Рига в этом году, и даже в сезоне, как никогда ранее, переполнена бездомными уличными животными, и лишь немногие люди с большим сердцем стараются делать все, чтобы выброшенные кошки и собаки пережили холодную осень и грядущую зиму.
Страшный рекорд
В последнее время в столице Латвии и многих других городах наблюдается совершенно дикая картина: полным-полно бездомных котов и собак. Cоциальные сети заполнены фотографиями с объявлениями: возле мусорника по такому-то адресу уже несколько дней ходит кот по виду – домашний и породистый, люди, спасите зверюшку, не дайте погибнуть от голода и холода!
Сотни объявлений распространяют и самые известные приюты страны, как Ulubele, Dzivnieku draugs, Laba māja. Просят забрать домой очередного котика или собаку, а иначе – перспектива безрадостная.
Большое сердце человека
В том же Интернете, в разных социальных сетях, появляются и рассказы людей, которые в Риге кормят бездомных котов. Одна из весьма известных среди столичных кошатников – жительница Чиекуркалнса Наталья Степите.
Она – человек действительно удивительный: в свои 75 лет большую часть пенсии тратит на кормление бездомных животных и даже в общем-то лишь ради них, несмотря на вторую группу инвалидности и проблемы с перемещением (ноги очень болят!), продолжает работать. Каждые выходные Наталья ездит на огороды в Яунциемс лишь с одной целью – кормить бездомных котов, которых расплодили тамошние бомжи или же выбросили на улицу бездушные рижане.
В родном Чиекуркалнсе возле многоэтажки на Второй поперечной, где живет Наталья, все бездомные коты зависят от нее. Она дважды в день обязательно кормит хвостатых любимцев и даже оборудовала для них в своем подвале, можно сказать, многоквартирный домик, куда коты приходят в холодное время года – спасаются в конце осени, а главное – зимой.
Кошачье радио
И вполне логично, что к многоэтажке на Вторую поперечную то и дело приходят новые коты. Видимо, по наводке от местных, которые, разумеется, рассказывают всем собратьям: мол, идите по такому-то адресу, там вас обязательно накормят и поселят в теплом подвале, где еще всегда стоят мисочки с едой и водой.
По примеру Натальи и другие жители ее дома тоже подкармливают уличных котиков, как, например, исключительной доброты жительница первого подъезда Любовь Радионова и другие соседи Натальи Степите.
Люди и звери
– Увы, но в Латвии еще чересчур много таких людей, которые не стерилизуют своих животных и более того – чуть что – выбрасывают их на улицу, – говорит «МК-Латвии» Наталья Степите. – В итоге в Риге, логично, становится больше бездомных животных, ведь коты размножаются даже дважды в год и, как правило, их приплод – это пять, а то и восемь детенышей. И как прокормить их? Таких людей, как я, очень мало: в среднем на стоквартирный дом – два-три человека, причем обычно это люди весьма взрослые. Большинство остальных бездомных котов попросту не замечают: бегают себе, ну и ладно. Бывает, что котиков даже специально давят машинами, пинают, забрасывают камнями.
Видела я и такую картину: беременная кошка подбегает к проходящей по улице женщине, трется о ноги, мурлычит, просит кушать, а та ее своей элегантной ногой в туфле на высоком каблуке по животу бьет, – вспоминает собеседница.
Выбросить ребенка на помойку
– Как коты попадают на огороды? – продолжает Наталья Степите. – Очень часто люди берут домой котенка, пока он маленький и забавный – такая глазастенькая шустрая пушистая кроха, то играют с ним, веселятся, а когда зверюшка подрастает– выбрасывают на улицу, отвозят на огороды или в лес. Мол, кот – он же зверь – найдет себе пропитание: птичку поймает или мышь. А для домашнего кота оказаться на улице в городе, на полуразрушенном огороде или в диком лесу – равносильно смерти.
