Эксперт по социальной безопасности Латвийской конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс выделил несколько видов неравенства в латвийском обществе и обрисовал их специфику. В интервью «МК Латвии» он рассказал о причинах неравенства и о том, какие шаги должно предпринять государство, чтобы сократить пропасть между бедными и богатыми. 

Виды неравенства

В своем докладе, представленном на заседании подкомиссии Сейма, Петерис Лейшкалнс выделил несколько видов неравенства. 

  • Неравенство оплаты труда — когда за одну и ту же работу людям платят разную зарплату по причинам, которые тесно не связаны с выполнением работы.
  • Неравенство доходов показывает, насколько неравномерно распределяются доходы в обществе. Размер дохода определяется на каждого члена домохозяйства — какая сумма остается на руки после получения зарплат, пенсий, пособий и выплаты налогов. 
  • Наследственное неравенство — у детей из обеспеченных семей больше возможностей получить престижное образование, а затем хорошую работу. 
  • Социальное неравенство — разные позиции индивидов, социальных групп и слоев общества в социальной иерархии — с разными возможностями для жизни и с разным уровнем потребностей. 
  • Неравенство возможностей — различие в возможностях для реализации способностей и персонального роста, вызванное материальными факторами. 
  • Материальная необеспеченность — обстоятельства, когда в силу нехватки материальных ресурсов домохозяйство не получает доступ к разным благам и возможностям. 
  • Относительная бедность — бедными считаются лица, если их доходы и ресурсы (экономические, социальные и культурные) настолько ограничены, что уровень их жизни существенно ниже принятого в обществе. Порогом риска относительной бедности принято считать 60% от медианы доходов на члена домохозяйства. 
  • Бедность фактическая: отсутствие материальных ресурсов, в результате чего человек не может обеспечить необходимые для жизни основные потребности (продовольствие, жилье, здоровье, образование, культура и др.).

Где искать причины?

— В чем причины неравенства в материальном положении жителей Латвии?

— В Латвии принято оценивать бедность и неравенство по размеру зарплаты. Однако домохозяйства в Латвии, как и везде в мире, бывают разными. Необходимо принимать во внимание то, что при одинаковых уровнях нетто-зарплаты доходы на одного члена домохозяйства зависят от количества состоящих на содержании лиц. И у каждого человека в разные периоды жизни размер доходов отличается. Пока дети учатся в школе, их обычно содержат родители. Обучаясь в институте, студенты могут подрабатывать, но зарабатывают немного. Затем человек начинает активную трудовую жизнь, у него могут появиться дети. Чем больше детей — тем больше абсолютно необходимых расходов. Если детей у человека нет — необходимых расходов будет меньше. Некоторым приходится содержать еще и престарелых родителей. Затем человек выходит на пенсию, которая замещает лишь часть зарплаты. 

Ситуация неравенства исходит и из того, что у нас нет системы, которая бы стимулировала людей серьезно учиться, повышать квалификацию, работать больше и лучше. 

Возьмем, к примеру двух молодых людей 20 лет — один после школы немедленно начал зарабатывать. Другой молодой человек решил стать врачом — ему придется учиться 6 лет плюс 4-5 лет в резидентуре. В это время у него или не будет дохода, или будет маленький доход, хотя расходы будут приличные. Конечно, став врачом, он будет зарабатывать больше первого молодого человека, но время и деньги, не заработанные во время учебы, никто не компенсирует. 

Системы поддержки

— Кто в Латвии находится в группе риска по бедности?

— Родители, которые получили инвалидность и не могут работать столь интенсивно, как люди без ограничений работоспособности. Родители детей с тяжелой инвалидностью. Матери-одиночки с двумя и более детьми. У некоторых детей отец вообще не записан в свидетельстве о рождении.  Таких детей около четырех процентов от всех детей в Латвии, и они поддержку от государства в виде алиментов из Гарантийного фонда содержания не получают.

