Весной вопрос «Куда пойти учиться?» актуализируется не только у старшеклассников. Все чаще этим вопросом задаются и взрослые, уже состоявшиеся в своей профессии. И многие из них сомневаются: «А не поздно ли? А смогу ли я сменить профессию и заново найти себя?» Наши героини делятся своим опытом и показывают, что нет ничего невозможного, было бы желание.

Жители Латвии в социальных сетях очень часто и очень активно обсуждают тему получения второго образования с целью сменить сферу деятельности. Там-то мы и отыскали героинь этого материала. 

Пока я готовила статью, то заметила, что эти незнакомые между собой женщины имеют общие черты. Они все легко и быстро согласились поделиться с читателями своей историей, но им сложно было выделить время для встречи. То есть наши героини легки на подъем, при этом будучи чрезвычайно занятыми людьми. Как говорится, не успевает тот, кто ничего не делает – и мы все успели.

«Доучивалась на украинском, защищалась на английском»

Лилия Матуле, психолог, телесный терапевт, сексолог.

Всю сознательную жизнь Лилия была офисным работником, точнее – помощником директора фармацевтической компании.

– И так было до моих 43 лет. И надо сказать, что параллельно основной работе я все эти долгие годы интересовалась различными телесными практиками.

В какой-то момент Лилия решила начать развиваться в интересующем ее направлении.

– Сначала я пошла учиться на массажиста. Но поняла, что мне этого мало, это не мое, не хочу работать с маслом. А в то время я как раз посещала психотерапевта, и мой терапевт, Татьяна Кутузова, сказала, что есть профессия телесного терапевта.

И Лилия, можно сказать, сразу же, не раздумывая, пошла на обучение. Какое-то время еще параллельно учебе Лиля продолжала работать в офисе, а по вечерам – работать телесным терапевтом. Но в итоге с основной многолетней должностью пришлось распрощаться. Конечно, было волнительно уходить из стабильности («Где же я заработаю столько денег, сколько мне нужно?»), но перспектива заниматься тем, что интересовало всю жизнь, оказалась сильнее.

– До сих пор не покидает ощущение, что я как будто ждала этой специальности, – говорит наша героиня.

Место обучения выбралось, можно сказать, случайно.

– Ехали мы как-то с подружкой мимо Киева (проездом, отдыхали с детьми в Карпатах) и решили проверить, а есть ли подходящее для нас учебное заведение. Оказалось, есть. Киевский международный университет предлагал нужную нам программу. И началась новая студенческая жизнь.

Учебу с работой удавалось совмещать благодаря помощи родных. С детьми приезжала посидеть мама, пока Лилия была на сессиях – так и справлялись.

– Мы учились дома, самостоятельно, выполняя и присылая задания, а на сессии дважды в год ездили в Киев. Во время пандемии все продолжилось онлайн. С одной стороны, это было легче, ведь больше не приходилось никуда ездить, тратить много времени, но с другой – все-таки живое общение с преподавателями эффективнее. 

Уже когда Лилия училась в магистратуре, начались военные события, и учеба полностью стала дистанционной.

– Это накладывало еще большую ответственность, потому что диплом я должна была получить заслуженно – учеба проходила теперь на украинском, экзамены я сдавала на английском (русский там уже запретили к тому моменту), – вспоминает Лилия. – Экзамены выдержала перед камерой, диплом защитила перед целой комиссией, а чтобы получить саму «корочку», пришлось нанять доверенного курьера и изрядно потратиться.

Практиковать Лилия начала еще во время учебы. Поиск клиентов – процесс непростой, пришлось разобраться в рекламных технологиях, чтобы завоевать людей. Спустя время клиенты стали приходить по рекомендациям тех, кто уже побывал на сеансах, сработало всем известное «сарафанное радио».

– Признаюсь, для поиска клиентов требуется сил не меньше, чем для учебы. В этот процесс нужно вкладывать много различных ресурсов – и времени, и собственных средств, и определенных знаний и навыков, – признается Лилия Матуле. – Сейчас самое сложное позади, иду вперед и ни минуты не жалею о совершенных переменах.

Уже в процессе практики, когда пришло понимание, что одним физическим воздействием человеку помочь сложно, Лилия прошла программу «Основы сексологии и сексопатологии» (там же, в Киеве, в  Национальном педагогическом университете им. М. Драгоманова), и затем – по психологии, и скоро получит сертификат психолога-консультанта в методе транзактного анализа. Но  как сексолог консультирует только женщин, отмечает она.

– В итоге я получила в Киевском вузе и степень бакалавра, и магистра. И это не все – вот, например, на неделе у меня был целый день супервизорской практики в том учебном заведении, где я учусь методу транзактного анализа. Учеба и профессиональное совершенствование не прекращаются.

