Этой осенью вступили в силу поправки к Закону о гарантийном фонде средств содержания, согласно которым у государства появились новые способы воздействия на нерадивых родителей, не выплачивающих алименты на детей. К чему это приведет и какие меры работы с должниками являются самыми эффективными, нам рассказал руководитель государственного Гарантийного фонда средств содержания Эдгар Лицитис.

Самая важная поправка

Гарантийный фонд средств содержания создан государством, чтобы выплачивать алименты на детей, которые не получают средств от одного из собственных родителей. Фонд обращается в суд против неплательщиков и взыскивает выплаченные детям деньги с их отцов или матерей.

С момента основания Гарантийного фонда средств содержания неплательщики алиментов в общей сложности задолжали государству 398 миллионов евро (плюс проценты). С целью вернуть эти деньги Министерство юстиции решило узаконить новые методы воздействия на нерадивых родителей. Подробнее о них нам рассказал Эдгар Лицитис.

– Благодаря поправкам к Закону о Гарантийном фонде средств содержания расширится круг должников, к которым можно будет применить определенные меры, подталкивающие их к выплате долга.

Например, в 2017 году уже была принята эффективная норма, которая приостанавливала разрешение на ношение оружия у неплательщиков алиментов и действия их водительских прав, без которых водить машину запрещено. Кроме того, имена неплательщиков алиментов разрешено было размешать в Регистре должников, а еще им запрещалось посещать места азартных игр. (Речь идет о должниках по алиментам исключительно перед фондом. – О. В.)

Но проблема в том, что все эти меры можно было применить к должникам по алиментам только до тех пор, пока фонд платил алименты вместо них, то есть до достижения их ребенком 18 лет. После того, как ребенок становился совершеннолетним, фонд терял право использовать все те ограничения, о которых я вам рассказал.

Теперь поправки к закону предусматривают для нас возможность обращать все эти меры даже к тем должникам по алиментам, дети которых стали совершеннолетними.

Сейчас наши должники должны быть готовы к ограничениям, даже если с момента, как мы перестали выплачивать за них алименты, прошло немало времени. Мы считаем, что это сможет побудить их начать возвращать долги.

– Скольких жителей Латвии это может коснуться?

– Трудно ответить, но точно не менее трех тысяч человек. Это те люди, у которых есть водительские права и есть долг перед фондом.

– На какой срок будет остановлено действие водительских прав должника?

– До тех пор, пока он не заплатит свой долг перед фондом.

– А что произойдет, если должник продолжит пользоваться машиной, несмотря на приостановку водительских прав?

– Точно не знаю, но возможно, за это грозит временная конфискация транспортного средства и перемещение его на специальную стоянку. Также, скорее всего, нарушитель получит штраф. Не стоит думать, что наказание будет оставаться лишь на бумаге.

– Если машина нужна должнику для заработка, фонд даст распоряжение о приостановлении его водительских прав?

– В этом случае – нет.

Лизинг есть, алиментов – нет!

– Какая из новых поправок к Закону о Гарантийном фонде средств содержания вам кажется особенно важной?

– В новой редакции закона расширены права администрации Гарантийного фонда на бесплатное получение информации из кредитно-финансовых учреждений о долговых обязательствах должника. Это правило будет действовать как в случае, если за должника платит фонд, так и в случае, если фонд перестал платить вместо него алименты (так как ребенок достиг совершеннолетия).

– Чем эта поправка поможет фонду получить свои деньги?

– Если администрация нашего фонда выяснит, что у должника были средства, но он их потратил не на выплату алиментов ребенку, а  на выплату по автолизингу, то это может свидетельствовать о ЗЛОНАМЕРЕННОМ уклонении от обязанности выплачивать алименты. В этом случае фонд имеет право обратиться в Государственную полицию с просьбой начать уголовный процесс об уклонении от обязанности содержать ребенка.

Замечу, что это не пустые угрозы, 700 должников уже привлечены к уголовной ответственности за нежелание содержать своих детей. В свою очередь в 2022 году 696 должников были за это осуждены.

Информация о том, что должник тем не менее выполняет свои обязательства перед кредитным учреждением, является очень важной. Это означает, что у него есть доходы, которые он от нас скрывает.

– Как это вам поможет?

– Допустим, должник заключил с нами соглашение о постепенной выплате долга и указал, что вследствие маленьких доходов может возвращать долг по частям и маленькими суммами. Но если при этом он взял кредит или лизинг и платит по нему, значит, теоретически он мог бы платить фонду гораздо большую сумму, чем платит сейчас.

«Укрыться не получится!»

– В новой редакции закона должникам по алиментам запрещено передавать свои финансовые требования в цессию. Что это значит?

