Более половины выпускников школ в Латвии становятся малоквалифицированными работниками. Нередко это происходит из-за того, что сами бывшие школьники плохо учились или вообще не окончили школу, но бывают и другие случаи – когда полученное молодым человеком образование просто не соответствует требованиям рынка труда. Ответственные учреждения в Латвии готовятся «закручивать гайки». Уже в следующем году школьников ждут более строгие требования на экзаменах.
60% выпускников не идут учиться дальше!
Качество преподавания естественных наук в Латвии в принципе соответствует среднему уровню среди стран-участниц Организации экономического развития и сотрудничества (OECD). В математике наши школьники даже сильнее ровесников в других странах, в чтении немного отстают от среднего показания.
Но несмотря на сравнительно хорошие результаты на международном уровне, только около 40% латвийских школьников в будущем получают профессиональное образование в какой-нибудь сфере. Остальные не оканчивают среднего или средне-профессионального образования, не продолжают учиться и не поступают в техникумы.
Об этом рассказывает председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Арвил Ашераденс:
– Однако система образования продолжает игнорировать тот факт, что почти 60% наших школьников становятся неквалифицированными работниками.
Сам Ашераденс требует от Министерства образования и науки (МОН) предпринять какие-то шаги для улучшения ситуации.
Требования на экзаменах возрастут
Правительство поддержало планы МОН уже со следующего учебного года ввести более высокие требования для выпускников как основной, так и средней школы.
На данный момент централизованные экзамены в Латвии считаются сданными даже в случае, если ученик получает только 5% от максимально возможной оценки. Однако впредь этот порог каждый год планируют поднимать на 5%. В следующем учебном году школьникам придется набрать хотя бы 10% от максимальной оценки, в учебном году 2023/2024 – уже 15%, в учебном году 2024/2025 – уже 20%.
– Изменения необходимы, – считает министр образования Анита Муйжниеце, – поскольку это позволит школьникам добиваться более высоких результатов в учебе и усилит их индивидуальную ответственность за результат.
Новые нормы правил Кабинета министров вступят в силу параллельно с введением системы образования, основанной на компетенциях, и государственных проверочных работ.
С тем, чтобы уменьшить число школьников, которые получают низкие оценки за государственные проверочные работы, МОН планирует организовать методическую поддержку педагогов и разработать критерии оценок.
МОН уже сейчас обеспечивает как минимум две программы поддержки, действующие в учебных заведениях. Ученики могут получить индивидуальные консультации в рамках проекта «Поддержка для уменьшения досрочного прерывания учебы», а также посещать учебные группы для освоения отдельных предметов после уроков. Такие группы в школах организуют для учеников 5–12-х классов по проекту «Поддержка для развития индивидуальных компетенций обучаемого». Обе программы будут действовать до конца учебного года 2022/2023.
Обязательные экзамены по естественным наукам
По числу учеников, изучающих естествознание, Латвия находится на последнем месте в ЕС. В 2018 году это направление выбрали для себя только 2,7% студентов. В Литве этот показатель 4%, в Эстонии – 6,1%, а средний по ЕС – 8,1%. Интересно, что специалисты в этой сфере являются очень востребованными на рынке труда, но их не хватает.
В апреле на парламентской комиссии по делам образования, культуры и науки депутаты уже спорили о введении обязательных экзаменов по физике, химии, биологии или природоведению. На данный момент школьники могут сдавать экзамены по этим предметам по собственному желанию.
В результате в 2020/2021 учебном году экзамен по физике сдавали только 796 выпускников средней школы, а по химии – всего 632 школьника.
Введение обязательных государственных проверочных работ по этим предметам позволило бы увеличить число учеников, которые способны и далее обучаться естественным наукам. Это определяется официально принятыми в стране установками по развитию образования на 2021–2027 годы.
– Мы близки к ситуации, когда данная ось просто переломится, – говорит Ашераденс. – Народное хозяйство страны выходит на новый этап создания продуктов с дополнительной стоимостью, и без умений и знаний в упомянутых сферах тут нельзя будет ничего добиться.
Причем вузы, реагируя на запросы работодателей, уже открыли более 3500 бюджетных мест на соответствующих программах. Однако тот же экзамен по физике более-менее удовлетворительно (на уровне хотя бы 60% от максимальной оценки) сдали только 252 школьника.
– По последним данным МОН, интерес учеников к естествознанию растет, примерно четверть выпускников готова и дальше обучаться в этом направлении, но только половина желающих – и то в лучшем случае – способна такое обучение закончить, – признает Ашераденс.
При этом молодые люди избегают экзаменов по разным наукам естествознания еще и из-за сомнений, что вообще смогут этот экзамен сдать.
«Никто так вдруг физику не полюбит!»
Представители сферы образования пока довольно сдержанно относятся к идее ввести обязательные экзамены по всем или только по отдельным предметам естествознания.
– Обязательные проверочные работы не вызовут среди школьников внезапной и всеобщей любви к этим наукам, – считает министр Муйжниеце. – Возьмем пример централизованного экзамена по математике, который является обязательным с 2009 года. В течение последних 12 лет средние результаты школьников только три года превышали порог 40% от максимально возможной оценки. Ясно, что обязательный экзамен не приводит к тому, что у нас автоматически появляются более конкурентоспособные выпускники.
По мнению министра, мотивацию к учебе в детях стимулируют не экзамены, а содержание обучения и качество преподавания. Так что сначала надо испробовать новое содержание образования, которое вводят в стране, и только потом говорить о необходимости дополнительных изменений.
В новом содержании образования, как указывает министр, сейчас закреплено особое значение естествознания в обучении любого школьника. Акцент на это ставится уже в основной школе, например, дополнительно у уже привычным экзаменам по латышскому языку, математике и иностранному языку все 9-классники должны будут сдавать междисциплинарный экзамен по социальным, гражданским и естественным наукам.
При этом министр не отрицает, что самым главным препятствием для введения обязательных экзаменов по физике, химии и биологии является, пожалуй, недостаток ресурсов – оборудованных кабинетов и педагогов.
Продление учебного года
Министр образования Муйжниеце также выступает за продление учебного года. Эту идею в свое время выдвигал и один из ее предшественников Карлис Шадурскис.
По данным МОН, длина школьных каникул в Латвии составляет 17 недель, по этому показателю мы находимся на третьем месте среди 37 стран OECD. В среднем же длина школьных каникул в странах-участницах этой организации составляет 14 недель. Например, в Литве дети отдыхают только 15 недель.
– Укороченные летние каникулы и введение дополнительных выходных, например, в марте, на мой взгляд, позволит выровнять годовую школьную нагрузку и улучшить качество образования. Нагрузка на педагогов и школьников будет оптимизирована, – считает министр.
По словам Муйжниеце, примеры многих других стран показывают, что продление учебного года позволяет достичь лучших академических результатов и укрепляют отношения между педагогами и учениками.
Министр предлагает продлить учебный год на две недели, но одновременно ввести пятые каникулы, например, в марте. Такие каникулы сейчас действуют только для первоклассников.
Предполагается, что часть родителей может поддержать идею продления учебного года, потому что это облегчит им летний присмотр за детьми. Но пока решение не принято, его еще будут обсуждать и со школами, и с самоуправлениями.