Транзактный анализ – это метод психотерапии, помогающий при таких проблемах, как: проблемы в отношениях пары и с другими людьми; личностные проблемы, низкая самооценка и неуверенность; непонимание своего предназначения и цели в жизни; отсутствие мотивации, выгорание; сложности с достижением успеха; повторяющиеся негативные сценарии жизни; депрессии, тревоги, страхи; проблемы в отношениях в коллективе и обществе.

«Мне не нужен карьерный рост!»

Виктория Бакай, ассистент стоматолога.

Виктория – еще студентка, но уже практикуется по новой специальности.

До того как снова сесть за парту, она почти 17 лет занималась (и пока продолжает заниматься) страховой деятельностью. Года три-четыре назад пришло понимание, что надо что-то менять. Дети Виктории уже выросли (младшему 18 лет), живут отдельно.

– Я поняла, что нынешнюю профессию люблю, но не вижу себя в ней до конца жизни, и вот наступает уже последний момент что-то менять. Долго шла к смене рода деятельности, боялась и не видела возможности объединить новую учебу с текущей работой и семейной жизнью. И случайно в социальных сетях наткнулась на обсуждение профессий, и там как раз упоминался ассистент зубного врача.

«Я и медицина – вещи несовместимые», подумала я тогда, – вспоминает Виктория. – Но через какое-то время я снова увидела похожее обсуждение и начала узнавать, что это за профессия.

Виктория даже пошла в стоматологический кабинет, чтобы понять, чем занимается ассистент зубного врача.

– И представляете, оказалось, что это то, чего я хотела бы! Сейчас, работая в сфере страхования, я самозанятое лицо, то есть без стабильных социальных гарантий и со свободным графиком. У меня всегда с собой компьютер, и я в любой момент должна быть готова к работе, ведь клиенты могут звонить и в выходные дни. А мне хочется уже стабильности и социальной защищенности – все-таки до пенсии хоть не близко еще, но уже и не далеко. И сама профессия ассистента зубного врача – универсальная в плане географии. Ассистентом стоматолога можно устроиться в любой стране мира, подучив язык (эта работа не связана с тесным прямым общением с пациентом).

Виктория учится в 1-м медицинском колледже. Желающих поступить на это направление стабильно больше, чем бюджетных мест. Обучение длится два года, занятия проходят чаще всего четыре дня в неделю. Расписание студентам дают обычно на две-три недели вперед. Бывают дни, когда надо учиться целый день, бывает – пару часов в день.

– Ну и дома надо еще позаниматься – домашние задания имеют место, и их немало, – говорит Виктория. – А бывает, что в день назначают три зачета. В 18.00 ты приезжаешь из колледжа домой, а к 8.00 следующего дня нужно знать темы по трем предметам. По возрасту в нашей группе очень большой разброс – студентам от 19 до 60 лет. Учиться люди пришли из разных сфер, в том числе и из банковской, из сферы обслуживания. Мы все поддерживаем друг друга, помогаем.

Крайне сложно совмещать учебу в медицинском учебном заведении с работой и семейной жизнью. И это признают сами преподаватели. Труднее всего тем, у кого маленькие дети.

– Катастрофически не хватает времени и очень хочется спать, память уже не та и присутствует некий страх перед новым действием, – с улыбкой признается Виктория. – Но я очень довольна выбором профессии и получаю настоящее удовольствие от того, что делаю. В свои 42 года я уже понимаю, чего хочу. Я уже не хочу карьерного роста, хочу просто работать и делать то, что нравится. Теперь я ухожу из профессии страховщика, которая считается гораздо лучше будущей, но приоритеты в жизни меняются. И замечательно, что можно взять и все поменять.

«Изменила не профессию, а жизнь!»

Анна Галеева, помощник ветеринара.

Многие говорят, что однажды надо повзрослеть и определиться, что ты хочешь делать в жизни. А Анна утверждает, что всю жизнь надо делать то, что интересно!

Животных Анна любит с раннего детства. В пятилетнем возрасте она принесла домой первого своего спасенного котенка. И, как говорится, понеслось – птички, щенки, котята и т. д., кто только не побывал в руках у маленькой зооспасительницы.

Но сделать ветеринарию жизни делом своей жизни у Анны получилось только сейчас, в 42 года. Прежде ей пришлось сменить не одну и даже не две профессии. Первая – психолог.

– Несмотря на то что я закончила физмат и тяготела к точным наукам, моя мама-программист была категорически против того, чтобы я шла в сферу ИТ, – вспоминает Анна.

По второй профессии впоследствии Анна стала инженером-компьютерщиком и управляла сетью банкоматов в Балтии:

– Потом случился декрет, и во время декрета я открыла свою фотостудию, да причем так успешно, что вошла в двадцатку лучших фотографов Латвии (был опыт фотокорреспондента в «нулевых» годах).

А затем произошла череда личных событий, местами даже не самых радужных, которые вынудили Анну оставить любимое на тот момент и весьма прибыльное дело. Плюс в результате несчастного случая на альпинистских сборах Анна заболела рабдомиолизом (это та самая болезнь, с которой в 2011 году Нила Ушакова увезли на лечение в Германию).