– Мы обнаружили, что должники по алиментам в случаях, когда им полагается страховое возмещение (например, по полису ОСТА), передают это возмещение в цессию другому лицу, например, новой жене. Жена получает деньги, которые полагаются должнику по страховке, и таким образом они остаются в семье. В свою очередь судебный исполнитель, к услугам которого обращается фонд, не имеет возможности взыскать эти деньги, так как они не являются доходом должника. Мы надеемся, что новая поправка позволит фонду получить деньги должников.

– Относится ли эта поправка к возврату налогов?

– Нет, так как возврат налогов цедировать нельзя. Изменения относятся только к тем денежным средствам, которые цедировать разрешено.

В Латвии насчитывается 42 тысячи должников по алиментам.

Это должникам выгодно!

– Какие еще изменения были внесены в закон?

– Прежде чем ответить, напомню, что с 1 июля 2023 года утратила силу та норма Закона о Гарантийном фонде средств содержания, согласно которой должник имел право сначала погасить свой основной долг перед фондом и только потом – проценты по нему.  Предполагалось, что если неплательщик погасит основной долг до 30.06.2023, то проценты по нему будут списаны.

Для должников эта норма была очень выгодной. Но сейчас вступил в силу новый порядок, по которому все платежи должника сначала зачисляются в счет погашения установленных процентов, и лишь затем в счет основного долга. Напомню, что задолженность должна быть погашена полностью, как по уплаченным алиментам, так и по установленным процентам.

Но с 1 января 2024 года вновь вступит в силу норма, которая, как мы надеемся, будет мотивировать должников погашать свои обязательства перед фондом как можно быстрее. По ней все выплаты, которые должник перечисляет в фонд, будут поступать на погашения основной суммы долга, но одновременно будет гаситься размер процентов.

Например, если должник заплатит 100 евро, то на 100 евро будет уменьшен размер его основной суммы долга и на 100 евро будут погашены его законные проценты, которые набежали за неуплату этого долга. Но напомню, сам должник заплатит только 100 евро, а не 200.

А еще со следующего года останавливается накопление процентов за неуплату долга. Это означает, что если на 1 января 2024 года долг родителя перед фондом составит, например, 10 000 евро вместе с процентами, то после 2024 года сам долг будет расти, а вот проценты по нему – нет. Мы надеемся, что это побудит должников погашать свои долговые обязательства.

Безработные должники

– Какие изменения еще нужно внести в Закон о Гарантийном фонде средств содержания, чтобы в стране стало меньше должников по алиментам?

– Мне кажется, что сейчас уже сделано все возможное для этого. Долги накапливаются не потому, что у нас мало инструментов для воздействия на должников, а по другим причинам. По информации из официальных регистров, только у 20% должников по алиментам имеется работа. Скорее всего, остальные 80% должников трудятся неофициально, а значит, не имеют официальных доходов. Поэтому у судебных исполнителей нет возможности своевременно взыскать деньги.

– Но судебные исполнители имеют возможность обратить взыскание на недвижимость должников.

– В большинстве случаев у наших должников нет своей недвижимости, а значит, судебному исполнителю не на что обратить взыскание. Государству надо делать все возможное, чтобы бороться с теневой экономикой.

Уголовная ответственность

– Вы упомянули, что 700 должников перед фондом были призваны к уголовной ответственности за нежелание содержать своих детей. Почему мало таких наказанных?

– На самом деле дела заведены на многих должников, но далеко не все из них закончены. По нашим подсчетам, около 4000 человек можно призвать к уголовной ответственности.

– По каким критериям вы отбираете из общего числа должников тех, дела которых потом отдаете в полицию?

– Допустим, должник взял кредит на машину. Мы рассуждаем так: если у него есть деньги на машину, значит, и на алименты деньги есть. А раз он не платит, следовательно, нарушает закон и должен быть наказан.

– Имеет ли значение, какую сумму должник задолжал?

– Ни сумма, ни период задолженности, ни количество детей у должника, ни его материальное положение или состояние здоровья не влияет на решение фонда передать его дело полиции для возбуждения уголовного дела.

– Должны ли вы предупредить должника, что отдаете его дело в полицию и на него может быть заведен уголовный процесс?

– Об этой возможности мы рассказываем в самом начале работы с должником. Поэтому в случае, когда нам станет известно о его кредите, мы имеем право отправить дело должника в Государственную полицию, не предупреждая его об этом.

Тюремный срок

– Угроза сесть в тюрьму может побудить человека выплатить долги по алиментам? 

– Я не думаю, что это может помочь. По статистике, у половины должников перед фондом имеется судимость, связанная с нарушением Уголовного закона, которую они либо уже отбыли, либо отбывают сейчас. Это означает, что для этих должников новая судимость (за неуплату алиментов), конечно, неприятное наказание, но не такое, которого следует бояться.