— Какая социальная поддержка со стороны государства позволяет сократить неравенство?

— Есть три основные системы оказания социальной поддержки, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Так называемая универсальная система поддержки, когда поддержка оказывается в соответствии с особенностями социальной группы - это пособия пенсионерам, родителям, инвалидам. В этом случае пособия платят независимо от доходов человека. Такой подход прост в управлении и снижает неравенство между социальными группами. Вторая система, когда по признакам социальной группы предоставляются налоговые льготы. Эта система способствует занятости. Государство как бы говорит: иди работай, тогда лучше жить будешь.

Третья система целенаправленно поддерживает людей с низкими доходами. Это могут быть жилищные пособия, пособия для малообеспеченных и нуждающихся, которые назначает соцслужба. Это дорогая в администрировании, но более точно нацеленная система. Проблема в том, что часть людей подсаживаются на такие пособия, не имея мотивации работать. Им трудно понять, что один из признаков успешной жизни — наличие работы, активность на рынке труда, которая дает возможность жить лучше.

Социальная поддержка должна быть целенаправленной и учитывать доходы и типичные расходы домохозяйств. Это касается и налоговых льгот, и пособий, и услуг для разных социальных групп. Поддержка должна оказываться в первую очередь группам населения, подверженным риску бедности, — родителям-одиночкам, инвалидам и т.п.

Если модели поддержки нецеленаправлены, как, например, с дифференцированным необлагаемым минимумом, они прямо или косвенно увеличивают неравенство, отнимая у бюджета ресурсы, которые могли бы пойти на улучшение системы образования, на здравоохранение. 

— При исследовании неравенства вы учитывали национальные факторы? Например, представителей нацменьшинств в госструктурах, где высокие зарплаты, в разы меньше, чем латышей. 

— Этот фактор я не анализировал. Но могу сказать, что у нас немало русскоязычных работают на высоких должностях и в госструктурах, и в частном секторе.

— Есть ли в Латвии неравенство в оплате труда между мужчинами и женщинами? Как оно выражается? 

– Прямое неравенство в оплате труда запрещено. Различный уровень оплаты труда обусловлен выбором профессии и интенсивностью занятости. Многие женщины в Латвии выбирают профессии бюджетных педагогов, врачей и другие профессии с невысокой зарплатой. 

Три шкалы эквивалентности

— Как можно судить о степени благосостояния домохозяйства? Только по доходам на каждого члена семьи?

— Доход на одного члена домохозяйства не дает четкого представления о степени обеспеченности домохозяйства. 

На первого члена семьи доход должен быть больше, чем на остальных. Если человек живет один, ему достаточно однокомнатной квартиры. Если появляется семья и дети — каждому нужен свой рацион питания, квартира требуется больше, спален нужно больше, мебели больше, расходов больше. 

Поэтому созданы так называемые шкалы эквивалентности, позволяющие рассчитать сколько необходимо денег, если человек живет один, сколько вдвоем и тд.

Существует три основные шкалы эквивалентности:

  • наиболее распространена стандартная шкала Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), согласно которой доход для первого взрослого в домашнем хозяйстве принимается за 1, доход для второго и каждого следующего члена домохозяйства старше 14 лет – 0,7 и доход на каждого ребенка – 0,5. 1:0,7:0,5;
  • для стран с невысоким средним уровнем дохода, где большую часть расходов составляет продовольствие и другие товары первой необходимости, больше подходит другая шкала эквивалентности: 1:0,7:0,7. (доход на первого взрослого, доход на следующего взрослого, доход на ребенка); 
  • для статистики по западноевропейским странам ЕС использует разработанную ОЭСР модифицированную шкалу эквивалентности (1:0,5:0,3), но эта шкала не отражает истинный уровень риска бедности для домохозяйств с детьми в странах с более низкими доходами, включая Латвию.

Закон Энгеля

— Как распределяются траты в семьях с разным уровнем дохода?

