Фото Вилены Краснитской
Фото Вилены Краснитской
Жизнь

Музей «Наше детство» можно смело назвать машиной времени, которая отправляет не вперед, а назад – в то время, когда лучшим подарком была игрушка. Детям экспонаты музея интересны сами по себе, а их родителям, бабушкам и дедушкам – благодаря эмоциям и воспоминаниям.

Сентиментальный музей

Основательница музея Яна Воронова рассказала, что 14 лет назад, после рождения старшего сына ей захотелось вновь подержать в руках игрушки, с которыми играла она сама. Это положило начало коллекции, а позже привело к открытию частного музея.

И хотя бОльшую часть экспозиции занимают игрушки, наша собеседница против того, чтобы называть это место «Музеем игрушки».

– Здесь находятся экспонаты, которые позволяют окунуться в детство, а это не только куклы, машинки да плюшевые игрушки. Это запахи, подарки, предметы быта, – рассказывает Яна. – Соответственно, в витринах музея имеются флакончики духов, по большей части производства Dzintars, жвачка Turbo, латвийский сервиз советского времени, книги, фотографии, одежда и многое другое.

Когда в музей приходят взрослые посетители, то две самые частые фразы, которые я от них слышу, это: «У меня была такая же игрушка!» и «Я помню эту вещь!».

Воспоминания детства бывают настолько волнительными, что в музее многие посетители начинают плакать от нахлынувших эмоций.

– Игрушки детям дарят в основном их родственники, поэтому посетители часто связывают игрушку с человеком, кто ее подарил, вспоминают, как это было и расстраиваются, если этот человек уже ушел из жизни, – рассказывает Яна Воронова.

Первые экспонаты

Первой игрушкой в коллекции Яны стал планетоход, такие выпускало латвийское предприятие Straume. Эта игрушка стала для нее проводником в прошлое.

– Такой же планетоход был в нашей семье, я помню, как мама выключала свет, запускала игрушку, и та ходила, мигая лампочкой. Это было ощущение чуда, – вспоминает Яна. – Следующим экспонатом коллекции стала электронная игра, в которой волк ловил яйца в корзинку. Помните, в конце 1980-х годов такие игры были очень популярны? У меня в детстве такой игрушки не было, а вот сейчас – есть, и не одна. В музее целый стенд посвящен подобным играм.

Замечу, что в музее есть много игр и игрушек, бывших предметами несбыточных грез многих детей. Например, в советское время были куклы, с которыми девочки не играли. Такие куклы украшали витрины детских магазинов, «жили» в кабинетах педиатров в поликлиниках, детских садиках и т. д. В музее они «сидят» в отдельном стенде. А вот, посмотрите – кукла в свадебном наряде, я уверена, что многие девочки из 70–80-х годов мечтали поиграть с такой куклой-невестой производства нашей фабрики Straume. Но такими куклами украшали машину, на которой новобрачные ехали в ЗАГС.

Отдельная история о сувенирных куклах в национальных костюмах.

– Они тоже были созданы не для того, чтобы с ними играли, но девочки мечтали их иметь. Интересно, что некоторые куклы все же попали в детские руки, но не советской ребятне, а детям Америки и Канады. На всемирной выставке в середине шестидесятых годов в Монреале (Канада) состоялась выставка игрушек, на которую Латвия направила немало кукол, в том числе в национальных нарядах. У посетителей выставки была возможность приобрести эти куклы. Вот, смотрите: эта кукла проделала долгий путь. Ее купили в Канаде, потом она переехала в Америку, затем на Украину и оттуда обратно в Латвию.

ВАЖНО ЗНАТЬ

В музее «Наше детство» можно не только посмотреть экспонаты, но и поучаствовать в квесте. А еще в музее проходят выставки латвийских коллекционеров и бесплатные концерты для детей. Впереди у музея представление кукольного театра, просмотры диафильмов, открытие новых витрин с экспонатами.

Экспонаты

Яна рассказала, что изначально собирала игрушки только 1917–1991 годов выпуска. Но музей посещают люди разного возраста, поэтому наша собеседница решила собирать и другие игрушки. В результате в музее есть стенды с экспонатами, выпущенными вплоть до 2015 года.

– А самый ранний экспонат датирован 1812 годом, это пяльцы для вышивки, предназначенные для урока труда, – рассказывает наша собеседница. – Многие думают, что я собираю что-то конкретное, но это не так. У меня были периоды, когда я искала только машинки, потом только кукол, только пупсов, только мягкие игрушки и т. д.

Через некоторое время мне стало неинтересно просто собирать игрушки, я начала изучать, кто был их автором, кто их производил, какая история связана с появлением. Иногда уходило три года для того, чтобы атрибутировать куклу, то есть узнать о ней всю информацию. Поэтому сейчас я не только показываю экспонаты в музее, но и могу рассказать практически о каждом предмете.