Кроме того, содержание под стражей – это самое дорогое средство воздействия на должника, за которое должно заплатить государство – а значит, и все общество. Сначала полиция должна расследовать дело, чтобы понять, действительно ли должник не платил алименты, потому что не хотел это делать, а не потому, что не имел возможности. Затем прокуратура должна выдвинуть обвинения, и потом должник будет сидеть в тюрьме за счет налогоплательщиков. За время заключения в местах не столь отдаленных сумма его долга не уменьшится. Поэтому я не считаю, что тюремный срок для всех неплательщиков алиментов и должников перед фондом – это хорошее средство воздействия на них.

Эффективные и неэффективные меры

– Назовите, пожалуйста, наиболее эффективные меры воздействия на должников?

– Для нас вопрос стоит иначе. А именно: насколько большой круг должников затрагивает каждое ограничение, которое предусмотрено в законе. Чем большее количество должников оно затрагивает, тем лучше и эффективней. Например, запрет на водительские права затрагивает 30% должников. А вот запрет на пользование оружием затрагивает гораздо меньшее количество людей. В свою очередь запрет посещать места, где играют в азартные игры, касается только 10% должников. Меньше всего затрагивает должников запрет на получение гражданства Латвии в случае наличия долга перед Алиментным фондом. Исходя из этого, наиболее эффективным средством воздействия будет то, что можно распространить как можно на бОльшее количество людей.

– Есть ли такие меры, которые вам кажутся неэффективными?

– Таких нет, так как любое средство, которое помогает вернуть долг, способствует достижению результата. Но, конечно, самой эффективной мерой для получения денег от должников является обращение к помощи судебного исполнителя.

12 детей одного должника

– Каков сейчас долг неплательщиков перед Гарантийным фондом средств содержания?

– Общая сумма неоплаченных долгов по алиментам с законными процентами составляет 544 миллиона евро. Из них около 400 миллионов – это сумма основного долга, все остальное – накопившиеся проценты по основной сумме долга. Замечу, что этот долг накопился с 2004 года, то есть почти за 20 лет работы фонда.

– Есть ли у вас надежда получить эти деньги?

– Я далек от надежды получить долг в полном объеме. Как я уже сказал, для того чтобы выплатить долг, у должников должны быть доходы и имущество, которое можно было бы взыскать в счет долга. Но возможно, новые ограничения смогут затронуть экономически активных должников, которые работают в теневой экономике.

– Каков самый большой размер долга у ваших должников?

– У нас есть три должника, которые должны фонду примерно по 140000 евро каждый.

– Откуда взялась такая большая цифра? Даже если бы человек не платил алименты в течение 18 лет, его долг был бы меньше.

– Во-первых, этот долг посчитан вместе с законными процентами, а основная сумма долга на треть меньше. Во-вторых, у одного должника 10 детей, у другого – 12, у третьего – 11. Посчитайте, какую сумму в месяц фонд вместо отца выплачивает на 12 детей, а потом умножьте эту сумму на 18 лет. Но в среднем размер долга одного человека перед фондом – примерно 10000 евро.

Будет доход – будут алименты?

– Хочу узнать ваше мнение, какие изменения в закон надо ввести, чтобы должники сами платили алименты детям?

– Таких мер нет, все возможное уже принято и действует. Надо, чтобы у должников была хорошо оплачиваемая работа, тогда они будут самостоятельно платить алименты, и женщинам не придется прибегать к нашей помощи.

– Какую картину вы видите, количество обращений в ваш фонд за помощью увеличилось или уменьшилось?

– Есть тенденция к уменьшению числа заявок. Но я не могу сказать, что причина этого в том, что отцы вдруг начали выполнять свои обязательства содержать ребенка. Скорее дело в том, что в Латвии уменьшилось количество детей. Ну и мне бы хотелось думать, что частично на уменьшение количества запросов о помощи повлияла экономическая ситуация в стране, у должников по алиментам (перед матерью их детей) появилась официальная работа.

– Сколько людей сейчас получает помощь от фонда?

– В среднем в этом году мы каждый месяц выплачивали и выплачиваем алименты 27 000 заявителей.

– Стали ли должники чаще платить долги фонду?

– Да, особенно по сравнением с прошлым годом. Но все равно большая часть средств возвращается к нам не напрямую от должников (то есть добровольно), а через судебных исполнителей – через продажу имущества должников или при взыскании с их зарплаты.

От редакции. Получается, что у фонда очень много инструментов, чтобы побудить должника выплатить долг перед ним. А вот у женщины таких инструментов нет, поэтому если у должника нет имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание, значит, она может распрощаться с надеждой получить алименты в том объеме, в котором их назначил суд, закон или договоренность у нотариуса...

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.