Об этом и другом – в обзоре прессы от агентства BNS.
Прорыва в латвийской экономике так и не произошло
Уходящий год для латвийской экономики стал еще одним вялотекущим годом: хотя не произошло ничего особо плохого, долгожданного прорыва тоже не случилось. Не было никаких признаков того, что правительство предпринимает какие-то меры, чтобы сократить экономическое отставание Латвии от Литвы и Эстонии или начать "умную индустриализацию", объявленную предыдущим главой правительства Кришьянисом Кариньшем. В контексте бюджета на следующий год экономисты, например, декан факультета экономики и управления Латвийского университета Гундарс Берзиньш, считают, что он никак не будет бюджетом роста. Несмотря на разговоры об "умном" развитии и необходимости инноваций, в бюджете следующего года на исследования и развитие запланировано всего 0,27%, а не 1%, как рекомендуют международные организации. Если говорить о том, что не было сделано, то и в этом году теневая экономика в Латвии составляла около четверти валового внутреннего продукта, и властям десятилетиями не удается ее сократить. Уходящий год также в очередной раз показал, что Латвия не умеет управлять крупными финансовоемкими проектами, взять хотя бы провал проекта электронного здравоохранения и строительство восточной границы. Самой большой экономической проблемой года, несомненно, была инфляция, которую, похоже, удалось победить - еще в начале года она составляла 9%, а в ноябре снизилась до 1,1%. Тем не менее инфляция, для сдерживания которой Европейский центральный банк неоднократно повышал процентные ставки вплоть до сентября, сильно ударила по многим людям. (Diena)
Поступления налога на природные ресурсы уходят в "черную дыру"
Сбылось то, о чем по поводу латвийской системы утилизации биологических отходов предупреждал в своей прошлогодней ревизии Государственный контроль. Введение сортировки биологических отходов в Латвии задерживается - она должна начать действовать с 1 января, но самоуправления сообщают, что в полную силу она заработает не раньше конца 2024 года. Во-вторых, население переплачивает за сбор биологических отходов. Как указал Госконтроль, система внедряется формально, поэтому у людей нет мотивации сортировать отходы, а значит, они не будут собирать биологические отходы в таких объемах, которые запланированы инфраструктурой. В-третьих, государство может столкнуться с санкциями за невыполнение экологических целей ЕС в установленные сроки. Госконтроль призвал полностью пересмотреть подход к введению новой системы, но призыв остался неуслышанным. Латвия со значительным отрывом занимает первое место в Европе по налогу на природные ресурсы за сбор отходов, однако 6 декабря Сейм утвердил очередное его повышение - с 95 до 110 евро за тонну. Это более чем в два раза превышает средний показатель по ЕС. Новая ставка налога, обоснованная необходимостью формирования у населения привычек сортировать отходы и сокращать объемы их захоронения приведет к тому, что людям придется платить за утилизацию отходов больше. Для части населения эта плата уже несколько лет составляет свыше 1,5% ежемесячных доходов, и это максимально допустимый уровень, установленный Всемирным банком. Хотя закон о налоге на природные ресурсы предусматривает использование его поступлений непосредственно для решения экологических проблем, основная часть этого налога поступает в "общий котел" - в основной госбюджет, и цель использования этих денег определить невозможно. Таким образом, Латвия решает экономические и социальные проблемы за счет налога за ущерб окружающей среде, а не ищет более эффективные решения для введения экономики замкнутого цикла. Самоуправления, в свою очередь, бьют тревогу, что у них недостаточно средств для внедрения эффективной системы сортировки биологических отходов и они не смогут начать ее с 1 января 2024 года, как это предусмотрено обязательствами Латвии. (Latvijas Avīze)
Начался раздел Гаркалнской волости
В конце года Ропажская краевая дума выполнила свое обязательство в соответствии с законом об административных территориях, утвердив план раздела Гаркалнской волости и направив его на рассмотрение Адажскому краю, которому предлагается присоединить к себе Балтэзерс и прилегающий к нему район Марсили. Это решение не устраивает жителей других поселков Гаркалнской волости, которые тоже проголосовали за присоединение к Адажскому самоуправлению. Однако процент участия жителей волости в опросе был настолько мал, что краевая дума не посчитала это мнение обоснованным. Пересмотр границ Ропажского края с присоединением части территории Гаркалне к Адажскому краю должен быть завершен до следующих муниципальных выборов, которые состоятся в июне 2025 года. После того как план раздела рассмотрит Адажская краевая дума, мнения двух самоуправлений о том, какую часть Гаркалне присоединить к Адажи, будет направлено в Министерство охраны среды и регионального развития, которое передаст его в правительство для принятия окончательного решения. (Latvijas Avīze)
Является ли здоровье населения приоритетом?
Большинство из 27 стран Европейского союза (ЕС) применяют достаточно низкие ставки НДС на лекарства, тогда как в Латвии эта ставка в размере 12% является самой высокой не только в Балтии, но и во всей Восточной Европе, говорится в исследовании, проведенном компанией "BDO Latvia". "Развитые страны применяют сравнительно более низкие ставки НДС, чем Латвия (Финляндия - 10%, Бельгия - 6%, Люксембург - 3%, Швеция - 0%), несмотря на то, что они могут позволить себе более высокие ставки, так как уровень жизни населения сравнительно выше", - отмечает партнер "BDO Latvia" Янис Зелменис, добавляя, что даже по сравнению со странами Балтии Латвия является в этом отношении рекордсменом, так как Литва и Эстония применяют к компенсируемым лекарствам соответственно 5 и 9%. Как пояснил Зелменис, согласно директиве ЕС о НДС стандартная ставка налога не может быть ниже 15%. Законодательство ЕС позволяет государствам вводить до двух пониженных ставок НДС не ниже 5%, при этом существует список товаров и услуг (продукты питания, вода, лекарства, фармацевтические препараты, товары для здоровья и гигиены, поставка книг и периодических изданий, пассажирские перевозки и покупка солнечных батарей), на которые можно установить еще более низкие ставки, чем 5%. "Теоретически и практически Латвия могла бы применять к лекарствам ставку НДС в размере 5% вместо 12%, что сделало бы их более доступными для болеющих и, возможно, помогло бы быстрее выздороветь", - говорит Зелменис. По его словам, НДС был, есть и будет одним из компонентов, влияющих на конечную цену медикаментов, однако, в отличие от других товаров и услуг, лекарства - это продукт, необходимый для здоровья и даже жизни человека, поэтому "зарабатывать" на них деньги для государства не очень этично. (Diena)