По сути, выбросить домашнего кота на улицу – то же самое, что отнести новорожденного ребенка к мусорнику во дворе. Это страшно и совершенно бесчеловечно. Честно говоря, я даже не могу подобрать слов, чтобы охарактеризовать человека, так поступающего.
А вы готовы помочь им?
– Реально любой кот, который вырос в доме, оказавшись на улице, обречен на голодную смерть, поскольку не приучен к охоте на тех же птиц или мышей. И на тех же огородах коты зависят лишь от волонтеров и обычных добровольцев, которым жалко животных и они ездят их подкармливать.
Но – много ли нас таких, кто ради котов по выходным или вообще – в любое свободное время обязательно отправляется на огороды вне зависимости от погоды и самочувствия? Вот, скажем, к котам в Яунциемс езжу лишь я и еще одна пенсионерка – Мария, которой уже 84 года.
Увы, большинство котов, живущих там, обречены – эту зиму, скорее всего, не переживут. Я вот одного кота пристроила в Яунциемсе тамошнему бомжу Лене, который живет в летнем огородном домике. Мы с ним договорились: он берет к себе в будочку кота, а я ему за это раз в неделю привожу поесть и какие-нибудь вещи. Большинство бомжей просто ради забавы собирают около себя тамошних котов, разводят их, и, понятно, ни о какой там стерилизации животных не думают. А ведь на огородах расплодилось очень много лис, которые ловят котов и едят их.
Похожая ситуация и на хуторах в латвийской глубинке, например, в окрестностях Резекне, Елгавы, Лиелварде, где ситуация с бездомными животными даже страшнее, чем в Риге.
Настоящая история Кутузова
Иногда и так бывает, что живет кот в доме у какой-нибудь бабушки, та, увы, в силу возраста и хронических болячек уходит в мир иной, а кот остается один.
Такая вот история в Чиекуркалнсе приключилась как-то с красавцем котом по имени Кутузов (одноглазый, очень боевой и всегда был абсолютным лидером среди собратьев)... Его совсем уже пожилая хозяйка умерла, и кот, не желая сгинуть, сам стал искать в районе для себя новый дом и хозяина. Прибился он и к многоэтажке на Второй поперечной, где живет и корреспондент «МК-Латвии». Кот ходил по всем подъездам, если вдруг дверь в какую-нибудь квартиру оказывалась приоткрытой, то он с гордым видом стропроцентного хозяина территории заходил внутрь, обнюхивался, осматривался: мол, годится ли ему квартира?
Заглядывал он и в гости к автору этих строк, но потом поселился у соседа Яниса этажом ниже, где пожил некоторое время, а затем перебрался к Наталье Степите. Кутузова любил весь дом, все подкармливали, ласкали исключительно благородного, умного и находчивого красавца.
Стерилизовать или нет?
Ладно, Кутузов, во-первых, самец, взрослый и находчивый. А ведь часто на улице оказывается тихоня-кошечка и в итоге через год уже пять или даже восемь котят бегают за ней.
– Вообще, правильней всего такой алгоритм, – отвечает «МК-Латвии» Наталья Степите. – Если вы не являетесь профессиональным заводчиком, а просто берете домой котика – как любимца, то обязательно стерилизуйте его. Так будет спокойнее и коту, и кошке в доме, которые не станут лишний раз нервничать по зову природы и не смогут плодиться. Казалось бы, все разумно и понятно. Однако большинство людей не понимают этого…
То есть с дорогими породистыми котами, которые у заводчиков стоят по 500 евро, а то и по паре тысяч, проблем, как правило, не случается: их-то на улицу фактически никто не выбрасывает, поскольку завели их очень осмысленно и основательно потратились на питомца. Такое добро за тысячу евро никто за дверь не выставит и в лес не отвезет. А выбрасывают обычных беспородных котиков.
