Мы привыкли к пряникам, которые продают на всех ярмарках, и других нам, кажется, не надо. Но мастерица Ольга Звирид неожиданно нашла способ, как сделать пряник очень красивым, а главное – современным подарком. Про себя Ольга говорит, что она скорее художник, чем кондитер. Как бы то ни было, но женщина вот уже шесть лет ведет в Латвии – стране пипаркукас – успешный бизнес на пряниках ручной работы.

Романтическая история

Наша собеседница родом из Воронежа, в Риге она живет восемнадцать лет. В Латвии она оказалась благодаря замужеству.

– Муж родом из Украины, после учебы в духовной семинарии он по делам служения переехал в Латвию, – рассказывает Ольга. – У нас с ним интересная личная история: мы познакомились в Санкт-Петербурге на христианской конференции, пару часов пообщались, а потом разъехались по своим странам. Но короткого общения оказалось достаточно, чтобы родилось чувство. Итог нашего знакомства – счастливый брак, в этом году нашей семье исполнится 19 лет.

Сначала украшала ЗАГС, сейчас – пряники

Наша собеседница по специальности учитель экономики, но по профессии ни разу в жизни не работала.

– Я всегда тянулась к красоте, мне нравилось творчество, рисование, вышивка. Когда заканчивала университет, меня позвали работать художником-дизайнером по текстильному оформлению интерьера. Помню, что в рамках своей работы создавала шторы, украшала ЗАГС, вагоны-рестораны, – рассказывает Ольга. – Когда переехала Ригу, первые несколько лет не имела разрешения на работу, а когда получила постоянный вид на жительство и разрешение работать, у меня родись дети, и поэтому я нигде не была трудоустроена. Конечно, такое положение дел меня тяготило, тем более что мой муж «не про заработок», он – про призвание, про помощь людям (муж Ольги является пастором баптистской церкви). Поэтому я все время думала, где бы применить свои силы.

По словам Ольги, озарение пришло случайно. Однажды в Инстраграме мастерицы из Украины она увидела красивые пряники.

– Они мне настолько понравились, что я попросила мужа, который в тот момент гостил на Украине, привести их в Ригу. Вкуса тех пряников я не запомнила, но в память врезалось восхищение красивой работой. Я решила, что мне надо попробовать сделать такие же. Мысль о цели на тот момент мне в голову не приходила, просто хотелось создать что-то красивое, чтобы давать пряники дочкам в детский сад и дарить друзьям.

«Делай так!»

Ольга рассказала, что в то время – почти семь лет назад – в Латвии практически никто имбирными пряниками не занимался, поэтому ей не у кого было взять мастер-класс по их изготовлению и уже тем более по росписи на них. Поэтому она начала смотреть в Интернете обучающие ролики.

– К сожалению, ни один мастер-класс не дал мне знаний по изготовлению пряника, в обучающих видео было слишком много лишней информации, – говорит Ольга. – Но я не отступилась, написала мастерице из Украины, чьи пряники меня так вдохновили, с просьбой прислать пошаговый рецепт. Спасибо ей большое, что она сделала это, не всякий мастер готов делиться своими секретами... Правда, я не могу сказать, что мои пряники точь-в-точь повторяют ее, я рецепт доработала, некоторые ингредиенты (например, мед) убрала, другие изменила в количестве.

Где-то с пятой попытки Ольга поняла, что наконец-то подобрала идеальный рецепт пряника, и ее семья с этим согласилась.

– После того, как я испекла несколько пряников и расписала их глазурью, я решила похвастаться своим творением перед знакомыми и выставила фотографию работы на своей страничке в социальной сети, – рассказывает Ольга. – Это случилось аккурат перед Новым годом. Люди начали хвалить мои пряники, а потом спросили, могу ли я их продать. Так я поняла, что на пряниках можно заработать.

«Это тонкая работа!»