—Закономерности потребительского поведения описывает закон Энгеля, названный в честь немецкого экономиста 19 века. Согласно этому закону, чем выше удельный вес расходов на питание в семье, тем беднее семья.

Если общество разделить на пять частей по уровню доходов, то можно увидеть, что в более бедных слоях траты на питание — самые большие в процентном отношении. Затем следуют коммунальные расходы и довольно мало денег остается на одежду, на отдых, на образование, на транспорт, на медицинские расходы. В более состоятельных слоях лидируют расходы на транспорт, меньше в процентном отношении уходит на коммунальные расходы, больше, чем у бедных слоев — на питание, на развлечения, культуру, одежду, обустройство дома, товары и услуги не первой необходимости.

Выгодно платить низкие зарплаты

— Мы потребляем то, чем богаты, наше потребление зависит от валового продукта на душу населения, который создают все люди Латвии, — говорит Петерис Лейшкалнс. — По этому показателю мы на одном из последних мест в Европейском Союзе.

По валовому продукту эстонцы и литовцы нас заметно обгоняют. При этом налоги на рабочую силу у соседей ниже, чем у нас. За работника без детей с зарплатой 1000 евро наш работодатель платит 666 евро, в Литве 571, в Эстонии 508 евро. 

Поэтому в Латвии невыгодно открывать квалифицированные рабочие места с высокими зарплатами. У нас стало выгодно открывать низкоквалифицированные рабочие места с низкими зарплатами или часть зарплаты платить в конвертах, в то время как более высокая добавленная стоимость создается в Литве и Эстонии, где и легальная зарплата выше.

Это происходит, потому что наши налоги на рабочую силу конкурентоспособны только в низкооплачиваемом секторе, но абсолютно неконкурентоспособны в средне- и высокооплачиваемом секторе.

 Например, если работодатель хочет заплатить работнику 500 евро на руки, он должен заплатить налог 199 евро. Если платит 1000 евро на руки, то налог ему придется заплатить в размере 666 евро (на 467 евро больше). 

— Как повысить валовый продукт на душу населения?

— Чем больше будет высококвалифицированных сотрудников и капитальных вложений в эффективные рабочие места, и чем больше людей будет работать, тем больше будет валовый продукт. 

Есть два варианта развития. Условно говоря, вложить деньги в 10 лопат и нанять на работу 10 человек, которые будут копать канаву. Или с той же целью купить мини-трактор и нанять пару работников с более высокой квалификацией. Валовый продукт у хозяина трактора на одного рабочего будет выше. Это и есть экономика. 

Наша же налоговая система способствует тому, чтобы инвестировать в менее эффективные рабочие места, что приводит к снижению добавленной стоимости и заработной платы.

Прогрессивный налог

— Как вы думаете, стоит ли в Латвии вводить прогрессивную систему налогообложения? Увеличивать налоги для тех, кто получает большой доход?

— Прогрессивное налогообложение могло бы сократить разрыв между богатыми и бедными, если бы налог вводили, исходя из дохода на одного человека в домохозяйстве. 

В противном случае получается несправедливо. Например, мужчина без детей зарабатывает 1500 евро в месяц брутто и платит стандартную ставку налога  20 процентов и у него есть еще часть своего необлагаемого минимумa. Мать-одиночка с двумя детьми, которая работает на двух работах, получает 2 тысячи евро брутто. Она платит стандартный налог и за сумму, превышающую 1667 евро, — также повышенную ставку налога. При этом своего необлагаемого минимума у нее совсем нет. И если мы посмотрим на картину расходов, то более зажиточным окажется одинокий мужчина с более низкой зарплатой. 

К тому же прогрессивное налогообложение имеет серьезный побочный эффект - оно ​​тормозит экономический рост, поэтому его обычно могут себе позволить развитые экономики, тогда как развивающимся она противопоказана.  В Латвии экономика — не развитая, а развивающаяся. Чтобы развиваться, нужно, чтобы предпринимателям было интересно сюда инвестировать, чтобы люди не уезжали и были мотивированы хорошо работать и зарабатывать.