Например, мало кто знает, что самого знаменитого Карлсона (игрушку) создал Лев Самсонович Разумовский, который был знаком с Астрид Линдгрен. Лев Разумовский был скульптором, художником, живописцем, писателем и автором знаменитых игрушек. Его дочери так любили произведение Астрид Линдгрен, что автор создал игрушку «Карлсон».

«Спи, моя Светлана...»

– Какая игрушка является гордостью вашего музея?

– Я люблю все экспонаты, но особую гордость вызывает кукла Светлана. Помните, героиня фильма «Гусарская баллада» – Шурочка Азаровой держит в руках куклу и поет ей песню «Спи, моя Светлана»? После выхода фильма эта кукла стала очень популярной, а сейчас она превратилась в экспонат, о котором мечтают многие коллекционеры. Но когда кукла попала мне в руки, я не опознала в ней знаменитую Светлану, купила ее просто как куклу 1960-х годов. Причина моего «промаха» в том, что кукла была одета в национальный костюм Латвии, что никак не соответствует образу той Светланы, которую держала Шурочка.

– Как же так вышло?

– В 1960-х годах было принято переодевать кукол в самодельные костюмы, характерные для своей страны. К слову: Светлана – была любимой куклой моей мамы. Когда я увидела фотографию мамы с этой куклой, то загорелась идеей подарить ей точно такую же, чтобы она вспомнила свое детство.

«Раньше куклу использовали по назначению – ею играли. Сейчас многие игрушки стали произведением искусства – они относятся к декоративно-прикладному искусству и являются предметом коллекционирования».

Для каждого поколения свои игрушки

– Замечу, что игрушки менялись от поколения к поколению. Причина – те требования, которые к ним предъявлялись, – продолжает наша собеседница. – Например, в послереволюционные годы (начало XX века) продавали только голову кукол, а тело должна была сшить мама или бабушка ребенка. Причина проста – на производстве кукол экономили, материалы нужны были для более серьезных целей.

Начиная с 1960-х годов игрушка должна была нести воспитательную функцию, куклы были признаны развивать личность нового типа. В результате появились куклы в образах рабочих, пионеров, доктора, повара и почтальона. Популяризировался спорт – появились куклы-спортсмены и, конечно, было много милитаризированных игрушек. В случае дефицита представителей определенных профессий заводы выпускали куклу в образе этой профессии, например, наша фабрика Straume создала кукол в наряде медсестры, врача, повара, строителей.

Кукла под запретом

По словам нашей собеседницы, некоторые игрушки попадали под запрет. Так, после революции были запрещены все виды религиозных игрушек, например ангелочки, а также игрушки, которые олицетворяли беспечный образ жизни – например, куклы-барышни в белых пышных платьях. Считалось, что современная девушка должна работать и приносить пользу, а не быть украшением общества:

– О внешности куклы скажу отдельно. В послевоенное голодное время люди особенно хотели видеть детей румяными, щекастыми, поэтому выпускались куклы с округлыми личиками – олицетворение здорового сытого ребенка. Позже лица кукол похудели, особенно это заметно у кукол, выпущенных в 1990-е годы.

Площадь «Музея детства» 350 квадратных метров, в музее несколько тысяч экспонатов и коллекция все время пополняется, а экспонаты в витринах меняются каждую неделю.

Игрушка – символ события

– Многие игрушки XX века символизируют определенное событие. Особенно это можно заметить на примере елочных игрушках, – продолжает наша собеседница. – Была выпущена машина «Победа» – и ее мини-фигурка стала украшать елки страны. После фильма «Карнавальная ночь» появилась елочная игрушка «Часы», которая показывает без пяти минут 12. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, стали очень востребованными игрушки на тему космоса.

С этим связана интересная история. Одна кукольница выпустила игрушку космонавта за три года до того, как Гагарин полетел в космос, но ее никто не покупал, так как она была непонятна. Игрушку убрали из продажи, а через три года полет человека в космос стал самым обсуждаемым событием в мире и на витрины магазинов игрушек вернули того самого космонавта. Только теперь он стал всем нужен, и в результате его тираж достиг миллиона.

По словам Яны, во все времена кукольники внимательно следили не только за героями детских сказок и мультфильмов, но и за теми, кто был популярен в народе. Поэтому яркие личности были отображены в игрушках – это Юрий Куклачев, Юрий Никулин и т. д.

Разделение музея

Яна рассказала, что экспонаты музея разделены по разным категориям. Стенды делятся на периоды, производителей, темы, отдельно выставлены игрушки известных художников и скульпторов таких, как Лев Сморгон, Марианна Мотовило, Лев Разумовский, Маргарита Димзе.

– Многие думают, что здесь только игрушки из постсоветских стран, но это не так. В музее представлены игрушки из Америки, Испании, Франции, Италии, Японии и т. д., – рассказывает Яна. – Довольно много игрушек в Латвию привозили из ГДР, поэтому в музее имеется немецкий конструктор, комплект парикмахера, доктора, железная дорога Piko, мишка Тэдди от Маргарет Штайф и так далее. Но я особенно ценю латвийские игрушки, так как цель моего музея – сохранить культурное наследие Латвии, поэтому я рада наличию в музее игрушек, произведенных в Латвии (заводы Straume, Dobele, Художественная Рижская стекольная фабрика и другие). К сожалению, с каждым годом их все труднее найти.