– В Латвии бизнесом на пряниках-пипаркукас занимаются многие. Не было ли страшно, что эта ниша плотно занята?

– Во-первых, я хотела зарабатывать на продаже имбирных пряников, а у них иной рецепт и вкус, чем у пипаркукас. А во-вторых, пусть простят меня ценители и производители пипаркукас, но я нигде не видела по-настоящему красивого печенья ручной работы. Даже на ярмарках, на которых продаются товары ручной работы, пряники не радовали глаз, слишком топорно они были разрисованы. Мне же нравится тонкая работа, каждый штрих рисунка у меня тщательно проработан. Пряников – как имбирных, так и перечных с таким рисунком я ни у кого не встречала и понадеялась, что в Латвии найдутся люди, которые оценят качественную работу и захотят за нее заплатить.

Деньги и дружба

– Кто стал вашими первыми клиентами?

– Знакомые, то есть те люди, которые были у меня в друзьях в социальной сети.

– Насколько это было легко – брать деньги со знакомых и друзей?

– Очень сложно, потому что в моей голове прочно засел стереотип о том, что друзьям и знакомым продавать ничего нельзя, им можно только дарить. Еще и моя мама подливала масла в огонь, спрашивая, неужели я смогу брать с людей деньги за угощение.

– Как вы решили эту дилемму?

– Близким людям я стала делать скидки или добавлять в пакетик какой-то подарочек. Этим я избавила себя от угрызений совести, что не дарю пряник, а продаю его. Но слава богу, никто из моих друзей и знакомых не упрекнул меня в том, что за свой труд я прошу заплатить. Все отнеслись к моей работе с пониманием и платили названную цену. Но сейчас основными моими клиентами являются не друзья и знакомые, а посторонние люди.

Цена пряника от 2 до 50 евро

– Как вы пришли к тому, что изготовление пряников стало бизнесом?

– Достаточно легко, потому что эта работа мне нравилась и она у меня получилась. Кроме того, у меня не было иного выхода: в то время наша семья жила на весьма скромный доход мужа и мы отчаянно нуждались в деньгах.

– За какую цену вы продали первый пряник?

– За набор, в который входило три пряника от 10 до 14 см высотой, я запросила 5 евро. Заказов было настолько много, что за те первые полтора месяца до Нового года я заработала на пряниках порядка 250 евро чистыми. Для меня это была большая сумма.

– Сколько сейчас стоят ваши пряники?

– От 2 до 50 евро. Цена зависит не от размера или веса пряника, а от рисунка. Чем он сложнее, чем скрупулезнее надо прорисовывать каждую деталь, тем пряник дороже.

– Можно спросить, какой доход сейчас вам приносит ваше дело?

– Я не знаю, сколько зарабатываю каждый месяц (это можно узнать только в конце года, когда из общей прибыли я вычитаю расходы на зарплаты помощникам, стоимость сырья и другие необходимые вещи), но 1000 евро чистыми точно есть. Самые прибыльные месяцы, это ноябрь и декабрь, когда люди готовят подарки к Новому году. А вот летние месяцы иногда бывают убыточными.

– А сколько пряников вы продаете в год?

– От нескольких сотен до нескольких тысяч в месяц. Перед Новым годом мы испекли 3000 пряников, работали по 10–18 часов в день.

«Наш» и «не наш» клиент

– Где можно посмотреть и купить ваши пряники?

– Пряники можно увидеть на моей страничке в Инстаграме и Фейсбуке. На вкус все пряники одинаковы, независимо от того, какого они цвета и какой на них рисунок. Перед каждым праздником мы готовим тематические наборы пряников, кроме того, можно сделать индивидуальный заказ: пряник с тем рисунком или надписью, которая нравится клиенту.

– На ярмарках, в магазинах и кафе вы тоже торгуете пряниками?