– Вообще, это принципиально: у каждого котика должен быть свой дом и хозяин! – считает Степите. – Например, в других странах Европы, как, скажем, в Германии. Там, если из какого-либо дома просто выскочил котик и об этом узнает специальная служба контроля, то невнимательного хозяина ждет многотысячный штраф. В итоге там на улицах бездомных котов практически нет. Иногда вообще до того доходит, что люди не привыкли видеть на улице просто так бегающих котов или собак. Однажды в Ригу приехала семья из Германии, и вдруг ребенок с расширенными глазами и буквально с криком влетел в квартиру: мам, там на улице кот бегает! Ребенок был в шоке от увиденного, ведь это в его жизни было впервые.
Вы в ответе за тех, кого приручили
– То есть завести кота – это большая ответственность, – убеждена Наталья Степите. – К примеру, человек, когда планирует это, должен обязательно просчитать, хватит ли средств на качественное питание для котика (дважды в день), на витамины разные, походы с ним к ветеринару. И люди в годах должны осознавать, что кот живет иногда и до 15–18 лет, значит, можно ли заводить его, если вам уже под 80? Я сама не раз пристраивала котов, которые остались одни, когда хозяева, в силу возраста, уходили в мир иной. Словом, человек, желая завести того же кота, обязан продумать буквально все, причем очень тщательно.
Конечно, иногда случаются и неожиданности. В семье заводят кота, вдруг у ребенка развивается на него аллергия, и в итоге социальные сети заполняют объявления: мол, возьмите красивого домашнего, очень доброго и общительного котика, поскольку у ребенка началась аллергия, и ситуация безвыходная!
Котики «по фэншую»
Приюты действительно переполнены бездомными котиками. До того доходит, что они лишний раз боятся сообщать свои адреса, поскольку потом каждое утро находят у забора коробки с котиками разного возраста.
Вот что рассказала «МК-Латвии» глава рижского приюта Ulubele Илзе Джонсоне:
– Раньше так много котов нам не подбрасывали, а сейчас их какой-то вал! Мы уже по-всякому стараемся их пристраивать по домам. Вот, допустим, по образцу японских приютов для животных создали буквально «по фэншую» кошачий сад. Человек заходит в красивую беседку в восточном стиле, присаживается, пьет чай, к нему подходят котики, общаются, человек может почувствовать, с каким хвостатым возник контакт и именно его забрать себе домой, – говорит Илзе Джонсоне.
Депутаты Сейма – убийцы котов?
И все же вопрос актуален: почему в последнее время на улицах той же столицы так много бездомных котов?
Илзе Джонсоне знает один из ответов:
– С июля сего года депутаты Сейма ужесточили нормы, касающиеся спасения животных. Появились дополнительные требования к любому доброму человеку, который просто от души спасает бездомных животных. Например, если человек регулярно помогает уличным котикам и даже подбирает их в квартиру, а потом пристраивает, то он обязан регистрировать хозяйственную деятельность и приют, согласовывать все с муниципальными властями, бегать по чиновничьим кабинетам, получать разные документы и справки о размере жилплощади и прочем. Логично, что многих людей это отпугнуло, и в итоге, если раньше котов просто подбирали на улице, несли в дом, ходили с ними к ветеринарам, пристраивали через Интернет, то теперь многие боятся делать это. В итоге на улицах городов, как никогда ранее, полно бездомных животных, – говорит «МК-Латвии» Илзе Джонсоне.
В приюте Ulubele в последнее время немыслимо выросло количество котов и собак, а ведь приют, по сути, живет главным образом на пожертвования.
SOS да и только!
Исключительно активна в деле помощи бездомным животным общественная организация Dzivnieku SOS. Ее руководитель Сандра Браслиня охотно пообщалась с «МК-Латвией»:
– У нас не приют. Мы в первую очередь занимаемся стерилизацией животных и кормежкой. Ездим по самым разным городам в глубинке страны, по хуторам, собираем там бездомных животных, стерилизуем их, оставляем на какое-то время у себя, пока стараемся пристроить. И практически все коты, которые находятся у нас, подобраны за Ригой.
В столице бездомных котов, как мне кажется, постепенно становится меньше. Находятся волонтерские организации, которые их кормят. А вот в районах ситуация аховая.