Как сократить неравенство?

— Что государство должно сделать, чтобы сократить неравенство?

— Во-первых надо сделать так, чтобы все социальные группы имели бы свой собственный, фиксированный необлагаемый минимум (например, для родителей, для пенсионеров, для инвалидов) и чтобы он не менялся в зависимости от того, что человек больше зарабатывает. 

Как я уже говорил, дифференцированный необлагаемый минимум выгоден для тех людей, которые не имеют детей и увеличивает неравенство между теми, у кого есть дети на содержании и теми, у кого их нет. 

Во-вторых, надо улучшать систему здравоохранения, чтобы не было такого ужаса как сейчас — потому что латвийцы чуть ли не больше всех в Европе тратят в процентном отношении от доходов на здоровье и медикаменты (если говорить о платных услугах без софинансирования государства). Хуже нас дела обстоят только в Болгарии.

У нас людям приходится или ждать полгода в очереди к врачу, или идти на платный прием, что не все себе могут позволить. При нормальной системе расходы на платную медицину занимают 15-20 процентов от доходов. Этот вид неравенства самый безжалостный. 

Что делать с необлагаемым минимумом?

— Как вам кажется, нужно ли повышать необлагаемый минимум с ростом минимальной зарплаты? 

— Если мы сделаем границу дифференцированного необлагаемого минимума еще выше, что у нас получится? Люди без детей получат на руки еще больше денег, и разница между ними и родителям детей, которые неплохо зарабатывают, но платят повышенную ставку налога и не имеют необлагаемого минимума, только вырастет - неравенство будет повышаться. 

Необлагаемый минимум уменьшает неравенство только внутри группы людей, у которых нет лиц, находящихся на содержании. 

По сути, единый необлагаемый минимум стоило бы отменить. Более или менее нормальная система — когда у каждой социальной категории есть свой необлагаемый минимум.

Если мы хотим уменьшить неравенство, то единственный четкий инструмент — это налоговые льготы на иждивенцев и пенсионные налоговые льготы.

Если мы смотрим на пенсионеров, то один получает 250 евро, другой 500 евро, повышение необлагаемого минимума до 500 евро ничего не дает тому, кто получает 250 евро, а тот, кто получает 500 евро немножко выиграет. В итоге внутри социальной группы пенсионеров неравенство увеличилось.

Пенсионеры с привилегиями

— Среди пенсионеров тоже существует неравенство — одни получают маленькие пенсии, другие высокие. Как снизить разрыв между ними? И надо ли повышать пенсионный возраст, как предлагал премьер-министр Кариньш?

— Наше общество стареет, на пенсию будут выходить много людей, а количество работающих сокращается. Вся Европа этим страдает. Но Латвия особенно. Чтобы мы не попали в беду, один из выходов — повышение пенсионного возраста в будущем.

Неравенство существует между обычными пенсионерами и получателями пенсий по выслуге лет. Насколько я понял, Кариньш имел в виду повышение пенсионного возраста в первую очередь для получателей пенсий по выслуге лет. Средний стаж обычных пенсионеров — почти 39 лет, а получающих пенсии по выслуге лет — 25 лет. Период прогнозируемой жизни на пенсии у обычного пенсионера — 17 лет, а у пенсионера по выслуге лет — 28 лет. Выходит, отработав 25 лет, он получает пенсию в среднем 28 лет. Он явно находится в привилегированном положении.

И то, что государство кому-то выплачивает 28 лет подряд пенсию за то, что он мало работал, не позволяет платить нормальные зарплаты нынешним работникам. Обычная практика среди получателей пенсии по выслуге лет — выйти на пенсию и пойти работать в другое место. И начинается интересная конкуренция на рынке труда — работающий человек и трудящийся пенсионер конкурируют с получателем пенсии по выслуге лет. 

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.