– Мне врачи говорили: молись, чтобы твой организм справился, – вспоминает Анна. – И это были 10 суток, в которые я не знала, проснусь или не проснусь наутро. В эти дни я вспомнила, что очень любила работать руками, рукодельничать и мечтала быть дизайнером одежды. И после восстановления умудрилась раскрутить свой бренд вязаной одежды и аксессуаров!

Параллельно Анна не забывала свою любовь к животным, помогала и своим, и чужим. Даже приходилось давать лекарства, делать уколы, системы…

Во время пандемии Анна решила, что наконец-то пойдет учиться на ассистента ветеринарного врача. Ведь знаний и опыта у нее было уже не меньше, чем у некоторых дипломированных ветеринаров, а вот документального подтверждения этих знаний – нет.

– Это не позволяло мне общаться на равных с профессионалами, – признается Анна. – Зато сейчас я, хоть еще и не закончила учебу, но уже чувствую себя в своей тарелке, и некоторые врачи-ветеринары, если и смотрели на меня, как на волонтера, несколько свысока, то сейчас знают, что я студент в области ветеринарии и имею право помогать владельцам домашних питомцев.

Анна Галеева – одна из немногих в Латвии, кто считает, что кошачий вирусный перитонит (feline infectious peritonitus – FIP) лечится, причем  успешно. На ее счету – более 50 животных, вылеченных от этой «неизлечимой» болезни.

– Была б я чуть помоложе и было бы больше денег, я бы пошла учиться на ветеринарного врача. Но так как свой бюджетный лимит по образованию я исчерпала, то для меня теперь образование платное. К тому же ни для кого не секрет, что взрослые люди должны совмещать работу с домашними заботами, а это не легкая задача. Но сил мне придает… огород! Теплица, грядки, помидорки – мой самый лучший антидепрессант! И на данный момент я не просто счастлива, а очень счастлива.

«Преподаватель слышала, как кипит мой мозг…»

Лариса Фадеева, ассистент фармацевта, заместитель заведующего аптекой.

После развода маме троих детей (младшему из которых был всего годик) Ларисе Фадеевой было, скажем мягко, нелегко. Несмотря на то что за спиной было несколько дипломов и курсов (менеджмент, дизайнер интерьера, бухгалтерские курсы, программирование), опыт и стаж, найти работу по душе и кошельку Ларисе было сложно. Приходилось даже трудиться ночной няней в интернате для слабовидящих детей. Там-то Ларису и настигла судьба в виде будущей успешной профессии.

– Коллега рассказала, что аптеки оплачивают своим работникам обучение по программе «Ассистент фармацевта». Для поступления на эту специальность не нужно даже медицинского образования, – вспоминает Лариса.

Сначала 40-летнюю многодетную маму-одиночку аптеки не хотели принимать на работу с одновременным обучением (маленькие дети, да и слишком много где училась – мол, нестабильная какая-то), но потом все-таки дали шанс.

– Я понимала, что не могу не воспользоваться, должна справиться, оправдать доверие руководства, как это ни пафосно звучало. Да и что я, глупее других? Нет же!

И начались суровые студенческие будни в 1-м медицинском колледже. Учеба проходила по пятницам и субботам, а в остальные дни Лариса работала в аптеке на вспомогательных работах – товар принять, разложить, бумаги заполнить. И вникать, вникать, вникать в суть профессии, наблюдая за опытными коллегами…

– Первые две недели я вообще не понимала, что я тут делаю: столько всего непонятного. Приходит клиент, называет какое-то незнакомое слово, а коллега моментально достает нужный препарат. «Как они это запоминают, как они это понимают?» – думала я в отчаянии, уверенная, что для меня это все непостижимо.

Учеба тоже не была малиной, особенно поначалу. Самые сложные предметы для Ларисы были – анатомия и ботаника.

– Мало того, что все предметы на латышском и латыни, так еще и объем информации нереальный – и все надо запомнить, – делится Лариса. – Я ботанику сдавала три раза, и мне уже сама преподаватель говорила: «Я слышу, как кипит твой мозг…» Но педагоги понимающие, я им благодарна за поддержку. А после учебы – работа, а дома – дети, а матери нет, мать – студентка. Благо старшие были уже в том возрасте, когда могли позаботиться и сами о себе, и о младшей сестре. Конечно, помощь близких в это время была очень ценна. Я жутко уставала, до слез…

Мысли бросить все это тоже, конечно, были, но у Ларисы в голосе прочно засело осознание того, что ей дали шанс на новой работе. Это помогло справиться и в результате успешно закончить обучение длиной в 2,5 года. А через год после получения диплома Лариса стала заместителем заведующей аптеки. Казалось бы, после всех преодоленных сложностей работай себе да радуйся, но верно говорят, что все плохое быстро забывается.

– Теперь у меня есть мысли изучить нутрициологию, начинаю смотреть в сторону программы «Специалист по питанию». Но это пока мой маленький секрет, – подытожила Лариса.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.