослым школьникам смартфон нужен для учебы.

Я мечтаю жить в обществе, которое умеет брать на себя ответственность. Есть вещи, которые школьникам нужны, и есть вещи, без которых они с легкостью могут обойтись в школе. Поэтому не надо бояться вводить запреты, если они пойдут ребенку во благо.

И еще!

С 1 февраля 2025 года руководитель образовательного учреждения обязан внести в Государственную информационную систему образования запись о принятых мерах поддержки ученика, а также передать эту информацию в другое образовательное учреждение по его требованию.

Смартфон – вредитель

– По каким причинам ваше предложение было услышано и в Закон об образовании был внесен запрет на использование мобильных телефонов в школах?

– Причиной послужил доклад Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) за 2023 год, в котором также содержался призыв запретить использование мобильных смарт-устройств в учебных заведениях.

– По каким причинам ЮНЕСКО решило запретить использование мобильников в школе?

– Из-за низких показателей грамотности в начальной школе и негативного влияния телефонов на способность детей концентрироваться на учебе. В докладе сказано, что даже спустя 20 минут после окончания использования смартфона ребенок не может сфокусироваться на учебном материале, плохо воспринимает информацию. Поэтому многие европейские страны уже давно запретили использовать мобильные устройства в школах. А еще специалисты отметили, что из-за смартфонов дети становятся нервными и на них негативно влияет информация, которую они получают посредством смартфона.

– Что вы имеете в виду?

– Не секрет, что некоторые сайты популяризируют суицид. Другие порталы дают задания, в которых надо рисковать жизнью, мол, это такая игра. А еще через разные социальные сети дилеры электронных сигарет продают товар школьникам. В магазине школьники не смогут купить табачное изделие, а через дилера – пожалуйста, легко!

Позвоните... дежурному!

– Как мать двух школьников, я согласна с вашими аргументами. Но у меня вопрос: если запретить школьнику использовать мобильный телефон, то каким образом родители смогут с ним связаться в случае надобности? Например, чтобы выяснить, доехал ли он до школы...

– Во-первых, в школе есть дежурный, у которого есть рабочий мобильный телефон. В случае надобности родитель может ему позвонить и попросить удостовериться, что ребенок пришел в класс. Кроме того, перед тем, как зайти в помещение школы, ребенок может позвонить родителям и сообщить, что он доехал до школы. Словом, возможностей много, главное знать о них, а не идти легким путем, разрешая ребенку использовать в школе телефон.

– Под запретом только смартфон или мы говорим о запрете пользоваться даже кнопочным мобильным телефоном?

– В стенах школы будет запрещено пользоваться любым мобильным телефоном. Это значит, что приносить мобильник в школу – кнопочный или смартфон – можно, а вот пользоваться им – нельзя, ни на уроках, ни на перемене. Только если учитель считает, что для учебного процесса надо, чтобы ребенок использовал телефон, он может дать на это кратковременное разрешение.

Хочу добавить еще один аргумент в пользу запрета на использование телефона. Мы с учителями нашей школы регулярно видим одну и ту же картину. Ребенок увлеченно играет на переменке в мобильный телефон, потом слышит звонок на урок и опрометью бежит в туалет, так как понимает, что в течение перемены так туда и не зашел. А в туалете он видит очередь из таких же детей, как и он, которые в азарте игры забыли справить естественную нужду и теперь ждут своей очереди, чтобы все сделать и вернуться в класс. Наконец, спустя 10 минут после начала урока ребенок возвращается в класс. А там учитель уже начал урок, а ребенок, естественно, не может понять, о чем говорит учитель, просит ему все заново объяснить. И еще хорошо, если ребенок попытается вникнуть в то, что говорит учитель, но чаще всего первые минуты урока дети мыслями витают в играх мобильного телефона.

Уходи на удаленку!

– Что ждет школьника первых-шестых классов, который, несмотря на запрет, продолжит пользоваться в школе мобильным телефоном?

– Школы обязаны разработать правила внутреннего распорядка, в которых будут расписаны последствия нарушения запрета. Возможно, если запрет будет нарушен много раз или если нарушение запрета приведет к негативным последствиям для самого школьника или кого-то еще, школа будет иметь право перевести такого ученика на удаленное обучение.

Президент Латвии Эдгар Ринкевич написал в аннотации к законопроекту: «Латвию потрясли несколько конфликтов в, казалось бы, безопасной среде – образовательном учреждении, – жертвами которых стали как дети, так и взрослые. Эти ситуации были вызваны тем, что учащийся принес в школу опасные предметы, а также отсутствием должного сотрудничества между родителями и учебным заведением, которое не располагало всей необходимой информацией, чтобы обеспечить проведение учебного процесса с учетом здоровья учащегося».

Внимание: обыск!

– Давайте поговорим об изменении в Законе об образовании, которые позволят руководителям школ и их заместителям обыскивать вещи учеников. Кабинет министров должен будет разработать соответствующую процедуру до 31 января 2025 года. Как вы к этому относитесь?

– Положительно! Статья Закона об образовании гласит, что с 1 февраля 2025 года «руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо имеет право в случае угрозы собственной безопасности, здоровью или жизни, а также безопасности учеников, учителей или других лиц потребовать от ученика предъявить и осмотреть его личные вещи, а также ограничить передвижение ученика в порядке, установленном Кабинетом министров». Я надеюсь, что если ученик будет знать: у руководства школы есть право осмотреть его сумку, то он дважды подумает перед тем, чем положить в нее что-то опасное. Иногда сами дети рассказывают учителям, что их одноклассник принес в школу какой-то опасный предмет. Руководство школы должно незамедлительно отреагировать на это, но сейчас максимум, что мы можем сделать, это попросить школьника показать, что лежит в его сумке. Если он откажется, мы не имеем права настаивать и должны вызвать полицию и его родителей. Но пока они приедут – проходит время... Поэтому я рад, что вскоре можно будет настаивать на обыске.

