«События последнего года могут еще больше разделить латвийцев на людей обеспеченных и нуждающихся», – такое мнение высказал главный экономист Управления монетарной политики Банка Латвии Олег Красноперов. Наш собеседник рассказал, что сделало правительство, чтобы этого не допустить, у кого зарплата выросла, а у кого – уменьшилась и какие меры помогут поднять уровень благосостояния латвийцев.
Зарплаты растут!
– Олег, расскажите, пожалуйста, как пандемия повлияла на доходы латвийцев.
– Если отвечать коротко, то у одних латвийцев доходы выросли, у других остались на прежнем уровне, у третьих существенно упали.
Начну с тех, у кого доходы увеличились. Даже во время кризиса компании продолжали «охотиться» за талантливыми сотрудниками с помощью самого действенного оружия – достойной зарплаты. Ее размер должен быть выше, чем на нынешнем рабочем месте, поэтому в 2021 году многие работодатели увеличили зарплаты своим работникам – как «старым» (чтобы они не ушли), так и новоприобретенным. В среднем зарплаты увеличились на 10%, но для одних работников увеличение зарплаты было всего на 5%, а для других – на все 20%.
О том, что зарплаты в 2021 году действительно росли, причем значительно и у многих, говорят цифры: с момента начала кризиса количество сотрудников частного сектора с зарплатой-брутто выше трех тысяч евро (!) увеличилось с 20000 до 30 000 человек. Подчеркну, что это оклады в частном секторе, а не в государственном или муниципальном, в которых также существенно выросли зарплаты в прошлом году. Также хочу заметить, что во время прошлого экономического кризиса 2009 года роста зарплат не было вообще, даже более того: в тот кризис размер зарплаты активно сокращался.
Кому в Латвии жить хорошо?
– В каких отраслях было зафиксировано повышение зарплат?
– В тех сферах, которые сейчас бурно развиваются, в тех, в которых не хватает сотрудников. Это все виды промышленности, особенно деревообрабатывающая, пищевая, фармацевтическая... Объем промышленного производства и экспорта в прошлом году даже превысил докризисный уровень. Также серьезный рост зарплат был зафиксирован в сфере госуправления, образования, здравоохранения. Все медики во время пандемии были очень востребованы, соответственно, выросла их зарплата.
Ну и конечно, во время пандемии особенно «выстрелила» сфера компьютерных технологий и все, что с ней связано – от продажи компьютеров и их обслуживания до создания сайтов, программирования, аналитики. Компьютеры и услуги по их обслуживанию резко понадобились всем: от школьников до сотрудников офиса, которые во время пандемии работали дома, на удаленке.
Во время пандемии коронавируса все государственные предприятия и предприятия самоуправления тоже перешли «в Интернет». Магазины и другие частные предприятия поняли, что им не обойтись без собственной интернет-странички, люди, которые их создают, до сих пор завалены заказами... Все это послужило причиной для повышения зарплат специалистам компьютерной сферы.
– Я вас правильно поняла: зарплаты растут не у определенных специалистов, а у людей, работающих на разных должностях в определенной сфере, которая сейчас идет в гору? От менеджера высшего звена до простого рабочего?
– Да. Рост зарплат зависит от успешной работы и доходов конкретного предприятия, а также от ценности работника для своего работодателя. Поэтому на одном предприятии сотрудник может получать 1000 евро на руки за свой труд, другой на той же должности уже 1500 евро, а особенно ценный кадр и 2000 евро. Существует положительная связь между производительностью труда и зарплатой – чем выше производительность труда конкретного работника, тем выше шанс получить либо прибавку к зарплате на нынешнем рабочем месте, либо найти новую, более хорошо оплачиваемую работу.
– А может быть, рост зарплат связан не с успешным бизнесом некоторых отраслей, а с тем, что люди массово перестали получать зарплаты в конвертах?
– Пандемия, конечно, нанесла удар по конвертам, но не во всех отраслях, а в основном в гостиничном бизнесе и общепите. Между тем рост зарплат был зафиксирован в сферах, далеких от этих отраслей. Так что думаю, ваше предположение неверно...
– Рост зарплат в тех сферах, которые вы обозначили, распространяется на всю Латвию или только на Ригу?
– Если мы посмотрим на рост зарплат за последние два года, то он касается всех регионов Латвии, но опять же – все зависит от сферы, в которой работает человек. Если он работает в Риге, скажем, горничной, то у него вряд ли выросла зарплата во время пандемии. Если он живет в Лиепае и работает удаленно программистом, то его зарплата точно выросла.
Если говорить о размере средней зарплаты, то в Риге она выше, чем в других регионах Латвии.
– Из ваших слов о росте зарплат можно сделать вывод, что экономического кризиса в Латвии нет...
– Он есть, но его последствия распространяются не на всех латвийцев. К тому же внутренний валовой продукт в 2021 году превысил докризисный уровень, а уровень безработицы лишь на пару процентов выше, чем два года назад.
Их доходы упали...
– Теперь давайте поговорим о тех, у кого доходы в прошлом году упали.