– Мы отправляем в несколько кафе свою продукцию, но особо больших продаж там нет. Что касается ярмарок, то однажды мы участвовали в рождественской ярмарке, которая проходила в рижском торговом центре Domina, но особого дохода она не принесла. На наш товар надо смотреть неторопливо, чтобы оценить его художественную ценность. Тогда не возникнет вопроса, почему у одних продавцов пряник такого же размера, как у нас, стоит 5 евро, а цена нашего, например, 20 евро. Но в торговом центре люди передвигаются быстро, им некогда рассматривать товары.

Еще важно, чтобы у покупателя не возник вопрос – «Зачем платить 20 евро за пряник, который я сразу съем и от его красоты ничего не останется?». Если такой вопрос появляется, значит, этот человек не является нашим клиентом. Надеюсь, что мы найдем наших клиентов на Калнциемском рынке, мы там тоже хотим начать торговлю.

«Лаванда, горная лаванда...»

– Кто придумывает дизайн пряников?

– В одном случае я сама, в другом что-то подсказывает помощница. А бывает, что идею я вижу у какой-то мастерицы в Инстаграме, это ведь не секрет, что творческие люди подсматривают друг за другом, а вернее за чужим творчеством. Но я никогда не копирую работы один в один, добавляю что-то свое.

– Какие темы у ваших пряников?

– Рисунки разные. Например, герои мультфильмов, особенно «Щенячий патруль» и «Три кота», популярны как у выпускников детских садов, так и в качестве украшений праздничных тортов.

– Какие рисунки пользуются наибольшим спросом?

– Если пряник посвящен 8 Марта, то это изображение лаванды, тюльпанов и мимозы. Если пряник – подарок к Новому году, то в почете елочки, снежинки и символы восточного календаря. На Пасху обычно заказывают зайчиков, птенчиков и яйца. Я однажды попыталась нарисовать на пряниках пещеру, чтобы тема рисунка была более связанной с Пасхой, чем зайчики, но люди мою задумку не поняли, пряники с пещерой не купили. Я заметила, что пряники с религиозной тематикой покупателям не нравятся, так как не все знакомы с историей.

Очень часто люди заказывают дизайн пряника, чтобы он отображал хобби того, кому он предназначен. У нас были пряники на тему велоспорта, конного спорта, банного отдыха...

– А «провальный» дизайн пряников был?

– Был. Однажды мы разрисовали пряники в черный с добавлением розового цвета – цвет Кристиана Диора. Но черный цвет отпугнул покупателей, никто не захотел такой пряник купить. Люди любят либо яркие, либо пастельные тона, но только не мрачные.

– Есть ли у вас табу в рисунках для пряников?

– Например, в честь Хеллоуина я принципиально ничего не готовлю из-за своих религиозных убеждений. Кроме того, я отказываюсь рисовать на пряниках интимные части тела человека, такие заказы мне иногда делают перед празднованием девичника. На мой взгляд, на девичник всегда можно создать интересный пряник с веселой и не пошлой надписью или рисунком.

– А на Лиго вы готовите пряники?

– Это языческий праздник, наша семья его не отмечает, и специальных пряников к этому дню мы не готовим. Впрочем, однажды мы приготовили пряники с рисунком из цветочного венка, но их не раскупили.

Никому не нужный пряник

– Что делаете с пряниками, которые никому не приглянулись?

– У пряников срок годности шесть месяцев, за это время почти все пряники раскупают. Если я вижу, что срок годности пряника подходит к концу или дизайн пряника теряет актуальность, то делаю на него большую скидку. Обычно это срабатывает! Но если его все равно не покупают, то несу пряник домой, мужу и дочкам. Они до сих пор едят мои пряники с удовольствием, тем более что специально для семьи я пряники не готовлю, только на продажу. Дочкам достаются либо не распроданные пряники, либо пряники с браком.

– Какой брак может быть у пряника?