В нашей школе был случай, когда дети рассказали, что в сумке одноклассника Петериса они увидели нож. В тот раз мы имели право только попросить Петериса вынуть вещи из сумки. Ребенок подчинился и я в присутствии двух свидетелей устроил обыск. Другого выхода у меня не было.

С 1 февраля следующего года руководство школы сможет настаивать на обыске также в том случае, если ребенок принес в школу сигареты – обычные или электронные (или есть подозрение, что он сделал это).

Есть и еще одна причина, по которой я поддерживаю разрешение на обыск сумок. Иногда дети обвиняют друг друга в воровстве, мол, Карлис взял мой браслет, часы, телефон и т. д. Сейчас сумки разрешено осматривать только в присутствии родителей школьников или в присутствии полиции. А с вступлением в силу поправок к закону мы сможем отвести обвиняемого и обвинителя в отдельный кабинет и там провести обыск. Но, конечно, будет лучше, если обвиняемый добровольно покажет вещи, которые лежат в его сумке. Тогда мы сможем либо убедиться в том, что обвинение – ложно, либо наоборот, что ученик присвоил чужую вещь.

Оставайся на месте!

– В изменениях к Закону об образовании сказано, что «образовательное учреждение в случае угрозы безопасности, здоровью или жизни учащихся и лиц, работающих в нем, имеет право ограничить основные права человека, предусмотренные Конституцией, – право на частную жизнь и свободу передвижения – в той мере, в какой это необходимо для предотвращения угрозы». Что это значит и в каких случаях можно ограничить право на частную жизнь и передвижения ученика?

– Про ограничения неприкосновенности частной жизни (обыск личных вещей) мы уже поговорили. Значит, речь идет о том, что у учителя появится право задержать ребенка. Школьнику будет сказано, что закон обязывает его никуда из класса не уходить до приезда его родителей или полиции.

Дети могут покидать школу не только потому, что они что-то натворили, но и из-за проблем с поведением, из-за болезней, ведь в школу ходят дети с разными диагнозами. Например, в группу продленного дня приходят много детей, учителю трудно их контролировать, следить, чтобы все оставались в классе. Теперь ребенок будет знать, что это не учитель запрещает ему выходить из класса, а так написано в законе. При выходе из класса учитель не может гарантировать, что ученик останется в безопасности.

Информация о здоровье

– Начиная с 1 февраля 2025 года вступает в силу требование родителям учеников информировать школу о здоровье своих детей, то есть о каких-то диагнозах, которые влекут за собой опасные нарушения поведения. Правильно ли это?

– К сожалению, иногда дети нападают на других детей и даже на учителей из-за того, что имеют разного рода психические заболевания, о которых школа не знает. Возможно, если бы сотрудники школы знали о них, то могли бы предотвратить ЧП. (Как уже упоминалось, два года назад 17-летняя ученица напала на педагога Лиепайского государственного техникума и нанесла ей множественные удары ножом. Позже выяснилось, что девушка была душевно больна, но учительница не знала об этом. – О. В.)

– Есть ли у школы право не принимать к себе психически больного ребенка? То есть может ли так случиться, что родители сообщат эту информацию школе и в ответ услышат: мы его к себе не примем!

– Школа имеет право отказать, только если у нее нет ресурсов для помощи этому ребенку. В школах предусмотрено много мероприятий по поддержке детей с разными проблемами по здоровью, но может оказаться так, что в школе в какой-то момент отсутствует специалист, необходимый для поддержки конкретного ребенка, например психолог. Значит, в такую школу нельзя принимать ребенка с определенным диагнозом, с определенными проблемами в поведении. Родители должны знать о том, какие меры поддержки школа может обеспечить ребенку, а школа – о всех диагнозах ребенка.

К сожалению, родители не дают нам даже безобидную информацию, которая касается аллергии ребенка или непереносимости продуктов. А потом мы видим, как после школьного обеда ребенку вдруг становится плохо, начинает болеть живот, возникает рвота. А мы смотрим на это и ничем не можем ему помочь, нам запрещено давать ребенку любые лекарства. Затем приезжает его родитель и рассказывает, что у ребенка непереносимость конкретного продукта. Если бы мы знали об этом, то приготовили бы ребенку другое блюдо...

Другой пример. Для детей с кодами 5.6 и 5.8 предусмотрен индивидуальный подход, так как у таких детей есть проблемы с освоением материала. Но родители опасаются, как бы их ребенка «не записали в дурачки» и не говорят школе о том, что у ребенка имеется какой-то диагноз. Это значит, что от школы ребенок не получит помощь, в том числе помощь психолога, социального педагога, логопеда и т. д. Если мы будем знать, что ребенок наблюдается у психиатра, проходит определенные обследования, то у школы будет больше возможности помочь такому ребенку.

Возможен штраф!

– Какие последствия предусмотрены для родителей, если они не предоставят школе информацию о своем ребенке?

– С 1 февраля 2025 года вступает в силу статья 66.1 Закона об образовании, предусматривающая административную ответственность за непредоставление информации в образовательное учреждение. Это означает, что если школа запросила у родителя информацию о здоровье ребенка, а родитель ее скрыл, то он может быть оштрафован на сумму от 100 до 700 евро. Как директор школы скажу, что школа буквально молит родителей сказать о том, какие у их детей есть проблемы со здоровьем. Но многие родители не считают нужным об этом говорить. Что же, ничто так не учит человека, как денежные наказания.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.