«Я так хотел ее потрогать!..»

– Как реагируют посетители на экспонаты?

– В этом музее взрослые забывают все правила поведения и превращаются в детей, то есть открывают витрины, берут в руки то, что их заинтересовало, и начинают рассматривать. Они говорят: «Простите, что взяла без спроса. Но никак не могла удержаться, мне всегда хотелось потрогать эту игрушку!» А еще я часто слышу просьбы продать тот или иной экспонат. Но я всегда отказываю, так как не могу оторвать его от сердца.

– А дети не высказывают желание поиграть игрушками или унести их домой?

– Конечно, они хотят и того, и другого. Но я не разрешаю уносить с собой экспонаты, а вот поиграть с некоторыми из них вполне возможно. Для этих целей здесь организован отдельный уголок. У нас даже есть PlayStation 2, который доступен для пользования.

Я заметила, что в моем музее происходит остановка времени. Многие взрослые становятся детьми и сами начинают играть с игрушками. Я уже много вывесок ставила, чтобы не трогали песочницу, что это – инсталляция. Но все равно, стоит мне отвернуться, как у «взрослых детей» в руках оказывается лопатка или самосвал. Но, честно говоря, меня это не расстраивает, так как цель создания моего музея – дарить радость.

«Найдите различия»

– Чем современные игрушки отличаются от тех, что были произведены несколько десятков лет назад?

– Тем, что современные игрушки, к сожалению, не дают работу для воображения. Если раньше ребенок только мог мечтать, чтобы его кукла двигалась, то сейчас его уже не удивишь даже сверхсовременным роботом. Раньше дети сами мастерили аксессуары для кукол, а сейчас все продается в комплекте.

– Какие игрушки вам особенно нравятся?

– Мне по душе куклы периода 1950–1960-х из опилок или пластика, а также игрушки из целлулоида Охтинского химического комбината. История этого завода связана с Петром Первым, который основал этот завод. В 1932 году там начали выпускать игрушечных зверей, а в 1935 году – кукол. В нашем музее есть витрина, посвящена этому комбинату.

Целлулоидные игрушки одни из моих любимых, когда я их начала коллекционировать, они стоили недорого. Например, раньше можно было приобрести куклу за 5 латов, а сейчас эта же кукла стоит 50–70 евро. Это не только потому, что их стало меньше, просто с годами люди стали больше ценить игрушки и появилось много коллекционеров.

– Какое ваше последнее приобретение?

– Игровая коляска. Такую игрушку очень трудно найти, так как дети активно играют с колясками, они ломаются и оказываются в мусорном баке. А вот эта сохранилась.

– Где вы ищете новые экспонаты для музея?

– На специализированных базарчиках, аукционах, сайтах объявлений. Очень часто пополнение экспонатов происходит благодаря подаркам незнакомых людей. Недавно перед дверью музея я обнаружила детскую коляску 1970–1980-х годов, очень редкую.

– Кто является вашим любимым автором игрушек?

– Лев Наумович Сморгон, ему недавно исполнилось 95 лет. Он работал в институте игрушки и создавал произведения искусства. Самая знаменитая его игрушка, которая также есть в нашем музее – это мальчик Володька.

Ценный экспонат

– Какой самый дорогой экспонат музея?

– Есть экспонаты стоимостью несколько тысяч евро, но большинство стоят значительно дешевле – сотню или две, в основном это касается кукол производства «Страуме». После пандемии возник бум на винтажные вещи, люди стали ценить, коллекционировать даже винтажных кукол. Я знаю 19-летнего юношу, который с упоением собирает игрушки, парфюм и посуду латвийского производства.

– Какой экспонат вы считаете самым интересным?

– Таких очень много. Например, вот эта кукла с шрамами на груди. Шрамы появились оттого, что куклу разрезали и положили в нее драгоценности, а затем вынули их и зашили куклу. Во время Второй мировой войны так часто делали, в игрушках прятали украшения. Однажды и я нашла в кукле клад – золотое кольцо.

– Некоторые люди относятся к куклам настороженно. Вы никакой мистики не замечали?

– Замечала. Некоторые заводные игрушки вдруг сами собой – без причины – начинают двигаться. Объяснения этому у меня нет.

«В помощи было отказано!»

– Есть ли у вас спонсоры, помогает ли город или государство содержать музей?

– Спонсоров у меня нет и помощи тоже нет. Я несколько раз обращалась к городским властям, а также в разные министерства и департаменты с просьбой помочь найти помещение под музей, но все время слышала отказ, мол, все городские помещения заняты. Это было обидно слышать, так как музей «Наше детство» содержит несколько тысяч экспонатов и является самым большим в Балтии. А я даже не просила денег ни на экспонаты, ни на аренду помещения, ни на коммунальные расходы.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.