– Например, глазурь при сушке вытекла за пределы контура и исправить это уже нельзя. Или вот другой, сравнительно недавний случай. Перед самым Новым годом, когда я работала по 18 часов в день, я случайно смахнула со стола уже полностью готовые пряники, они упали и пошли трещинами. Мне было обидно, что работа пошла насмарку, а мои дочки рады, так как эти пряники достались им.

– Неужели вы каждый пряник разрисовываете отдельно, нет трафарета или чего-то еще, например печати?

– Рисунок нашего пряника – это полностью ручная работа. Я не приемлю печати на пряниках, для меня это сто шагов назад.

– Чем рисуют на пряниках?

– Мы с помощницами рисуем с помощью кондитерских пакетов и художественными кисточками или кисточками для маникюра.

– Почему вы не используете мастику?

– Потому что только с помощью глазури можно проработать мелкие детали, например, нарисовать лицо или написать надпись.

Пряник для Александра Васильева

– Какой самый запоминающийся заказ у вас был?

– Это был пряник в виде брошки, который заказали для историка моды Александра Васильева. Вся брошка была усыпана «камушками», которые надо было тщательно прорисовать. После того, как брошь была нарисована, мне надо было сделать на ней поздравительную надпись. Помню, как я волновалась во время этой работы, если бы что-то пошло не так, мне пришлось бы делать пряник заново. На эту работу мы с помощницами потратили около шести часов.

К сожалению, я не знаю, понравился ли мой пряник Александру, мне сказали, что его помощница унесла подарки (и мой пряник в том числе) сразу после вручения имениннику.

Пряники для доноров

– Были ли у вас коллективные заказы?

– Да, мы делали пряники для донорского центра. Не знаю, как их представитель вышел на меня, но это было приятно. Еще на 20-летие магазинов Aibe мы делали пряники для директоров магазинов, рисовали пряники для Mnogoknig, сотрудников фирмы Splat и для других фирм и предприятий. Но самый запоминающийся коллективный подарок был заказан для работников частного терминала рижского аэропорта. На прянике было изображено здание терминала и самолетик на елочной игрушке.

«Меня накрыла паника...»

– В этом году взлетели цены буквально на все: газ, электричество, продукты. Как вы смогли удержаться на плаву?

– Признаюсь честно, меня дважды накрывала паника по этому поводу. В первый раз, когда я узнала, сколько будут стоить энергоресурсы, и второй раз, когда в январе получила счет за электричество и газ. Была даже мысль все бросить и закрыть бизнес, но для нас это было бы катастрофой. Мы всего год назад купили квартиру, кредит не выплачен, на что жить, если закрыть бизнес? Но потом я решила положиться на Бога, с верой, что Он поможет мне продолжать вести бизнес. Так и получилось! Работать мы не перестаем, количество заказов не уменьшилось, люди по-прежнему хотят наши пряники.

«У меня есть мечта...»

– У вас в Латвии есть конкуренты?

– Если говорить о качестве, то я считаю, что конкурентов нет. Если говорить о людях, которые тоже пекут и разукрашивают пряники, то, конечно, они есть. Сейчас очень многие пытаются заработать на пряниках, некоторые из них – мои бывшие ученицы. Я к этому отношусь спокойно, с пониманием.

– Люди понимают ценообразование пряника, за что с них просят немалые деньги?

– Я не жду подобных вопросов и сразу объясняю, что цена зависит от сложности рисунка. Потому что многие думают, что если они заказали маленький пряник, то он обязательно будет дешевле, чем большой. Да и вообще, в случае с моим продуктом люди платят не за то, что едят, а за то, что видят!

– Как быстро делается пряник?

– От 20 минут до 10 часов.

– У вас есть мечта?

– Да, хочу, чтобы у меня появился свой магазин – мастерская. Фотографии не передают красоту пряников, а мне хочется, чтобы человек пришел в мой магазин, увидел и выбрал пряник. Еще хочу, чтобы в кафе продавался бы кофе и можно было бы съесть пряник прямо на месте.

– Удачи вам!

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.