На тех же огородах и дачных участках многие, просто ради забавы, разводят котов, потом, когда лето заканчиваются, уезжают в Ригу, коты же оказываются на улице и их даже кормить некому, и от холода им укрыться совершенно негде, ведь двери в дома, понятно, закрыты.
Больше всего бездомных котов в окрестностях Елгавы, Бауски, Лиелварде, Резекне, Даугавпилса, Лиепаи, Вентспилса.
Конечно, и в Риге до сих пор немало мест, где мы находим колонии брошенных котов. Люди совершенно не думают, берут домой кошку с котом, не стерилизуют их, а потом котят, поскольку не могут их никуда пристроить, попросту выбрасывают на улицу. Что можно сказать о таких людях? Ни одного приличного печатного слова!
Представляете себе картину. Приезжаем мы к какому-нибудь хутору близ той же Елгавы и видим на участках по тридцать-сорок одичавших, совершенно голодных котов. Мы их собираем, увозим, стерилизуем, а потом, как удается, пристраиваем или в крайнем случае – возвращаем на место, но уже стерилизованных. Когда можем, то еще привозим корм на квартиры малообеспеченных людей, где живут коты. Постоянно обращаемся чуть ли не во все муниципалитеты Латвии, чтобы общими силами решать проблему бездомных животных, но от нас только отмахиваются: мол, о каких-то там котах они заботятся, у нас тут у половины жителей работы нет и последние центы на еду считают, а вы нам о каких-то котах?!
Словом, со стороны глав городов, как правило, видно абсолютное равнодушие, непонимание и даже агрессия. Будто бы одно исключает другое: если у людей масса проблем, то о бездомных животных заботиться не надо? В итоге мы все делаем на свои средства – собираем пожертвования от неравнодушных людей, – рассказывает Сандра Браслиня.
Пристроить бездомного кота, по словам Сандры Браслини, стало очень сложно. Иногда месяцами приходится рекламировать животное в том же Интернете, подробно описывать его внешний вид, характер, повадки.
Но и кому попало Dzivnieku SOS котов не отдает, вплоть до того, что сотрудники организации сами привозят кота по указанному адресу потенциального хозяина и смотрят, в каких условиях зверюшка будет жить. Ведь, по сути, забрать кота из приюта или такого центра, как Dzivnieku SOS, – это все равно, что взять ребенка из детского дома.
Просто не могу пройти мимо
Но вернемся к героине, с которой мы начали – к Наталье Степите. Уместен вопрос: «А зачем вам все это надо?» Тратить последние деньги на кормление котов, ездить, превозмогая боль в ногах, на огороды в Яунциемс.
И квартира у Натальи – это дружный кошачий дом. Когда-то там было двенадцать котов, теперь – три: Мишель и Малыша она привезла с огородов в Яунциемсе, чтобы там не погибли с голоду, обаятельного Масяню нашла на улице у дома по ул. Вишкю, 9. И еще в подвале у Натальи в специально оборудованном домике живут чиекуркалнские, некогда абсолютно уличные котики: общительный Миша, блондинка Боня, ловкие Барсик с Тофикой, любимец всего дома Марсель, а также обожающая сметану София, которую Наталья выхаживает и лечит от разных кошачьих недугов.
– Зачем мне все это кормление бездомных котов, когда и самой-то денег толком не хватает на жизнь? Моя мама кормила бездомных котов, дочь вот двух огородных забрала себе. А мне просто очень жалко бездомных котов. С нового года, видимо, перестану работать, и вот тогда придется очень непросто, поскольку останется одна вовсе не великая пенсия. Мне вот соседи, которые понимают все, как Любовь, Янис, Наташа, помогают. А соседка Наташа заказывает кошачьи корма через Интернет, чтобы подешевле выходило.
Конечно, в нашей столице еще найдутся такие вот удивительные люди, как Наталья Степите, но только, увы, их абсолютное меньшинство.
Игорь МЕЙДЕН