Freepik.com
Freepik.com
Общество

О главных события в стране – в новом обзоре прессы от агентства BNS.

Флаг спущен?

Общественные организации требуют независимой оценки работы Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), так как в борьбе с коррупцией мы забрели в "застойную воду". Но чем ближе к вершине, тем труднее дорога. Об этом заявил начальник БПБК Екаб Страуме в декабре на антикоррупционной конференции, отвечая на вопрос, почему в индексе восприятия коррупции Латвии не происходит более стремительного прорыва. После короткого вводного выступления начальник БПБК исчез, хотя ранее обещал организаторам конференции принять участие и в дискуссии. "В последний момент сообщил, что не будет участвовать", - вспоминает руководитель общества за открытость "Delna" Инесе Тауриня. В последние годы латвийский результат действительно демонстрирует стагнацию в составленном "Transparency International" международном индексе, который измеряет восприятие частным сектором коррупции в публичном секторе. В прошлом году мы впервые достигли порога в 60 пунктов, но он по-прежнему намного ниже уровня, который был в Эстонии еще десять лет назад. И это отстает от целей, определенных Национальным планом развития: в этом году следует достичь 64 пунктов, через три года - 67. У Латвии медленный прогресс, так как не введены решительные меры, которые бы способствовали политической честности, сокращению растраты публичных ресурсов и повышению интеграции бизнеса, говорит Тауриня. "БПБК должно быть главной опорой антикоррупционной политики в стране со значительным влиянием на все перечисленные сферы, однако в последние годы этого не наблюдается", - отмечает "Delna". Политическая воля в деле достижения более стремительного прорыва в борьбе с коррупцией не была велика, согласна и ведущий исследователь центра общественной политики "Providus" Лига Стафецка. Обе подчеркивают, что необходимо провести внешнюю оценку достигнутых БПБК результатов. Годовые отчеты БПБК также показывают, что под руководством Страуме бюро немного увеличило количество возбужденных уголовных процессов, но количество переданных к уголовному преследованию дел осталось практически тем же, что и ранее. (Ir)

Возвращаемся к государственному обязательному страхованию здоровья

В контексте реформы налоговой системы Министерство финансов и Министерство здравоохранения возобновили дискуссии о том, где взять больше денег на здравоохранение, заявила вчера на заседании парламентской комиссии по социальным и трудовым вопросам заместитель госсекретаря Минфина по бюджетным вопросам Йоланта Плуме. Это означает, что политики снова могут договориться о введении государственного обязательного страхования здоровья, то есть увязать получение медицинских услуг с фактом уплаты социального налога. Плуме сообщила, что решение о новой модели финансирования здравоохранения может быть принято до октября этого года, когда Сейм должен представить проект госбюджета на 2025 год. 13-й Сейм приступил к рассмотрению в законе о финансировании здравоохранения радикальных поправок, увязывающих получение услуги здравоохранения с декларированным местом жительства, а также отказа от принципа двух "корзин" услуг здравоохранения. Сейм успел принять эти поправки только в первом чтении. Нынешний Сейм решил продолжить работу над поправками к закону, предусматривающими введение единого объема оплачиваемых государством услуг здравоохранения и всеобъемлющего государственного обязательного страхования здоровья. (Latvijas Avīze)

Мало амбиций

К 2027 году правительство планирует сократить теневую экономику на один процентный пункт, что за четыре года даст бюджету дополнительные 252 млн евро. Эксперты и представители отраслей, впрочем, называют эту цель скромной. В столь незначительном объеме теневая экономика сократилась бы и естественным путем, говорит исследователь Арнис Саука. К нему присоединяются представители организаций сферы здравоохранения, строительства и торговли. В отсутствии амбиций они уже упрекнули Минфин, но упреки не учтены. Министр Арвил Ашераденс называет дискуссию бесплодной, поскольку объем теневой экономики трудно измерить, важнее всего в реальности уменьшить зарплаты в конвертах. Теневая экономика в Латвии в 2022 году достигла почти 20% ВВП, показывают подсчеты профессора Фридриха Шнайдера, которыми пользуются во всем мире. Это на три процентных пункта больше, чем в среднем по Европе, но на два меньше, чем в Литве и Эстонии. Однако расчеты латвийских исследователей Арниса Сауки и Талиса Путниньша, произведенные по отличающейся методологии, показывают более масштабную "тень" - 26%. Чтобы улучшить ситуацию, правительство планирует различные меры: использовать при госзакупках рейтинг налогоплательщика, ограничить оборот наличных денег при оплате труда сотрудников, развивать безналичный расчет. Основной фокус в плане на том, чтобы хотя бы на четверть сократить объем зарплат в конвертах, пояснил министр финансов Ашераденс. В 2022 году предприниматели скрывали 25% от средней зарплаты, и это составляло почти половину всего объема теневой экономики. О масштабе проблемы говорит и то, что официальные доходы 126 тыс. жителей за год не превышают 1000 евро. Из них 40 тысяч должны государству за выплату средств на содержание детей. (Ir)

Травматологов надо готовить к кризису

В области травматологии, как и в здравоохранении в целом, во главе списка приоритетов - доступность врачей. Одна из проблем - большинство из них узко специализированы, что чревато осложнениями в ситуациях кризиса или военного времени, потому что в них нужны универсальные травматологи и хирурги. В Рижском университете им. Страдыньша (РУС) и Латвийском университете (ЛУ) запланировано введение соответствующей учебной программы, чтобы эти знания получили и другие специалисты. По мнению Министерства здравоохранения, травматология базируется на трех столпах. Один из них - доступность врачей. В Латвии всего 23 стационарных отделения травматологии, которые требуют соответствующих материальных ресурсов и медицинского персонала. Второй большой столп - это качество, а для его измерения нужны критерии (их нужно разработать), поскольку они позволят понять, какие услуги развивать. Важную роль будут играть пять методических центров, которые вскоре приступят к работе. Среди них и Центр травматологии и ортопедии, который будет создан на базе Больницы травматологии и ортопедии. Третий столп - эффективность, а именно улучшение управления больницами и введение модели оплаты труда, пояснила на заседании парламентской подкомиссии по общественному здоровью руководитель департамента здравоохранения Минздрава Санита Янка. Говоря о сети больниц, она отметила, что профиль травматологии и ортопедии планируется сохранить в больницах 4-го и 5-го (Рижского и регионального) уровней. Исключением стала бы Мадонская больница, которая хоть и 3-го уровня, но может похвастаться хорошим оборудованием, специалистами и количеством проведенных там операций. В больницах 2-го и 3-го уровня (локальных) эту услугу следовало бы оказывать в дневном стационаре, включая консультации травматолога. А в пунктах неотложной медицинской помощи, расположенных там, где поблизости нет стационаров, должен быть обеспечен осмотр пациента, необходимы лаборатория и аппарат для рентгено- и электрокардиографии. (Diena)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.