– Действительно, значительная часть общества находится в диаметрально противоположной ситуации от той, про которую я вам только что рассказал. Большинство работников из наиболее затронутых пандемией отраслей и профессий (гостиничный бизнес, туристический, общепит, от столовых до ресторанов, салоны красоты) имеет невысокую зарплату, которую работодатели не собираются повышать вследствие объективных причин.
При этом работник может быть очень даже продуктивным сотрудником, но если отрасль, в которой он работает, долгое время была практически закрытой, то его зарплата не росла, а возможно даже сокращалась. Причина сокращения заработка еще и в уменьшении количества рабочих часов в неделю.
Но уменьшение размера зарплаты еще не все беды, многие латвийцы в прошлом году стали безработными. В гостиничном и туристическом бизнесе, а также в сфере общественного питания количество работников сократилось на четверть. Конечно, какое-то время у них было пособие по безработице, но ведь оно гораздо меньше размера зарплаты...
– У кого больше всего упали доходы?
– У латвийцев в возрасте до 30 лет без высшего или специализированного образования.
– Почему именно у них?
– Во время кризиса работодатели в первую очередь сокращают работников с маленькими зарплатами и с низкой квалификацией, а сотрудники с высокими зарплатами и, соответственно, высоким профессионализмом продолжают занимать свои должности... Многим кажется, что это не логично, так как предприятие больше сэкономит от увольнения работника с высокой зарплатой. Но работодатели рассуждают иначе: когда кризис закончится, им будет трудно найти нового работника-профессионала, возможно, ему придется предлагать бОльшую зарплату, чем была у прежнего работника на этой же должности. Поэтому высококвалифицированного работника увольнять никак нельзя. А вот низкоквалифицированных работников найти легко, поэтому эти люди чаще всего попадают под сокращение.
Прежде всего уровень доходов во время пандемии упал у людей с низкой квалификацией, таких как горничные, помощники поваров, официанты и т. д. Чаще всего это молодые люди до 30 лет, у которых нет ни образования, ни профессионализма в их сфере деятельности.
– В одном из интервью вы заявили, что увольнения больше затронули русскоязычное население Латвии…
– Давайте смотреть правде в глаза: в некоторых отраслях экономики работают преимущественно русскоязычные латвийцы. К сожалению, это те самые отрасли, которые больше всего пострадали во время пандемии: гостиничный бизнес, общепит, туристическая сфера. Кроме того, множество русскоязычных людей работает в сфере общественного, железнодорожного и воздушного транспорта. Работники этих сфер в прошлом году подверглись наибольшему сокращению. Результат: уменьшение доходов у этой части населения Латвии.
Ай да правительство!
– Как вам кажется, все ли сделало правительство Латвии для того, чтобы не допустить обнищание своего народа?
– Я считаю, что меры государственной поддержки в 2020 и 2021 годах выполнили свою главную цель – предотвратили массовое банкротство предприятий. Если бы не государственные программы помощи, то расслоение на богатых и бедных было бы еще больше.
– Что вы имеете в виду?
– В прошлом году представителям многих отраслей оказывалась такая масштабная поддержка, которой никогда не было не только в истории Латвии, но и в истории других стран. Помните, во время прошлого кризиса 2009 года правительство призывало сократить расходы государства, а всему народу предлагалось потуже затянуть пояса? Сейчас мы видим иную ситуацию. В случае полного прекращения работы предприятия на время ЧС государство всем его сотрудникам платило пособие по простою в размере средней зарплаты. Вы только подумайте: люди не работали, а государство им платило не самый минимум для выживания, а обычный оклад!
А если предприятие во время ЧС работало вполовину меньше обычного, то государство платило работникам предприятия субсидии. 50% от обычного оклада платил работодатель и 50% – государство. При этом работник мог работать вдвое меньше обычного, а получать столько же, сколько при обычной загрузке.
– Но для того, чтобы так шиковать, государство заняло деньги, которые придется отдавать всем нам!
– Кратковременно такая модель оправдана. Сейчас процентная ставка в еврозоне очень низкая, соответственно государство заняло деньги на международном рынке фактически бесплатно. Напомню, что деньги ушли на поддержку предприятий, чтобы не допустить их разорения и для предотвращения высокого уровня безработицы. Это важная цель! В результате объем экономики вернулся на допандемийный уровень.
Помощь не для всех
– Что сегодня должно сделать правительство для поддержания благосостояния латвийцев?
– Нужно разработать и внедрить новые социальные программы. Сейчас очень выросли счета за отопление, значит, правительство должно компенсировать расходы на его оплату, но не всем подряд, а только тем, кто не может самостоятельно оплатить счета.
– А может, правильней дать денег на компенсацию расходов за отопление всем латвийцам, не разделяя нас на богатых и бедных? В прошлом году государство всем семьям с детьми до 18 лет выдало по 500 евро на каждого ребенка, а также по 200 евро на каждого пенсионера и инвалида. При распределении средств доход семьи не учитывался...
