Подробнее об этом – в обзоре латвийской прессы от агентства BNS.
Продукты собственного производства дороже
Изучая рынок продуктов питания, Совет по конкуренции (СК) обнаружил, что на молоко, сыр, а также докторскую колбасу и отдельные виды мяса, как и на часть другого произведенного в Латвии продовольствия, цены в магазинах выше, чем на ввозимую из других стран. Как следует из заключения СК, например, произведенная в Латвии докторская колбаса в среднем была на 16% дороже, чем импортированная. А наценка на свежее мясо местного цыпленка на этапе розничной торговли была в среднем на 196% выше по сравнению с ввезенными аналогами. Произведенный в Латвии сыр в среднем на 59% дороже, чем произведенный за пределами Латвии. Сметана латвийского производства в магазинах в среднем на 32% дороже, чем импортная. СК призывает торговцев не нарушать закон о запрете на практику недобросовестной торговли. Исследование СК охватывает период с января 2021 года по май 2023 года. Совет оценивал взаимодействие поставщиков и ритейлеров, а также корреляцию изменений цен на этапах цепочки поставок и изменчивость розничных цен. Всего были запрошены данные от 28 розничных торговцев и 40 производителей/поставщиков из Латвии и за пределами Латвии. Проанализировано более 100000 полученных на первом этапе данных и более 70000, полученных на втором этапе. В интервью Латвийскому радио министр земледелия Арманд Краузе предложил законом урегулировать цены на местные продукты питания в магазинах. По его мнению, к тем продовольственным товарам, путь которых в магазины составляет лишь несколько десятков километров, а значит, они поставляются местными производителями, наценку за счет поставок можно было бы не применять. Такая практика введена в других европейских странах, где ее называют "нулевым километром" для поддержки местных производителей продуктов питания. (Latvijas Avīze)
А хватит ли доходов?
В этом году опять достаточно существенный риск, что дефицит бюджета может превысить 3% от внутреннего валового продукта (ВВП). Прогноз Министерства финансов на 2024 год предусматривает дефицит бюджета в размере 2,8% (в 2023 году - 2,3% ВВП), и министр финансов Арвил Ашераденс уже подчеркнул, что показатель следует сохранить в пределах 2,8-2,9%. "В этом году выполнение плана по дефициту госбюджета будет более сложной задачей, чем на протяжении нескольких предыдущих лет. Сейчас главный вызов в бюджете - это доходная часть. При формировании госбюджета на 2024 год прогнозировалось, что и инфляция, и рост экономики в этом году составят 2-2,5%, однако экономика пока растет медленнее, чем ожидалось, да и инфляция в последние месяцы колеблется у 1%. Именно медленный рост и более низкая инфляция являются главной причиной отставания налоговых поступлений от запланированного в первые два месяца этого года", - пояснил экономист банка "Citadele" и заместитель председателя Совета по фискальной дисциплине Мартиньш Аболиньш. В конце марта этого года Банк Латвии понизил как краткосрочные прогнозы роста ВВП (1,8% по сравнению с 2,0% в прогнозе декабря 2023 года), так и краткосрочные (1,5% по сравнению с 2,0%) прогнозы инфляции на текущий год. В виде налоговых поступлений за первые два месяца этого года собрано 2,4 млрд евро, что на 1,7% меньше, чем планировалось, но больше, чем за этот же период прошлого года. В предыдущие годы в первые два месяца рост налоговых поступлений был более стремительным, доходы налога на добавленную стоимость (НДС) росли быстрее всего. Этому способствовали высокая инфляция и высокие цены на энергоресурсы в начале прошлого года, которые во второй половине года начали снижаться и влияют на доходы от НДС в этом году. В текущем году поступления НДС на 12% меньше, чем планировалось. Всего в 2024 году в виде налогов предполагается собрать 14,7 млрд евро (в прошлом году - 13,1 млрд евро). Между тем, в статье расходов сейчас не так много таких расходов, которые могли бы не реализоваться. (Diena)
Государственные лесничие стареют; молодые идут в частный сектор
Количество государственных лесничих в Латвии сокращается: работающие стареют, а молодые специалисты идут в частный сектор, где зарплаты существенно выше. Ответственность лесничего - не только обход и надзор, но и консультации. Старший лесничий Государственной службы леса Янис Ренга более 30 лет проработал в различных профессиях, тесно связанных с лесным хозяйством. В этот раз он приехал проведать ельники в Дикльской волости. Получено заявление на сплошную вырубку. "Как вы видели, лес выглядит печально. Мы проходим и осматриваем эти повреждения, свежие ли они", - рассказывает Ренга, изучая ущерб от короеда. У лесника много обязанностей. Скоро наступит пожароопасный период, когда начнется непредсказуемое рабочее время - вызов может быть и в ночь на субботу. "Чаще всего противопожарная охрана работает так - поступает сигнал. Исходит ли он от какого-то человека, или от оперативной службы, или приходит другим способом - неважно. Тогда начинается поиск обходного лесничего, который лучше всего ориентируется на этой территории, поскольку необходимо найти, насколько велик тот пожар и на какой площади", - объясняет Ренга. За последние годы в лесу многое изменилось. Начиная с количества лесничих до нагрузки на каждого. Если раньше в ведении одного работника находилось около 1000 гектаров, сейчас - уже 15000 и более. Технологии тоже заходят в лес. "В наши дни приходится думать, ставить ли на вышки огневого наблюдения человека, ведь все это требует финансовых средств. Где поблизости густонаселенные пункты, там не ставим. Насколько я знаю, в Риге экспериментируют с наблюдением через камеры", - рассказывает лесничий. (Lsm.lv)
Выгоды и побочные эффекты дистанционного обучения
Сейчас общее образование в формате дистанционного обучения предлагают получить 33 учебных заведения - основанные как самоуправлениями, так и частными лицами, - из них 14 предлагают в том числе программу основной школы. Всего в этих учреждениях учатся 11065 учеников, что составляет 6% от общего числа учащихся общего образования. В последние годы их количество демонстрирует тенденцию к росту не только в 7-9 классах основной школы и на этапе средней школы, но уже в 1-м классе. Возникают опасения по поводу причин такого выбора и качества образования, и небезосновательные: в части школ, предлагающих эту программу, результаты госэкзаменов на порядок ниже средних по стране. Министерство образования и науки (МОН) обещает в течение полугода разработать критерии регулирования качества образования учреждений дистанционного обучения, а также упорядочить терминологию в этой сфере. Формат дистанционного обучения вошел в латвийскую систему образования 15 лет назад, и его "побочные эффекты" обсуждаются уже десять лет. За это время он существенно расширился, особенно в последние годы: пришло десять новых учебных заведений (большинство из них предлагают программу среднего образования). Во многом ситуация объясняется значительным наплывом учеников на эти программы во время пандемии, объяснил на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке заместитель директора департамента обеспечения качества Государственной службы качества образования Иван Янис Михайлов, добавив, что за это же время четыре школы прекратили свою деятельность и это произошло "в том числе под влиянием службы". Он обратил внимание на то, что в разных странах разные взгляды на то, что можно считать дистанционным обучением. Например, в Латвии к нему относится и комбинированное преподавание, когда используются элементы как удаленного, так и очного обучения. Поэтому важно упорядочить терминологию. (Diena)