– В прошлом году государство должно было как можно быстрее оказать помощь, и у чиновников не было времени выяснять, кому она полагается больше, а кому– меньше. Деньги дали всем малозащищенным слоям населения.
А вот сегодня ситуация иная, поэтому имеет смысл помогать не всем подряд, а только людям с низкими доходами. Так называемые «вертолетные деньги» в данном случае будут неэффективны, так как доходы упали не у всех, более того: у многих они выросли. Так зачем этим людям помогать оплачивать счета за государственный счет?!
– В свое время вы выступили против снижения НДС на продукты питания до 5%. Почему, ведь это могло помочь малообеспеченным людям сэкономить на приобретении продуктов?
– Потому что я считаю, что снижение НДС до 5% является неэффективным способом поддержки людей с низкими доходами, который к тому же лишит госбюджет части доходов. Люди с высокими доходами на продукты питания тратят в два раза больше, чем люди с низкими доходами, то есть они покупают более дорогие продукты и в большем количестве. Поэтому от снижения НДС гораздо больше выиграют люди с высокими доходами, чем люди с маленькими зарплатами.
Что делать государству?
– Что должно сделать государство, чтобы повысить уровень благосостояния своего народа?
– Уменьшить налоговое бремя работников, люди с низкой зарплатой не могут платить такие высокие налоги, как платят сейчас, это неправильно! Кроме того, необходимо продолжать специальные программы содействия занятости для разных групп населения. Люди должны быть трудоустроены!
Но больше всего следует обратить внимание на повышение качества образования и уровня здравоохранения. В Латвии качество образования, особенно в социальных и гуманитарных сферах, достаточно низкое, начиная со школы и заканчивая учебой в вузах.
Если сравнить то, что умеют выпускники большинства вузов Латвии и выпускники вузов западноевропейских стран, то сравнение будет не в нашу пользу, хотя студенты изучают одни и те же предметы. В Латвии достаточно легко учиться (а значит, страдает качество полученного образования), поэтому выпускникам латвийских вузов будет сложно найти хорошую работу по специальности. Это очень большая проблема, которую правительству надо решить.
– Как мы уже с вами говорили, в прошлом году семьи с детьми получили по 500 евро на ребенка. Также деньги (200 евро) получили инвалиды и пенсионеры. Куда их стоит вложить, чтобы увеличить свое благосостояние?
– Мой ответ однозначен: в учебу! И я это говорю не только в отношении детей или людей трудоспособного возраста, а также и про пенсионеров. Да, им не нужно осваивать новую профессию или повышать знания по своей, но они могут потратить полученные деньги на курсы компьютерной грамотности, освоить Интернет, научиться оплачивать счета самостоятельно, не выходя из дома. На этом они сэкономят немало средств, ведь за оплату каждого счета: телефонная связь, телевидение, электричество, газ, коммуналка в магазине или на почте берется немалая комиссия. Комиссия через интернет-банк существенно меньше. Да и показания счетчиков воды и газа можно будет послать не посредством платного СМС, а через Интернет, то есть бесплатно...
Рост и падение зарплаты
По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), в первом квартале 2022 года среднемесячная брутто-зарплата в Латвии составила 1297 евро. По сравнению с первым кварталом прошлого года, она выросла на 84 евро, или 6,9%, а вот по сравнению с четвертым кварталом среднемесячная брутто-зарплата уменьшилась на 2,9%.
Зарплата за один отработанный час до уплаты налогов выросла до 8,72 евро, или на 9,6% в годовом исчислении, а в квартальном исчислении уменьшилась на 1,7%. В свою очередь средняя нетто-зарплата составила 951 евро, или 73,3% от брутто-зарплаты. За год она выросла несколько медленнее, чем доналоговая зарплата – на 6,2%.
В первом квартале этого года средняя брутто-зарплата в частном секторе составила 1306 евро, в течение года она росла быстрее, чем зарплата в общественном секторе. Она увеличилась на 7,2%. В общественном секторе средняя брутто-зарплата составила 1285 евро, а ее годовой прирост составил 6,1%. В государственных и муниципальных учреждениях средняя брутто-зарплата увеличилась до 1246 евро, или на 5,6%.
По сравнению с четвертым кварталом прошлого года средняя зарплата в общественном секторе уменьшилась на 7,2%, а в государственных и муниципальных учреждениях – на 8,7%. В частном секторе это уменьшение было незначительным – на 0,9%.
В первом квартале 2022 года средняя зарплата при полной занятости была выше, чем в среднем по стране в следующих отраслях: 2574 евро в сфере финансов и страхования, 2206 евро в сфере информационных и коммуникационных услуг, 1693 евро в сфере профессиональных, научных и технических услуг, 1612 евро в секторе энергетики, 1569 евро в отрасли здравоохранения и социального ухода, 1433 евро в госуправлении и 1322 евро в сфере добывающей промышленности и разработки карьеров.
Самая низкая средняя зарплата до уплаты налогов была в сфере размещения и питания (811 евро) и образования (988 евро).
Ольга ВАХТИНА